Автор: Почтенных Наталья Геннадьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" п.г.т. Смышляевка
Населённый пункт: г.Самара, Самарская область
Наименование материала: Собственный педагогический опыт
Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Раздел: начальное образование
Духовно-нравственное воспитание на уроках и внеурочной деятельности.
Нравственное воспитание- одна из актуальных проблем, которая должна решаться
всеми, кто имеет отношение к детям. Школьный возраст- период формирования основ
личности будущего гражданина. А начальная школа- это время формирования
человеческой личности. Специфика работы учителя начальной школы в том , что он
преподаёт не один предмет , а все предметы учебного плана. На каждом уроке можно
найти возможность решения проблемы воспитания гражданина и патриота своей
Родины. Таким образом, формирование личности идёт не только во время
внеклассной работы, но и на каждом уроке, во время перемен и, конечно же, на
занятиях по внеурочной деятельности.
Я хочу более подробно остановиться на уроках литературного чтения. В учебниках
представлен богатый выбор произведений духовно-нравственной тематики:
фольклора, прежде всего, пословиц, поговорок, былин, басен, былей и произведений
русской классики.
При подготовке к уроку я рассматриваю воспитательные и развивающие
возможности текстов. Для этого провожу аналитическую работу: в содержании
материала выделяю главное, что затронет чувства учеников.
При прочтении произведения, где центром анализа литературного произведения
становится герой, предоставляю учащимся возможность выявить качества главных
героев, оценить их поступки, осмыслить проблемы и мотивы поведения, поставить
себя на место героя.
. Так в 1 классе в период обучения грамоте использую беседы по картинкам,
иллюстрациям, содержанию текстов, особенно сказок, так как есть возможность
раскрыть перед детьми внутреннее содержание таких понятий, как взаимопомощь,
забота, внимание, доброжелательность, аккуратность, а также отрицательных понятий,
характеризующих отрицательные черты характера человека: хитрость, жадность,
нежелание помочь товарищу, неряшливость и другие. С первого класса дети
усваивают «золотое правило морали»: поступай по отношению к другим так, как бы
ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе. Или «Чего в другом не любишь,
того сам не делай». При чтении произведений по данной тематике, дети умеют
применять эти пословицы. Читая басни Крылова, учащиеся узнают пороки, которыми
страдают люди, в том числе и они. Писатели, поэты, баснописцы показывают нам,
каким делается человек, который живёт не по правилам общества и, наоборот, как
вознаграждается добро. Эта работа способствует коллективному переживанию,
сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания, даёт возможность
поделиться друг с другом радостью пережитого.
Для дополнительного чтения рекомендую книги, которые раскрывают
нравственность человека. Н-р, такие: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек», Андерсен
Г.Х. «Дюймовочка», Бажов П.П. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»,
стихи Барто, сказки Чуковского, Братьев Гримм, Р.Н.С., сказки народов мира и мн. Др.
На уроках предлагаю этические беседы на следующие темы:
«Зачем быть вежливым?»
Дружба- это…
Как выбирать друзей?
Правда и ложь- какие они?
В учебнике по литературному чтению предлагаются задания такого характера:
«Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта?» (после знакомства со сказкой о
Золотой рыбке )Придумай свой рассказ на эту тему.
«Знаешь ли ты истории, когда животные воспитывали не своих детёнышей?»
Продумай рассказ и запиши его в рабочую тетрадь.
«Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами
«Жадность всякому горю начало».
Напиши статью в школьную стенгазету «Как помочь животным в зимнее время »
На уроках русского языка использую такие варианты работы:
-докажи мудрость любой пословицы на конкретном примере (5-7предложений).
Можно из жизненного опыта, прочитанного или услышанного;
-придумай и запиши продолжение истории: «Решил(а) я маме сюрприз приготовить-
навести к её приходу порядок. Начал(а) убираться. А котёнок Кузька всё время мне
мешал. К тому же ещё любимую мамину вазу разбил. Рассердился(лась) я на него и
говорю: «Лучше бы ты не настоящий , а игрушечный был!» И вдруг Кузька
превратился в мягкую игрушку…»
-подбери синонимичные слова к словам: товарищ, справедливость, уважение и др.,
подобрать к ним антонимы, образовать от этих слов другие части речи и др.виды
работы.
При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС
формируются патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Этому способствуют
темы и разделы, введенные в учебниках 1-4 классов. Иллюстративный ряд подобран с
целью показа красоты природы, российских городов, архитектуры. Проекты,
предусмотренные для формирования патриотизма, с каждым классом углубляются и
усложняются, например, в 1 классе выполняется проект «Моя малая родина», в
котором ребятам предлагается с помощью фотографий рассказать о своей малой
родине. Во 2 классе этот проект углубляется «Города России» и школьники делают
фоторепортаж уже о нескольких городах. В 3-4 классах ребятам на выбор предлагается
выполнить несколько проектов о России.
В курсе «Окружающий мир» первостепенное внимание уделяется семье.
Формированию этой ценности помогает тема «Как живет семья?», выполняется проект
«Моя семья» (1 класс), проект «Родословная» (2 класс).
Таким образом, окружающий мир – это интегрированный предмет для младших
школьников, который объединяет знания о человеке, природе и обществе. Изучение
данного курса направлено на духовно – нравственное развитие и воспитание личности
гражданина России.
Тематика классных часов также способствует формированию личности будущего
гражданина. Из названий видна их направленность: «Правила поведения в школе и на
улице», «Доброта спасёт мир», «Уроки вежливости и доброты», «Дружба- какое
чудесное слово», «Твори добро», конкурс рецептов « Как вылечиться от лени?»,
конкурс рисунков «Мой город», откровенный разговор «Что в школе хорошо, а что
мне не нравится?», дискуссия «Зачем я хожу в школу?» и др.
Отдельно хочется рассказать о кружке внеурочной деятельности- ДНКР.(1-3 класс),
где на каждом занятии происходит воспитание души ребёнка, идёт приобщение к
опыту православной культуры, знакомство с формами традиций семейного уклада,
понимание своего места в семье, посильное участие в домашних делах, учим детей
уважать ближних и жить в согласии друг с другом.
В подготовке к занятиям мне помогает не только книга ДНКР, но и другая
дополнительная литература. Много рассказов, жизненных историй с духовно-
нравственной направленностью беру из православного календаря для детей и
родителей. Например:
Как дельфины умеют благодарить. Назидательный рассказ.
Ленивая. Быль.
Что осталось от роскошного пира. Притча о богатом и Лазаре.
Великий пост. Рассказ.
Доброму делу Бог помогает. Рассказ.
Терпение- лекарство от любой болезни. Рассказ. И др.
Много работаем над пословицами к ним. Детям нравятся такие произведения, они
делают правильные выводы. Имеется много и видеоматериала, записи песен Светланы
Копыловой, при прослушивании которых у неравнодушных появлялись слёзы. Дети
умеют сопереживать, их волнует душевная боль других людей и животных.
Аналогичная картина наблюдалась и при изучении темы «Дела милосердия». Отрывок
из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Нищий» ввёл всех в волнение. Стихотворение
разбирали по строчкам.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Последние две строчки «врезались» в память детей, всегда их вспоминают, когда речь
заходит о милосердии. И это лишь только некоторые примеры из занятий.
Каждое занятие кружка ДНКР- это размышление над своими делами и поступками,
над добром и злом, правдой и ложью, любовью и ненавистью, состраданием и
безразличием, дружбой и враждой, прощением и местью и др.понятиями. Данные
занятия учат прощать друг друга, какой бы горькой ни была эта обида. Но, к
сожалению, то не все умеют делать. Даже нам, взрослым, зачастую это бывает очень
трудно. Долго обижаемся, носим эту обиду в своём сердце. Если в классе среди детей
возникают серьёзные конфликты, сопровождающиеся местью и ненавистью, то сразу
привожу строки из стихотворения Б.Пастернака:
Ты вспомни, как прощал Христос! Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощён ты
сам!
Таким образом, мы видим, что занятия кружка- это есть уроки нравственности.
Хочу подвести итог всего выше сказанного: такая работа на разных уроках и во
внеурочной деятельности даёт положительную динамику по формированию духовно-
нравственных качеств наших учеников.