Напоминание

«Современная хореография как инновационный метод технической подготовки в спортивной аэробике»


Автор: Рыжова Елена Александровна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО СШ "Виктория
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Современная хореография как инновационный метод технической подготовки в спортивной аэробике»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования спортивная школа «Виктория»

(МБОУ ДО СШ «Виктория»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Современная хореография как инновационный метод технической

подготовки в спортивной аэробике»

Разработчик:

Тренер-преподаватель высшей квалификационной

категории

Рыжова Елена Александровна

г. Екатеринбург

2025

Оглавление

Аннотация ................................................................................................................ 3

Пояснительная записка ........................................................................................... 5

Основная часть ........................................................................................................ 7

Заключение ............................................................................................................ 11

Информационные источники ............................................................................... 12

Аннотация

Современный танец – это передача понимания окружающего мира через

призму

современности

поп-музыку,

стиль

одежды,

раскованность.

Современный танец на то и современный, чтобы идти в ногу со временем,

видоизменяясь под стать моде, веяниям поп-культуры, массовым запросам. В

последнее

время

появилось

много

новых

танцевальных

направлений,

современный ритм жизни требует новых способов самовыражения. И одним

из

самых

популярных

и

зрелищных

стилей

является

контемпорари.

Contemporary иногда сравнивают с йогой, с его помощью также можно

достичь внутренней гармонии, создать равновесие между телом и душой.

Поклонники стиля уверяют, что это направление представляет собой целую

жизненную философию. Каждая композиция – не просто самовыражение

танцора, а также новая попытка понять самого себя, этот мир и свое место в

мире. Основоположницей танцевального направления считается легендарная

Айседора Дункан, она в начале 20-го столетия покорила Европу. Айседора

отвергла

все

действующие

ранее

каноны,

она

хотела

создать

стиль,

противоположный классическому балету, но максимально выразительный и

даже

отчасти

театральный.

А.

Дункан

выходила

на

сцену

в

наряде,

напоминающей древнегреческие хитоны и босиком. В России танцевальное

направление возникло в 1980-е годы. Главный принцип contemporary - это

свобода. А для исполнителя, это умение слушать свой внутренний голос,

выражать с помощью тела эмоции и мысли.

Как правило танец сочетает элементы расслабления и напряжения тела,

чередуются движения и

замирания, резкие остановки,

падения и

другие

приемы,

придающие

композиции

эмоциональную

выразительность.

В

контемпе

нет

базовых

шагов,

движений

и

правил.

Каждый

танцор

сам

выбирает

способы

самовыражения.

Контемп

развивает

у

танцора:

координацию движений, гибкость и пластику, чувство равновесия, помогает

сделать тело гармонично развитым и укрепляет мышцы.

Появляется легкость и плавность движений, улучшается осанка. Но это не

главное. Основным преимуществом стиля contemporary является внутреннее

раскрепощение.

Занятия дарят умиротворение и спокойствие, человек становится более

гармоничным, открытым. Слушая музыку, выражая себя, развивая свое тело и

эмоциональную сферу, танцор как бы снимает с себя груз психологических

переживаний и проблем, начинает лучше понимать самого себя и других

людей. Однако для того, чтобы танец был выразительным, стал настоящим

произведением искусства, танцор должен

в

совершенстве владеть

своим

телом. На занятиях контемпорари разучивают как элементы классического

танца, так и движения из разных танцевальных направлений, выполняют

упражнения на выносливость, растяжку и гибкость. Можно сказать, что такие

тренировки дают танцору инструмент, который он и будет использовать для

дальнейшего

творческого

роста,

как

средство

выражения

своих

эмоций,

мыслей и чувств.

Пояснительная записка

Актуальность

исследования

определяется

развитием

спортивной

аэробики,

ростом

мастерства

спортсменов

и

как

следствие

высокой

конкуренции. Спортивная аэробика гармонично сочетает в себе элементы на

силу,

гибкость,

акробатические

и

танцевальные

упражнения,

а

также

поддержки в командных видах. Новые правила соревнований предъявляют

высокие требования к программам спортсменов. Композиция должна быть не

просто набором элементов под музыку, а представлять собой мини спектакль

под музыку. Главная задача создать неповторимый образ и выразить «языком»

тела, эмоциями и движениями характер музыки. Большой удельный вес в

исполнительском

мастерстве

приобретает

такой

фактор,

как

артистизм,

частью которого выступает свобода движений, легкость и танцевальность. На

площадке

спортсмен

стремиться

показать

зрителю

не

только

сложные

элементы и переходы, но и то что он получает удовольствие от движений. В

учебно-тренировочный

процесс

гимнасток

необходимо

включать

хореографическую подготовку не только в виде классического урока, но и

современные

танцевальные

комбинации

разной

стилистики.

Новые

направления известны в среде молодежи и подростков и у них есть большое

желание освоить движения и совершенствовать себя в этих стилях.

В рамках нашего исследования рассмотрена методика современного

танца как инновационный подход

технической подготовки

в спортивной

аэробике,

позволяющая

разнообразить

тренировки,

развить

красоту

и

пластичность движений, повысить эмоциональный фон.

Целесообразность разработки темы способствует методической помощи

специалистам

в

планировании

технической

подготовки

на

учебно-

тренировочном этапе.

Научная новизна. Представлен

инновационный подход

технической

подготовки на учебно-тренировочном этапе в спортивной аэробике.

Цель

разработки

представить

учебно-тематический

план

и

примерный

план-конспект

занятия

для

эффективного

построения

тренировочного процесса на учебно-тренировочном этапе.

Задачи исследования:

1.

Изучить

научно-методическую

литературу

по

проблеме

исследования.

2. Разработать учебно-тематический план и примерный план-конспект

занятия

современной

хореографией

в

спортивной

аэробике

на

учебно-

тренировочном этапе.

Основная часть

Программа рассчитана на год обучения и рекомендуется для занятий

спортсменок учебно-тренировочного этапа свыше третьего года обучения.

Рабочая программа предлагает проведение занятий 2 раза в неделю по 60

минут на протяжении всего учебно-тренировочного года. Общее количество

часов в неделю – 8, в год – 72

Учебно-тематический план

Общее количество часов – 72. Количество занятий в неделю – 2.

Сентябрь –Октябрь. Тема 1. Введение в танец. Количество часов – 16.

Познакомить детей с современным танцем. Обучить основным движениям

стоя (техника, дыхание). Объяснить терминологию современного танца на

примере

упражнений.

Познакомить

детей

с

импровизацией,

выучить

комбинацию.

Ноябрь – Декабрь. Тема 2. Партерная техника. Количество часов – 16.

Обучить основным движениям партера: спуск, подъемы, перекаты, кувырки.

Выучить комбинацию партерного экзерсиса.

Январь – Февраль. Тема 3. Экзерсис на середине. Количество часов – 16.

Познакомить детей с понятием экзерсис. Обучить основным позициям и

движениям экзерсиса на середине: позиции рук и ног. Совершенствовать

партерную

технику,

импровизацию.

Выучить

комбинацию

экзерсиса

на

середине.

Март – Апрель. Тема 4. Кросс. Количество часов - 16.

Обучить работе в парах поддержки и переходы. Совершенствовать экзерсис

на полу и на середине, партерную технику. Выучить комбинацию .

Май.

Тема

5.

Импровизация и

партнёринг.

Количество часов

8.

Открытый урок . Закрепить пройденный за учебный год материал. Составить

самостоятельно фрагменты комбинации. Синтезировать все комбинации в

одно большое представление.

Названия движений в стиле контемпорари:

Flex- сокращение стопы или кисти руки.

Circle-круговые движения головой.

Releve- подняться на полупальцы.

Slide- скользящий, затянутый шаг.

Flat back (флэт бэк)- наклон торса вперед, в сторону, назад на 90 градусов с

прямой спиной без изгиба.

Body roll (боди ролл) — волнообразные наклоны торса.

Bounce

(баунс)

трамплинное

покачивание

вверх-вниз,

в

основном

происходит

либо

за

счёт

сгибания

и

разгибания

коленей,

либо

пульсирующими наклонами торса.

Brush (браш) — скольжение всей стопой по полу перед открытием ноги в

воздух или при закрытии в позицию.

De gage (дегаже) — перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по

второй позиции (вправо, влево) и по четвёртой позиции ног (вперёд, назад).

High release (хай релиз) — высокое расширение, движение, состоящее из

подъёма грудной клетки с небольшим перегибом назад.

Hinge (хинч) — положение танцора, при котором прямой торс отклоняется

назад, колени согнуты, стопы на полупальцах.

Hip lift (хип лифт) — подъём бедра вверх.

Hop (хоп) — невысокий прыжок на одной ноге, «рабочая» нога обычно в

положении «у колена».

Roll down (ролл даун) — спиральный наклон вниз-вперёд, начиная с головы и

заканчивая корпусом.

Roll up (ролл ап) — обратное движение, которое начинается с постепенного

раскручивания корпуса и заканчивается головой.

Особенности техники контемпорари

Плие

и

релеве

помогают

танцорам

контролировать

движения

и

поддерживать

стабильный

баланс.

Спин

и

вращение

используются

для

создания силы и мощности в движении. Перепады темпа и динамики. Танцоры

могут

переходить

от

медленных

и

плавных

движений

к

резким

и

непрерывным, что позволяет создать контраст и добавить эмоциональную

нагрузку. Мобильность и гибкость. Контемпорари требует от танцоров умения

двигаться в широком диапазоне жестов, что включает работу над растяжкой и

укреплением мышц.

Импровизация. Позволяет каждому танцору находить свой собственный

язык движений и выражать свои эмоции.

Особенности

танца

контемпорари:

любые

движения

связаны

с

процессом дыхания и выполняются через осознанное его распределение.

Чередование

расслабления

и

напряжения

мышц.

Помогает

получать

дополнительную энергию в движении. Координация и изоляция движений —

совместная

и

раздельная

работа

рук,

ног,

корпуса,

головы.

Умение

балансировать.

На

балансе

выстроены

комбинации

движений,

которые

обычно сочетаются с задержкой и высвобождением дыхания. Работа с весом

тела. Управление центрами тяжести, осознанное смещение веса в различные

стороны и части тела.

Контемпорари танец – интеллектуальный танец. Он требует понимания

и осознания того, как работает тело, как оно движется, как поддержать и

направить возникнувший импульс движения. Контемп – танец для души и

удовольствия.

Занятия

современными

танцами

помогают

спортсменам

полностью

раскрепоститься, что благоприятно сказывается на их выступлениях. Играют

большую

роль

в

развитии

артистичности,

так

как

в

этом

стиле

танца

преобладает полная свобода, а значит можно выражать своё собственное я.

Так

же,

спортсмены

увеличивают

танцевальный

«багаж»

знаний

и

совершенствуют свое мастерство.

Примерное содержание занятия

Содержание

I. Подготовительная часть урока

Приветствие педагога и обучающихся, постановка цели и задач занятия.

Построение учащихся в три шеренги (шахматный порядок)

Поклон

- Движения головы, грудного отдела, корпуса

- Roll down и Roll up

- Перенос веса с ноги на ногу

- Plie и Grand plie` по позициям

- Battement tendus, passe, rond de jambe par terre

- Волна корпусом

II. Основная часть:

Упражнения на середине зала

-упражнения стрейч-характера

-наклоны и твист торса, releve, curve, contraction release, hip lift, roll down,

roll up, свинг

-Adagio Relevelent

-прыжковые комбинации: leap, jamp

-Кросс.

Продвижение в пространстве (pas chasse, hop в комбинациях, tilt в прыжке

по диагонали и т. д.).

- Перекаты через широкие раскрытия

- Slide вдаль

Комбинации, импровизации

- Передвижение на четырех опорах

- Передвижение на двух опорах

Партнёринг (взаимодействия в парах и поддержки)

- Перекаты на четвереньках через друг друга, спиной к спине с поворотом

- Двигаясь в стороны приставными шагами в приседе находясь спиной к

спине

-колесо в парах

-силовые поддержки

Учащиеся представляют синхроны и комбинации на закрепление

выученных движений и элементов стиля контемпорари современной

хореографии.

III. Заключительная часть:

Растяжка

- бедра и голени

- плечевого пояса и спины

- упражнения из йоги и пилатес

- упражнения в равновесии

Поклон

Заключение

Настоящая методическая разработка «Современная хореография как

инновационный

метод

технической

подготовки

в

спортивной

аэробике»

содержит конкретные задачи и средства их решения для обучения в группах

начиная с третьего года учебно-тренировочного этапа.

Благодаря

своей

привлекательности

и

зрелищности

спортивная

аэробика является могучим средством агитации и пропаганды физической

культуры. Она отличается своеобразием содержания и форм. С помощью её

средств воспитывается культура движений, их красота и выразительность.

Органическая

связь

движений

с

музыкой,

танцевальный

характер

большинства

упражнений

и

непосредственное

использование

танца

(классического, народного, бального, современного и др.) в значительной мере

содействует эстетическому воспитанию занимающихся. Для полноценного

становления

спортсмены

осваивают

сначала

простейшие,

затем

более

сложные

элементы,

которые

помогут

им

составлять

композиции.

В

сотрудничестве

спортсмена

с

тренером

создаются

новые,

оригинальные,

зрелищные и запоминающиеся программы, многие из которых входят потом в

«золотую» коллекцию вида спорта.

Информационные источники

1.

Танец.

Хореография:

краткий

словарь

танцевальных

терминов

и

понятий [Текст] / сост. Н. А. Александрова. - Санкт-Петербург: Лань, Планета

музыки, 2008. - 416 С.

2.

Бахрушин Ю.А., История русского балета, М.,2007.

3.

Ваганова

А.Я.,

«Основы

классического

танца»

М.,

«Искусство»,

2008.- 85 с.

4.

Васильева, Н. Танец [Текст] / Н. Васильева. - Москва, 2007. - 105 С.

5.

Захаров Р.В., Беседы о танце, М., 2005. - 56 с.

6.

Программа «Мастерство актера» для хореографических училищ, М.,

2007. - 145 С.

7.

Тарасов Н.И., «Классический танец» М., «Искусство», 2011. - 78 С

8.

Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: Методика преподавания / В.Ю.

Никитин. - Москва : Всерос. Центр худож. творчества учащихся и работников

нач. проф. образования, 2002 (1-я Обр. тип.). - 158 с.

9.

Л.Д.

Ивлева,

Джазовый

танец.

Уч.

пособие

для

студентов

и

преподавателей институтов искусства и

культуры, колледжей и

училищ.

ЧГАКИ. Челябинск 2006.

10.

Т.С. Лисицкая, Аэробика на все вкусы. М.: «Владос». 1994.

11.

Е.В. Даниц. Джазовые танцы – Донецк, 2002.

12.

Судакова М. В. Современный танец. — Хабаровск: ХГТУ, 2005.

13.

Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Пластика тела. — М., 1997.



В раздел образования