Напоминание

Система логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников.


Автор: Шаповалова Елена Леонидовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "АОШ № 1-лицей им.О.Кошевого"
Населённый пункт: ЛНР, город Антрацит
Наименование материала: Статья
Тема: Система логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




Как помочь вашему ребенку научиться читать: Система логопедической

работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников

Чтение – это не просто навык, это ключ к знаниям, к миру фантазий и к

успешному

обучению.

К

сожалению,

у

некоторых

детей

младшего

школьного возраста возникают трудности с освоением этого важного умения.

Если ваш ребенок испытывает проблемы с чтением, не стоит отчаиваться.

Современная логопедия предлагает эффективные методы и комплексные

подходы, которые помогут преодолеть эти трудности.

Что такое нарушение чтения и почему оно возникает?

Нарушение чтения, или дислексия, – это стойкое, специфическое

нарушение

процесса

овладения

чтением,

которое

не

связано

с

интеллектуальной недостаточностью, нарушениями слуха или зрения, а

также с педагогической запущенностью. Причины дислексии могут быть

разнообразны:

Нейропсихологические особенности: Незрелость определенных зон

головного мозга, отвечающих за обработку информации, связанной с

чтением.

Нарушения

звукопроизношения:

Если

ребенок

неправильно

произносит звуки, ему сложнее их различать на слух и соотносить с

буквами.

Недостаточное развитие фонематического слуха:

Трудности с

различением близких по звучанию звуков (например, "б" и "п", "с" и

"ш").

Слабая зрительная память и внимание: Ребенку сложно запоминать

буквы, их начертание, а также удерживать в поле зрения целые слова.

Нарушения

пространственного

восприятия:

Трудности

с

различением направлений (право-лево), что может приводить к

зеркальному написанию букв или их перестановке при чтении.

Общая задержка речевого развития: Если речь ребенка развивалась с

отставанием, это может сказаться и на освоении чтения.

Как проявляются нарушения чтения у младших школьников?

Симптомы дислексии могут быть разными, но чаще всего родители замечают

следующее:

Замена букв: Ребенок читает "дом" как "том", "кот" как "кит".

Пропуск букв или слогов: Читает "солнце" как "сонце", "машина" как

"маина".

Искажение слов: Читает "собака" как "сабока".

Трудности с пониманием прочитанного:

Ребенок может читать

слова, но не понимать их смысла.

Медленное, послоговое чтение:

Ребенок читает каждое слово

отдельно, не сливая их в единый поток.

Нежелание читать: Ребенок избегает чтения, проявляет скуку или

раздражение.

Зеркальное написание букв: Хотя это больше относится к письму,

иногда может проявляться и при чтении (например, путаница между

"б" и "д").

Система логопедической работы: Комплексный подход к решению

проблемы

Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения строится на

комплексном подходе, который затрагивает все аспекты речевого развития

ребенка. Основные направления работы включают:

1.

Диагностика:

o

Первый и самый важный этап – это тщательная диагностика у

логопеда. Специалист определит тип нарушения, его причины и

степень

выраженности.

Это

позволит

разработать

индивидуальную программу коррекции.

2.

Развитие фонематического слуха и восприятия:

o

Игры на различение звуков: Логопед учит ребенка различать

на слух звуки речи, находить слова с заданным звуком,

определять позицию звука в слове.

o

Звуковой анализ и синтез: Ребенок учится выделять звуки из

слова, определять их последовательность, составлять слова из

звуков. Это основа для понимания того, как буквы соотносятся со

звуками.

3.

Формирование звукобуквенного анализа и синтеза:

o

Соотнесение звука и буквы: Ребенок учится осознавать, что

каждая буква обозначает определенный звук.

o

Слоговой анализ и синтез: Обучение делению слов на слоги,

составлению слов из слогов. Это помогает ребенку научиться

читать по слогам, а затем и целыми словами.

4.

Развитие зрительного восприятия и памяти:

o

Игры на узнавание букв: Игры с карточками, кубиками, где

ребенок узнает буквы, запоминает их начертание.

o

Различение сходных букв:

Специальные упражнения для

дифференциации букв, которые часто путают (например, "п" и

"н", "л" и "м").

o

**Запоминание

слов и их начертания: Игры на запоминание написания слов, составление

слов

из

разрезной

азбуки,

игры

на

поиск

слов

в

тексте.

5. Развитие лексико-грамматического строя речи:**

* **Расширение словарного запаса:** Обогащение активного и пассивного

словаря ребенка через беседы, чтение, игры.

* **Формирование правильных грамматических форм:** Упражнения на

согласование слов в предложении, образование форм слов. Это важно для

понимания смысла прочитанного.

6.

Автоматизация навыка чтения:

o

Чтение

слогов

и

слов:

Постепенное

увеличение

объема

читаемого материала, от простых слогов к словам, затем к

коротким предложениям и текстам.

o

Чтение с разной скоростью и выразительностью: Работа над

интонацией, паузами, передачей эмоций при чтении.

o

Игры на скорость чтения: Соревновательные игры, где ребенок

старается прочитать текст быстрее, но при этом сохраняя

правильность.

7.

Развитие понимания прочитанного:

o

Ответы на вопросы по тексту: После прочтения текста ребенок

отвечает

на

вопросы,

которые

помогают

ему

осмыслить

содержание.

o

Пересказ текста: Умение передать содержание прочитанного

своими словами.

o

Составление рассказа по картинкам: Развитие связной речи и

умения выстраивать логическую цепочку событий.

8.

Работа с родителями:

o

Консультации и рекомендации: Логопед обучает родителей,

как правильно заниматься с ребенком дома, какие игры и

упражнения использовать.

o

Создание благоприятной атмосферы:

Важно, чтобы чтение

ассоциировалось у ребенка с удовольствием, а не с наказанием.

Родители должны проявлять терпение, поддержку и поощрять

любые успехи.

Важные принципы логопедической работы:

Индивидуальный подход: Программа коррекции всегда адаптируется

под конкретного ребенка, учитывая его особенности и темп развития.

Систематичность и регулярность:

Занятия должны проводиться

регулярно, без длительных перерывов.

Игровая форма: Все упражнения и игры должны быть интересными и

увлекательными для ребенка, чтобы поддерживать его мотивацию.

Постепенность:

Сложность заданий увеличивается постепенно, от

простого к сложному.

Позитивное подкрепление: Важно хвалить ребенка за каждый, даже

самый маленький успех, создавая у него уверенность в своих силах.

Что могут сделать родители?

Помимо

занятий

с

логопедом,

родители

играют

ключевую

роль

в

преодолении нарушений чтения:

Читайте ребенку вслух:

Делайте это ежедневно, выбирая книги,

которые

интересны

вашему

ребенку.

Обсуждайте

прочитанное,

задавайте вопросы.

Создайте дома уголок для чтения:

Пусть там будут книги,

интересные ребенку, удобное кресло или подушки.

Играйте

в

словесные

игры:

"Города",

"Цепочка

слов",

"Что

пропало?" – эти игры развивают речь и память.

Используйте карточки с буквами и словами: Играйте в игры на

узнавание, сортировку, составление слов.

Не сравнивайте ребенка с другими: У каждого свой темп развития.

Сосредоточьтесь на прогрессе вашего ребенка.

Будьте терпеливы и поддерживайте:

Ваш ребенок нуждается в

вашей вере и поддержке.

Заключение

Нарушения чтения – это не приговор. При своевременном обращении к

специалисту

и

систематической

работе,

большинство

детей

успешно

преодолевают эти трудности. Логопедическая система работы, основанная на

комплексном подходе и тесном сотрудничестве с родителями, позволяет не

только научить ребенка читать, но и привить ему любовь к этому

удивительному процессу, открывая перед ним двери в мир знаний и

безграничных возможностей. Помните, что ваша поддержка и вера в ребенка

– это самый важный компонент на пути к успеху.

Учитель-логопед ГБОУ ЛНР «АОШ № 1-лицей им. О.Кошевого»

Шаповалова Е.Л.



В раздел образования