Напоминание

Формирование эмоционального интеллекта


Автор: Сысоева Евгения Юрьевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана "Лицей имени Н.Г. Булакина"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: Формирование эмоционального интеллекта учащихся старших классов в условиях дополнительного образования
Тема: Формирование эмоционального интеллекта
Раздел: среднее образование





Назад




Сысоева Евгения Юрьевна

МБОУ «Лицей имени Н.Г. Булакина»

Формирование эмоционального интеллекта учащихся старших классов в

условиях дополнительного образования

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это сложная когнитивная функция,

связанная

с

осознанием,

распознаванием

и

управлением

собственными

эмоциями, играющая важную роль в формировании здоровой и гармоничной

личности подростка. Высокий уровень ЭИ способствует лучшей успеваемости,

успешной социализации, эффективному межличностному взаимодействию и

профессиональному успеху.

Современные образовательные системы обращают пристальное внимание

на развитие эмоционального интеллекта у школьников. Период взросления

отличается

повышенной

эмоциональной

восприимчивостью

и

нестабильностью. Перед педагогами встаёт задача помочь подросткам развить

компетенции в понимании и управлении собственными чувствами, выбрать

правильные поведенческие стратегии в стрессовых ситуациях.

Педагогическая деятельность направлена на три основных компонента:

Эмпатия: Специальные тренинги и задания, формирующие способность

сопереживания другим людям, улучшения коммуникативных навыков и

гармонизации отношений в группе.

Регуляция эмоций: Применение дыхательных упражнений, медитаций,

методов релаксации и аутотренинга для снижения негативного воздействия

стрессовых факторов и поддержания стабильного эмоционального состояния.

Самопознание: Организация психологических тестов, ведение дневников,

проведение

рефлексивных

бесед,

направленных

на

лучшее

осознание

собственных потребностей, предпочтений и эмоций, минимизацию риска

необдуманных поступков.

Важнейшей частью воспитания эмоционального интеллекта является

совершенствование навыков общения. Факультативы по риторике, публичные

выступления, тематические обсуждения и ролевые игры повышают уровень

коммуникативной компетентности, содействуют развитию чёткости мышления,

дипломатичности и мирному урегулированию споров.

Эффективное

развитие

эмоционального

интеллекта

в

школьном

образовании

способствует

формированию

личности,

готовой

осознанно

преодолевать жизненные трудности и достигать высоких результатов в учёбе и

профессиональной сфере.

Формированию эмоционального интеллекта у подростков в современных

школах уделяется огромное внимание, поскольку высокий уровень ЭИ тесно

связан с успешной социализацией, академическими успехами и будущим

профессиональным развитием.

Школьники принимают участие в волонтерской деятельности, массовых

акциях, оказывая помощь уязвимым категориям граждан. Это формирует

чувство социальной ответственности и патриотизм.

Тренинги и консультирование. Используются психологические занятия,

индивидуально-групповые консультации, что снижает тревожность, укрепляет

стрессоустойчивость и поддерживает личностное развитие.

Релаксация

и

творчество.

Пространство

для

отдыха

оборудовано

специальным помещением с мягкой мебелью, где дети могут расслабиться и

снять напряжение. Театральные студии, музыкальные и творческие кружки

способствуют эстетическому развитию и лучшему осознанию эмоциональных

проявлений.

Комплексная

реализация

этих

мер

позволяет

подготовить

новое

поколение эмоционально зрелых и социально ответственных граждан.

1.

Лейтес Н.С., Психология умственного развития. М.: Просвещение,

1978.

2.

Люсин Д.В., Современная психология эмоций. СПб.: Речь, 2010.

3.

Андреев А.А., Очерки психологии юношеского возраста. Л.:

Издательство Ленинградского университета, 1978.

4.

Данилова Е.Е., Развитие эмоционального интеллекта подростков.

М.: Московский педагогический университет, 2006.



В раздел образования