Автор: Замиралов Сергей Владимирович
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им. Г. Кукуевицкого"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО- Югра
Наименование материала: методический доклад
Тема: «Организация игрового аппарата в начальный период обучения игре на фортепиано»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»
Методический доклад на тему:
«Организация игрового аппарата
в начальный период обучения игре на фортепиано»
Замиралов Сергей Владимирович,
преподаватель по классу фортепиано
МБУ ДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого»
г. Сургут, ХМАО- Югра
Содержание:
I.
Введение.
II.
Основная часть. Организация игрового аппарата в начальный период
обучения игре на фортепиано:
Принципы развития пианистического аппарата.
Организация пианистического аппарата.
Недостатки в развитии пианистического аппарата.
III.
Заключение.
IV.
Список используемой литературы.
I.
Введение
В начальный период обучения учащихся игре на фортепиано самым
важным элементом в работе является постановка игрового аппарата.
Работа с начинающим пианистом по организации игрового аппарата
достаточно
условно
делится
на
два
этапа:
подготовительный
(«доинструментальный») и «инструментальный» – этап непосредственной
работы за инструментом. На каждом из этих этапов решаются определенные
задачи по формированию необходимых игровых навыков. В данной работе
будут описаны основные моменты, на которые нужно обратить внимание при
переходе ко второму этапу – работе непосредственно за инструментом.
Развитие
ученика
всегда
связано
с
расширением
музыкальных
представлений, со стремлением ярче выразить характер и содержание музыки, а
его технический аппарат должен помогать в выполнении этих задач.
Следовательно, одна из главных целей педагога – обеспечить у учащегося
развитие игрового аппарата, способного выполнять необходимые музыкальные
задачи.
II.
Основная часть. Организация игрового аппарата в начальный
период обучения игре на фортепиано
Особенности детского игрового аппарата связаны и с возрастными
различиями,
и
с
индивидуальными
особенностями
(строение
ладони,
подвижность
кисти,
сила
пальцев
и
т.д.).
Технические
возможности
начинающего
пианиста,
естественно,
ограничены.
Очень
важно,
чтобы
объяснение всех технических приемов маленьким ученикам соответствовало
уровню их мышления и физического развития.
Принципы развития пианистического аппарата:
1.
Гибкость и пластичность аппарата.
2.
Связь и взаимодействие всех его участков при ведущих живых и
активных пальцах.
3.
Целесообразность и экономия движений.
4.
Управляемость техническим процессом.
5.
Звуковой результат как необходимый итог.
Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально-
звукового представления с игровым приемом, педагог должен стараться
следовать в работе перечисленным принципам.
Организация пианистического аппарата
Работа начинающего пианиста за инструментом начинается с правильной
посадки – как основы для правильного положения рук и пальцев будущего
музыканта. Посадка должна быть удобной и сохранять необходимую свободу
для исполнителя.
Правильная посадка за инструментом – это правильное положение ступней
ног, коленей, правильное положение юного музыканта на стуле, а именно:
правильное положение спины, плеч, локтей и кистей рук, и как результат -
правильное положение пальцев рук на клавиатуре. Для этого необходимо
правильно определить:
местоположение
стула
по
отношению
к
клавиатуре
(строго
посередине);
расстояние от клавиатуры;
высоту начинающего музыканта над полом;
положение обеих рук, локтей, запястья;
положение ног на полу.
Садиться на стул следует неглубоко, чтобы корпус мог свободно
наклоняться вперед, назад, вправо и влево (чтобы использовать в игре всю
клавиатуру). Положение на кончике стула лишает пианиста необходимой
устойчивости и опоры.
В
целом,
посадка
должна
обеспечивать
рукам
округлость,
а
не
вытянутость. Локти при этом слегка отодвинуты от корпуса, так, чтобы в
подмышечной впадине чувствовался воздух («воздушный шарик»).
Крайне важно обратить внимание ученика на положение корпуса. Спина
должна быть прямой, вертикальной, плечи расслаблены и опущены. Хорошая
опора на ноги также поможет сохранять правильную осанку. Сутулая,
сгорбленная спина затрудняет работу мышц плеча, спины, груди, плечевого
пояса. Главным ощущением правильности осанки должно быть ощущение так
называемого «стержня», проходящего вдоль спины, прогнутости торса,
поддержка всего корпуса мышцами поясницы. Поддержка нижних мышц
регулирует вес руки, передаваемый в клавиши, придаёт руке упругость,
лёгкость, от неё зависит упругий, активный тонус мышц, необходимый для
успешной работы пианиста.
Необходимо
помочь
ребенку
занять
правильное
положение
за
инструментом, положив на стул доску или подушечку, поставив под ноги по
росту ребенка скамеечку, в которую должны прочно упираться его ноги.
Садиться надо на полстула, на такой высоте и таком расстоянии, чтобы удобно
было достать до клавиатуры.
Существуют
упражнения,
способствующие
регулировке
мышечного
тонуса (умение напрягать и расслаблять мышцы тела), что в дальнейшем
поможет ребенку правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину,
оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги:
1.
«Новая и сломанная кукла» (для девочек) и «Солдатик и
медвежонок» (для мальчиков). Первое время выполняется сидя на полу, затем
за фортепиано. Сидеть, как кукла на витрине (от 2 до 20 секунд), затем
расслабиться (5-10 секунд). Выполнять 6 раз.
2.
Исходная позиция – «новая игрушка». Покачать туловищем с
прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться – игрушка
сломалась, кончился завод. Повторить упражнения, сидя на стуле за
фортепиано, опираясь на ноги (ноги стоят на подставке). Руки свободно лежат
на коленях.
3.
Выполнить упражнение 2, усложнив его движениями рук, а именно:
руками свободно размахивать, имитируя полет большой, красивой, нежной
птицы: «нежной» - движения рук плавные; «большой» - большая амплитуда
движений; «красивой» - добиваться изящества в движениях.
4.
«Заводная кукла» или «Робот». Кукла стоит, подняв руки - все тело
до кончиков пальцев напряжено, завод кончился, постепенно падают,
«выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище. Ребенок наклоняется и
качает расслабленными руками.
5.
Преподаватель играет пьесу П.И. Чайковского «Подснежник».
Ребенок сидит на стуле, руки свободно на коленях. Первая фраза – подснежник
«растет» - правая рука плавно поднимается и опускается. На протяжении всего
упражнения кисть висит расслабленная, как цветок подснежника. Ладошку не
следует показывать, потому что лепестки подснежника собраны и опущены
вниз. Вторая фраза – те же движения левой рукой. Третья фраза – поднимаются
обе руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.
При выполнении данных упражнений нежелательно говорить ребенку
«Давай сделаем с тобой упражнение», лучше использовать фразу «Давай с
тобой поиграем». Игра все еще занимает большое место в жизни младших
школьников, и применение игровых приемов в обучении поможет создать
психологический комфорт для ребенка, избежать скованности, стеснительности
и излишней старательности.
Положение пальцев на клавиатуре должно быть таким, чтобы его можно
было бы легко изменить. Предпочтительнее всего естественная, слегка
закруглённая форма пальцев, дающая возможность свободно «открывать» и
«закрывать» их. Свободная кисть имеет округлую форму – это можно показать
ученику, предложив ему посмотреть на руку, свободно висящую вдоль корпуса;
пальцы полусогнуты, не напряжены, не сжаты. Они должны находиться на
поверхности клавиш, достаточно близко друг к другу, но не «склеиваться».
Важно с самого начала правильно определить положение пальцев на
клавишах. Длинные 2, 3, 4-й пальцы стоят на одной линии, ближе к черным
клавишам. Более короткий 5-й палец располагается ближе к краю клавиши. При
этом 1-й палец соприкасается с клавишей боковой поверхностью.
Наиболее удобным и целесообразным будет положение кисти с опорой в
середину ладони, широкой, с пологим пружинящим «сводом». Недопустима
вогнутая кисть, так как это приводит к расслаблению пальцев и ограничению
их движений.
Известно, что к числу главных недостатков в техническом развитии
пианиста относится зажатость и скованность аппарата.
Организованность
движений должна сочетаться с освобождением от лишнего напряжения. Рука
учащегося должна быть свободна от плеча до кончиков пальцев, и в то же
время собранной, организованной, готовой к действию.
При
игре
одноголосных
мелодий
положение
локтя
и
корпуса
определяются требованием, чтобы третий палец располагался вдоль клавиши
(«смотрел вдоль клавиши»). Локоть должен быть чаще в несколько отведенном
положении. С желанием учащихся прижимать локоть к корпусу нужно
неустанно бороться, в то же время недопустимо чрезмерное отведение локтя.
Высота запястья определяется требованием, чтобы первый палец, не лежал
на клавише горизонтально, а становился под небольшим углом. Второй, третий
и четвертые пальцы в момент опоры закруглены дугообразно (но не
крючкообразно) для того, чтобы касаться клавиш подушечками. Пятый палец
должен быть почти выпрямленным, а первый слегка согнут в концевом суставе.
Таким образом, работая над формированием первоначальных игровых
навыков, педагог должен научить маленького пианиста владеть своим игровым
аппаратом, помочь ему усвоить основные формы пианистических движений, а
для этого необходимо:
организовать округлую форму кисти, мышечно-упругий свод;
воспитать цепкость и чуткость кончиков пальцев, извлечение звука
прикосновением ко «дну» клавиши;
обучить
движениям
запястья:
вертикальному,
горизонтальному,
кругообразному;
определить положение и действия первого пальца, часто создающего
при игре на фортепиано серьезные трудности;
обучить основным принципам пальцевой и весовой игры.
Первые приемы игры состоят из наиболее простых движений. Лучше всего
начинать игру с приема non legato. При этом осваивается прием переноса руки с
клавиши на клавишу, приобретается ощущение управляемости и готовности
всей руки для того или иного движения. При игре non legato нельзя «бросать»
руку, нужно всегда «ставить» её на клавишу и не «ударять», а опускать до дна.
При переходе к приёму legato необходимо добиваться мягкого, без толчков,
переступания с пальца на палец, для получения связного и певучего звучания.
Прием staccato не следует применять в начале обучения, это может вызвать
напряженность и зажатость руки учащегося. При игре пальцы должны быть
активными. Размах пальцев перед опусканием его на клавишу не должен быть
слишком большим.
Недостатки в развитии пианистического аппарата
Недостатки в пианистическом аппарате могут возникать по разным
причинам, в частности, при неправильной организации иных частей аппарата.
Например, отсутствие самостоятельных движений пальцев может привести к
вибрации запястья.
Наиболее типичные недостатки пианистического аппарата:
напряженно поднятые плечи;
зажатый локтевой сустав;
напряженное и фиксированное в одном положении запястье;
усиленная вибрация запястья («тряска»);
отсутствие мышечной организации свода: прогибающиеся внутрь
ладони пясто-кистевые суставы;
прогибающиеся ногтевые фаланги;
напряженный, малоподвижный первый палец;
пятый палец, играющий всей длиной, напряженный в вытянутом или
согнутом положении.
Причины большинства этих недостатков – не цепкие, не умеющие
самостоятельно работать пальцы, лишающие руку устойчивого положения на
клавиатуре.
Поэтому следует прежде всего развивать у учащихся активность,
цепкость и самостоятельность движений пальцев.
Затем нужно применять
определенные упражнения: при поднятых плечах – упражнения на весовые
движения,
при
зажатом
запястье
–
упражнения
на
вертикальные,
горизонтальные и вращательные движения запястья, и т.д.
Локтевой сустав бывает зажат, когда ему придают неудобное положение –
далеко отводят от корпуса. В этом случае нужно привести локоть в нормальное
положение: плечо (от плечевого до локтевого сустава) – в свободном
положении вдоль корпуса, локтевой сустав подвижен.
Педагогу следует помнить, что существует целый ряд специальных
упражнений,
в
том
числе
игровых,
выполнение
которых
поможет
в
исправлении пианистических недостатков у детей младшего возраста.
III.
Заключение
Подводя
итог
вышесказанному,
необходимо
еще
раз
отметить:
организация игрового аппарата – первоочередная задача педагога в начальный
период обучения игре на фортепиано. Но не менее важна она и на
последующих этапах. Ученик растет, меняются пропорции и двигательные
возможности его рук, усложняется репертуар, используются новые технические
приемы – все это требует постоянного внимания к пианистическому аппарату
на протяжении длительного периода обучения.
Необходимо также помнить о
том, что для успешной работы над пианистической техникой огромное
значение имеют такие компоненты музыкального развития, как яркость
музыкально-образных представлений, глубина переживаний, а также слуховое
развитие ученика.
IV. Список используемой литературы
1.
Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». – М., 1988.
2.
Баренбойм
Л.
«Воспитание
техники
ученика».
–
СПБ.:
изд-во
«Композитор», 2016.
3.
Либерман Е.Я. «Работа над фортепианной техникой». – М.: «Музыка»,
1985.
4.
Москаленко Л.А. «Методика организации пианистического аппарата». –
Новосибирск, 1989.
5.
Николаев А. «Некоторые вопросы развития фортепианной техники». – М.,
1965.
6.
Сафарова И. «Игры для организации пианистических движений». –
Екатеринбург, 1994.
7.
Шмидт-Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков». – Л.,
1985.