Напоминание

Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка у учащихся в начальной школе


Автор: Кафтайкина Мария Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ с УИОП №38
Населённый пункт: Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка у учащихся в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




«Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского

языка у учащихся в начальной школе»

Кафтайкина М.О. ( учитель начальных классов.)

В настоящее время в России идёт становление новой системы

образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное

пространство. В Концепции модернизации Российского образования

говорится о необходимости компетентностного подхода в образовании и

формирования ключевых компетенций. Это связано с тем, что традиционные

подходы в обучении нужно дополнять такими, которые бы смогли повысить

качество образования, эффективно действовать учащимся за пределами

учебных сюжетов и учебных ситуаций. Современный этап развития школы в

России характеризуется изменениями, неизбежно затрагивающими

содержание образования.

Обновление и инновация учебных дисциплин требуют включения в

процесс обучения не только технологических новшеств, изменений

организационной и содержательной стороны учебного процесса, но и

сопровождаются многоуровневым построением обучения, которое призвано

совершенствовать подготовку каждого учащегося, познать его способности и

интересы, обеспечивающие развитие личностного творческого потенциала.

В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения

(ФГОС) процесс развития коммуникативных компетенций у учащихся

начальных классов приобретает первостепенную роль.

Тема исследования: « Развитие коммуникативных компетенций на

уроках русского языка у учащихся в начальной школе»

Объектом исследования является: процесс развития

коммуникативных компетенций на уроках русского языка в начальной

школе.

Предметом исследования является: условия и средства развития

коммуникативных компетенций на уроках русского языка у учащихся в

начальной школе.

Проблема: Каковы условия и средства развития коммуникативных

компетенций у младших школьников.

Результатом образования, сегодня должны быть не просто знания,

умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной,

образованной, творческой личности, способной жить в современном мире,

готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в

интересах общества. А, проще говоря, словами рекламы: «Чтобы стать

успешным, быть счастливым, жить достойно – нужно говорить!» А ведь

младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения

коммуникативными компетенциями в силу своей чуткости к языковым

явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Каково же значение коммуникативной компетенции для

младшего школьника?

Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример,

если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом

чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной

компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно,

ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на

последующую учебную деятельность.

Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит

процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное

благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с

одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив,

неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает

ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные

формы поведения.

В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться

в образовательном процессе не только как условие сегодняшней

эффективности и благополучия его будущей жизни.

Цель: выявить эффективность приемов формирования

коммуникативных компетенций, используемых на уроках и во внеклассной

деятельности в начальной школе.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие

задачи:

1.

диагностика исходных данных коммуникативных умений

учащихся 1 класса;

2.

выбор методов, технологий и техник развития коммуникативных

компетенций;

3.

разработка учебно-методического пособия игр и упражнений

(для развития коммуникативных компетенций учащихся начальных классов

на уроках русского языка)

Актуальность: У детей младшего школьного возраста существует

ряд проблем требующих обязательного решения для их дальнейшего

успешного обучения в общеобразовательной школе:

- адаптация первоклассников после детского сада и «домашних детей»;

- неумение контактировать друг с другом;

- возможно провоцирование асоциальных форм поведения.

Развитие данной компетенции является актуальной проблемой,

решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для

общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере

коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные

планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку

и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей.

Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной

деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом

Данные проблемы вызывают в детях неуверенность и тревогу.

Ученики испытывают затруднения при ответе с места и у доски. Кроме того

несформированные компетенции в обучении – это и слабые контакты с

ребятами, живущими во дворе, иногда и с родителями. Все эти проблемы

ставят во главу угла педагогической деятельности – развитие

коммуникативных компетенций. Следовательно: коммуникативные

компетенции – это ключ к успешной учебной деятельности и ресурс

социальной адаптации в жизни.

Новизна опыта состоит в раскрытии механизма развития

коммуникативной компетентности младших школьников посредством

представленной системы работы; упорядоченности дидактического

материала, проведения конкретных видов заданий, в основе которых

индивидуальный подход к учащимся; использование активных, проблемно-

поисковых методов и способов обучения, компетентностный подход к

обучению, использование развивающих педагогических компьютерных и

проектных технологий. Реализация данной темы осуществлялась

следующими средствами: использование дидактического раздаточного

материала: карточки с тестовыми и творческими заданиями разных уровней,

современное оснащение учебного кабинета: интерактивная доска,

компьютер, нэтбуки, телевизор, интернет - всё это способствует успешному

развитию коммуникативной компетенции на уроках русского языка младших

школьников.



В раздел образования