Автор: Левина Екатерина Сергеевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей имени Н.Г. Булакина"
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Культурно-досуговая деятельность школьников как важнейший фактор развития музыкально-эстетической культуры
Раздел: среднее образование
Левина Екатерина Сергеевна
МБОУ «Лицей имени Н.Г. Булакина», г. Абакан
Культурно-досуговая деятельность школьников как важнейший фактор
развития музыкально-эстетической культуры
Творческий потенциал современной России очень велик. Однако, этот
факт практически не учитывается на государственном уровне, в связи с чем
развитие творческой индустрии развивается довольно медленно и не отвечает
запросам общества в полной мере. Но развитие массовой культуры возможно
только через творчество каждого человека, особенно детей и молодежи, так как
для них массовая культура выражается в самореализации и выступает в
качестве источника духовных переживаний.
Музыкальное искусство в современном мире можно назвать привычным
«звуковым фоном» жизни. Это связано с доступностью всевозможного
музыкального
материала
и,
конечно
же,
техническим
прогрессом,
цифровизацией всех сфер жизни, в том числе и школьников.
С изменениями музыкальных вкусов связано несколько иное понимание
музыкальной культуры. Так, Н.А. Сосновская считает, что «в прошлом высокий
уровень музыкальной культуры характеризовался приверженностью слушателя
к классической (академической) музыке» [1].
Сейчас же возникло явное разделение между классической и «массовой»
музыкальной культурой. Но, в тоже время, можно ярко выделить тенденцию
взаимопроникновения жанров данных культур: «исполнение современных
шлягеров
оперными
певцами,
дуэты
классических
и
современных
исполнителей, исполнение популярных современных композиций классическим
симфоническим оркестром и т.д. Тем самым осложняется процесс определения
уровня культуры» [2].
Построение современного, развитого общества, невозможно без развития
культуры свободного времени у подрастающего поколения. Их энергию
необходимо направлять на интересы общества [3]. Ведь именно в свободное
время чаще всего проявляется самостоятельность детей, их обучение принимать
собственные
решения.
В
конечном
счете,
свободное
время
помогает
подрастающему поколению более осознанно осуществлять свою свободную
деятельность, именно поэтому родителям совместно с педагогами необходимо
уделять большое внимание данному отрезку времени в жизни ребенка. Этот
образовательно-воспитательный потенциал может быть потерян, если родители
либо остаются равнодушными к досугу своих детей, либо видят в этом только
возможность «расширить академическое образование» [1].
Музыка играет одну из главных ролей в жизни подростков. По мнению
психологов, она оказывает большое влияние на психоэмоциональную сферу
человека, способствуя эстетическому развитию, социализации, регулированию
эмоций и преодолению трудностей в жизни подростков [4].
Рассматривая потенциал досуговой деятельности в процессе развития
музыкально-эстетической культуры, становится очевидным, что одна из
главных педагогических, воспитательных задач – это вовлечение в сферу
«серьезного досуга». Таким видом досуга является участие, например, в
школьной музыкальной группе.
Так, в Лицее имени Н.Г. Булакина (г. Абакан, Республика Хакасия) создан
вокально-инструментальный
ансамбль
«PAPA
BAND».
Репертуар
«PAPA
BAND» включает разнообразные музыкальные жанры и стили. Участники
группы демонстрируют талант молодых исполнителей и стремление к
получению нового опыта. Вокалисты-старшеклассники поражают красивыми
голосами и эмоциональным исполнением. Музыканты группы, также из числа
старшеклассников в свою очередь, виртуозно владеют гитарами и барабанами и
создают
прекрасную
музыкальную
атмосферу
не
только
на
школьных
мероприятиях, но и на городских праздниках и конкурсах.
В МБОУ «Лицей имени Н.Г. Булакина» был проведен опрос обучающихся
старших классов о роли музыки в их жизни и возможном влиянии на развитие
человека (рис. 1-2). На вопрос о важности музыки для них, более 50%
подростков ответили, что не представляют свой день без музыки. И все
отметили ее положительное влияние на человека.
Рис.1. Как часто вы слушаете музыку? Рис.2. Как музыка влияет на человека?
Таким образом, занятия в музыкальной группе для подростков выступают
в качестве активного творческого метода в процессе развития музыкально-
эстетической культуры.
Вокально
инструментальный
ансамбль,
цель
которого
–
развитие
творческого потенциала детей и подростков, является эффективным средством
развития музыкально-эстетической культуры. Уникальность заключается в
использовании всех традиционных активных форм досуга. Кроме того,
деятельность музыкального коллектива, содержащую все виды арт-терапии,
можно рассматривать с позиции корректирующего вспомогательного приема в
рамках социального здоровья детей и подростков.
Список источников
1. Камалова Г.Р. Потенциал культурно-досуговой деятельности в процессе
развития музыкально-эстетической культуры детей и подростков // Вестник
Казанского госуниверситета культуры и искусств. – 2019. - № 1. – С.37-43.
2. Микушина Т.Н. Секреты музыки: сб.статей / сост.: Т.Н. Микушина, Е.Ю.
Ильина. – Омск: Изд.дом «СириуС», 2022. –112 с.
3. Савельева Н. Л. Музыкальное просветительство в деятельности концертно-
филармонических организаций Автореф. дис. – Саратов, 2023. –28 с.
4. Шамсутдинова
Д.В.
Досуговая
деятельность
как
фактор
социально-
культурной интеграции личности. Дис. … док-ра пед.наук. – Казань, 2020.