"Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"
Автор: Фурукина Юля Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 "Звёздочка" Населённый пункт: г. Ессентуки Наименование материала: Статья Тема: "Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 15 «Звёздочка».
Статья.
Тема: «Развитие речевой активности у
детей младшего дошкольного
возраста».
Воспитатель:
Фурукина Ю. В.
г. Ессентуки
2016 год
«Развитие речевой активности у детей
младшего дошкольного возраста».
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые:
семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи
взрослых
и
от
того,
как
они
разговаривают
с
ребёнком,
сколько
времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в
усвоении языка.
Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам
литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении
звуковой
стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в
отношении
богатства
словаря,
точности
словоупотребления,
грамматической правильности и связности.
Так
же
большое
значение
для развития речи ребенка имеет
жизненная
обстановка,
в
которой
он
воспитывается,
отношение
окружающих
взрослых,
уход,
воспитательные
воздействия
и
собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.
В
первые
три
года жизни
речь
формируется
в
процессе
жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной
игре, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.
Важное
значение
для
своевременного
развития
речи
имеет
отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и
доброжелательное
отношение
обеспечивает
развитие
ответных
положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого
невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его
речь.
В
младшем
возрасте
общение
является
основной
формой
воспитательного
воздействия
на
детей.
Общение
–
эт о
взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение
взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.
Третий год жизни является главным периодом в развитии речи
ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей
понимать
речь
окружающих
без
наглядного
сопровождения,
формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение
со взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.
Развитие
речи
происходит
на
специально
организуемых
мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с
предметами,
движения.
А
так
же
развитие
должно
происходить
в
повседневной
жизни (режимных
моментах,
самостоятельной
деятельности).
В
процессе
наблюдения
за
живыми
объектами
необходимо
знакомить
детей
с
особенностями
внешнего
вида,
с
повадками, как и что они едят. После этого необходимо провести с
ребенком
беседу
об
услышанном
(увиденном),
наводящими
вопросами
активизируя
коммуникативную
функцию.
В
процессе
наблюдений
так
же
следует
не
только
констатировать
то,
что
происходит, но и развивать мыслительные способности детей: обучать
сравнивать
предметы
и
устанавливать
между
ними
сходство
и
различия.
Для развития речевой активности детей широко используются
картинки
с
изображением
предметов
в
действии,
отдельно
расположенных
предметов,
сюжетные
картинки.
Это
повышает
интерес
к
тому,
что
изображено,
помогает
развивать
различные
мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка
формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и
самостоятельно высказывать свои суждения. Так же особое значение
имеет
чтение
ребенку
книг
с
иллюстрациями,
последующее
рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все
это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.
В случае отсутствия систематической деятельности контакт
между детьми и взрослыми практически не устанавливается. Следует
обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало
задают
вопросов
взрослым,
поэтому
в
процессе
совместной
деятельности взрослым необходимо самим ставить больше вопросов.
Общение
ребенка
со
взрослыми
и
с
другими
детьми
способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не
только
просит
или
помогает,
но
и
соотносит
свои
действия
с
действиями
других.
Необходимо
внимательно
следить
за
речью
ребенка: слушать, как он говорит, и повторять за ним все слова и
фразы,
ведь
при
повторении
мы
подтверждаем
правильность
произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы
для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в
правильном
звукопроизношении
и
употреблении
грамматических
форм. Важными так же являются приёмы договаривания (потешки,
стихотворения)
и
подсказывания
нужного
слова
(ребёнок
в
ходе
пересказа
или
чтения
наизусть
может
испытывать
затруднение
в
употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).
Умелое использование всех перечисленных приёмов будет
способствовать своевременному развитию речи ваших детей.