Автор: Некрасова Ольга Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа с текстами изложений ОГЭ 9 класс
Раздел: среднее образование
Работа с текстом изложения №1. Прочитай текст.
В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах как
взаимовыручка и взаимопомощь. Человеческое общество как раз сформировалось и продолжает
существовать, благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет
друг друга. И как теперь мы можем поддерживать совершенно противоположную точку зрения,
гласящую о том, что нет иных интересов кроме наших собственных? И дело тут даже не в том, что это
звучит эгоистично, дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные
интересы.
Понимаете, насколько это глубже чем, кажется? Ведь индивидуализм разрушает общество, а стало
быть, и ослабляет каждого из нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.
И что же больше отвечает нашим общим интересам: взаимная выручка или примитивный эгоизм?
Здесь двух мнений быть не может. Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо
и ни от кого не зависеть. И помогая людям в трудную минуту не надо ждать благодарности, надо просто
помогать, не ища для себя выгоды, и тогда и тебе в ответ помогут, обязательно.
Письменно ответьте на вопросы:
1)Какие ключевые понятия можно выделить? Пользуясь толковым словарем («Толковый словарь
живого великорусского языка» В. И. Даля или «Словарь русского языка» С. И. Ожегова), запиши
определения этих понятий
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
2) Найди предложения, в которых заключена главная мысль текста или сформулируйте ее
самостоятельно. Запиши.
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
3) Объясни, как ты понимаешь утверждение о том, что «помогая людям в трудную минуту не надо
ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгоды, и тогда и тебе в ответ
помогут, обязательно». Ответ запиши.
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
4) Найди в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием. Запиши.
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
5) Подумай, где еще встречаются рассуждения о ключевых понятиях текста ( в искусстве,
литературе, кино, биографии известных ученых и т.д) ? Запиши.
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
6. Передай содержание фрагментов текста одним предложением: «Понимаете, насколько это глубже
чем, кажется? Ведь индивидуализм разрушает общество, а стало быть, и ослабляет каждого из нас.
И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество».
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
7.Изложи содержание сложного предложения в форме простого предложения: «Человеческое общество
как раз сформировалось и продолжает существовать, благодаря общему делу и помощи
слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга».
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
8. Замени придаточное предложение деепричастным оборотом или предложно-падежной
конструкцией:«Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого
не зависеть».
9. Работа со словами:
-разбери по составу слова: общественные, противоположную, индивидуализм
-определи части речи: гласящую, благодаря (общему делу), не ища (для себя выгоды)
-подбери синоним : культивируется (_____________________),примитивный (_____________________)
-выдели и объясни все орфограммы в словах:
поддерживать-
ослабляет-
индивидуализм-
10) Используя изученные приемы сжатия текста, «сожми» текст, оставив нужную информацию.
Объем сжатого изложения должен быть 78-90 слов. Запиши полученный текст.
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________