Напоминание

Культурно-досуговая деятельность школьников как важнейший фактор развития музыкально-эстетической культуры


Автор: Левина Екатерина Сергеевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей имени Н.Г. Булакина"
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Культурно-досуговая деятельность школьников как важнейший фактор развития музыкально-эстетической культуры
Раздел: среднее образование





Назад




Левина Екатерина Сергеевна

МБОУ «Лицей имени Н.Г. Булакина», г. Абакан

Культурно-досуговая деятельность школьников как важнейший фактор

развития музыкально-эстетической культуры

Творческий потенциал современной России очень велик. Однако, этот

факт практически не учитывается на государственном уровне, в связи с чем

развитие творческой индустрии развивается довольно медленно и не отвечает

запросам общества в полной мере. Но развитие массовой культуры возможно

только через творчество каждого человека, особенно детей и молодежи, так как

для них массовая культура выражается в самореализации и выступает в

качестве источника духовных переживаний.

Музыкальное искусство в современном мире можно назвать привычным

«звуковым фоном» жизни. Это связано с доступностью всевозможного

музыкального

материала

и,

конечно

же,

техническим

прогрессом,

цифровизацией всех сфер жизни, в том числе и школьников.

С изменениями музыкальных вкусов связано несколько иное понимание

музыкальной культуры. Так, Н.А. Сосновская считает, что «в прошлом высокий

уровень музыкальной культуры характеризовался приверженностью слушателя

к классической (академической) музыке» [1].

Сейчас же возникло явное разделение между классической и «массовой»

музыкальной культурой. Но, в тоже время, можно ярко выделить тенденцию

взаимопроникновения жанров данных культур: «исполнение современных

шлягеров

оперными

певцами,

дуэты

классических

и

современных

исполнителей, исполнение популярных современных композиций классическим

симфоническим оркестром и т.д. Тем самым осложняется процесс определения

уровня культуры» [2].

Построение современного, развитого общества, невозможно без развития

культуры свободного времени у подрастающего поколения. Их энергию

необходимо направлять на интересы общества [3]. Ведь именно в свободное

время чаще всего проявляется самостоятельность детей, их обучение принимать

собственные

решения.

В

конечном

счете,

свободное

время

помогает

подрастающему поколению более осознанно осуществлять свою свободную

деятельность, именно поэтому родителям совместно с педагогами необходимо

уделять большое внимание данному отрезку времени в жизни ребенка. Этот

образовательно-воспитательный потенциал может быть потерян, если родители

либо остаются равнодушными к досугу своих детей, либо видят в этом только

возможность «расширить академическое образование» [1].

Музыка играет одну из главных ролей в жизни подростков. По мнению

психологов, она оказывает большое влияние на психоэмоциональную сферу

человека, способствуя эстетическому развитию, социализации, регулированию

эмоций и преодолению трудностей в жизни подростков [4].

Рассматривая потенциал досуговой деятельности в процессе развития

музыкально-эстетической культуры, становится очевидным, что одна из

главных педагогических, воспитательных задач – это вовлечение в сферу

«серьезного досуга». Таким видом досуга является участие, например, в

школьной музыкальной группе.

Так, в Лицее имени Н.Г. Булакина (г. Абакан, Республика Хакасия) создан

вокально-инструментальный

ансамбль

«PAPA

BAND».

Репертуар

«PAPA

BAND» включает разнообразные музыкальные жанры и стили. Участники

группы демонстрируют талант молодых исполнителей и стремление к

получению нового опыта. Вокалисты-старшеклассники поражают красивыми

голосами и эмоциональным исполнением. Музыканты группы, также из числа

старшеклассников в свою очередь, виртуозно владеют гитарами и барабанами и

создают

прекрасную

музыкальную

атмосферу

не

только

на

школьных

мероприятиях, но и на городских праздниках и конкурсах.

В МБОУ «Лицей имени Н.Г. Булакина» был проведен опрос обучающихся

старших классов о роли музыки в их жизни и возможном влиянии на развитие

человека (рис. 1-2). На вопрос о важности музыки для них, более 50%

подростков ответили, что не представляют свой день без музыки. И все

отметили ее положительное влияние на человека.

Рис.1. Как часто вы слушаете музыку? Рис.2. Как музыка влияет на человека?

Таким образом, занятия в музыкальной группе для подростков выступают

в качестве активного творческого метода в процессе развития музыкально-

эстетической культуры.

Вокально

инструментальный

ансамбль,

цель

которого

развитие

творческого потенциала детей и подростков, является эффективным средством

развития музыкально-эстетической культуры. Уникальность заключается в

использовании всех традиционных активных форм досуга. Кроме того,

деятельность музыкального коллектива, содержащую все виды арт-терапии,

можно рассматривать с позиции корректирующего вспомогательного приема в

рамках социального здоровья детей и подростков.

Список источников

1. Камалова Г.Р. Потенциал культурно-досуговой деятельности в процессе

развития музыкально-эстетической культуры детей и подростков // Вестник

Казанского госуниверситета культуры и искусств. – 2019. - № 1. – С.37-43.

2. Микушина Т.Н. Секреты музыки: сб.статей / сост.: Т.Н. Микушина, Е.Ю.

Ильина. – Омск: Изд.дом «СириуС», 2022. –112 с.

3. Савельева Н. Л. Музыкальное просветительство в деятельности концертно-

филармонических организаций Автореф. дис. – Саратов, 2023. –28 с.

4. Шамсутдинова

Д.В.

Досуговая

деятельность

как

фактор

социально-

культурной интеграции личности. Дис. … док-ра пед.наук. – Казань, 2020.



В раздел образования