Напоминание

Опыт работы деятельности государственно-общественного управления в ДОУ №2 "Колокольчик" города Волжска Республики Марий Эл.


Автор: Малыкина Елена Алексеевна
Должность: заведующая
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 "Колокольчик" города Волжска Республики Марий Эл
Населённый пункт: город Волжск
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт работы деятельности государственно-общественного управления в ДОУ №2 "Колокольчик" города Волжска Республики Марий Эл.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Опыт работы деятельности государственно-общественного управления в

ДОУ №2 «Колокольчик» города Волжска Республики Марий Эл.

Подготовила:

Заведующая МДОУ №2 «Колокольчик»

Малыкина Елена Алексеевна

Обоснование:
необходимость создания модели государственно-общественного управления на уровне ДОУ исходит из положений Закона «Об образовании», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», рекомендаций совещаний руководителей образовательных организаций о необходимости обеспечения открытости дошкольного образования как государственно-общественной системы, необходимости перехода к модели взаимной ответственности в сфере дошкольного образования и усиления роли всех субъектов образовательной политики, их взаимодействия.
Цель государственно-общественного управления на уровне ДОУ
: создать условия для вовлечения общественности в формирование и реализацию образовательной деятельности ДОУ; повышения эффективности в области дошкольного образования; удовлетворению образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса; реализации прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении ДОУ образованием первой ступени.
Задачи:
- сформировать и организовать деятельность органа государственно-общественного управления образованием на уровне образовательного учреждения; - развить социальное партнерство в системе образования как путь решения актуальных проблем развития и модернизации дошкольного образования через внедрение механизма общественного управления; - создать систему общественного контроля над качеством дошкольного образования и полнотой выполнения социального заказа; - организовать совместную деятельность родительской общественности, органа самоуправления в решении актуальных вопросов развития дошкольного учреждения на перспективу.
Нормативная правовая база общественного управления в ДОУ:
Нормативно-правовой основой создания органов общественного управления в ДОУ является 1. Конституция Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст.1 наша страна является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, что означает, что все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образования, обязаны функционировать на основе права и демократии. 2.Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в качестве принципа государственной политики в области образования провозглашает демократический характер управления образования (п.10 ст.3), устанавливает, что управление муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и коллегиальности (п.2 ст.26). Закон предоставляет право на участие в управлении образовательным учреждением всем участникам образовательного процесса (п.17 ст.34, п.7 ст.44). В Законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что «работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;» (п.9 ч.3 ст. 47); родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении (п.5 ст. 44).
3.Устав образовательного учреждения, где обозначены следующее позиции: заключение договоров между общеобразовательным учреждением и родителями; наличие органов общественного самоуправления.
Принципы развития
государственно-общественного управления дошкольным образованием на уровне ДОУ: -реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса; приоритетность для системы управления дошкольным образованием качества образования и -качества жизни воспитанников в ДОУ; добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении в ДОУ; -открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образования ДОУ; -независимость и паритетность органов общественного управления; -законность, предполагающая неукоснительное соблюдение законодательства; согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между администрацией ДОУ и общественным органом управления на каждом его уровне и этапе функционирования и развития.
Ожидаемые результаты:
Привлечение общественности к делам и проблемам дошкольного образования в соответствии с приоритетом детского сада и его годовых задач, повышение открытости образовательной системы.
Ожидаемые социальные эффекты:
-увеличится количество родителей (законных представителей), социальных партнеров ориентированных на общественную деятельность, благотворительность, социально ответственную инициативу; -изменится качество образования: осуществится переход от опосредованно - теоретической для взрослых, информационной социализации к непосредственно практической социализации воспитанников; -увеличится степень общественного внимания к дошкольному учреждению и его идейности в деле развития и воспитания, обучающихся на перспективу; -реализуется перспективная программа развития дошкольного учреждения.
Функции
государственно-общественном управлении в ДОУ:
-
Стратегическая– участие в формировании программы развития дошкольного учреждения и других долгосрочных целевых программ и проектов.
-
Финансово-экономическая – обеспечение прозрачности финансовых вопросов, содействие в привлечении финансовых средств (предпринимателей, социальных партнеров, родителей) на совершенствование образовательного процесса.
-
Информационная - обеспечение прозрачности в организации образовательной деятельности и финансовых вопросов.
-
Координирующая - обеспечение сетевого взаимодействия дошкольного учреждения.
-
Контролирующая – осуществление контроля за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает образовательный процесс и развитие дошкольного учреждения на перспективу, оценка качества образования в дошкольном учреждении, соблюдение законных прав и интересов обучающихся и работников дошкольного учреждения.
Общее собрание трудового коллектива-
одна из форм государственно-общественного управления в нашем ДОУ. В его компетенцию входит обсуждение и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ, а в частности: 1) принятие Устава Учреждения, а также внесение изменений и дополнений к нему; 2) принятие решения о заключении коллективного договора;
3) принятие решения об образовании представительного органа для ведения коллективных переговоров с руководителем Учреждения по вопросам заключения, изменения, дополнения коллективного договора и контроля за его выполнением; 4) принятие коллективного договора; 5) избрание полномочных (доверенных) представителей работников Учреждения в комиссию по трудовым спорам, по охране труда Учреждения; 6) принятие иных локальных актов в пределах своих полномочий, не противоречащих законодательству Российской Федерации; 7) выдвижение коллективных требований работников Учреждения и избирание полномочных представителей для участия в рассмотрении коллективного трудового договора; 8)определение направления экономической деятельности Учреждения; 9)внесение предложений Учредителю по улучшению финансово - хозяйственной деятельности Учреждения; 10)принятие решений, не противоречащих законодательству РФ и по другим вопросам жизни Учреждения, которые не оговорены и не регламентированы настоящим Уставом, правомочные для данного коллегиального органа; 11)заслушивание отчёта заведующей ДОУ по итогам работы Учреждения; обсуждение поведения или отдельных поступков членов коллектива Учреждения и принятие решения; 12)иные вопросы, вынесенные на рассмотрение по инициативе заведующей Учреждением. В полномочия
Педагогического совета ДОУ
входят: 1)Обсуждение основных вопросов воспитательно-образовательного процесса. Принятие решений, касающихся реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, а также дополнительного образования дошкольников. 2) Обсуждение Устава и других локальных актов Учреждения, касающихся педагогической деятельности, решение вопросов о внесении в них необходимых изменений и дополнений. 3) Определение направления образовательной деятельности Учреждения. 4) Обсуждение и утверждение планов работы образовательного учреждения. 5) Заслушивание информации и отчетов педагогических работников учреждения, докладов представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с данным образовательным учреждением по вопросам образования и воспитания детей, в том числе о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима образовательного учреждения, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников, ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результатах готовности детей к школе, отчетов о самообразовании педагогов и другие вопросы образовательной деятельности ДОУ. 6) Организация выявления, обобщения, распространения, внедрения передового педагогического опыта среди педагогических работников Учреждения. 7) Принятие решений о проведении непосредственно образовательной деятельности с детьми. 8) Принятие решений об изменении образовательных программ (отдельных разделов, тем), об изменении сроков освоения образовательных программ, о комплексировании программ. 9) Обсуждение вопросов содержания, форм и методов образовательного процесса. 10) Контроль выполнения ранее принятых решений педагогического совета. 11) Организация изучения и обсуждения нормативно-правовых документов в области дошкольного образования. 12) Подведение итогов деятельности Учреждения за учебный год. В детском саду работает
Родительский комитет,
который 1) обсуждает Устав и другие локальные акты Учреждения, касающиеся взаимодействия с родительской общественностью, решает вопрос о внесении в них необходимых изменений и дополнений;
2)участвует в определении приоритетного направления образовательной деятельности Учреждения; обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования педагогической деятельности Учреждения; 3)рассматривает проблемы организации дополнительных образовательных, оздоровительных услуг воспитанникам, в том числе платных; 4)заслушивает отчеты заведующей о создании условий для реализации общеобразовательных программ в Учреждении; 5)участвует в подведении итогов деятельности Учреждения за учебный год по вопросам работы с родительской общественностью; 6)принимает информацию, отчеты педагогических и медицинских работников о состоянии здоровья детей, ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результатах готовности детей к школе; 7)оказывает помощь Учреждению в работе с неблагополучными семьями; 8)оказывает посильную помощь Учреждению в укреплении материально-технической базы, благоустройству его помещений, площадок и территории силами общественности; вместе с заведующим Учреждения принимает решение о поощрении, награждении педагогов, представителей родительской общественности Представители родительской общественности оказывают неоценимую помощь в решении вопросов укрепления физического здоровья воспитанниковв ДОУ №2. Первыми шагами родительского комитета в этом направлении были : -привлечение участников образовательного процесса (воспитателей и родителей возрастных групп) к оформлению стендов «Здоровый образ жизни»; -ведение мониторинга качества организации питания в ДОУ. В ходе данной работы проведены следующие мероприятия: рейд по проверке организации питания в ДОУ, встреча членов родительского комитета с работниками кухни, анкетирование родителей по выявлению недостатков питания и улучшению ассортимента блюд. Проведенные мероприятия дали положительные результаты: был пересмотрен ассортимент блюд, улучшены вкусовые качества пищи. Родители также участвуют в разработке «Программы здоровья», организации физкультурно- оздоровительной работы, осуществляют контроль организации питания, принимают участие в разработке мер по профилактике и предупреждению инфекционных заболеваний, вносят предложения об изменениях внутри сада. Родительский комитет проводит систематическую разъяснительную работу среди родителей, о чем свидетельствуют мероприятия плана работы комиссии: № п/п Мероприятия Сроки 1. Контроль за организацией питания в ДОО Ежеквартально 2. Мониторинг качества организации питания воспитанников Ежемесячно 3. Представление результатов контроля членами родительского комитета на родительских собраниях В соответствии с планом работы 4. Осенняя ярмарка Октябрь 5 Неделя здоровья февраль 6. День открытых дверей с дегустацией блюд. март Результатом работы деятельности родительского комитета ДОУ являются следующие положительные моменты: -система управления становится более открытой; -усиливается ориентация детского сада на интересы и запросы потребителей; -укрепляется ресурсная база ДОУ;
-уменьшается число конфликтов; -повышается доверие родителей к эффективности расходования внебюджетных средств; -усиливается влияние общественности на жизнь дошкольной образовательной организации Еще один эффективный инструмент, обеспечивающий информационную открытость учреждения, является подготовка, публикация, распространение и обсуждение регулярных
публичных отчетов.

Ожидаемые результаты деятельности государственно-общественного управления в

ДОУ:
В ходе развития государственно-общественной системы управления должны произойти системные изменения в образовательной среде, которые обеспечат реализацию и удовлетворение образовательных потребностей социума.
Для ДОУ № 2
Создание гибкой системы управления ресурсами ДОУ через созданную модель государственно-общественного управления. Дополнительные возможности общения с родителями, педагогами и, как следствие, своевременное получение информации об изменениях потребностей местного сообщества и адекватное реагирование на изменения. Приобретение знаний современного менеджмента. Появление внешней оценки деятельности ДОУ. Повышение общественного статуса ДОУ. Формирование ресурсной базы ДОУ, обеспечивающей реализацию социального заказа на образование.
Для родителей:
участие в управлении ДОУ, в выработке и принятии нормативных документов ДОУ; удовлетворение потребности в качественном обучении и воспитании ребёнка; повышение педагогической компетентности родителей; изменения во взаимоотношениях в системе образования, усиливающие сотрудничество и взаимопонимание между участниками образовательного процесса; возможность предъявлять ДОУ образовательные потребности, формулировать заказ на образование собственного ребёнка, оказывать влияние на состояние образовательного процесса и непосредственно участвовать в управлении ДОУ; расширение каналов получения информации о состоянии знаний, воспитанности и жизни ребёнка в детском саду.
Для педагогов:
повышение уровня квалификации и профессионализма; получение информации об изменениях потребностей местного сообщества для того, чтобы адекватно на них реагировать; реализация новых форм и технологий обучения - использование медиапроектов, внедрение информационных технологий в учебный процесс, развитие навыков научно- исследовательской деятельности; освоение новых форм социального взаимодействия для социальных партнёров; общественная экспертиза отдельных направлений деятельности ДОУ; позитивные изменения в системе образования; приобретение навыков социального партнерства.

Безопасные условия

жизнедеятельности

Социальное благополучие

Физическое здоровье

Психическое здоровье

Духовно-нравственное

здоровье

Интеллектуальное

здоровье

ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

Для дошкольников:


В раздел образования