Напоминание

методика работы со справочной литературой на уроках истории и обществознания


Автор: Решетова Людмила Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: учитель истории и обществознания
Населённый пункт: Приморский край Надеждинский район с В-Надеждинское МБОУ СЩШ № 1
Наименование материала: статьяя Методика работы со справочной литературой на уроках истории и обществознания
Тема: методика работы со справочной литературой на уроках истории и обществознания
Раздел: среднее образование





Назад




Методика

работы

со справочной

.

литературой

.

.

Решетова Л Н

Для историка не существует источников

,

хороших и плохих достоверных и

,

,

недостоверных в каждом источнике так

,

-

или иначе отразилась какая то частичка

.

исторической действительночти

.

.

.

В Б Кобрин

Методической литературы по работе с

историческими документами достаточно

.

мало

.

.

Студеникин М Т «Методика

преподавания истории в

-

школе»

учебное пособиепо методике

-

преподавания истории в школе

,

раскрывает основные понятия

,

характеристики методы работы учителя

,

на уроках истории в школе

,

содержитиллюстрации схемы и другой

.

наглядный материал

.

,

Вяземский Е Е Стрелова

.

-

О Ю

»Методические рекомендации

.

учителю истории Основы

-

профессионального мастерства»

.

практическое пособие

Работа с историческими

источниками рассматривается

сегодня как важнейшее средство

формирования гражданской

.

компетенции школьников В

настоящее время существующие

программы и учебники в

болшинстве своем отводят ученику

и учителю роли исполнителей чужих

.

замыслов

Учебник истории непременно является

.

авторской интерпретацией прошлого

Школьнику предлагается сформулировать

,

выводы не к изучаемым событиям а к их

.

трактовке авторами учебников

,

Если же ученики работают с документами

,

сопоставляют документ с текстом учебника

имеют возможность проанализировать ряд

,

,

документов по той или иной проблеме то в

,

конце концов они сами выдвигают те или

.

иные версии исторических событий

Задачи учителя в

:

современной обстановке

1.

,

отобрать методы и приемы содействующие

умению учащихся работать с историческими

.

докуметами

2.

сформировать у учащихся научные

представления о разных исторических эпохах

.

на основе изучения исторических документов

3.

развивать у учащихся умение

.

ориентироваться в потоке информации

4.

содействовать воспитанию

,

гражданственности

.

ориентации на гуманистические ценности

:

Требования к тексту

1.

соответствовать целям и задачам

.

обучения

2.

отражать основные наиболее типичные

.

факты и события эпохи

3.

быть органически связанным с

.

программным материалом

4.

быть доступным и интересным по

.

содержанию и объему

5.

обладать научными и литературными

.

достоинствами

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С

:

ТЕКСТОМ

1.

.

ЧТЕНИ Е И АНАЛИЗ

2.

,

,

ВЫПИСКА ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЙ

,

ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ВЫДЕЛЕНИЕ

.

ГЛАВНОЙ ИДЕИ

3.

.

КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ

4.

.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ

5.

ОБОБЩЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОГО И

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ЦЕЛЯХ

КОНКРЕТИЗАЦИИ ИЗУЧАЕМЫХ

.

ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ

ВЫЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ

-

К ОБЩЕСТВЕННО ИСТОРИЧЕСКОМУ

.

СОБЫТИЮ

1.

.

АНАЛИЗ АРГУМЕНТАЦИИ АВТОРОВ

2.

НАХОЖДЕНИЕ РАЗНЫХ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМ ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ

.

НЕСКОЛЬКИХ ИСТОЧНИКОВ

3.

.

ФОРМУЛИРОВАНИЕОБОБЩЕННЫХ ВЫВОДОВ

4.

-

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИННО СЛЕДСТВЕННЫХ

,

СВЯЗЕЙ ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПИ

.

СОБЫТИЙ

5.

,

-

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ СРАВНИТЕЛЬНО

,

,

,

ОБОБЩАЮЩИХ ТАБЛИЦ СХЕМ ПЛАНОВ

,

.

ТЕЗИСОВ КОНСПЕКТА

Виды исторических

.

документов

1.

-

,

Картографические карты

планы

,

,

исторические политические

.

экономические

2.

-

Статистические

экономическая

,

,

статистика статистика народонаселения

.

политическая и культурная статистика

3.

-

Актовые

,

акты политические

-

,

.

социально экономические юридические

Виды исторических

.

документов

-

,

Канцелярские источники грамоты

,

,

,

.

реестры книги указы деловая переписка

-

,

,

.

Личные письма дневники мемуары

-

,

,

,

Художественные очерки лирика драма

,

,

.

романы рассказы повести

-

,

Исторические

исторические повести

,

.

хронографы летописи

,

Научные исторические труды

-

,

философско социологические труды

.

географические описания

У школьников отсутствует интерес к

.

историческим источникам Эта

,

проблема существует потому что

работа с ними чаще всего сводится

к заданиям на определение автора

,

документа выделение из текста

,

главного прочтению

,

дополнительной литературы

конспектированию объемного

.

текста

,

Таким образом исторический источник

,

для школьника становится ненужным а

главная часть работы ориентирована на

,

литературу являющуюся готовой

историографической интерпретацией

.

документов Результат такой

работызачастую оказывается

:

противоположным поставленным целям

,

ученик не понимает зачем вообще

нужно читать источники и какое они

.

отношение имеют к изучению истории

:

ОГЭ и ЕГЭ выявили много проблем

школьники оказались не готовы к

выполнению письменных заданий

,

второй части плохо знакомы с

.

историографией

Ученики не умеют работать с

,

историческими источниками не

,

умеют сравнивать затрудняются в

выделении существенных

.

сопоставимых признаков

У учеников посредственно сформирован

навык анализа и оценки исторических

.

явлений и событий

,

,

Вопрос

как заинтересовать ученика как

,

показать что источник может быть весьма

,

важным в процессе познания прошлого

.

чвляется весьма актуальным

Педагоги осознают важность

формирования умений школьников

,

изучать исторические источники

,

ориентированы на их использование но

все же испытывают затруднения в выборе

,

источников последовательной и

.

продуктивной работы с ними

Значение исторических

источников

1.

Источник является основным средством

.

обучения в работе с исторической информацией

2.

,

Источник отображает реальную а не

.

вымышленную ситуацию

3.

Создает представление об относительности

.

исторического знания

4.

.

Источники безграничны и разнообразны

5.

Способствуют развитию критического

.

мышления

6.

,

Могут показать каким образом может

.

искажаться информация

Значение источников

7.

:

Источние субъективен никакой источник не

,

содержит однозначной информации

.

информацию воспринимает человек

8.

-

,

История это умственная конструкция которую

,

создают историки работая с источниками

9.

В работе с источниками не может быть

,

,

определений «правильно неправильно» только

-

«убедительно неубедительно»

10.

Современный урок немыслим без немыслим

,

,

без документов исторических первоисточников

.

произведений выдающихся историков

-

Сегодняшние ученики завтра активные

.

участники общественной жизни Поэтому

,

важно насколько учитель умеет

использовать воспитательный потенциал

исторического источника для

формирования мировоззрения своих

.

учеников

Выполнение заданий с историческими

источниками способствует созданию у

, -

учеников ярких и образных представлений

они как бы вживаются в определенную

.

эпоху

Важно привить им интерес к данной

,

работе интерес к историческому

,

документу как памятнику эпохи

.

источнику новых знаний

Правила работы с

источником

1.

Следует использовать разнообразные

,

источники основываясь на принципе

-

мультиперспективности источники

-

должны быть разных видов временная

,

.

перспектива личные перспективы

2.

Опорой в работе с источником должны

-

быть «фоновые знания» окружающий

.

контекст

3.

На уроке следует использовать такое

,

количество источников чтобы их можно

.

было детально изучать

Правила работы с

источником

4.

-

Главное в работе с источником

.

постановка вопроса

5.

-

Умение задать вопрос к источнику

,

исследовательское умение учительское

.

умение

6.

,

Всегда учитель должен знать

для чего

,

,

используется источник то есть

правильно ставить цель изучения

.

источника

Цели изучения источника

1.

.

Получить знания

2.

.

Проиллюстрировать событие

3.

.

Создать версию события

4.

.

Развить интерес к предмету

Схема анализа источника

1.

(

?

Происхождение текста кто писал

?

Какого типа текст

Полный текст или

?

отрывок

Оригинальный текст или

?)

перевод

2.

.

Содержание текста

3.

?

На какие части можно разделить текст

4.

,

Есть в тексте незнакомые слова

.

выяснить их значение

5.

На сколько достоверна информация

.

данного текста

Схема анализа текста

6.

Был ли автор непосредственным

.

свидетелем

7.

, -

Субъективность текста

все тексты

,

субъективны автор видит события со

.

своей точки зрения

8.

Субъективность может быть

,

неосознанной но чаще всего источники

,

пишутся с определенной целью как

.

выражается субъективность

Цели учителя при

использовании

.

исторических документов

1.

сформировать научные представления на

основе изучения разнообразных

.

исторических источников

2.

развивать умения ориентироваться в

.

потоке разнообразной информации

3.

уметь анализировать события прошлого и

.

определять свое отношения к ним

4.

содействовать воспитанию

,

гражданственности ориентация учеников

на гуманистические и демократические

.

ценности

Их использование

позволит решить ряд

взаимосвязанных задач

1.

активизировать учебную деятельность

,

учеников сформировать более полные и

,

прочные знания конкретизировать и углубить

,,

.

их проиллюстрировать изучаемые вопросы

2.

обеспечить доказательность теоретических

.

положений и идей

3.

,

развить мышление учащихся научить

самостоятельно делать делать правильные

.

выводы и обобщения

4.

формировать оценочную деятельность

,

.

учащихся их познавательные возможности

5.

создавать условия для социализации

.

личности

6.

критическое осмысление

.

разнообразной информации

7.

организация самостоятельной работы

учеников с учетом их индивидуальных

способностей и возможностей и

современных информационных

.

технологий

Работа учеников с документами

постепенно усложняется с учетом их

:

возраста и уровня подготовки

5-6-

В

х классах исползуется наиболее

простой материал повествовательного и

.

описательного характера

7-8-

В

х классах растет число

анализируемых хозяйственных и

.

юридических документов

9-11-

В

х классах широко применяются

.

политические и програмные документы

Уровни работы с

историческими

документами

:

ВОСПРОИЗВОДЯЩИЙ выписать основные

,

,

понятия определения выводы из

,

источника ответить на поставленные

,

вопросы заполнить таблицы и схемы по

образцу в ходе коллективного разбора

,

документов уметь составить простой

.

план

Уровни работы с

историческими

документами

-

ПРЕОБРАЗУЩИЙ УРОВЕНЬ задания

включают в себя рассказ ученика по

,

документу сопровождающийся анализом

,

текста синтезом положения источника с

,

другим теоретическим материалом

,

идеями других источников

самостоятельный отбор и группировку

,

,

фактов идей включение их в свой

,

рассказ составление развернутого плана

,

,

и тезисов текстовых таблиц и схем

.

подготовка рефератов и докладов

-

Творческо поисковый

.

уровень

,

Даются творческие проблемные

,

ипознавательные задания требующие

осмысления и сопоставления точек зрения

,

мыслителей идей нескольких документов

выявления линий сравнения изучаемых явлений

,

и сопоставления сравнительных таблиц

,

логических цепочек применения

теоретических положений документа для

,

доказательства аргументирования своей точки

,

,

зрения обсуждения дискуссионных проблем

-

посильная поисково исследовательская

,

деятельность по сбору материала его анализ и

.

систематизация

Виды работы с

.

документом

1.

.

Разбор документа самим учителем

2.

Разбор документа учениками под

.

руководством учителя

3.

Самостоятельная работа учащихся по

.

документу по заданию учителя

4.

Самостоятельная домашняя работа

учащимися по документу по заданию

.

учителя

СПАИБО ЗА

.

ВНИМАНИЕ



В раздел образования