Автор: Цеденова Мария Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: г.Элиста
Наименование материала: Программа
Тема: Классический танец, 6 лет
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«ОСНОВЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»
Срок реализации – 6 лет
Элиста 2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа учебного предмета
«Классический танец» разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств» от 19.11.2013г. №191-01-
39/06-ГИ.
Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение
детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся,
на
приобретение
основ
исполнения
классического
танца.
Содержание
учебного предмета «Классический танец» тесно связано с содержанием
учебных
предметов
ДОП
«Основы
хореографического
мастерства»:
«Народно-сценический танец» и «Подготовка концертных номеров».
Программа по классическому танцу для хореографических отделений
школ
искусств
рассчитана
на
учащихся,
освоивших
программу
подготовительного класса. При этом учитывается возможность обучения
детей, ранее не получивших хореографической подготовки.
Классический танец является фундаментом обучения для всего комплекса
танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные учащихся,
формирует необходимые технические навыки, является источником высокой
исполнительской культуры. В этом — его главное воспитательное значение.
Прохождение программы должно опираться на следующие основные
принципы:
постепенность в развитии природных данных учеников,
строгая последовательность в овладении лексикой и техническими
приемами,
систематичность и регулярность занятий,
целенаправленность учебного процесса.
Без соблюдения этих условий классический танец теряет силу воздействия
как средство эстетического воспитания.
Программой
предусмотрены
следующие
формы
промежуточной
аттестации
учащихся:
контрольные
уроки,
выступления
на
отчетных
концертах отделения, переводной экзамен (в 4 классе). Итоговый экзамен – в 6
классе.
Основной формой занятия является урок. Занятия групповые.
Периодичность занятий - 3 академических часа в неделю, исключая
каникулярное время и праздники.
Ожидаемый результат должен соответствовать цели предмета в той
мере, в какой это позволяют способности каждого ученика.
Срок реализации учебного предмета. В соответствии с действующими
учебными планами, программа по классическому танцу рассчитана на 6 лет
обучения и предназначена для детей в возрасте от 7 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета – 3 часа в неделю.
Форма проведения занятий: групповая. Продолжительность урока
– 40 минут.
Цель и задачи программы учебного предмета
Цель:
развитие
танцевально-исполнительских
и
художественно-
эстетических
способностей
учащихся
на
основе
приобретенного
ими
комплекса
знаний,
умений,
навыков,
необходимых
для
исполнения
танцевальных композиций различных жанров.
Задачи:
• знание балетной терминологии;
•
знание
основных
элементов
и
комбинаций
классического
танца,
особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы;
• воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к танцу и
классической музыке;
• укрепление и развитие всего двигательного аппарата учащегося;
•
воспитание
чувства
позы
и
музыкальности
как
первоосновы
исполнительского мастерства, без которой невозможно самоопределение в
выбранном виде искусства;
•
приобретение
учащимися
опорных
знаний,
умений
и
способов
хореографической
деятельности,
обеспечивающих
в
совокупности
необходимую
базу
для
последующего
самостоятельного
знакомства
с
хореографией, самообразования и самовоспитания;
•
развитие
музыкальных
способностей:
музыкального
слуха,
чувства
метроритма, музыкальной памяти;
• развитие внимания, воли и памяти ученика, выработка трудолюбия и
упорства, умения выдерживать высокую степень физического напряжения;
•
формирование
навыков
взаимодействия
с
преподавателями,
концертмейстерами и участниками образовательного процесса.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный,
практический);
репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных
знаний);
эвристический метод (нахождение оптимальных вариантов исполнения);
метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
метод активного обучения (самоанализ ребенка);
аналитический метод (сравнения и обобщения, развитие логического
мышления);
эмоциональный метод (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках образовательной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и
задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
I класс
Основной задачей первого класса является постановка ног, корпуса, рук,
головы в процессе усвоения основных движений классического экзерсиса у
станка
и
на
середине,
развитие
элементарных
навыков
координации
движений. Все элементы изучаются лицом к станку.
На изучение каждого элемента по программе 1 класса и составления
комбинаций у станка и на середине выделяется 3 академических часа в
неделю.
Экзерсис у станка
1.
Позиции ног I, II, III, IV
2.
Подготовительное положение и позиции рук:
I, II, III (в начале
изучается на середине зала при неполной выворотности ног)
3. Demi-plies в I, II, V позиции
4.
Battements tendus:
-
из I позиции в сторону, вперед, назад;
-
с demi-plie по I позиции в сторону, вперед и назад;
-
из V позиции в сторону, вперед и назад;
-
Passe par terre проведение ноги вперед и назад через I позицию.
5.
Понятие направлений en dehors, et en dedans
6.
Demi rond de jambepar terre en dehors et en dedans
7.
Rond de
jambe par terre en dehors et en dedans
8.
Battements tendus jetes:
-
из I, V позиции в сторону, вверх и назад
19.
Перегибы корпуса назад и в сторону (лицом к станку)
Экзерсис на середине зала
1.
Позиции рук: I, II, III; подготовительное положение
2.
Поклон
3.
Demi-plies по I, II, V позиции
4.
Battements tendus:
-
из I и V позиции в сторону, вперед и назад;
5.
Battements tendus jetes:
-
из I и V позиции в сторону, вперед и назад;
6.
Demi rorid de jambepar terre etpreparation et en dedans.
7.
Положение epaulement croise et efface
8.
Port de bras I, II
Allegro
1.
Temps leve saute по I, II, III позиции
2.
Changement de pieds
Методические рекомендации
При постановке стопы нужно объяснить учащимся, что стопа стоит на
трех точках: мизинец, большой палец, пятка. Такая постановка поможет
избежать так называемого «завала» на большой палец. Также рекомендуется
больше внимания обращать на выворотность ног. Для этого полезно почаще
объяснять учащимся правила исполнения demi-plie u-grandplie. Особо следить
за выходом из grand plie («ноги выворачиваем, еще больше, когда встаем»).
При работе над battements fondus обращать особое внимание на опорную ногу:
она работает, как тугая пружинка (сколько низ, столько верх). При изучении
releves
lents
можно сказать учащимся, что к работающей ноге привязан
огромный шар, который поднимает ногу. Образные выражения лучше
воспринимаются детьми.
При изучении прыжков необходимо следить за тем, чтобы дети
отталкивались от пола всей ногой (стопой), чтобы не было прыжков на
полупальцах, сильно работала пятка (для этого делаем battements tendus с
нажимом). Рекомендуется также в середине экзерсиса у станка исполнять
комплекс упражнений головой.
Исходная позиция - ноги в свободной позиции (пятки вместе, носки
врозь), руки на талии, голова прямо, стоим спиной к станку на небольшом
расстоянии; музыкальный размер 2/4, на каждую четверть делаем следующее:
раз - голова наклоняется вниз
два - голова возвращается в исходное положение
три - голова откидывается назад
четыре - возвращается в исходное положение
раз - голова наклоняется направо
два-и.п.
три - голова наклоняется налево
четыре - и.п.
раз - наклон вниз
два-я.п.
три - откинуть голову назад
четыре - и.п.
раз - голова поворачивается направо
два-и.п.
три - голова поворачивается налево;
четыре - и.п.
Весь комплекс повторить два раза.
Далее:
раз - тянемся подбородком вперед;
два - возврат в и.п.;
три - тянемся подбородком вперед;
четыре - возврат в и.п.
раз-два-три-четыре - поворачиваем голову по кругу, начиная с правой
стороны
раз - тянемся подбородком вперед;
три - тянемся подбородком вперед;
четыре - и.п.
раз-два-три-четыре - поворачиваем голову по кругу, начиная с левой
стороны
II класс
Основные задачи второго года обучения: увеличение количества
упражнений, развитие силы ног, устойчивости, техники исполнения.
Во втором классе начинается изучение прыжков с приземлением на
одну ногу и ознакомление с техникой полуповоротов на двух ногах, изучаются
позы классического танца, продолжается работа над положением рук и головы
в позах; усложняются учебные комбинации за счет использования поз в
экзерсисах у станка и на середине.
На изучение каждого элемента по программе 2-го класса и составления
комбинаций у станка и на середине выделяется 3 часа в неделю.
Экзерсис у станка
1.
Demi-plies по IV позиции
2.
Battements tendus:
-
double battements tendus по II позиции
3.
Rond dejambe par terre en dehors- et en dedans на demi-plie
4.
Rond de jambe en I 'air en dehors et en dedans на 45° на всей стопе.
5.
Pas coupe на целой стопе.
6.
Pas tombee на месте, опорная нога в положении sur le cou-de-pied
7. Battements developpes:
-
в сторону, вперед и назад
-
passes во всех направлениях
8. Grands plies по V позиции
9.
1 и 3 port
de
bras
как заключительное движение к различным
упражнениям, позже изучается с ногой, вытянутой вперед- назад и в
сторону;
10.
Releve на полупальцах
-
в IV позиции
- на одной ноге, другая в положении sur le cou-de-pied и на 45°
11Battements reveles lents на 90° из I, V. позиции вперед,, в сторону и назад
12.
Grands battements из I и V. позиции вперед, в сторону и назад .
13.Позы у станка
Упражнения исполняются en face по всей стопе с постепенным введением
маленьких и больших поз.
1.
Battements tendus:
-
double во II позиции
-
в позах croisee и effacee
2.
Battements tendus jetes
3.
Rond de jambe par terre en dehors et en [dedans на demi-plies
4.
Demi-rohd de jambe en dehors et en dedans на 45° (по усмотрению
педагога)
5.
Grands plies по I, И, III en face и в V позиции - epaulement
6.
Battements fondus
7.
Port de bras:
- с наклоном корпуса в сторону
- с наклоном и перегибом корпуса, с ногой, вытянутой на носок (вперед
и назад)
8.
Temps lie par terre
9. Releve на полупальцах:
-
в IV позиции croisee et effacee
-
рабочая нога sur le cou-de-pied или поднята в любом направлении
на 45°.
Allegro
1.
Temps releve saute по IV позиции
2.
. Petit changement de pied
3.
Pas glissade, в сторону, вперед en face
4.
Pas echappe по II позиции
Методические рекомендации
При изучении grand plie по IV позиции очень важно следить за ногой,
которая стоит сзади, т.е. колено должно быть направлено точно в сторону,
особенно когда встаем из grand plie. При работе над устойчивостью следить за
подтянутостью бедер и живота. Можно объяснить учащимся, что для того,
чтобы живот был подтянут, нужно хорошо чувствовать пупок.
Для укрепления мышц спины важно держать лопатки, направляя их
вниз. Сильно вытянутые, и подтянутые вверх колени также работают на
развитие устойчивости. При изучении поз классического танца следить за тем,
чтобы позы были осмысленные, для этого обращать внимание на направление
взгляда.
При изучении прыжков с двух ног на одну обязательно объяснять
учащимся, что при приземлении корпус должен быть собран, бедра и плечи -
держат «квадрат», опорная нога очень сильная.
III класс
В третьем классе закрепляется азбука классического танца. Основные
задачи третьего года обучения - выработка навыков правильности и чистоты
исполнения, развитие силы ног путем введения полупальцев в экзерсис у
станка. На середине зала вводится элементарное адажио, начинается изучение
preparation к tours. Закрепляются классические позы. Продолжается работа над
port de bras.
На изучение каждого элемента по программе третьего года обучения и
составление комбинаций у станка и на середине выделяется 3 часа в неделю.
Экзерсис у станка
1.
Battements tendus в малых и больших позах
2. . Battements tendus jetes
3.
Demi rond et rond de jambe
4.
Battementsfondus:
-
на полупальцах
-
с plie-releve на полупальцах
-
в позах
5.
Rond de jambe en I 'air en dehors et en dedans
6. Battements releves lents на 90° и battements developpes на 90° в позах: croisee,
effacee, ecartee вперед и назад, atittude effacee et croisee, II arabesque.
7. Pas tombee с продвижением, работающая нога в положении sur le cou-de-pied,
носком в пол, на 45°
8. 3 port de bras
10.
Поворот на двух ногах в V позиции на полупальцах с переменой ног (с
вытянутых ног и с demi-plie)
14. Demi-rond de jambe (45°) en dehors et en dedans на целой стопе
Экзерсис на середине зала
1.
Battements tendus в малых и больших позах
2.
Battements tendus jetes в малых и больших позах
3.
Demi rond etrond de jambe на45°еп dehors et en dedans
4.
Battements fondus в малых и больших позах носком в пол и на 45°
5.
Battements releves lents et battements developpes en face
6.
Позы малые и большие croisee et effacee: I, II, III arabesques носком в
пол. Поза ecartee по усмотрению педагога.
7.
Grands battements jetes pointes по I, V позиции.
9.
3-е port de bras
10. Полуповороты на двух ногах в V позиции с переменой ног (начиная с
вытянутых ног и на полупальцах)
11. Вращение на двух ногах в V позиции на полупальцах и на месте с
поворотом головы в зеркало.
. .
Allegro
1.
Temps leve saute по V позиции с продвижением вперед, назад, в сторону.
2.
Petit.et
grand
changement
de
pied
с продвижением вперед, назад,
в
сторону и entournaus на 1/8, 1/4, позже на 1/2 оборота
3.
Grandpas echappeв IV позиции
4. Pas echappe во II и в IV позиции с окончанием на одну ногу
5. Pas coupe.
Методические рекомендации
При изучении поз III arabesque особое значение имеет взгляд:
-
I arabesque — взгляд направлен по руке вперед и вниз;
-
II arabesque - взгляд направлен на зрителя;
-
III arabesque - взгляд направлен по руке вперед и вверх.
При изучении полуповоротов и поворотов следить за тем, чтобы
поворачивались бедра. Частая ошибка при исполнении: ноги поворачиваются, а
бедра отстают. При работе над полупальцами нужно следить:
-
за натянутостью опорной ноги;
-
за крепкой щиколоткой;
-
бедра и живот подтянуты;
-
спина напряжена.
При соблюдении этих условий опорная нога не будет перенапрягаться, не
будет
травм
голеностопного
сустава.
Все
эти
замечания
важны
для
дальнейшего изучения исполнения пируэтов и вращений.
IV класс
Основные задачи четвертого класса: повторение и закрепление
материала
третьего
класса,
проверка
точности и
чистоты
исполнения
пройденных движений. Работа над выразительностью поз, положениями
головы,
рук,
закрепление
устойчивости,
дальнейшее
развитие
силы
и
выносливости за счет нагрузки в комбинациях. В четвертом классе на середине
зала увеличивается нагрузка в адажио и усложняется его построение,
начинается изучение туров и заносок.
На изучение каждого элемента по программе четвертого класса и
составление комбинаций у станка и на середине выделяется 3 часа в неделю.
Экзерсис у станка
1.Demi-rond de jambe на 45° en dehors
2.
Battements fondus:
3.
Battements
releves
lents
et
battements
developpes
во всех позах на
полупальцах по усмотрению педагога
4. .
Demi-rond de jambe et grand rond de jambe developpe на всей стопе, en
dehors et en dedans
5. 3-е port de bras с ногой, вытянутой на носок назад (с растяжкой), с переходом
с опорной ноги
6.
Grands battements jetes в позах
7.
Полуповороты на одной ноге en dehors et en dedans
-
работающая нога в позиции sur le cou-de-pied
-
с подменой ноги
9. Preparation к tours sur le cou-de-pied en dehors et en dedans
10. Tour из V позиции en dehors et en dedans
Экзерсис на середине зала
1,
Demi-rond de jambe на 45
q
en dehors
2.
Battements fondus с plie-releve demi-rond de jambe на 45°
.
4.
3-е port de bras:
-
с ногой, вытянутой на носок вперед или назад на demi-plie
-
(с растяжкой) без перехода и с переходом с опорной ноги
5.
Preparation к tours en dehors et en dedans из I, II, IV позиции
6.
Tours en dehors et en dedans из I, Л, IV позиции (I оборот)
9. Pas glissade en tournant uo'Yz и целому обороту (первоначально прямой)
10. Battements releves lents et battements developpes на 90° в позах: croisee,
effacee, 'ecartee вперед, назад
11. I, II, III arabesques
12. Temps lie с перегибом корпуса
13. Pas de bourree без перемены ног
Allegro
1.
Pas echappe на II
2.
Pas de chat
3.
Temps releve с ногой в положении sur le cou-de-pied
4.
Sissonne tomb ее и в позах вперед и назад
5.
Temps lie sante
6.
Pas ballonne во всех направлениях и позах, на месте и с продвижением
Методические рекомендации
При исполнении adagio на середине очень важен переход из позы в позу.
Для этого педагог должен при составлении комбинации adagio делить ее на
фразы, в которых есть главные движения и связующие. Точное музыкальное
сопровождение обеспечит удобное построение комбинации adagio.
Тогда
срабатывает принцип «если удобно, значит, правильно, если правильно, значит,
красиво». Красота в исполнении - цель классического танца!
При работе над вращением не забывать о голове, направленности
взгляда. При крепких опорных ногах бедра не тормозят, вращения, активно
работают вместе с плечами.
При
работе
над
прыжками
можно
использовать
следующую
комбинацию: по 8 прыжков по свободной позиции в т.2, 4, 6, 8; поворачиваясь
направо; затем по 4 прыжка по тем же точкам; затем по 2 прыжка; затем по I
два поворота. Всю комбинацию повторить в левую сторону, собственно по
точкам 8, 6, 4, 2. Данная комбинация помогает вырабатывать силу ног в allegro,
ориентацию в пространстве.
V класс
В пятом классе закрепляется программный материал четвертого класса.
Основные задачи: выработка устойчивости на полупальцах,
продолжение работы над чистотой, свободой и выразительностью исполнения.
В V классе вводится исполнение упражнений en tournant на середине,
adagio усложняется за счет новых движений, происходит дальнейшее освоение
техники tours и заносок. Продолжается работа над пластичностью и точностью
координации при исполнении больших поз и tours, над положением рук и
головы.
На изучение каждого элемента по программе V года обучения и
составление комбинаций у станка и на середине выделяется 3 часа в неделю.
Экзерсис у станка
1.
Battements frappes et double frappes на полупальцах с окончанием на
demi-plie en faceи в позах
3. . Flic-flac en face
4. Rond de jambe en I 'air en dehors et en dedans на demi-plies
5. Battements releves lents et battements developpes en face:
-
на полупальцах
6.
Demi et grand rond
.
de
jambe developpe на полупальцах en face и из позы
в позу
7.
Grands battements jetes
8.
Grands battements jetes passe par terre через I позицию с окончанием на
носок вперед или назад и в позы
9.
Petit temps releve en dehors, en dedans на всей стопе и на полупальцах
(preparation к пируэту)
10.
Battements tendus, pour batterie
1 1 . Battements frappes et double battements frappes с окончанием на demi-
plie.
Экзерсис на середине зала
1.
Battements tendus en tournant en dehors et en dedans no 1/8,
l
A,
l
A круга
2.
Battements tendus jetes en tournant no 1/8,
l
A, ^ круга
3.
Rond de jambe на 45° и на demi-plie
4.
Flic-flac en face
5.
Battements developpes в IV arabesque
6. Battements developpes с demi-plies и переходом с ноги на ногу, en face и
в позах
7. Demi-rond developpes en dehors et en dedans из позы в позу
8. Battements frappes et double frappes на demi-plies
Allegro
1.
Pas jete с продвижением
2.
Pas ballonnee в позах
3.
Pas assemble с продвижением с приемов: pas glissade, шаг - coupe
Методические рекомендации
При изучении больших прыжков с продвижением нужно следить за тем,
чтобы:
-
был «посыл» в бедрах;
-
во время, исполнения самого прыжка держать позу («нести ее»);
-
знать точное направление прыжка, т.е. знать, «куда иду».
При исполнении заносок важно ноги открывать перед ударом, если ноги
откроются перед ударом, тогда и заноска будет более яркая.
При изучении прыжков на пальцах нужно очень сильно держать
щиколотку; не распуская ни в коем случае спину, бедра и живот держать
подтянутыми. При этом не должно быть напряжения в руках, шее, Свобода в
руках и шее' достигается только при освоении пальцевой техники, а техника
нарабатывается путем многократного исполнения простейших упражнений. Не
рекомендуется перегружать комбинации на уроке обилием разнообразных
движений.
VI класс
В шестом классе закрепляется материал, выученный в V классе.
Основные задачи: укрепление устойчивости (aplomb)
в различных
поворотах, в упражнениях на полупальцах; развитие пластичности рук и
корпуса;
продолжение
работы
над
координацией;
закрепление
техники
вращения; упражнения en tournant, изучение прыжков с различных приемов.
На изучение каждого элемента по программе шестого класса и
составление комбинаций у станка и на середине зала выделяется 3 часа в
неделю.
Экзерсис у станка
1:
Petits battements sur le cou-de-pied с plie-releve на всей стопе и на
полупальцах
2.
Flic-flac en tournant на Vi и целый поворот
3.
Battements fondus на 90°
4.
Battements developpes с коротким balance вперед, в сторону, назад и в
позах.
Экзерсис
на
середине
зала
1.
Rond de jambe par terre en tournant no 1/8,
l
A,
l
A круга
2.
Battements fondus:
-
с plie-releve et demi-rond на 45° из позы в позу
-
с plie-releve et demi-rond на 45° en face и из позы в позу
-
double fondus в позах
3.
Petit battement sur le cou-de-pied с plie-releve на всей стопе
4.
Grand rond developpe en dehors et en dedans из позы в позу
5.
Temps lie на 90° вперед и назад
6.
Pas de bourree dessous en face
7.
Pas de bourree ballotte en tournant
8.
Soutenu en tournant en dehors et en dedans no Vi и целому повороту,
начиная носком в пол и на 45°
Allegro
Методические рекомендации
При изучении Flic-flac en tournant обращать внимание на flac. Для этого
в младших классах при изучении pas de'bourree важно второе положение sur le
cou-de-pied.
При изучении grands battements jetes на полупальцах следить за опорной
ногой, которая должна быть предельно вытянута, колено - не только вытянуто,
но и подтянуто вверх.
По окончании курса обучения по предмету «Классический танец»
учащиеся сдают выпускной экзамен по всему курсу предмета (теория и
практика). Оценка данного экзамена вносится в свидетельство об окончании
ДШИ. В шестом классе должен быть выработан принцип сознательности
обучения и осознанность исполнения каждого движения, каждой комбинации,
расширение
индивидуального
исполнения,
повышение
уровня
профессиональной подготовки.
Исполнение на основе пройденного материала в классе на середине
хореографических композиций на классическую музыку.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения программы учебного предмета «Классический танец»
является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, таких, как:
- знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
- знание балетной терминологии;
- знание элементов и основных комбинаций классического танца;
- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных
комбинаций;
- знание средств создания образа в хореографии;
-
знание
принципов
взаимодействия
музыкальных
и
хореографических
выразительных средств;
- умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного
хореографического репертуара;
- умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
-
умение
распределять
сценическую
площадку,
чувствовать
ансамбль,
сохранять рисунок танца;
- умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже
классического танца и разучивании хореографического произведения;
- умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений,
способствующих
развитию
профессионально
необходимых
физических
качеств;
- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных
движений;
- навыки музыкально-пластического интонирования;
- навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;
-
навыки
публичных
выступлений.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Оценка качества реализации программы «Классический танец» включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
Успеваемость
учащихся
проверяется
на
различных
выступлениях: открытых уроках, концертах, конкурсах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
открытых уроков, концертов класса и зачетов в конце учебного года. Зачеты
могут проходить в форме просмотров концертных номеров. Контрольные уроки
и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих
полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов. При
выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
• оценка годовой работы ученика;
• оценка на выпускном экзамене;
• другие выступления ученика в течение учебного года.
Критерии оценок
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
технически качественное и художествено
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
отметка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническ
ом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
недоученные движения, слабая техническая подготовка,
невыразительное
исполнение,
отсутствие
свободы
в
хореографических постановках и т.д.
2 («неудовлетворительно»)
комплекс недостатков, являющийся следствием плохой
посещаемости
аудиторных
занятий и нежеланием
работать над собой
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
на данном этапе обучения
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой
конкретной группе учащихся, творчески решать вопросы, которые ставит перед
ним учебный процесс. При этом главная задача — поиск методов работы,
которые обеспечат в специфических условиях работы хореографических
отделений школ искусств высокое качество обучения.
Номера, построенные на основе классического танца и входящие в
программу учебной практики, концертных выступлений и т. д. не должны
превышать возможностей учащихся и программы соответствующих классов.
В программу включено не только большее количество упражнений для
развития техники вращения, разработки пальцевой техники, прыжков, но и
большее количество времени, для лучшего усвоения элементов классического
танца.
В процессе работы должен строго соблюдаться принцип «от простого к
сложному». Базовые умения и навыки, сформированные у учащихся на первом
году обучения, в дальнейшем совершенствуются. Увеличение нагрузки в
течение всего периода обучения производится планомерно и постепенно:
именно постепенность гарантирует правильное развитие мышечного аппарата,
предохраняет от травм связки и суставы. Усложнение лексики, введение новых
технических приемов должны быть также подготовлены всем предыдущим
ходом обучения.
В каждом классе, наряду с изучением новых движений, должен
закрепляться пройденный материал. Для этого его необходимо включать в
более
сложные
комбинации,
которые
вырабатывают
мышечную
силу,
устойчивость, координацию движений, а также выносливость и волю к
преодолению трудностей.
В процессе занятий необходимо воспитывать у учащихся умение
правильно воспринимать музыкальное сопровождение, понимать и передавать
содержание музыки в танце, добиваться выразительного исполнения (что
возможно только при хорошо развитой технике исполнения), развивать чувство
ансамбля и умение владеть пространством.
Преподаватель
и
концертмейстер
обязаны
тщательно
отбирать
музыкальный материал, насыщенный образно-эмоциональным содержанием,
включая в него произведения русской и зарубежной классики, лучшие образцы
современной музыки. В соответствии с музыкальным материалом составляются
комбинации, которые усложняются по мере перехода учащихся из класса в
класс.
Номера,
поставленные
на
основе
классического
танца
и
предназначенные для включения в программу концертных выступлений,
должны соответствовать программным требованиям и возможностям учащихся
определенных классов.
При изучении больших прыжков с продвижением нужно следить за тем,
чтобы:
-
был «посыл» в бедрах;
-
во время, исполнения самого прыжка держать позу («нести ее»);
-
знать точное направление прыжка, т.е. знать, «куда иду».
При исполнении заносок важно ноги открывать перед ударом, если ноги
откроются перед ударом, тогда и заноска будет более яркая.
При изучении прыжков на пальцах нужно очень сильно держать
щиколотку; не распуская ни в коем случае спину, бедра и живот держать
подтянутыми. При этом не должно быть напряжения в руках, шее, Свобода в
руках и шее достигается только при освоении пальцевой техники, а техника
нарабатывается путем многократного исполнения простейших упражнений. Не
рекомендуется перегружать комбинации на уроке обилием разнообразных
движений.
VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Базарова Н. Классический танец. Л., Искусство, 1975
2.
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. JL, М, Искусство, 1964.
3 .
Ваганова А. Основы классического танца. Л., М., «Искусство», 1963.
4.
Костровицкая В. Классический танец. Слитные движения /Под ред. Вагановой А. М.,
Сов. Россия, 1961.
5.
Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., Искусство, 1975:
6.
Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. М., Искусство, 1976.
7.
Тарасов К Классический танец. Школа мужского исполнительства. М., Искусство,
1971.