Напоминание

Ментальные карты на уроках физики как средство развития образного мышления учащихся


Автор: Путова Мария Станиславовна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МБОУ Лицей №40 при УлГУ
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Ментальные карты на уроках физики как средство развития образного мышления учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Ментальные карты на уроках физики как средство развития образного

мышления учащихся

На протяжении столетий люди стремились представить информацию в удобной и

легко воспринимаемой форме, и интеллект-карты — это один из ярких примеров такого

стремления.

«Ментальные схемы — это ключ к открытиям в обучении, они превращают хаос знаний в

упорядоченную систему.»

— А.С. Ларин, 1956–2020, российский педагог, методист, автор образовательных

пособий.

Метод ментальных карт - Интеллект-карт (Mind-maps) был систематизирован и

начат активно использоваться на практике английским психологом Тони Бьюзеном. Так

же встречаются и другие переводы Mind-maps: Ментальные карты, Карты ума,

Мыслительные карты, Карты мышления и т.д.

В основе идеи ментальной карты лежит методика сворачивания текста, когда

большой текстовый материал представляется в сжатом виде. Такой формат преподнесения

информации был разработан и использован на практике в учреждениях образования, что

показало хороший результат: учащиеся самостоятельно начали составлять, применять и

разбирать ментальные карты, что послужило как повторению, так и закреплению

учебного материала, а также помогло его систематизации.

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть

одним взглядом.

Привлекательность.

Хорошая

интеллект-карта

имеет

свою

эстетику,

ее

рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию

образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и

понять, какой информации не хватает.

Творчество.

Интеллект-карта

стимулирует

творчество,

помогает

найти

нестандартные пути решения задачи.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время

помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Принципы создания ментальных карт основываются на использовании ассоциаций

и образов, что позволяет максимально эффективно структурировать и запоминать

информацию. Этот подход опирается на особенности работы человеческого мозга,

который лучше воспринимает и запоминает визуальные и ассоциативные данные.

Рассмотрим более подробно, как используются ассоциации и образы при их создании.

Ассоциации играют ключевую роль в создании ментальных объектов. Они

помогают связать новые концепты с уже известной информацией, что облегчает

понимание и запоминание материала. Ассоциации могут быть разного рода —

логическими, тематическими, временными или пространственными.

Очень удобно использовать данный метод при изучении физики в 7 классе, где учащиеся

могут показать творческое понимание физических процессов и явлений, происходящих в

природе и вокруг них.

Например, по теме: "Физика и физические методы изучения природы" . Ученикам

на первых уроках дается определение "физика"- центр ментальной карты. Их задача:

изобразить карту, в которой показано все то, что связывает их со словом физика.

Данная технология считается очень эффективной в развивающем обучении по

ряду причин:

1.

позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить

время;

2.

все приобретенные знания учеников сохраняются в памяти значительно дольше, а

доля усвоенного материала значительно выше;

3.

поисковая система Интернет и учебная литература дают обучающимся

возможность создавать свой собственный инновационный продукт – интеллект-

карты;

4.

интеллект-карты можно использовать как демонстрационный или раздаточный

материал при обобщающем повторении, создании презентации организации

индивидуальной и групповой работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ;

Таким образом, процесс построения интеллект-карт делает обучение в школе

творческим и увлекательным, позволяя каждому ученику проявить самостоятельность и

инициативу, умения анализировать, сравнивать, находить правильные способы решения

поставленной задачи, что является очень важной составляющей в развивающем обучении.



В раздел образования