Напоминание

"Современные подходы к обучению детей основам живописи и графики"


Автор: Перова Татьяна Николаевна
Должность: Учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОО Краснореченская СШ
Населённый пункт: Ульяновская область Старомайнский район с. Красная Река
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные подходы к обучению детей основам живописи и графики"
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «СОВРЕМЕННЫЕ

ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ЖИВОПИСИ И

ГРАФИКИ»

Введение

Современная педагогика изобразительного искусства переживает

значительную трансформацию, отходя от сугубо репродуктивных,

нормативных методов в сторону личностно-ориентированных и

деятельностных практик. Обучение детей основам живописи и

графики сегодня понимается не как подготовка узких специалистов, а

как неотъемлемый компонент формирования целостной, творчески

мыслящей личности, способной к эстетическому восприятию мира и

визуальной коммуникации. Актуальность данной методической

разработки обусловлена необходимостью систематизации

современных педагогических стратегий, которые отвечают вызовам

времени: цифровизации, мультикультурности, а также пониманию

детского творчества как автономной ценности, а не средства

достижения технического совершенства. Целью разработки является

анализ и синтез эффективных подходов к преподаванию основ

живописи и графики в детском возрасте, обеспечивающих как

развитие практических навыков, так и когнитивных, эмоционально-

волевых сфер ребенка. Методологической основой выступают

системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

1. Эволюция целей и задач обучения: от навыка к компетенции

Классическая система художественного образования, базировавшаяся

на последовательном освоении академических канонов (рисунок

гипсовых голов, изучение перспективы, работа с эталонами

цветоведения), демонстрирует свою ограниченность в работе с

детьми. Ее главный недостаток – подавление индивидуального

почерка и творческой инициативы, что зачастую приводит к потере

интереса и уверенности в своих силах.

Современный подход формулирует цели и задачи иначе. Ключевой

целью становится не воспроизводство образцов, а формирование

визуальной грамотности. Это комплексная компетенция,

включающая:

Способность к восприятию и анализу визуальной

информации (произведений искусства, окружающей среды,

медиаобразов).

Владение языком изобразительного искусства как средством

выражения мыслей, чувств, идей.

Развитие метапредметных навыков: критического мышления,

проектной деятельности, коммуникации.

Задачи обучения конкретизируются в рамках этой парадигмы:

1. Мотивационно-ценностные: воспитание устойчивого интереса

к изобразительной деятельности, формирование эмоционально-

ценностного отношения к искусству и миру.

2. Когнитивные: освоение системы знаний о языке искусства

(композиция, цвет, линия, пятно, форма), жанрах, видах и

техниках живописи и графики.

3. Практико-ориентированные: развитие умений и навыков

работы с различными художественными материалами (гуашь,

акварель, пастель, тушь, графитные карандаши,

нетрадиционные материалы), освоение технических приемов.

4. Творческо-деятельностные: развитие воображения, фантазии,

способности к самостоятельной творческой деятельности, от

замысла до его реализации.

Таким образом, фокус смещается с вопроса «Как нарисовать

похоже?» на вопросы «Что я хочу выразить?» и «Какими средствами я

могу это сделать?».

2. Принципы современного обучения живописи и графике

Реализация новых целей возможна только при соблюдении ряда

фундаментальных педагогических принципов.

2.1. Принцип интеграции и синтеза искусств

Обучение не должно быть замкнутым только на живописи и графике.

Эффективным является включение элементов музыки (для создания

настроения), литературы (иллюстрирование, создание образов по

мотивам произведений), театра (передача эмоции и движения),

истории и краеведения (изучение народных промыслов). Это

расширяет культурный контекст и обогащает палитру выразительных

средств ребенка.

2.2. Принцип диалогичности и сотворчества

Педагог перестает быть единственным носителем истины и

транслятором знаний. Он становится фасилитатором, организатором

творческой среды, который ведет диалог с ребенком, задает

наводящие вопросы, побуждает к рефлексии: «Какого характера эта

линия?», «Что будет, если добавить больше синего?», «Какое

настроение ты хочешь передать?». Сотворчество проявляется и в

групповых проектах, где дети учатся взаимодействовать,

договариваться, вносить свой вклад в общий замысел.

2.3. Принцип проблемности и исследовательской деятельности

Вместо предоставления готовых схем и алгоритмов педагог создает

проблемную ситуацию, стимулирующую самостоятельный поиск.

Например, не объяснять законы воздушной перспективы, а

предложить на пленэре понаблюдать и зарисовать, как меняются цвет

и контрастность удаленных объектов. Ребенок становится

исследователем, который через эксперимент приходит к открытию

закономерностей языка искусства.

2.4. Принцип вариативности и свободы выбора

Этот принцип касается как содержания, так и формы. Ребенку должна

быть предоставлена возможность выбора темы (в рамках заданного

общего направления), материалов (бумага разной фактуры, краски,

мелки), инструментов (кисти разного размера и жесткости, мастихины,

печатки). Это воспитывает самостоятельность и ответственность за

результат, позволяет найти наиболее комфортный и выразительный

для себя способ реализации замысла.

2.5. Принцип культурной соотнесенности

Изучение основ искусства невозможно без погружения в мировой

художественный контекст. Однако современный подход избегает

простого копирования «шедевров». Задача – познакомить с

многообразием стилей, направлений и техник (от наскальной

живописи до абстрактного экспрессионизма и современного стрит-

арта), показать, что искусство многогранно. Анализ произведений

старых и современных мастеров должен быть не сухим

перечислением фактов, а живым обсуждением: «Как художник

добился ощущения тревоги?», «Почему он использовал именно такие

мазки?».

3. Ключевые современные методы и технологии

На основе изложенных принципов выстраивается система конкретных

методов обучения.

3.1. Метод художественно-творческих проектов

Является стержневым в современном подходе. Проект – это

расширенная деятельность, направленная на достижение

комплексного результата. Темы могут быть разнообразными:

«Создание комикса по мотивам народной сказки», «Разработка эскиза

росписи для школьной стены», «Живописный цикл «Времена года». В

процессе работы над проектом ребенок последовательно проходит

все стадии: от рождения идеи и эскизирования через сбор материала

и эксперименты к финальной реализации и презентации результата.

Этот метод идеально интегрирует знания и умения из разных

областей, развивает навыки (планирование, самоконтроль,

презентационные навыки).

3.2. Игровые технологии

Игра – естественная для ребенка форма познания. В художественном

образовании используются:

Сюжетно-ролевые игры: «Мы – экспедиция в джунгли,

зарисуем невиданных животных», «Открываем мастерскую

реставраторов».

Дидактические игры: развивающие цветовое восприятие

(«Составим самый теплый/холодный букет»), чувство

композиции («Собери натюрморт из предложенных предметов»),

фантазию («Преврати кляксу в образ» – техника кляксографии).

Игры-перформансы: создание быстрых набросков с одетых в

костюмы персонажей товарищей.

Игровые методы снимают напряжение, связанное со страхом

«несоответствия», и активизируют творческое начало.

3.3. Метод экспериментирования с материалами и техниками

Дети по природе своей исследователи. Современная педагогика

поощряет этот импульс. Важно выделять время не на создание

законченной работы, а на чистый эксперимент. Создается

«лаборатория художника», где дети пробуют:

Различные способы нанесения краски: лессировка, алла прима,

по-сырому, мастихин.

Нетрадиционные техники: монотипия, граттаж, печать

поролоном, ниткография, рисование солью, мыльными

пузырями.

Смешанные медиа: коллаж, включение в работу природных

материалов, тканей.

Эксперимент разрушает шаблоны, дает понимание физических

свойств материалов и рождает неожиданные художественные

эффекты, которые ребенок затем может осознанно использовать

в работе.

3.4. Метод работы с натурой и на пленэре

Не теряет своей актуальности, но меняется его подача. Задача – не

скрупулезное копирование, а живое, эмоциональное восприятие. Дети

учатся видеть игру света и тени на объектах, наблюдать изменения

цвета в природе, чувствовать пространство. Важно делать акцент на

скоростные зарисовки (скетчинг), передачу впечатления, а не на

детализацию. Это развивает наблюдательность, зрительную память и

умение схватывать главное.

3.5. Цифровые технологии (Digital Art)

Игнорирование цифровых инструментов является серьезным

упущением. Графический планшет и простые программы для

рисования (например, бесплатные версии Procreate, Krita или даже

стандартные приложения на планшетах) – это новые кисти и краски.

Их включение в образовательный процесс решает несколько задач:

Повышает мотивацию, особенно у детей, увлеченных гаджетами.

Позволяет легко экспериментировать с цветом, композицией,

исключая ошибки, что снижает страх неудачи.

Дает понимание основ современного digital-дизайна, анимации.

Важно преподавать цифровую графику не изолированно, а в

связке с традиционной, показывая их взаимовлияние и

специфику.

4. Специфика обучения основам живописи и графики в разных

возрастных группах

Подходы должны быть дифференцированы в соответствии с

психофизиологическими особенностями возраста.

4.1. Дошкольный и младший школьный возраст (4-9 лет)

В этом возрасте доминирует наглядно-образное мышление, ведущая

деятельность – игра. Задачи:

Знакомство с сенсорными свойствами материалов (вязкость

гуаши, прозрачность акварели, бархатистость пастели).

Освоение базовых средств выразительности через игру: цвет

(как передать радость/грусть), линия (быстрая/медленная,

плавная/колючая), пятно.

Развитие моторики через работу с разными форматами и

инструментами (крупные кисти, мелками, руками).

Поощрение спонтанности, работа на основе воображения и

эмоций. Критика исключена, важна только поддержка.

4.2. Подростковый возраст (10-15 лет)

Наступает «стадия правдоподобия» или «кризис художественного

развития». Ребенок начинает стремиться к реалистичности и, не

достигая ее, часто разочаровывается в своих силах. Задачи педагога:

Тактично помочь в преодолении «кризиса» через обучение

конкретным приемам, дающим быстрый видимый результат

(основы перспективы, основы построения формы светотенью).

Сместить акцент с «похожести» на выразительность,

настроение, индивидуальную манеру. Показать примеры

экспрессивных и условных стилей в искусстве.

Активно использовать проектные и групповые методы для

поддержания социальной значимости деятельности.

Поощрять ведение скетчбуков как личного пространства для

экспериментов.

4.3. Старший школьный возраст (15-17 лет)

Развивается абстрактное и критическое мышление. Подросток ищет

собственный стиль, художественное высказывание. Задачи:

Глубокое изучение истории искусства, современных

художественных практик.

Развитие концептуального мышления: искусство как

высказывание, идея.

Совершенствование технического мастерства в выбранной

области (акварельная живопись, скетчинг, графика и т.д.).

Формирование портфолио как собрания осознанных

законченных работ.

5. Критерии оценки результатов

В современной парадигме оценка носит не карательный, а

развивающий, диагностический характер. Используется система

критериев, о которых дети знают заранее:

Творческая самостоятельность и оригинальность

замысла: насколько работа отражает личный взгляд ребенка, а

не является копией.

Адекватность выбора выразительных средств: соответствие

техники и материалов художественному заданию.

Эмоциональная выразительность, настроение работы.

Степень освоения предлагаемой техники/технологии (но не

как самоцель).

Умение работать с композицией, цветом, формой на своем

уровне.

Старательность и вовлеченность в процесс.

Формами оценки становятся обсуждение в группе, саморефлексия

ребенка по предложенным вопросам, составление портфолио,

участие в выставках. Важно оценивать прогресс ребенка относительно

его собственных предыдущих результатов, а не по сравнению с

другими детьми.

Заключение

Современные подходы к обучению детей основам живописи и графики

представляют собой синтез традиционных знаний о языке искусства и

инновационных педагогических практик, центрированных на личности

ребенка. Отказ от жесткого норматива в пользу развития визуальной

грамотности, творческого мышления и индивидуальности требует от

педагога не только профессиональных художественных компетенций,

но и глубоких психолого-педагогических знаний, гибкости, готовности к

диалогу и постоянному самообразованию. Применение проектных,

игровых, исследовательских методов, интеграция цифровых

инструментов и создание безопасной, поддерживающей творческой

среды позволяют сделать процесс освоения живописи и графики

увлекательным и эффективным, закладывая фундамент для развития

не просто умелого рисовальщика, а культурной, творческой и

мыслящей личности, способной к восприятию красоты и

самовыражению в современном многогранном мире.



В раздел образования