Напоминание

Урок-обучение сопоставительному анализу "Певцы Родины" Н.М. Рубцов А.Д. Раевский


Автор: Молокова Элина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ п.Школьный
Населённый пункт: посёлок Школьный, Прокопьевский муниципальный округ, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: конспект урока-обучения соспоставительному "Певцы Родины"
Тема: Урок-обучение сопоставительному анализу "Певцы Родины" Н.М. Рубцов А.Д. Раевский
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока-обучения сопоставительному анализу на

уроках изучения лирики о Родине.

Учитель: Молокова Элина Александровна, МБОУ «ООШ

п.Школьный»

Класс: 9

Тема урока: «Певцы Родины».

Цель – обучение учащихся девятого класса сопоставительному

анализу на уроке изучения стихотворений Н.М. Рубцова «Ночь на

Родине» и А.Д. Раевского «На Родине».

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение интерпретировать стихотворение,

понимать философские размышления на «вечные темы»;

-

совершенствовать

умения

анализировать

лирическое

произведение, формировать навыков сопоставительного анализа.

Развивающие:

- развивать навыки сопоставительного анализа лирических

произведений;

- развивать навыки работы над темой стихотворения и основной

мыслью;

-

формировать

умение

выражать

личное

отношение

к

лирическим произведениям.

Воспитательные:

- воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство любви к

Родине, любовь к поэзии;

- развивать логическое мышление учащихся.

Методические приемы: эвристическая беседа, проблемный

вопрос, репродуктивная беседа, словарная работа, выразительное

чтение стихотворений, анализ темы и идеи, сопоставительный

анализ.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: портреты Н.М. Рубцова и А.Д. Раевского.

Ход урока

Слово учителя:

- Добрый день! Сегодня на уроке мы будем не только

анализировать стихотворение, но и проведем сопоставительный

анализ с другим лирическим произведением. Попытаемся выделить

общие мотивы и темы, а также отметим авторское своеобразие

каждого

из

произведений.

Материалами

к

уроку

станут

стихотворения известных поэтов XX века – Н.М. Рубцова и А.Д.

Раевского.

Обратимся с вами сейчас к стихотворению не менее известного

и талантливого поэта XX века Н. Рубцова «Ночь на Родине».

Сообщение ученика:

Николай Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю

темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю,

что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное,

через частное, но при этом нужна масштабность, жизненная

характерность

настроений,

переживаний,

размышлений…».

Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему

северным селом. Это – «тихая родина», царство красоты и

первозданной гармонии. Поэт знал природу не по её внешним

поэтическим атрибутам, а по законам жизни. В его стихи

естественно входили практические, мы бы сказали, специфические

знания. Он был предельно наделён тончайшим ощущением природы,

Родины,

которую

беспредельно

любил,

обладал

каким-то

чувственно-телесным зрением. Природа – это вечный образ

вечности: не случайно она одного корня со словами род, родить,

Родина. Это не «часть земли» и не предмет простого любования:

это мир, Вселенная, в которой живёт человек и частью которой он

является.

Выразительно чтение стихотворения:

Высокий дуб. Глубокая вода.

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не знала потрясений!

И тихо так, как будто никогда

Здесь крыши сел не слыхивали грома!

Не встрепенется ветер у пруда,

И на дворе не зашуршит солома,

И редок сонный коростеля крик…

Вернулся я, — былое не вернется!

Ну что же? Пусть хоть это остается,

Продлится пусть хотя бы этот миг,

Когда души не трогает беда,

И так спокойно двигаются тени,

И тихо так, как будто никогда

Уже не будет в жизни потрясений,

И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет овладевает миром.

Репродуктивный

метод

(организация

репродуктивной

беседы по вопросам):

- Какие эмоции и зрительные ассоциации вызвало у вас это

стихотворение?

Читая стихотворение, ясно представляешь автора, стоящим

среди сада. Ночь. Тишина. Восходящая луна. Такие образы

воссоздаются автором в этом стихотворении.

- Какое настроение вызвало оно у вас? Найдите слова,

создающие такое ощущение?

Спокойствие, умиротворенность, немного грустный настрой

(«Спокойные тени», «тихо так», «не встрепенется ветер», «не

зашуршит солома»).

- Какие композиционные особенности вы можете отметить?

Композицию можно разделить на две части. В первой герой

описывает умиротворенные окрестности, во второй – состояние

своей души. Интонация задумчивая и трагическая, с есенинской и

тютчевской нотой.

Словарная работа.

В этом стихотворении вам встретилось слово «коростель».

Возможно, многим неизвестно это слово.

В словаре Ожегова дается

следующее значение:

Коростель – быстро бегающая птица с сильно сжатым с боков

телом, живущая в траве.

Проблемный метод (эвристическая беседа).

- Ребята, исследователь творчества Н.М. Рубцова В. Кожинов

писал: «Первая строка стихотворения всегда очень важна; это

своего рода камертон, задающий всю мелодию. Но мало того: в

лирической миниатюре первая строка по своей весомости сравнима

с прологом или начальной главой романа». Перечитайте первую

строку стихотворения «Ночь на Родине». Согласны ли вы с мнением

ученого? Обоснуйте свой ответ.

Примерный ответ учащегося: стихотворение начинается с

описания умиротворенного пейзажа и чувства лирического героя,

которое сродни картине, предстающей у него перед глазами («…и

тихо так, как будто никогда природа здесь не знала потрясений»).

Сразу задается спокойный, мелодичный тон в стихотворении.

- Итак, обратите внимание, в первых двух четверостишиях

автор описывает пейзаж своей малой Родины, для которого

характерно спокойствие, умиротворенность, тишина.

Поэт А.Д. Раевский – наш современник и соотечественник,

проживает в Кемеровской области. Тема Родины – одна из

центральных в его творчестве, его живо волнует все, что происходит

в стране. Этим объясняются его сомнения, страх, тоска по

несбывшимся надеждам. Лирические стихи поэта захватывают

искренностью, открытостью и такой душевной ностальгией по

детству, юности, по родным и дорогим деревенским улочкам, что

невольно начинаешь вчитываться и искать образы, детали, близкие

твоей душе.

Очень естественно у Раевского вплетаются в стихотворную

ткань народно-песенные мотивы. Это не подражание, не игровая

стилизация, скорее перекличка с предшественниками: Кольцовым,

Никитиным, Есениным и другими русскими поэтами. То самое,

необходимое каждому поэту - «ауканье через степь». Думы у

Александра Раевского извечно русские: о родине, о своем народе, о

себе.

Выразительно чтение стихотворения «На Родине»:

Опять на плетень раскудлатилась верба,

И тени бегут по траве…

И август, играя безбрежием хлебным,

Так густо шумит в голове.

Проснешься и видишь:

Проносятся птахи,

Купается день в лебеде.

И снова мальчонка в цветастой рубахе

Бежит к недалекой воде.

На ляге домашние гуси гогочут,

Роняют на волны перо…

И сердце в зеленом;

И вовсе не хочет

Гадать и болеть наперед.

И грех убиваться, что в чем-то обижен,

Что чем-то нескладно житье,

Коль эта картина дороже и ближе

Любых репродукций с неё.

Проблемное задание.

Найдите в стихотворениях образы-символы, они также будут

отличаться своеобразием у каждого из авторов. Вывод запишите в

тетрадях.

Вывод:

у

Н.М.

Рубцова

образ

высокого

дуба

является

воплощением мотивов вечности и одиночества, ночь – как образ

тишины, таинственного покоя, образ теней. В произведении А.Д.

Раевского август – символ пробуждения человека на фоне зрелости

природы, символ наполненности жизни звуками и впечатлениями.

Эвристическая беседа по вопросам:

Обратите внимание на третью строфу стихотворения Н.М.

Рубцова «Ночь на Родине». Строка «вернулся я – былое не

вернется…» обращает нас уже к более глубокому смыслу. И далее

мы читаем «овладевает тихая печаль, как лунный свет овладевает

миром…». На этом фоне ощущается душевное состояние поэта, в

которое прорывается тревожная нотка: «Вернулся я - былое не

вернется». Какой новый смысл появляется в стихотворении?

Примерный ответ учащихся: Мысль о вечном потоке времени,

о том, что в вечной борьбе находятся тишина, спокойствие и

потрясения. Лирический герой, с одной стороны, чувствует свое

единство с миром, умиротворение, а с другой – ощущает трагизм

человеческой жизни. Это подчеркивается такими рядами ключевых

слов: спокойные, тихо, не слыхивали, не встрепенется, не зашуршит,

сонный, спокойно, тихо, не будет, светлая печаль, лунный свет;

потрясений, гром, ветер, встрепенется.

Словарная работа.

В

этом

стихотворении

вам

встретилось

слово

«ляга».

Возможно, многим неизвестно это слово.

В словаре К.И. Самойлова

дается следующее пояснение:

Ляга

яма

среди

ровного

дня

реки

или

озера;

наполненное водою углубление в земле (синоним – болото).

Обратим теперь внимание на мелодичность стихотворения, его

ритмику.

Сообщение ученика:

Напевность стихотворения – одна из особенностей лирики Н.М.

Рубцова. Недаром на многие его стихотворения были написаны

мелодии. Ритм стихотворению во многом задает использование

большого

количества

глаголов.

Обратите

внимание

на

использование глаголов в этом стихотворении. В каком времени они

употребляются? (все глаголы употребляются в тексте в настоящем

времени, и создается ощущение, что все происходит сейчас.

- Перечислите эти глаголы?

Ложатся тени, не встрепенется, не зашуршит, овладевает

печаль. Благодаря использованию настоящего времени создается

ощущение сопричастности читателя к происходящему. Он вслед за

автором также вглядывается в окружающий мир, чувствует прелесть

родной

природы,

приносящей

умиротворение

и

душевное

спокойствие.

- Какова глагольная лексика в стихотворении «На Родине»

А.Д. Раевского?

Кузбасский поэт пишет о будущих событиях, о приближении

неминуемого конца, но при этом запрещает себе думать о чем-то

плохом, когда «сердце в зеленом»: «грех убиваться, что в чем-то

обижен, что чем-то нескладно житье».

Сопоставительный анализ (заполнение таблицы).

В заключение нашего урока давайте попробуем определить,

какие есть общие места в произведении Н.М. Рубцова и нашего

кузбасского поэте А.Д. Раевского. Для этого предлагаю вам

заполнить сопоставительную таблицу.

Таблица 1. Сопоставительный анализ стихотворений «Ночь на Родине»,

«На Родине».

Мотивы стихотворения

Н.М. Рубцова «Ночь на

Родине»

Мотивы

стихотворения

А.Д.

Раевского «На Родине»

Сходство / отличие

Родная природа

Спокойствие природы

В

стихотворении

А.Д.

Раевского

природа

наполнена

жизнью,

звуками

(«раскудлатилась верба»,

«тени

бегут»,

«август

шумит»). У Н.М. Рубцова

русская природа дышит

тишиной и спокойствием

«глубокая

вода»,

«спокойным

кругом

ложатся

тени»,

рефрен

«тихо

так»,

«не

встрепенется ветер», «не

зашуршит солома».

Пробуждение

Возращение

Лирический

герой

кузбасского

поэта,

просыпаясь,

ощущает

жизнь своей Родины в ее

движении:

«проносятся

птахи», «купается день»,

«мальчонка

бежит»,

«гуси гогочут».

Н.М.

Рубцов

передает

в

своем

произведении

грусть

лирического героя о том,

что

многое

в

жизни

нельзя вернуть, даже если

ты

сам

вернулся

к

привычной тишине («и

тихо так, как будто

никогда / уже не будет в

жиз

ни потрясений

»).

Прошлое

лирического

героя

Спокойствие души

Герой

А.Д.

Раевского

спокоен:

«и

сердце

в

зеленом; и вовсе не хочет

гадать и болеть наперед».

Чувства

героя

Н.М.

Рубцова здесь очень ему

созвучны:

«продлится

пусть хотя бы этот миг,

когда души не трогает

беда».

Чувство любви к Родине

Светлая печаль

Раевский:

«и грех убиваться, что в

чем-то обижен».

Рубцов:

«и

всей

душой…

овладевает

светлая

печаль, как лунный свет

овладевает миром».

Домашнее задание:

Продолжите таблицу, сопоставив особенности применения в

данных

стихотворениях

изобразительно-выразительных

средств

(эпитетов,

метафоры,

олицетворений,

аллегории).

Сделайте

письменный вывод о схожести мотивов данных поэтических

произведений и о том, как раскрывается в них тема Родины.



В раздел образования