Автор: Музраева Цаган Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №2"
Населённый пункт: г.Элиста
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Классификация приемов игры на домбре"
Раздел: дополнительное образование
На тему: КЛАССИФИКАЦИЯ
ПРИЁМОВ ИГРЫ И ШТРИХОВ НА ДОМБРЕ.
1
Элиста 2025 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……….…….….2
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ ИГРЫ…………………..……..……..3
1.1. Приемы игры
1.2. Красочные приемы
ШТРИХИ………………………………………………….………..……….5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………7
ЛИТЕРАТУРА ……………………………..…………..……………………7
2
ВВЕДЕНИЕ
Домбра – это инструментом, который наравне со всеми другими
калмыцкими инструментами помогает формировать эстетические взгляды и
воспитывать
музыкальный,
художественный
вкус,
способствует
всестороннему развитию личности.
Приемы игры - это целесообразное движение рук и пальцев для
формирования характера звучания инструмента. Применение того или иного
приема
игры
будет
способствовать
выявлению
музыкального
образа
средствами
данного
инструмента,
поможет
добиться
выразительного
исполнения. Критерием для всех приемов игры должна быть музыкально -
художественная целесообразность применения их, простота и удобство
игровых движений, то есть минимальная затрата энергии и достижение
максимального эффекта.
Для выявления музыкальной образности, содержания и характера
произведения необходимо выбрать краски, чтобы добиться выразительного
звучания песни, мелодии, наигрыша, танца и т.д. Выявить красочный
звуковой план произведения помогают штрихи. Штрих (нем. Strich - линия,
черта) - это способ, характер ведения звука и его окраски. Он способствует
выявлению фразировки, ее кульминации, динамической насыщенности,
ритмической стройности, более полному раскрытию глубины смыслового
значения музыкального произведения. Штрихи делятся на продолжительные,
короткие,
отдельные,
связные,
отрывистые
тяжеловесные
и
легкие
отскакивающие.
3
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ ИГРЫ
1.1.
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ИГРЫ
:
Игра щипком.
Игра щипком осуществляется при помощи движения
большого пальца (пиццикато б.п.) на одной или двух струн сверху вниз под
небольшим углом к деке. Ногтевые фаланги четырех остальных пальцев
располагаются на корпусе инструмента. Кисть в этом движении не участвует.
После удара по первой струне палец опирается о нижнюю кромку панциря,
по второй струне – движение останавливает струна «ре».
Бряцание. Бряцание - приём игры осуществляется при помощи броска
кисти кончиками ногтевых фаланг всех четырёх пальцев полусогнутых и
собранных вместе по струнам вниз вверх. При бряцании необходимо следить
за правильным положением кисти, она свободна и согнута в запястье,
предплечье несколько помогает кистевому движению.
Пережим. Пережим – применяется при восходящем движении звуков.
Особое
внимание обратить на ведение счёта при данном приёме
звукоизвлечения. Удар сверху падает на счёт «раз», а второй звук – на «два»
озвучивается за счёт резкого, чёткого удара пальцем левой руки, следующую
ноту на счёт «три» - удар снизу большим пальцем правой руки. Пережим
обозначается залигованностью первых двух нот.
Срыв.
Срыв применяется при нисходящем движении звуков. Чтобы
исполнить
срыв
нужно
заранее
поставить
одновременно
две
соответствующие ноты и на счёт «раз» сделать удар сверху вниз правой
рукой, а после удара , на счёт «два»,резко сдёрнуть нижний палец левой руки
с лада в сторону, озвучивая вторую ноту, на счёт «три» - удар снизу большим
пальцем. Срыв обозначается «+» над средней нотой.
Двойной
щипок
или
двойное
пиццикато
–
приём
поочередного
извлечения звука двумя пальцами правой руки – большим и указательным.
Обозначается в нотах – pizzicato II.
Шавдур. Шавдур – щелчок средним пальцем правой руки по деке – вверх
подцеп большим пальцем правой руки.
Глушение. Глушение удара вниз ладонью правой руки.
1.2. КРАСОЧНЫЕ ПРИЕМЫ ИГРЫ:
Дробь - обозначается (др). Дробь - определенное чередование скользящих
ударов, последовательно движущихся пальцев правой руки.
4
Прямая дробь - движение пальцев по всем струнам вниз, начиная с мизинца.
Обратная дробь - аналогичное движение вверх.
Прямая дробь подразделяется на большую и малую. Большая - участвуют все
пальцы, малая - только 4 п.
Гитарный прием - исполняется одновременным щипком двух пальцев -
большой вниз, указательный - вверх
Флажолеты -
это
звуки
особого
тембра,
получаемые
легким
прикосновением пальца к струне в местах ее деления на 2, 3, 4 части.
Натуральные флежолеты
- получаются при прикосновении пальцем в
точках деления на открытой струне. Обозначается () - нота указывает место
прикосновения пальца, соответствует реальному звучанию флежолета. -
ромбовидная нота указывает место прикосновения пальца, реальному
звучанию не соответствует.
Искусственные флажолеты - обыкновенная нота указывает место нажатия
струны пальцем левой руки. Ромбовидная нота - место прикосновения к
струне
среднего
пальца
правой
руки.
В
исполнительной
практике
применяются
в
основном
октавные
искусственные
флежолеты,
реже
квинтовые и квартовые.
Вибрато (итал. Vibrato - вибрация) - прием исполнения в игре на струнных
инструментах, заключающийся в колебании пальца левой руки на струне, что
периодически изменяет в небольших пределах высоту звука. На домбре
используется редко, как краска. Это связано с быстрым угасанием колебания
струн, т.к. на домрбе натяжение струн сильнее нежели на других струнных
инструментах.
Глиссандо (ф. gliss - скользить) - скольжение пальцем от одной ноты к
другой в восходящем или нисходящим направлении. Это эффектный
колористический прием, который не следует путать с портаменто - с
выразительным глиссандо в кантилене.
Глиссандо может быть: а) быстрым, замедленным, ускоренным, б) глубоким,
поверхностным.
Шумовые (звуковые) эффекты.
Не имеют определенной высоты звучания, подчеркивают ритмический
рисунок данного отрывка произведения, подражая ударным инструментам.
5
1) Игра на щитке. Обозначается - играть по панцирю в соответствии с
указанным ритмом.
2) Игра по зажатым струнам - или боковой частью по струнам.
3) Гитарный прием
- тамбурин, con tamburo - исполняется сильными
ударами среднего пальца правой руки по подставке или чуть левее по
струнам у подставки.
2. Штрихи на домбре.
Владение разнообразными способами звукоизвлечения и приемами игры,
использование разных штрихов и их сочетаний - основа выразительного
исполнения. Основные типы штрихов определились в практике игры на
струнных смычковых инструментах (прежде всего на скрипке), а их
принципы и названия в дальнейшем были перенесены на другие виды
исполнительства. В музыкальной практике распространены три вида
штрихов: Легато, Нон легато, Стаккато - каждый из них имеет свои
разновидности.
Штрихи легато.
Легатиссимо (итал. Legatissimo) - очень свызно, выдержанно, мягко, певуче
исполняется более активным тремоло, что придает эмоциональную окраску
звуку (большую задушевность, певучесть, внутреннюю насыщенность
чувств).
Легато (итал. legato) - связно, выдерженно, певуче, мягко. Исполняется
тремоло, беспрерывно, как бы на одном дыхании.
Портето (итал. portata) - применяется при исполнении маркированных нот,
объединенных лигой. Звучит связно, выдержанно, слегка подчеркнуто.
Исполняется на тремоло.
Легато леджиеро (итал. Legato leggiero) - звучит связно, выдержанно, легко.
Исполняется ударами вниз, вверх, но пальцы левой руки додерживают
длительность каждой ноты на ладах.
Легато акценто (итал. Legato accento) - звучит связно, выдержанно,
акцентированно. Исполняется на тремоло, при этом каждая нота берется с
замахом.
Легато акцентиссимо (итал. Legato accentissimo) - связно, выдержанно, очень
акцентированно. Исполняется на тремоло, с большим замахом.
6
Нон легато (итал.- nonlegato - раздельно) - штрих, при котором каждый звук
должен быть слышим отдельно при игре беспрерывным тремоло. Нон легато
обозначается черточкой над или под нотой, но при этом они объединены
общей лигой. Группе нот, исполняемых нон легато, помогает усилить или
ослабить напряжение в мелодии, при этом данный штрих подчиняется
общим динамическим задачам и характеру музыки. Таким образом, в
групповом плане сохраняется ощущение легато.
Тенуто (итал. Tenuto ) - выдержанно . играется тремоло на каждую ноту, но
отличается тем, сто при этом штрихе предельно полно выдерживается
длительность,
ровно
по
силе
звучания
(без
подчеркивания
начала).
Ощущается как бы “дыхание” (перерыв перед следующим звуком).
Обозначается черточкой над или под нотой, или словом tenuto (сокращенно
ten).
Деташе (франц. Detacher - отделять) - каждый звук исполняется отдельно
ударом или тремоло. При исполнении штриха деташе пальцы левой руки
выдерживают на ладах полностью длительность ноты (в этом отличительная
особенность игры штриха деташе от стаккато).обозначается черточкой под
или над нотами.
Маркато
(итал.
Marcato
-
выделяя).
Звучит
раздельно,
укороченно,
акцентированно. Исполняется на тремоло, ударами вниз, вниз - вверх.
Стаккато (итал. Staccato - отрывисто) - штрих применяется для извлечения
коротких отрывистых звуков. В отличие от деташе, при исполнении стаккато
пальцы левой руки после извлечения звука ослабляют нажим на струну или
слегка прикасаются к звучащей открытой струне. Стаккато обозначается
точками над или под нотами или словам staccato. Он исполняется ударами
вниз и реже - вверх, а в более подвижных темпах - чередующимися ударами.
Стакатиссимо (итал. Ctaccatissimo - очень отрывисто) - штрих позволяет
получить еще более легкие, “отскакивающие” ноты. Звучит очень коротко и
четко.
Мартеле (франц. Martele - отчеканивая) - звучит отрывисто, коротко, очень
акцентированно. Обозначается клинышками над нотами.
Стаккато акценто - еще более акцентированные короткие отрывистые,
ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.
7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приемы игры и штрихи очень тесно взаимосвязаны и постоянно находятся во
взаимодействии. Через прием игры и штрих исполнитель приближается к
характеру произведения и к его содержанию.
8