Напоминание

Роль родителей в воспитании у детей жизнестойкости.


Автор: Шевченко Оксана Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13 им.В.В.Горбатко
Населённый пункт: п.Венцы, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Роль родителей в воспитании у детей жизнестойкости.
Раздел: среднее образование





Назад




Роль родителей в воспитании у детей жизнестойкости.

С каждым годом увеличивается количество детей, которые не умеют

преодолевать различные жизненные трудности, будь то трудности учебы

или отношения с родителями и сверстниками.

Самостоятельно выработать навыки решения проблем и приобрести

такое свойство личности, которое позволило бы эффективно справляться с

жизненными трудностями ребенку не под силу.

Именно взрослый человек, находящийся рядом, может помощь в

формировании жизнестойкости. Сначала этим взрослым является мама, затем

это – оба родителя и близкие взрослые, которые помогают ребенку в

становлении самостоятельности, уверенности.

Что же могут сделать родители при воспитании такого качества, как

жизнестойкость?

Жизнестойкость

это

свойство

личности

человека,

которое

способствует эффективному поведению в трудных жизненных ситуациях.

Жизнестойкость

включает

в

себя

несколько

компонентов,

формирование которых позволит ребенку адекватно преодолевать сложные

ситуации.

Фундаментом жизнестойкости является самооценка и самопринятие,

то есть любви к самому себе.

Как известно, различают адекватную (или реальную) самооценку и

неадекватную – завышенную или заниженную. Симптомами заниженной

самооценки являются тревожность, неуверенность ребенка в своих силах и

возможностях. Завышенная самооценка проявляется в таких особенностях

поведения, как демонстративность, неадекватная реакция

на оценку,

отрицание неуспеха. Следовательно, родителям необходимо в процессе

воспитания

детей

создать

условия,

направленные

на

формирование

адекватной самооценки.

Условия, способствующие формированию адекватной самооценки.

1.Стиль домашнего воспитания, при котором внимание к личности

ребенка

сочетается

с

достаточной

требовательностью.

Родители

не

прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок этого

заслуживает.

2. Учёт индивидуально – личностных возможностей при предъявлении

требований к ребёнку.

3.

Достижения

ребенка

сравниваются

с

его

собственными

результатами.

Самопринятие у ребенка воспитывается через ласковое обращение,

приветливые фразы «Я рада тебя видеть…», «Мне нравится, когда ты…»,

«Ты, конечно, справишься…», «Мы по тебе соскучились…», а также

поцелуи, объятия, улыбку, добрый и заинтересованный взгляд со стороны

значимых людей. Известный семейный терапевт В. Сатир рекомендовала

обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия

совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего

самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.

Следующая

характеристика

жизнестойкости

это

оптимизм

и

позитивное мышление. Поскольку в основе оптимизма лежит чувство

радости и позитивные мысли, то задача взрослых заключается в создании

ситуаций, способствующих появлению положительных эмоций и мыслей. К

таким ситуациям относится:

- удовлетворение потребности ребёнка в общение с родными и близкими

людьми, друзьями (встреча гостей, игра с друзьями, поездка в гости,

празднование дня рождения, и др.);

- общение с природой и ее объектами: прогулка в парке, в лесу, посещение

зоопарка, дельфинария, наблюдение за явлениями природы: листопад, дождь;

- совместные занятия: изготовление подделок, раскрашивание картинки,

сочинение сказки, чтение книги, просмотр мультфильма и др.;

- активизация в памяти детей приятных событий в жизни, которые уже

прошли,

например праздник, долгожданные поездки или неожиданные

приятные сюрпризы.

Следующим компонентом жизнестойкости является умение ребенка

социально - приемлемо выражать и переживать такие эмоции как страх, гнев

и обида.

Задача взрослых научить ребенка способам адекватного выражения

(выплескивания) выше перечисленных эмоций. Например, во время гнева

попрыгать на скакалке; используя «стаканчик для криков», высказать все

свои отрицательные эмоции; пускать мыльные пузыри; устроить «бой» с

подушкой; скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить .

Четвертая характеристика жизнестойкости – рефлексия.

Рефлексия – это способность воспринимать собственные чувства, а

затем чувства других людей. Ребенку необходимо взять за правило: в конце

дня анализировать свое настроение, чувства. Предложите ему продолжить

предложения «Сегодня я радовался когда…», «Я грустил…», «Меня

беспокоило…».

Пятая

составляющая

жизнестойкости

умение

расслабиться

(релаксация). Взрослые вооружают ребенка приемами, которые помогают

снять мышечные зажимы и улучшают эмоциональное состояние: спокойное

дыхание,

теплая

вода,

сухие

бассейны,

мягкие

прикосновения

и

поглаживания ребенка по спине.

Все вышеперечисленные техники и приемы должны сочетаться с

беседой, в результате которой, у ребенка происходит переоценка сложной

ситуации, в которой он оказался.

Именно воспитание родителями жизнестойкости ребенка позволяем

ему быть более устойчивым к различным негативным воздействиям.

Список литературы

1.

Агафонова И.Н., Листраткина В. Г. Развитие стрессоустойчивости у

дошкольников. Справочник

старшего воспитателя дошкольного

учреждения. – 2010.- №8. – с.44-48

2.

Бабушкина Е. С.О развитии физиологической и психологической

стрессоустойчивости младших школьников//Начальная школа плюс До

и После.-2007.-№1. – с. 1-2

3.

Захарова

А.

В.

Психология

формирования

самооценки.

М.:

Просвещение, 1993.- с.112-114

4.

Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная

работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными

детьми. СПб.: Речь, 2002.- с.44-55

5.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Речь,1999.- с.72-73

6.

Фомина А. Н. Развитие жизнестойкости учащегося в школе. М.:

Сентябрь, 2014.- с. 10-13, 68-69



В раздел образования