Автор: Решетова Людмила Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: учитель истории и обществознания
Населённый пункт: Приморский край Надеждинский район с В-Надеждинское МБОУ СЩШ № 1
Наименование материала: статьяя Методика работы со справочной литературой на уроках истории и обществознания
Тема: методика работы со справочной литературой на уроках истории и обществознания
Раздел: среднее образование
Методика
работы
со справочной
.
литературой
.
.
Решетова Л Н
•
Для историка не существует источников
,
хороших и плохих достоверных и
,
,
недостоверных в каждом источнике так
,
-
или иначе отразилась какая то частичка
.
исторической действительночти
•
.
.
.
В Б Кобрин
•
Методической литературы по работе с
историческими документами достаточно
.
мало
•
.
.
Студеникин М Т «Методика
преподавания истории в
-
школе»
учебное пособиепо методике
-
преподавания истории в школе
,
раскрывает основные понятия
,
характеристики методы работы учителя
,
на уроках истории в школе
,
содержитиллюстрации схемы и другой
.
наглядный материал
•
.
,
Вяземский Е Е Стрелова
.
-
О Ю
»Методические рекомендации
.
учителю истории Основы
-
профессионального мастерства»
.
практическое пособие
•
Работа с историческими
источниками рассматривается
сегодня как важнейшее средство
формирования гражданской
.
компетенции школьников В
настоящее время существующие
программы и учебники в
болшинстве своем отводят ученику
и учителю роли исполнителей чужих
.
замыслов
•
Учебник истории непременно является
.
авторской интерпретацией прошлого
Школьнику предлагается сформулировать
,
выводы не к изучаемым событиям а к их
.
трактовке авторами учебников
•
,
Если же ученики работают с документами
,
сопоставляют документ с текстом учебника
имеют возможность проанализировать ряд
,
,
документов по той или иной проблеме то в
,
конце концов они сами выдвигают те или
.
иные версии исторических событий
Задачи учителя в
:
современной обстановке
•
1.
,
отобрать методы и приемы содействующие
умению учащихся работать с историческими
.
докуметами
•
2.
сформировать у учащихся научные
представления о разных исторических эпохах
.
на основе изучения исторических документов
•
3.
развивать у учащихся умение
.
ориентироваться в потоке информации
•
4.
содействовать воспитанию
,
гражданственности
•
.
ориентации на гуманистические ценности
:
Требования к тексту
•
1.
соответствовать целям и задачам
.
обучения
•
2.
отражать основные наиболее типичные
.
факты и события эпохи
•
3.
быть органически связанным с
.
программным материалом
•
4.
быть доступным и интересным по
.
содержанию и объему
•
5.
обладать научными и литературными
.
достоинствами
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С
:
ТЕКСТОМ
•
1.
.
ЧТЕНИ Е И АНАЛИЗ
•
2.
,
,
ВЫПИСКА ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЙ
,
ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ВЫДЕЛЕНИЕ
.
ГЛАВНОЙ ИДЕИ
•
3.
.
КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ
•
4.
.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ
•
5.
ОБОБЩЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОГО И
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ЦЕЛЯХ
КОНКРЕТИЗАЦИИ ИЗУЧАЕМЫХ
.
ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ
ВЫЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ
-
К ОБЩЕСТВЕННО ИСТОРИЧЕСКОМУ
.
СОБЫТИЮ
•
1.
.
АНАЛИЗ АРГУМЕНТАЦИИ АВТОРОВ
•
2.
НАХОЖДЕНИЕ РАЗНЫХ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМ ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ
.
НЕСКОЛЬКИХ ИСТОЧНИКОВ
•
3.
.
ФОРМУЛИРОВАНИЕОБОБЩЕННЫХ ВЫВОДОВ
•
4.
-
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИННО СЛЕДСТВЕННЫХ
,
СВЯЗЕЙ ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПИ
.
СОБЫТИЙ
•
5.
,
-
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ СРАВНИТЕЛЬНО
,
,
,
ОБОБЩАЮЩИХ ТАБЛИЦ СХЕМ ПЛАНОВ
,
.
ТЕЗИСОВ КОНСПЕКТА
Виды исторических
.
документов
•
1.
-
,
Картографические карты
планы
,
,
исторические политические
.
экономические
•
2.
-
Статистические
экономическая
,
,
статистика статистика народонаселения
.
политическая и культурная статистика
•
3.
-
Актовые
,
акты политические
-
,
.
социально экономические юридические
Виды исторических
.
документов
•
-
,
Канцелярские источники грамоты
,
,
,
.
реестры книги указы деловая переписка
•
-
,
,
.
Личные письма дневники мемуары
•
-
,
,
,
Художественные очерки лирика драма
,
,
.
романы рассказы повести
•
-
,
Исторические
исторические повести
,
.
хронографы летописи
•
–
,
Научные исторические труды
-
,
философско социологические труды
.
географические описания
•
У школьников отсутствует интерес к
.
историческим источникам Эта
,
проблема существует потому что
работа с ними чаще всего сводится
к заданиям на определение автора
,
документа выделение из текста
,
главного прочтению
,
дополнительной литературы
конспектированию объемного
.
текста
•
,
Таким образом исторический источник
,
для школьника становится ненужным а
главная часть работы ориентирована на
,
литературу являющуюся готовой
историографической интерпретацией
.
документов Результат такой
работызачастую оказывается
:
противоположным поставленным целям
,
ученик не понимает зачем вообще
нужно читать источники и какое они
.
отношение имеют к изучению истории
•
:
ОГЭ и ЕГЭ выявили много проблем
школьники оказались не готовы к
выполнению письменных заданий
,
второй части плохо знакомы с
.
историографией
•
Ученики не умеют работать с
,
историческими источниками не
,
умеют сравнивать затрудняются в
выделении существенных
.
сопоставимых признаков
•
У учеников посредственно сформирован
навык анализа и оценки исторических
.
явлений и событий
•
,
,
Вопрос
как заинтересовать ученика как
,
показать что источник может быть весьма
,
важным в процессе познания прошлого
.
чвляется весьма актуальным
•
Педагоги осознают важность
формирования умений школьников
,
изучать исторические источники
,
ориентированы на их использование но
все же испытывают затруднения в выборе
,
источников последовательной и
.
продуктивной работы с ними
Значение исторических
источников
•
1.
Источник является основным средством
.
обучения в работе с исторической информацией
•
2.
,
Источник отображает реальную а не
.
вымышленную ситуацию
•
3.
Создает представление об относительности
.
исторического знания
•
4.
.
Источники безграничны и разнообразны
•
5.
Способствуют развитию критического
.
мышления
•
6.
,
Могут показать каким образом может
.
искажаться информация
Значение источников
•
7.
:
Источние субъективен никакой источник не
,
содержит однозначной информации
.
информацию воспринимает человек
•
8.
-
,
История это умственная конструкция которую
,
создают историки работая с источниками
•
9.
В работе с источниками не может быть
,
,
определений «правильно неправильно» только
-
«убедительно неубедительно»
•
10.
Современный урок немыслим без немыслим
,
,
без документов исторических первоисточников
.
произведений выдающихся историков
•
-
Сегодняшние ученики завтра активные
.
участники общественной жизни Поэтому
,
важно насколько учитель умеет
использовать воспитательный потенциал
исторического источника для
формирования мировоззрения своих
.
учеников
•
Выполнение заданий с историческими
источниками способствует созданию у
, -
учеников ярких и образных представлений
они как бы вживаются в определенную
.
эпоху
•
Важно привить им интерес к данной
,
работе интерес к историческому
,
документу как памятнику эпохи
.
источнику новых знаний
Правила работы с
источником
•
1.
Следует использовать разнообразные
,
источники основываясь на принципе
-
мультиперспективности источники
-
должны быть разных видов временная
,
.
перспектива личные перспективы
•
2.
Опорой в работе с источником должны
-
быть «фоновые знания» окружающий
.
контекст
•
3.
На уроке следует использовать такое
,
количество источников чтобы их можно
.
было детально изучать
Правила работы с
источником
•
4.
-
Главное в работе с источником
.
постановка вопроса
•
5.
-
Умение задать вопрос к источнику
,
исследовательское умение учительское
.
умение
•
6.
,
Всегда учитель должен знать
для чего
,
,
используется источник то есть
правильно ставить цель изучения
.
источника
Цели изучения источника
•
1.
.
Получить знания
•
2.
.
Проиллюстрировать событие
•
3.
.
Создать версию события
•
4.
.
Развить интерес к предмету
Схема анализа источника
•
1.
(
?
Происхождение текста кто писал
?
Какого типа текст
Полный текст или
?
отрывок
Оригинальный текст или
?)
перевод
•
2.
.
Содержание текста
•
3.
?
На какие части можно разделить текст
•
4.
,
Есть в тексте незнакомые слова
.
выяснить их значение
•
5.
На сколько достоверна информация
.
данного текста
Схема анализа текста
•
6.
Был ли автор непосредственным
.
свидетелем
•
7.
, -
Субъективность текста
все тексты
,
субъективны автор видит события со
.
своей точки зрения
•
8.
Субъективность может быть
,
неосознанной но чаще всего источники
,
пишутся с определенной целью как
.
выражается субъективность
Цели учителя при
использовании
.
исторических документов
•
1.
сформировать научные представления на
основе изучения разнообразных
.
исторических источников
•
2.
развивать умения ориентироваться в
.
потоке разнообразной информации
•
3.
уметь анализировать события прошлого и
.
определять свое отношения к ним
•
4.
содействовать воспитанию
,
гражданственности ориентация учеников
на гуманистические и демократические
.
ценности
Их использование
позволит решить ряд
взаимосвязанных задач
•
1.
активизировать учебную деятельность
,
учеников сформировать более полные и
,
прочные знания конкретизировать и углубить
,,
.
их проиллюстрировать изучаемые вопросы
•
2.
обеспечить доказательность теоретических
.
положений и идей
•
3.
,
развить мышление учащихся научить
самостоятельно делать делать правильные
.
выводы и обобщения
•
4.
формировать оценочную деятельность
,
.
учащихся их познавательные возможности
•
5.
создавать условия для социализации
.
личности
•
6.
критическое осмысление
.
разнообразной информации
•
7.
организация самостоятельной работы
учеников с учетом их индивидуальных
способностей и возможностей и
современных информационных
.
технологий
•
Работа учеников с документами
постепенно усложняется с учетом их
:
возраста и уровня подготовки
•
5-6-
В
х классах исползуется наиболее
простой материал повествовательного и
.
описательного характера
•
7-8-
В
х классах растет число
анализируемых хозяйственных и
.
юридических документов
•
9-11-
В
х классах широко применяются
.
политические и програмные документы
Уровни работы с
историческими
документами
•
:
ВОСПРОИЗВОДЯЩИЙ выписать основные
,
,
понятия определения выводы из
,
источника ответить на поставленные
,
вопросы заполнить таблицы и схемы по
образцу в ходе коллективного разбора
,
документов уметь составить простой
.
план
Уровни работы с
историческими
документами
•
-
ПРЕОБРАЗУЩИЙ УРОВЕНЬ задания
включают в себя рассказ ученика по
,
документу сопровождающийся анализом
,
текста синтезом положения источника с
,
другим теоретическим материалом
,
идеями других источников
самостоятельный отбор и группировку
,
,
фактов идей включение их в свой
,
рассказ составление развернутого плана
,
,
и тезисов текстовых таблиц и схем
.
подготовка рефератов и докладов
-
Творческо поисковый
.
уровень
•
,
Даются творческие проблемные
,
ипознавательные задания требующие
осмысления и сопоставления точек зрения
,
мыслителей идей нескольких документов
выявления линий сравнения изучаемых явлений
,
и сопоставления сравнительных таблиц
,
логических цепочек применения
теоретических положений документа для
,
доказательства аргументирования своей точки
,
,
зрения обсуждения дискуссионных проблем
-
посильная поисково исследовательская
,
деятельность по сбору материала его анализ и
.
систематизация
Виды работы с
.
документом
•
1.
.
Разбор документа самим учителем
•
2.
Разбор документа учениками под
.
руководством учителя
•
3.
Самостоятельная работа учащихся по
.
документу по заданию учителя
•
4.
Самостоятельная домашняя работа
учащимися по документу по заданию
.
учителя
•
СПАИБО ЗА
•
.
ВНИМАНИЕ