Автор: Рыжова Елена Александровна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО СШ "Виктория
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Современная хореография как инновационный метод технической подготовки в спортивной аэробике»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования спортивная школа «Виктория»
(МБОУ ДО СШ «Виктория»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Современная хореография как инновационный метод технической
подготовки в спортивной аэробике»
Разработчик:
Тренер-преподаватель высшей квалификационной
категории
Рыжова Елена Александровна
г. Екатеринбург
2025
Оглавление
Аннотация ................................................................................................................ 3
Пояснительная записка ........................................................................................... 5
Основная часть ........................................................................................................ 7
Заключение ............................................................................................................ 11
Информационные источники ............................................................................... 12
Аннотация
Современный танец – это передача понимания окружающего мира через
призму
современности
–
поп-музыку,
стиль
одежды,
раскованность.
Современный танец на то и современный, чтобы идти в ногу со временем,
видоизменяясь под стать моде, веяниям поп-культуры, массовым запросам. В
последнее
время
появилось
много
новых
танцевальных
направлений,
современный ритм жизни требует новых способов самовыражения. И одним
из
самых
популярных
и
зрелищных
стилей
является
контемпорари.
Contemporary иногда сравнивают с йогой, с его помощью также можно
достичь внутренней гармонии, создать равновесие между телом и душой.
Поклонники стиля уверяют, что это направление представляет собой целую
жизненную философию. Каждая композиция – не просто самовыражение
танцора, а также новая попытка понять самого себя, этот мир и свое место в
мире. Основоположницей танцевального направления считается легендарная
Айседора Дункан, она в начале 20-го столетия покорила Европу. Айседора
отвергла
все
действующие
ранее
каноны,
она
хотела
создать
стиль,
противоположный классическому балету, но максимально выразительный и
даже
отчасти
театральный.
А.
Дункан
выходила
на
сцену
в
наряде,
напоминающей древнегреческие хитоны и босиком. В России танцевальное
направление возникло в 1980-е годы. Главный принцип contemporary - это
свобода. А для исполнителя, это умение слушать свой внутренний голос,
выражать с помощью тела эмоции и мысли.
Как правило танец сочетает элементы расслабления и напряжения тела,
чередуются движения и
замирания, резкие остановки,
падения и
другие
приемы,
придающие
композиции
эмоциональную
выразительность.
В
контемпе
нет
базовых
шагов,
движений
и
правил.
Каждый
танцор
сам
выбирает
способы
самовыражения.
Контемп
развивает
у
танцора:
координацию движений, гибкость и пластику, чувство равновесия, помогает
сделать тело гармонично развитым и укрепляет мышцы.
Появляется легкость и плавность движений, улучшается осанка. Но это не
главное. Основным преимуществом стиля contemporary является внутреннее
раскрепощение.
Занятия дарят умиротворение и спокойствие, человек становится более
гармоничным, открытым. Слушая музыку, выражая себя, развивая свое тело и
эмоциональную сферу, танцор как бы снимает с себя груз психологических
переживаний и проблем, начинает лучше понимать самого себя и других
людей. Однако для того, чтобы танец был выразительным, стал настоящим
произведением искусства, танцор должен
в
совершенстве владеть
своим
телом. На занятиях контемпорари разучивают как элементы классического
танца, так и движения из разных танцевальных направлений, выполняют
упражнения на выносливость, растяжку и гибкость. Можно сказать, что такие
тренировки дают танцору инструмент, который он и будет использовать для
дальнейшего
творческого
роста,
как
средство
выражения
своих
эмоций,
мыслей и чувств.
Пояснительная записка
Актуальность
исследования
определяется
развитием
спортивной
аэробики,
ростом
мастерства
спортсменов
и
как
следствие
высокой
конкуренции. Спортивная аэробика гармонично сочетает в себе элементы на
силу,
гибкость,
акробатические
и
танцевальные
упражнения,
а
также
поддержки в командных видах. Новые правила соревнований предъявляют
высокие требования к программам спортсменов. Композиция должна быть не
просто набором элементов под музыку, а представлять собой мини спектакль
под музыку. Главная задача создать неповторимый образ и выразить «языком»
тела, эмоциями и движениями характер музыки. Большой удельный вес в
исполнительском
мастерстве
приобретает
такой
фактор,
как
артистизм,
частью которого выступает свобода движений, легкость и танцевальность. На
площадке
спортсмен
стремиться
показать
зрителю
не
только
сложные
элементы и переходы, но и то что он получает удовольствие от движений. В
учебно-тренировочный
процесс
гимнасток
необходимо
включать
хореографическую подготовку не только в виде классического урока, но и
современные
танцевальные
комбинации
разной
стилистики.
Новые
направления известны в среде молодежи и подростков и у них есть большое
желание освоить движения и совершенствовать себя в этих стилях.
В рамках нашего исследования рассмотрена методика современного
танца как инновационный подход
технической подготовки
в спортивной
аэробике,
позволяющая
разнообразить
тренировки,
развить
красоту
и
пластичность движений, повысить эмоциональный фон.
Целесообразность разработки темы способствует методической помощи
специалистам
в
планировании
технической
подготовки
на
учебно-
тренировочном этапе.
Научная новизна. Представлен
инновационный подход
технической
подготовки на учебно-тренировочном этапе в спортивной аэробике.
Цель
разработки
—
представить
учебно-тематический
план
и
примерный
план-конспект
занятия
для
эффективного
построения
тренировочного процесса на учебно-тренировочном этапе.
Задачи исследования:
1.
Изучить
научно-методическую
литературу
по
проблеме
исследования.
2. Разработать учебно-тематический план и примерный план-конспект
занятия
современной
хореографией
в
спортивной
аэробике
на
учебно-
тренировочном этапе.
Основная часть
Программа рассчитана на год обучения и рекомендуется для занятий
спортсменок учебно-тренировочного этапа свыше третьего года обучения.
Рабочая программа предлагает проведение занятий 2 раза в неделю по 60
минут на протяжении всего учебно-тренировочного года. Общее количество
часов в неделю – 8, в год – 72
Учебно-тематический план
Общее количество часов – 72. Количество занятий в неделю – 2.
Сентябрь –Октябрь. Тема 1. Введение в танец. Количество часов – 16.
Познакомить детей с современным танцем. Обучить основным движениям
стоя (техника, дыхание). Объяснить терминологию современного танца на
примере
упражнений.
Познакомить
детей
с
импровизацией,
выучить
комбинацию.
Ноябрь – Декабрь. Тема 2. Партерная техника. Количество часов – 16.
Обучить основным движениям партера: спуск, подъемы, перекаты, кувырки.
Выучить комбинацию партерного экзерсиса.
Январь – Февраль. Тема 3. Экзерсис на середине. Количество часов – 16.
Познакомить детей с понятием экзерсис. Обучить основным позициям и
движениям экзерсиса на середине: позиции рук и ног. Совершенствовать
партерную
технику,
импровизацию.
Выучить
комбинацию
экзерсиса
на
середине.
Март – Апрель. Тема 4. Кросс. Количество часов - 16.
Обучить работе в парах поддержки и переходы. Совершенствовать экзерсис
на полу и на середине, партерную технику. Выучить комбинацию .
Май.
Тема
5.
Импровизация и
партнёринг.
Количество часов
–
8.
Открытый урок . Закрепить пройденный за учебный год материал. Составить
самостоятельно фрагменты комбинации. Синтезировать все комбинации в
одно большое представление.
Названия движений в стиле контемпорари:
Flex- сокращение стопы или кисти руки.
Circle-круговые движения головой.
Releve- подняться на полупальцы.
Slide- скользящий, затянутый шаг.
Flat back (флэт бэк)- наклон торса вперед, в сторону, назад на 90 градусов с
прямой спиной без изгиба.
Body roll (боди ролл) — волнообразные наклоны торса.
Bounce
(баунс)
—
трамплинное
покачивание
вверх-вниз,
в
основном
происходит
либо
за
счёт
сгибания
и
разгибания
коленей,
либо
пульсирующими наклонами торса.
Brush (браш) — скольжение всей стопой по полу перед открытием ноги в
воздух или при закрытии в позицию.
De gage (дегаже) — перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по
второй позиции (вправо, влево) и по четвёртой позиции ног (вперёд, назад).
High release (хай релиз) — высокое расширение, движение, состоящее из
подъёма грудной клетки с небольшим перегибом назад.
Hinge (хинч) — положение танцора, при котором прямой торс отклоняется
назад, колени согнуты, стопы на полупальцах.
Hip lift (хип лифт) — подъём бедра вверх.
Hop (хоп) — невысокий прыжок на одной ноге, «рабочая» нога обычно в
положении «у колена».
Roll down (ролл даун) — спиральный наклон вниз-вперёд, начиная с головы и
заканчивая корпусом.
Roll up (ролл ап) — обратное движение, которое начинается с постепенного
раскручивания корпуса и заканчивается головой.
Особенности техники контемпорари
Плие
и
релеве
помогают
танцорам
контролировать
движения
и
поддерживать
стабильный
баланс.
Спин
и
вращение
используются
для
создания силы и мощности в движении. Перепады темпа и динамики. Танцоры
могут
переходить
от
медленных
и
плавных
движений
к
резким
и
непрерывным, что позволяет создать контраст и добавить эмоциональную
нагрузку. Мобильность и гибкость. Контемпорари требует от танцоров умения
двигаться в широком диапазоне жестов, что включает работу над растяжкой и
укреплением мышц.
Импровизация. Позволяет каждому танцору находить свой собственный
язык движений и выражать свои эмоции.
Особенности
танца
контемпорари:
любые
движения
связаны
с
процессом дыхания и выполняются через осознанное его распределение.
Чередование
расслабления
и
напряжения
мышц.
Помогает
получать
дополнительную энергию в движении. Координация и изоляция движений —
совместная
и
раздельная
работа
рук,
ног,
корпуса,
головы.
Умение
балансировать.
На
балансе
выстроены
комбинации
движений,
которые
обычно сочетаются с задержкой и высвобождением дыхания. Работа с весом
тела. Управление центрами тяжести, осознанное смещение веса в различные
стороны и части тела.
Контемпорари танец – интеллектуальный танец. Он требует понимания
и осознания того, как работает тело, как оно движется, как поддержать и
направить возникнувший импульс движения. Контемп – танец для души и
удовольствия.
Занятия
современными
танцами
помогают
спортсменам
полностью
раскрепоститься, что благоприятно сказывается на их выступлениях. Играют
большую
роль
в
развитии
артистичности,
так
как
в
этом
стиле
танца
преобладает полная свобода, а значит можно выражать своё собственное я.
Так
же,
спортсмены
увеличивают
танцевальный
«багаж»
знаний
и
совершенствуют свое мастерство.
Примерное содержание занятия
Содержание
I. Подготовительная часть урока
Приветствие педагога и обучающихся, постановка цели и задач занятия.
Построение учащихся в три шеренги (шахматный порядок)
Поклон
- Движения головы, грудного отдела, корпуса
- Roll down и Roll up
- Перенос веса с ноги на ногу
- Plie и Grand plie` по позициям
- Battement tendus, passe, rond de jambe par terre
- Волна корпусом
II. Основная часть:
Упражнения на середине зала
-упражнения стрейч-характера
-наклоны и твист торса, releve, curve, contraction release, hip lift, roll down,
roll up, свинг
-Adagio Relevelent
-прыжковые комбинации: leap, jamp
-Кросс.
Продвижение в пространстве (pas chasse, hop в комбинациях, tilt в прыжке
по диагонали и т. д.).
- Перекаты через широкие раскрытия
- Slide вдаль
Комбинации, импровизации
- Передвижение на четырех опорах
- Передвижение на двух опорах
Партнёринг (взаимодействия в парах и поддержки)
- Перекаты на четвереньках через друг друга, спиной к спине с поворотом
- Двигаясь в стороны приставными шагами в приседе находясь спиной к
спине
-колесо в парах
-силовые поддержки
Учащиеся представляют синхроны и комбинации на закрепление
выученных движений и элементов стиля контемпорари современной
хореографии.
III. Заключительная часть:
Растяжка
- бедра и голени
- плечевого пояса и спины
- упражнения из йоги и пилатес
- упражнения в равновесии
Поклон
Заключение
Настоящая методическая разработка «Современная хореография как
инновационный
метод
технической
подготовки
в
спортивной
аэробике»
содержит конкретные задачи и средства их решения для обучения в группах
начиная с третьего года учебно-тренировочного этапа.
Благодаря
своей
привлекательности
и
зрелищности
спортивная
аэробика является могучим средством агитации и пропаганды физической
культуры. Она отличается своеобразием содержания и форм. С помощью её
средств воспитывается культура движений, их красота и выразительность.
Органическая
связь
движений
с
музыкой,
танцевальный
характер
большинства
упражнений
и
непосредственное
использование
танца
(классического, народного, бального, современного и др.) в значительной мере
содействует эстетическому воспитанию занимающихся. Для полноценного
становления
спортсмены
осваивают
сначала
простейшие,
затем
более
сложные
элементы,
которые
помогут
им
составлять
композиции.
В
сотрудничестве
спортсмена
с
тренером
создаются
новые,
оригинальные,
зрелищные и запоминающиеся программы, многие из которых входят потом в
«золотую» коллекцию вида спорта.
Информационные источники
1.
Танец.
Хореография:
краткий
словарь
танцевальных
терминов
и
понятий [Текст] / сост. Н. А. Александрова. - Санкт-Петербург: Лань, Планета
музыки, 2008. - 416 С.
2.
Бахрушин Ю.А., История русского балета, М.,2007.
3.
Ваганова
А.Я.,
«Основы
классического
танца»
М.,
«Искусство»,
2008.- 85 с.
4.
Васильева, Н. Танец [Текст] / Н. Васильева. - Москва, 2007. - 105 С.
5.
Захаров Р.В., Беседы о танце, М., 2005. - 56 с.
6.
Программа «Мастерство актера» для хореографических училищ, М.,
2007. - 145 С.
7.
Тарасов Н.И., «Классический танец» М., «Искусство», 2011. - 78 С
8.
Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: Методика преподавания / В.Ю.
Никитин. - Москва : Всерос. Центр худож. творчества учащихся и работников
нач. проф. образования, 2002 (1-я Обр. тип.). - 158 с.
9.
Л.Д.
Ивлева,
Джазовый
танец.
Уч.
пособие
для
студентов
и
преподавателей институтов искусства и
культуры, колледжей и
училищ.
ЧГАКИ. Челябинск 2006.
10.
Т.С. Лисицкая, Аэробика на все вкусы. М.: «Владос». 1994.
11.
Е.В. Даниц. Джазовые танцы – Донецк, 2002.
12.
Судакова М. В. Современный танец. — Хабаровск: ХГТУ, 2005.
13.
Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Пластика тела. — М., 1997.