Опыт работы деятельности государственно-общественного управления в ДОУ №2 "Колокольчик" города Волжска Республики Марий Эл.
Автор: Малыкина Елена Алексеевна Должность: заведующая Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 "Колокольчик" города Волжска Республики Марий Эл Населённый пункт: город Волжск Наименование материала: Статья Тема: Опыт работы деятельности государственно-общественного управления в ДОУ №2 "Колокольчик" города Волжска Республики Марий Эл. Раздел: дошкольное образование
Опыт работы деятельности государственно-общественного управления в
ДОУ №2 «Колокольчик» города Волжска Республики Марий Эл.
Подготовила:
Заведующая МДОУ №2 «Колокольчик»
Малыкина Елена Алексеевна
Обоснование: необходимость создания модели государственно-общественного управления
на уровне ДОУ исходит из положений Закона «Об образовании», национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа», рекомендаций совещаний руководителей
образовательных организаций о необходимости обеспечения открытости дошкольного
образования как государственно-общественной системы, необходимости перехода к модели
взаимной ответственности в сфере дошкольного образования и усиления роли всех
субъектов образовательной политики, их взаимодействия.
Цель государственно-общественного управления на уровне ДОУ : создать условия
для вовлечения общественности в формирование и реализацию образовательной
деятельности ДОУ; повышения эффективности в области дошкольного образования;
удовлетворению образовательных потребностей и интересов всех категорий участников
образовательного процесса; реализации прав работников образовательного учреждения,
обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении ДОУ
образованием первой ступени.
Задачи:
- сформировать и организовать деятельность органа государственно-общественного
управления образованием на уровне образовательного учреждения;
- развить социальное партнерство в системе образования как путь решения актуальных
проблем развития и модернизации дошкольного образования через внедрение механизма
общественного управления;
- создать систему общественного контроля над качеством дошкольного образования и
полнотой выполнения социального заказа;
- организовать совместную деятельность родительской общественности, органа
самоуправления в решении актуальных вопросов развития дошкольного учреждения на
перспективу.
Нормативная правовая база общественного управления в ДОУ:
Нормативно-правовой основой создания органов общественного управления в ДОУ
является
1. Конституция Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст.1 наша страна является
демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой
правления, что означает, что все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и
образования, обязаны функционировать на основе права и демократии.
2.Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
в качестве принципа государственной политики в области образования провозглашает
демократический характер управления образования (п.10 ст.3), устанавливает, что
управление муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах
единоначалия и коллегиальности (п.2 ст.26). Закон предоставляет право на участие в
управлении образовательным учреждением всем участникам образовательного процесса
(п.17 ст.34, п.7 ст.44). В Законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
подчеркивается, что «работники образовательных учреждений имеют право на участие в
управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах
управления, в порядке, установленном уставом этой организации;» (п.9 ч.3 ст. 47); родители
(законные представители) имеют право защищать законные права и интересы ребенка,
принимать участие в управлении (п.5 ст. 44).
3.Устав образовательного учреждения, где обозначены следующее позиции: заключение
договоров между общеобразовательным учреждением и родителями; наличие органов
общественного самоуправления.
Принципы развития государственно-общественного управления дошкольным
образованием на уровне ДОУ:
-реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;
приоритетность для системы управления дошкольным образованием качества образования и
-качества жизни воспитанников в ДОУ;
добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении в
ДОУ;
-открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении
образования ДОУ;
-независимость и паритетность органов общественного управления;
-законность, предполагающая неукоснительное соблюдение законодательства;
согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между администрацией
ДОУ и общественным органом управления на каждом его уровне и этапе функционирования
и развития.
Ожидаемые результаты:
Привлечение общественности к делам и проблемам дошкольного образования в
соответствии с приоритетом детского сада и его годовых задач, повышение открытости
образовательной системы.
Ожидаемые социальные эффекты:
-увеличится количество родителей (законных представителей), социальных партнеров
ориентированных на общественную деятельность, благотворительность, социально
ответственную инициативу;
-изменится качество образования: осуществится переход от опосредованно - теоретической
для взрослых, информационной социализации к непосредственно практической
социализации воспитанников;
-увеличится степень общественного внимания к дошкольному учреждению и его идейности в
деле развития и воспитания, обучающихся на перспективу;
-реализуется перспективная программа развития дошкольного учреждения.
Функции государственно-общественном управлении в ДОУ:
- Стратегическая– участие в формировании программы развития дошкольного учреждения
и других долгосрочных целевых программ и проектов.
- Финансово-экономическая – обеспечение прозрачности финансовых вопросов, содействие
в привлечении финансовых средств (предпринимателей, социальных партнеров, родителей)
на совершенствование образовательного процесса.
- Информационная - обеспечение прозрачности в организации образовательной
деятельности и финансовых вопросов.
- Координирующая - обеспечение сетевого взаимодействия дошкольного учреждения.
- Контролирующая – осуществление контроля за тем, насколько выбранная стратегия
обеспечивает образовательный процесс и развитие дошкольного учреждения на перспективу,
оценка качества образования в дошкольном учреждении, соблюдение законных прав и
интересов обучающихся и работников дошкольного учреждения.
Общее собрание трудового коллектива- одна из форм государственно-общественного
управления в нашем ДОУ. В его компетенцию входит обсуждение и принятие решений,
касающихся деятельности ДОУ, а в частности:
1) принятие Устава Учреждения, а также внесение изменений и дополнений к нему;
2) принятие решения о заключении коллективного договора;
3) принятие решения об образовании представительного органа для ведения коллективных
переговоров с руководителем Учреждения по вопросам заключения, изменения, дополнения
коллективного договора и контроля за его выполнением;
4) принятие коллективного договора;
5) избрание полномочных (доверенных) представителей работников Учреждения в
комиссию по трудовым спорам, по охране труда Учреждения;
6) принятие иных локальных актов в пределах своих полномочий, не противоречащих
законодательству Российской Федерации;
7) выдвижение коллективных требований работников Учреждения и избирание полномочных
представителей для участия в рассмотрении коллективного трудового договора;
8)определение направления экономической деятельности Учреждения;
9)внесение предложений Учредителю по улучшению финансово - хозяйственной
деятельности Учреждения;
10)принятие решений, не противоречащих законодательству РФ и по другим вопросам жизни
Учреждения, которые не оговорены и не регламентированы настоящим Уставом,
правомочные для данного коллегиального органа;
11)заслушивание отчёта заведующей ДОУ по итогам работы Учреждения;
обсуждение поведения или отдельных поступков членов коллектива Учреждения и принятие
решения;
12)иные вопросы, вынесенные на рассмотрение по инициативе заведующей Учреждением.
В полномочия Педагогического совета ДОУ входят:
1)Обсуждение основных вопросов воспитательно-образовательного процесса. Принятие
решений, касающихся реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, а также
дополнительного образования дошкольников.
2) Обсуждение Устава и других локальных актов Учреждения, касающихся педагогической
деятельности, решение вопросов о внесении в них необходимых изменений и дополнений.
3) Определение направления образовательной деятельности Учреждения.
4) Обсуждение и утверждение планов работы образовательного учреждения.
5) Заслушивание информации и отчетов педагогических работников учреждения, докладов
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с данным образовательным
учреждением по вопросам образования и воспитания детей, в том числе о проверке
соблюдения санитарно-гигиенического режима образовательного учреждения, об охране
труда, здоровья и жизни воспитанников, ходе реализации образовательных и воспитательных
программ, результатах готовности детей к школе, отчетов о самообразовании педагогов и
другие вопросы образовательной деятельности ДОУ.
6) Организация выявления, обобщения, распространения, внедрения передового
педагогического опыта среди педагогических работников Учреждения.
7) Принятие решений о проведении непосредственно образовательной деятельности с
детьми.
8) Принятие решений об изменении образовательных программ (отдельных разделов, тем),
об изменении сроков освоения образовательных программ, о комплексировании программ.
9) Обсуждение вопросов содержания, форм и методов образовательного процесса.
10) Контроль выполнения ранее принятых решений педагогического совета.
11) Организация изучения и обсуждения нормативно-правовых документов в области
дошкольного образования.
12) Подведение итогов деятельности Учреждения за учебный год.
В детском саду работает Родительский комитет, который
1) обсуждает Устав и другие локальные акты Учреждения, касающиеся взаимодействия с
родительской общественностью, решает вопрос о внесении в них необходимых изменений и
дополнений;
2)участвует в определении приоритетного направления образовательной деятельности
Учреждения;
обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования
педагогической деятельности Учреждения;
3)рассматривает проблемы организации дополнительных образовательных, оздоровительных
услуг воспитанникам, в том числе платных;
4)заслушивает отчеты заведующей о создании условий для реализации общеобразовательных
программ в Учреждении;
5)участвует в подведении итогов деятельности Учреждения за учебный год по вопросам
работы с родительской общественностью;
6)принимает информацию, отчеты педагогических и медицинских работников о состоянии
здоровья детей, ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результатах
готовности детей к школе;
7)оказывает помощь Учреждению в работе с неблагополучными семьями;
8)оказывает посильную помощь Учреждению в укреплении материально-технической базы,
благоустройству его помещений, площадок и территории силами общественности;
вместе с заведующим Учреждения принимает решение о поощрении, награждении
педагогов, представителей родительской общественности
Представители родительской общественности оказывают неоценимую помощь в решении
вопросов укрепления физического здоровья воспитанниковв ДОУ №2.
Первыми шагами родительского комитета в этом направлении были :
-привлечение участников образовательного процесса (воспитателей и родителей возрастных
групп) к оформлению стендов «Здоровый образ жизни»;
-ведение мониторинга качества организации питания в ДОУ.
В ходе данной работы проведены следующие мероприятия: рейд по проверке организации
питания в ДОУ, встреча членов родительского комитета с работниками кухни, анкетирование
родителей по выявлению недостатков питания и улучшению ассортимента блюд.
Проведенные мероприятия дали положительные результаты: был пересмотрен ассортимент
блюд, улучшены вкусовые качества пищи.
Родители также участвуют в разработке «Программы здоровья», организации физкультурно-
оздоровительной работы, осуществляют контроль организации питания, принимают
участие в разработке мер по профилактике и предупреждению инфекционных заболеваний,
вносят предложения об изменениях внутри сада.
Родительский комитет проводит систематическую разъяснительную работу среди родителей,
о чем свидетельствуют мероприятия плана работы комиссии:
№ п/п Мероприятия
Сроки
1.
Контроль за организацией питания в ДОО
Ежеквартально
2.
Мониторинг качества организации питания воспитанников
Ежемесячно
3.
Представление результатов контроля членами родительского
комитета на родительских собраниях
В соответствии с
планом работы
4.
Осенняя ярмарка
Октябрь
5
Неделя здоровья
февраль
6.
День открытых дверей с дегустацией блюд.
март
Результатом работы деятельности родительского комитета ДОУ являются следующие
положительные моменты:
-система управления становится более открытой;
-усиливается ориентация детского сада на интересы и запросы потребителей;
-укрепляется ресурсная база ДОУ;
-уменьшается число конфликтов;
-повышается доверие родителей к эффективности расходования внебюджетных средств;
-усиливается влияние общественности на жизнь дошкольной образовательной организации
Еще один эффективный инструмент, обеспечивающий информационную открытость
учреждения, является подготовка, публикация, распространение и обсуждение регулярных
публичных отчетов.
Ожидаемые результаты деятельности государственно-общественного управления в
ДОУ:
В ходе развития государственно-общественной системы управления должны произойти
системные изменения в образовательной среде, которые обеспечат реализацию и
удовлетворение образовательных потребностей социума.
Для ДОУ № 2
Создание гибкой системы управления ресурсами ДОУ через созданную модель
государственно-общественного управления.
Дополнительные возможности общения с родителями, педагогами и, как следствие,
своевременное получение информации об изменениях потребностей местного сообщества и
адекватное реагирование на изменения.
Приобретение знаний современного менеджмента.
Появление внешней оценки деятельности ДОУ.
Повышение общественного статуса ДОУ.
Формирование ресурсной базы ДОУ, обеспечивающей реализацию социального заказа на
образование.
Для родителей:
участие в управлении ДОУ, в выработке и принятии нормативных документов ДОУ;
удовлетворение потребности в качественном обучении и воспитании ребёнка;
повышение педагогической компетентности родителей;
изменения во взаимоотношениях в системе образования, усиливающие сотрудничество и
взаимопонимание между участниками образовательного процесса;
возможность предъявлять ДОУ образовательные потребности, формулировать заказ на
образование собственного ребёнка, оказывать влияние на состояние образовательного
процесса и непосредственно участвовать в управлении ДОУ;
расширение каналов получения информации о состоянии знаний, воспитанности и жизни
ребёнка в детском саду.
Для педагогов:
повышение уровня квалификации и профессионализма;
получение информации об изменениях потребностей местного сообщества для того, чтобы
адекватно на них реагировать;
реализация новых форм и технологий обучения - использование медиапроектов, внедрение
информационных технологий в учебный процесс, развитие навыков научно-
исследовательской деятельности;
освоение новых форм социального взаимодействия для социальных партнёров;
общественная экспертиза отдельных направлений деятельности ДОУ;
позитивные изменения в системе образования;
приобретение навыков социального партнерства.