Автор: Путова Мария Станиславовна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МБОУ Лицей №40 при УлГУ
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Ментальные карты на уроках физики как средство развития образного мышления учащихся
Раздел: среднее образование
Ментальные карты на уроках физики как средство развития образного
мышления учащихся
На протяжении столетий люди стремились представить информацию в удобной и
легко воспринимаемой форме, и интеллект-карты — это один из ярких примеров такого
стремления.
«Ментальные схемы — это ключ к открытиям в обучении, они превращают хаос знаний в
упорядоченную систему.»
— А.С. Ларин, 1956–2020, российский педагог, методист, автор образовательных
пособий.
Метод ментальных карт - Интеллект-карт (Mind-maps) был систематизирован и
начат активно использоваться на практике английским психологом Тони Бьюзеном. Так
же встречаются и другие переводы Mind-maps: Ментальные карты, Карты ума,
Мыслительные карты, Карты мышления и т.д.
В основе идеи ментальной карты лежит методика сворачивания текста, когда
большой текстовый материал представляется в сжатом виде. Такой формат преподнесения
информации был разработан и использован на практике в учреждениях образования, что
показало хороший результат: учащиеся самостоятельно начали составлять, применять и
разбирать ментальные карты, что послужило как повторению, так и закреплению
учебного материала, а также помогло его систематизации.
Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть
одним взглядом.
Привлекательность.
Хорошая
интеллект-карта
имеет
свою
эстетику,
ее
рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию
образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и
понять, какой информации не хватает.
Творчество.
Интеллект-карта
стимулирует
творчество,
помогает
найти
нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время
помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Принципы создания ментальных карт основываются на использовании ассоциаций
и образов, что позволяет максимально эффективно структурировать и запоминать
информацию. Этот подход опирается на особенности работы человеческого мозга,
который лучше воспринимает и запоминает визуальные и ассоциативные данные.
Рассмотрим более подробно, как используются ассоциации и образы при их создании.
Ассоциации играют ключевую роль в создании ментальных объектов. Они
помогают связать новые концепты с уже известной информацией, что облегчает
понимание и запоминание материала. Ассоциации могут быть разного рода —
логическими, тематическими, временными или пространственными.
Очень удобно использовать данный метод при изучении физики в 7 классе, где учащиеся
могут показать творческое понимание физических процессов и явлений, происходящих в
природе и вокруг них.
Например, по теме: "Физика и физические методы изучения природы" . Ученикам
на первых уроках дается определение "физика"- центр ментальной карты. Их задача:
изобразить карту, в которой показано все то, что связывает их со словом физика.
Данная технология считается очень эффективной в развивающем обучении по
ряду причин:
1.
позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить
время;
2.
все приобретенные знания учеников сохраняются в памяти значительно дольше, а
доля усвоенного материала значительно выше;
3.
поисковая система Интернет и учебная литература дают обучающимся
возможность создавать свой собственный инновационный продукт – интеллект-
карты;
4.
интеллект-карты можно использовать как демонстрационный или раздаточный
материал при обобщающем повторении, создании презентации организации
индивидуальной и групповой работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ;
Таким образом, процесс построения интеллект-карт делает обучение в школе
творческим и увлекательным, позволяя каждому ученику проявить самостоятельность и
инициативу, умения анализировать, сравнивать, находить правильные способы решения
поставленной задачи, что является очень важной составляющей в развивающем обучении.