Автор: Молокова Элина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ п.Школьный
Населённый пункт: посёлок Школьный, Прокопьевский муниципальный округ, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Статья на тему : "Метдика изучения лирических произведений"
Тема: "Методика изучения лирических произведений"
Раздел: среднее образование
Тема: Методика изучения лирических произведений
Автор: Молокова Элина Александровна, учитель русского
языка и литературы.
Лирика отличается от эпоса и драмы, как своей художественной
природой, так и характером эмоционального воздействия на
читателя. Она открыто ведет разговор с читателем «об основах
человеческих ценностях или о том, что их разрушает, уничтожает».
Поэтому она способна активно влиять на формирование личности.
Для
школьной
методики
существенно
то,
что
в
лирике
действительность, жизнь, воссоздается в форме непосредственного
переживания. Человеческое переживание – это объект (предмет)
лирической поэзии, и в каждом стихотворении оно не просто
«выражается автором», а созидается на наших глазах, становится
художественным образом-переживанием. Личность поэта в лирике,
писал В.Г. Белинский, «является на первом плане, и мы не иначе как
через нее все принимаем и понимаем».
Душевные движения и эмоциональные состояния человека
передаются в лирике с определенной степенью сгущенности
(«лирической
концентрации»),
которую
создает
присущий
ей
особый строй речи, а именно, стих. Важнейшей же особенностью
стиха
является
ритм.
Ритмичность,
выразительность
и
многозначность слова в стихе, особая поэтическая интонация
являются не просто элементами формы в лирике, но создают ее
содержание. Все они взаимодействуют, и нельзя вполне понять
смысл стихотворения, не проникнув в его образную структуру.
Содержательность формы, присущая любому роду литературы,
единство переживания и речи особенно заметны и наглядны именно
в лирике. Поэтому так трудно ее анализировать в школе, где
школьники приучаются ни сколько прислушиваться к поэзии,
сколько рассуждать о ней.
В. Кожинов, размышляя о свойствах лирики, пишет, что если
«произведения
других
искусств
живет
в
душах
людей
как
впечатления, как память о встречах с этими произведениями»,
«лирические стихи сами по себе врастают в души каждого и всех», и
каждый
читатель
может
припомнить
минуты,
когда
чувство
выраженной в стихотворении, вдруг совпало с его собственным.
Однако совпадение авторских и читательских чувств происходит не
всегда. Да и вообще одному человеку никогда не удается
переживать того многообразия эмоциональных состояний, которые
ему открывает поэзия. Но взрослый читатель все же обладает
немалым эмоциональным опытом. У школьников же этого опыта
нет. И, встретившись в стихах с «чужими», не пережитыми лично
чувствами, он проходит мимо них; тогда ни о каком эстетическом
воздействии
поэзии
говорить
не
приходится.
Отсутствие
у
подростков,
а
иногда
и
у
юношей
дара
сопереживания,
эмоциональная глухота и невнимание к чужому внутреннему миру
становится
препятствием
при
работе
с
поэтическими
произведениями.
Следовательно,
важнейшая
задача
здесь
-
стремиться развить у школьников способность к сопереживанию.
Это будет также способствовать выработке нравственных идеалов,
развитию духовности обучающихся [17].
Изучение лирических произведений в школе складывается из
работы над конкретным стихотворением, включенным в программу.
Естественно,
что
от
пятого
к
девятому
классу
эта
работа
усложняется и в содержательном отношении и в способах анализа.
Характер изучения лирических произведений в V-VII
классах. В этих классах школьники встречаются с поэтическими
произведениями Пушкина, Лермонтова, Твардовского, Симонова и
других поэтов. В центре здесь – отдельные стихотворения, которые
рассматриваются вне контекста общего творческого автора, хотя,
конечно, образ автора, его личность неизбежно присутствует в
любом анализе. На данном этапе важно помочь школьникам с
возможной
для
их
возраста
полнотой
воспринять
богатство
переживаний и мыслей, характерных для каждого стихотворения.
Научить их выразительно читать поэтический текст и понимать
особенности
стихотворной
речи.
Обычно
чтению
и
разбору
стихотворения принято предпосылать эмоциональную «настройку»,
чтобы подготовить учеников к восприятию текста. В одних случаях
это может быть слово учителя об образе поэта или фактах его жизни,
связанных
с
созданием
произведения
(например,
«Тучи»
Лермонтова).
В
других
–
обращение
к
непосредственным
впечатлением
учащихся,
оживляющим
их
представления
и
эмоциональную память (например, перед чтением пушкинского
«Зимнего утра») [6].
Нередко
восприятие
поэзии
подготавливается
слушанием
музыки (романсов, инструментальных произведений), создающей
эмоциональный фон для текста или рассматриванием репродукций
живописи
(к
«пейзажным»
стихотворениям,
лермонтовскому
«Бородино»
и
т.п.).
Такими
вступительными
моментами
стихотворение «вводится» в урок. А его живое звучание в классе –
это важнейший момент «вхождения» в лирический текст, и лучше
всего, если первым чтецом выступит сам учитель: в его чтении и
интерпретации осуществляется непосредственно общение с классом,
тогда как прослушивание записи чтецов-актеров содержит момент
отчужденности,
отстраненности
при
первой
встречи
с
произведением. Запись лучше прослушать в конце, чтобы сравнить
свое понимание с трактовкой чтеца. После чтения нужна пауза,
после которой ученик находится во власти неосознанной эмоции. И
лишь после этого можно приступать к анализу.
В сущности, процесс разбора стихотворения в классе можно
назвать анализом лишь условно; нельзя требовать его полноты,
поскольку даже в литературоведении полный и всесторонний анализ
поэтического текста невозможен из-за неописуемого количества
элементов художественной системы и их сочетания даже в пределах
небольшого стихотворения. Выбор способов и приемов работы с
лирическим текстом зависит в школе от возраста учащихся и от
характера стихотворения:
Приемы анализа. В 5-6 классах анализ нередко сливается с
обучением школьников выразительному чтению. Например, знакомя
пятиклассников
с
«Зимнем
утром»,
учитель
в
собственном
исполнении постарается передать радость бытия, наслаждение
яркостью и чистотой зимних красок, задушевность пушкинского
обращения к «другу прелестному». Затем ребятам предлагается
прочитать стихотворение молча, про себя. И, наконец, даются
вопросы для обдумывания: «Чем будут отличаться настроение, с
каким вы прочтете первую и вторую строфы? Как вы прочитаете
заключительную
строфу
-
с
повышением
или
понижением
интонации? Почему?» [14]
Вопросы побуждают представить красоту зимнего пейзажа и
понять: главное в стихотворении не сами по себе картины природы,
а вызванное ими душевное состояние. Это простая для зрелого
читателя мысль является для учеников пятого класса новой: они
видят, что, рисуя пейзаж, поэт говорит о человеке: о его счастье,
радости,
грусти.
Такой
путь
работы
(через
подготовку
к
выразительному чтению) приемлем в тех случаях, когда мир
авторских чувств близок и понятен ученикам данного возраста.
Возможны и более свободные формы работы над лирикой,
когда
учитель
опирается
на
читательскую
самостоятельность
школьников. Помня слова С. Маршака: «Стихи живые сами говорят,
и не о чем-то говорят, а что-то», желательно иногда строить уроки
по изучению лирики так, чтобы ученики сначала сами, «на свой
страх
и
риск»,
по
выражению
В.
Асмуса,
погрузились
в
стихотворение и попытались разобраться, что же оно им говорит, а
затем рассказали о своих впечатлениях. Примерный или типичный
ход
анализа
при
таком
подходе
к
изучению
лирического
произведения описать нельзя, потому что в нем всегда много
импровизации: нельзя предугадать хода ученической мысли и
неожиданности
им
восприятия
лирики.
Можно
только
предположить, что школьники 5-6, а иногда и 7 классов увидят в
стихотворении отражение какого-то реального переживания или
события,
свидетелем
которого
был
автор.
Отсюда
вытекает
постоянная задача педагога-словесника: терпеливо учить их видеть в
единичном переживании – общее, в эмоциональном отношении к
конкретному факту – типичное. Важно, чтобы ученики привыкали
«входить» в поэтический мир лирического произведения, понимать
содержательность элементов формы [15].
Изучение лирики в старших классах. В старшем звене все
линии в анализе лирики сохраняются, но усложняется литературный
материал,
серьезнее
становятся
теоретические
вопросы,
раскрывающие ученикам сущность поэзии как особого рода
литературы. Если в 5-7 классах в центре разбора находилось
отдельное стихотворение в его внутренней целостности, то в
старшем
звене
обучения
стихотворения
рассматривается
не
замкнуто, а в контексте творчества поэта и отчасти в историко-
литературной
перспективе.
Каждое
лирическое
стихотворение
вписывается в творчество художника и позволяет открыть ту или
иную грань его поэтического мира. Осуществить это бывает порой
нелегко, и особенные трудности вызывает изучение лирики в 9
классе, когда учащиеся читают Пушкина, Лермонтова. Лирическое
творчество этих поэтов адресовано зрелому сознанию, и подростки
не всегда готовы к восприятию тех сложных душевных переживаний
и философских открытий, с которыми они встречаются в поэзии
классиков [22].
Способ рассмотрения поэтического текста в старших классах
может
меняться
в
зависимости
от
его
характера.
Одни
стихотворения – наиболее сложные или наиболее значимые в
творчестве поэта (например, «Вновь я посетил…» и «Пророк»
Пушкина,
«Родина»
Лермонтова,
«Памяти
Добролюбова»
Некрасова)
–
рекомендуется
анализировать
целостно,
монографически.
Некоторые
стихотворения
целесообразно
объединить тематически, останавливаясь на общих, ведущих идеях,
переживаниях, выраженных в них (тема поэта и поэзии в творчестве
Лермонтова, Некрасова, Маяковского; тема России в лирике Блока и
др.). Ряд стихотворений может быть предложен учащимся для
самостоятельного анализа.
Монографический анализ лирических стихотворений может
соединяться с обучением школьников выразительному чтению, а
оно всегда приближает к кругу авторских переживаний. Тогда и
рисунок урока, и сами задания становятся другими [32]. Например, к
стихотворению «Вновь я посетил …» они будут сформулированы
так:
1. Представьте поэта, обходящего «владения дедовские».
Обратите внимание на последовательность картин, открывающихся
взору (рощи, домик няни, холм лесистый, озеро с мельницей и
убогим рыбаком, сосны).
2. Определите настроение, каким окрашена каждая картина
воспоминания.
3. Как будет меняться характер, темп вашего чтения от начала к
концу стихотворения? Какие слова и мысли вы интонационно
выделите как особенно важные, значительные?
4. Что будет для вас главным, когда вы станете читать
заключительную часть - «Здравствуй, племя младое, незнакомое…»:
мысль о будущем, сожаление об уходе молодости или само
приветствие «младому племени»?
Обычно школьников привлекают такие задания как высказать о
стихотворении собственное мнение, выразить свое суждение и
оценку.
Поэтому
нужно
чаще
предоставлять
им
право
самостоятельного общения с поэтическим текстом. Чтобы оно не
было беспредметным, полезно выдвигать несколько вопросов-
заданий. Каждый ученик обдумывает одно из них, а из совокупности
ответов сложится общее коллективное знание-переживание [8].
Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию,
обучающимся
нужно
охватить
три
основных
теоретико-
литературных раздела:
1) образность поэтической речи (и вообще язык поэзии);
2) поэтический синтаксис;
3) стихосложение (ритмические особенности стиха).
При чтении лирических произведений обращается внимание на
образные возможности поэтической речи и ее интонационно-
ритмическую выразительность. Параллельно с этим в каждом классе
систематизируются
отдельные
наблюдения
учащихся,
затем
обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу
вопросов, связанных со стихом. Излишне раннее введение сложных
понятий,
таких,
например,
как
лирический
герой,
система
стихосложения, не приносит пользы и не усваивается учениками по-
настоящему, даже если они умеют оперировать ими в своих ответах.
Начинать освоение теоретических знаний о стихе следует с
элементарных понятий в примерно следующей последовательности:
V-VI классы - многозначность поэтического слова, сравнения,
олицетворения в поэзии;
VII-VIII
классы
-
образность
поэтической
речи,
эпитет,
метафора; двухсложные размеры стиха;
IХ класс - поэтическая образность как проявление стиля,
представление о романтическом и реалистическом стиле в лирике;
В
старшем
звене
обучения
–
поэтический
синтаксис,
поэтическая интонация, трехсложные размеры стиха; ритмическая
структура стиха, система стихосложения в русской поэзии. Формы
выражения авторского сознания в лирике (образ автора, лирический
герой и т.д.) [3].
Таким образом, теоретический материал дается в постепенном
усложнении и системе. Обычно вначале вводится термин. Затем
постепенно происходит его обогащение. Чем больше конкретных
впечатлений и наблюдений у школьников, тем более емким
становится для них уже освоенное понятие. Поэтому, например,
термин «олицетворение», усвоенный в V классе, более глубоко
будет осознан выпускником школы. Теоретические знания о поэзии
не могут быть раз и навсегда усвоенными; они динамичны,
конкретизация их при встречи с новыми произведениями требует от
учащихся дополнительных наблюдений, добавочного осмысления,
нового творческого освоения.