Автор: Шевченко Оксана Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13 им.В.В.Горбатко
Населённый пункт: п.Венцы, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Роль родителей в воспитании у детей жизнестойкости.
Раздел: среднее образование
Роль родителей в воспитании у детей жизнестойкости.
С каждым годом увеличивается количество детей, которые не умеют
преодолевать различные жизненные трудности, будь то трудности учебы
или отношения с родителями и сверстниками.
Самостоятельно выработать навыки решения проблем и приобрести
такое свойство личности, которое позволило бы эффективно справляться с
жизненными трудностями ребенку не под силу.
Именно взрослый человек, находящийся рядом, может помощь в
формировании жизнестойкости. Сначала этим взрослым является мама, затем
это – оба родителя и близкие взрослые, которые помогают ребенку в
становлении самостоятельности, уверенности.
Что же могут сделать родители при воспитании такого качества, как
жизнестойкость?
Жизнестойкость
–
это
свойство
личности
человека,
которое
способствует эффективному поведению в трудных жизненных ситуациях.
Жизнестойкость
включает
в
себя
несколько
компонентов,
формирование которых позволит ребенку адекватно преодолевать сложные
ситуации.
Фундаментом жизнестойкости является самооценка и самопринятие,
то есть любви к самому себе.
Как известно, различают адекватную (или реальную) самооценку и
неадекватную – завышенную или заниженную. Симптомами заниженной
самооценки являются тревожность, неуверенность ребенка в своих силах и
возможностях. Завышенная самооценка проявляется в таких особенностях
поведения, как демонстративность, неадекватная реакция
на оценку,
отрицание неуспеха. Следовательно, родителям необходимо в процессе
воспитания
детей
создать
условия,
направленные
на
формирование
адекватной самооценки.
Условия, способствующие формированию адекватной самооценки.
1.Стиль домашнего воспитания, при котором внимание к личности
ребенка
сочетается
с
достаточной
требовательностью.
Родители
не
прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок этого
заслуживает.
2. Учёт индивидуально – личностных возможностей при предъявлении
требований к ребёнку.
3.
Достижения
ребенка
сравниваются
с
его
собственными
результатами.
Самопринятие у ребенка воспитывается через ласковое обращение,
приветливые фразы «Я рада тебя видеть…», «Мне нравится, когда ты…»,
«Ты, конечно, справишься…», «Мы по тебе соскучились…», а также
поцелуи, объятия, улыбку, добрый и заинтересованный взгляд со стороны
значимых людей. Известный семейный терапевт В. Сатир рекомендовала
обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия
совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего
самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.
Следующая
характеристика
жизнестойкости
–
это
оптимизм
и
позитивное мышление. Поскольку в основе оптимизма лежит чувство
радости и позитивные мысли, то задача взрослых заключается в создании
ситуаций, способствующих появлению положительных эмоций и мыслей. К
таким ситуациям относится:
- удовлетворение потребности ребёнка в общение с родными и близкими
людьми, друзьями (встреча гостей, игра с друзьями, поездка в гости,
празднование дня рождения, и др.);
- общение с природой и ее объектами: прогулка в парке, в лесу, посещение
зоопарка, дельфинария, наблюдение за явлениями природы: листопад, дождь;
- совместные занятия: изготовление подделок, раскрашивание картинки,
сочинение сказки, чтение книги, просмотр мультфильма и др.;
- активизация в памяти детей приятных событий в жизни, которые уже
прошли,
например праздник, долгожданные поездки или неожиданные
приятные сюрпризы.
Следующим компонентом жизнестойкости является умение ребенка
социально - приемлемо выражать и переживать такие эмоции как страх, гнев
и обида.
Задача взрослых научить ребенка способам адекватного выражения
(выплескивания) выше перечисленных эмоций. Например, во время гнева
попрыгать на скакалке; используя «стаканчик для криков», высказать все
свои отрицательные эмоции; пускать мыльные пузыри; устроить «бой» с
подушкой; скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить .
Четвертая характеристика жизнестойкости – рефлексия.
Рефлексия – это способность воспринимать собственные чувства, а
затем чувства других людей. Ребенку необходимо взять за правило: в конце
дня анализировать свое настроение, чувства. Предложите ему продолжить
предложения «Сегодня я радовался когда…», «Я грустил…», «Меня
беспокоило…».
Пятая
составляющая
жизнестойкости
–
умение
расслабиться
(релаксация). Взрослые вооружают ребенка приемами, которые помогают
снять мышечные зажимы и улучшают эмоциональное состояние: спокойное
дыхание,
теплая
вода,
сухие
бассейны,
мягкие
прикосновения
и
поглаживания ребенка по спине.
Все вышеперечисленные техники и приемы должны сочетаться с
беседой, в результате которой, у ребенка происходит переоценка сложной
ситуации, в которой он оказался.
Именно воспитание родителями жизнестойкости ребенка позволяем
ему быть более устойчивым к различным негативным воздействиям.
Список литературы
1.
Агафонова И.Н., Листраткина В. Г. Развитие стрессоустойчивости у
дошкольников. Справочник
старшего воспитателя дошкольного
учреждения. – 2010.- №8. – с.44-48
2.
Бабушкина Е. С.О развитии физиологической и психологической
стрессоустойчивости младших школьников//Начальная школа плюс До
и После.-2007.-№1. – с. 1-2
3.
Захарова
А.
В.
Психология
формирования
самооценки.
М.:
Просвещение, 1993.- с.112-114
4.
Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная
работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными
детьми. СПб.: Речь, 2002.- с.44-55
5.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Речь,1999.- с.72-73
6.
Фомина А. Н. Развитие жизнестойкости учащегося в школе. М.:
Сентябрь, 2014.- с. 10-13, 68-69