Автор: Кафтайкина Мария Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ с УИОП №38
Населённый пункт: Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка у учащихся в начальной школе
Раздел: начальное образование
«Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского
языка у учащихся в начальной школе»
Кафтайкина М.О. ( учитель начальных классов.)
В настоящее время в России идёт становление новой системы
образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное
пространство. В Концепции модернизации Российского образования
говорится о необходимости компетентностного подхода в образовании и
формирования ключевых компетенций. Это связано с тем, что традиционные
подходы в обучении нужно дополнять такими, которые бы смогли повысить
качество образования, эффективно действовать учащимся за пределами
учебных сюжетов и учебных ситуаций. Современный этап развития школы в
России характеризуется изменениями, неизбежно затрагивающими
содержание образования.
Обновление и инновация учебных дисциплин требуют включения в
процесс обучения не только технологических новшеств, изменений
организационной и содержательной стороны учебного процесса, но и
сопровождаются многоуровневым построением обучения, которое призвано
совершенствовать подготовку каждого учащегося, познать его способности и
интересы, обеспечивающие развитие личностного творческого потенциала.
В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения
(ФГОС) процесс развития коммуникативных компетенций у учащихся
начальных классов приобретает первостепенную роль.
Тема исследования: « Развитие коммуникативных компетенций на
уроках русского языка у учащихся в начальной школе»
Объектом исследования является: процесс развития
коммуникативных компетенций на уроках русского языка в начальной
школе.
Предметом исследования является: условия и средства развития
коммуникативных компетенций на уроках русского языка у учащихся в
начальной школе.
Проблема: Каковы условия и средства развития коммуникативных
компетенций у младших школьников.
Результатом образования, сегодня должны быть не просто знания,
умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной,
образованной, творческой личности, способной жить в современном мире,
готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в
интересах общества. А, проще говоря, словами рекламы: «Чтобы стать
успешным, быть счастливым, жить достойно – нужно говорить!» А ведь
младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения
коммуникативными компетенциями в силу своей чуткости к языковым
явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Каково же значение коммуникативной компетенции для
младшего школьника?
Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример,
если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом
чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной
компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно,
ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на
последующую учебную деятельность.
Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит
процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное
благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с
одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив,
неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает
ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные
формы поведения.
В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться
в образовательном процессе не только как условие сегодняшней
эффективности и благополучия его будущей жизни.
Цель: выявить эффективность приемов формирования
коммуникативных компетенций, используемых на уроках и во внеклассной
деятельности в начальной школе.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие
задачи:
1.
диагностика исходных данных коммуникативных умений
учащихся 1 класса;
2.
выбор методов, технологий и техник развития коммуникативных
компетенций;
3.
разработка учебно-методического пособия игр и упражнений
(для развития коммуникативных компетенций учащихся начальных классов
на уроках русского языка)
Актуальность: У детей младшего школьного возраста существует
ряд проблем требующих обязательного решения для их дальнейшего
успешного обучения в общеобразовательной школе:
- адаптация первоклассников после детского сада и «домашних детей»;
- неумение контактировать друг с другом;
- возможно провоцирование асоциальных форм поведения.
Развитие данной компетенции является актуальной проблемой,
решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для
общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере
коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные
планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку
и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей.
Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной
деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом
Данные проблемы вызывают в детях неуверенность и тревогу.
Ученики испытывают затруднения при ответе с места и у доски. Кроме того
несформированные компетенции в обучении – это и слабые контакты с
ребятами, живущими во дворе, иногда и с родителями. Все эти проблемы
ставят во главу угла педагогической деятельности – развитие
коммуникативных компетенций. Следовательно: коммуникативные
компетенции – это ключ к успешной учебной деятельности и ресурс
социальной адаптации в жизни.
Новизна опыта состоит в раскрытии механизма развития
коммуникативной компетентности младших школьников посредством
представленной системы работы; упорядоченности дидактического
материала, проведения конкретных видов заданий, в основе которых
индивидуальный подход к учащимся; использование активных, проблемно-
поисковых методов и способов обучения, компетентностный подход к
обучению, использование развивающих педагогических компьютерных и
проектных технологий. Реализация данной темы осуществлялась
следующими средствами: использование дидактического раздаточного
материала: карточки с тестовыми и творческими заданиями разных уровней,
современное оснащение учебного кабинета: интерактивная доска,
компьютер, нэтбуки, телевизор, интернет - всё это способствует успешному
развитию коммуникативной компетенции на уроках русского языка младших
школьников.