Автор: Перова Татьяна Николаевна
Должность: Учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОО Краснореченская СШ
Населённый пункт: Ульяновская область Старомайнский район с. Красная Река
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные подходы к обучению детей основам живописи и графики"
Раздел: среднее образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «СОВРЕМЕННЫЕ
ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ЖИВОПИСИ И
ГРАФИКИ»
Введение
Современная педагогика изобразительного искусства переживает
значительную трансформацию, отходя от сугубо репродуктивных,
нормативных методов в сторону личностно-ориентированных и
деятельностных практик. Обучение детей основам живописи и
графики сегодня понимается не как подготовка узких специалистов, а
как неотъемлемый компонент формирования целостной, творчески
мыслящей личности, способной к эстетическому восприятию мира и
визуальной коммуникации. Актуальность данной методической
разработки обусловлена необходимостью систематизации
современных педагогических стратегий, которые отвечают вызовам
времени: цифровизации, мультикультурности, а также пониманию
детского творчества как автономной ценности, а не средства
достижения технического совершенства. Целью разработки является
анализ и синтез эффективных подходов к преподаванию основ
живописи и графики в детском возрасте, обеспечивающих как
развитие практических навыков, так и когнитивных, эмоционально-
волевых сфер ребенка. Методологической основой выступают
системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
1. Эволюция целей и задач обучения: от навыка к компетенции
Классическая система художественного образования, базировавшаяся
на последовательном освоении академических канонов (рисунок
гипсовых голов, изучение перспективы, работа с эталонами
цветоведения), демонстрирует свою ограниченность в работе с
детьми. Ее главный недостаток – подавление индивидуального
почерка и творческой инициативы, что зачастую приводит к потере
интереса и уверенности в своих силах.
Современный подход формулирует цели и задачи иначе. Ключевой
целью становится не воспроизводство образцов, а формирование
визуальной грамотности. Это комплексная компетенция,
включающая:
•
Способность к восприятию и анализу визуальной
информации (произведений искусства, окружающей среды,
медиаобразов).
•
Владение языком изобразительного искусства как средством
выражения мыслей, чувств, идей.
•
Развитие метапредметных навыков: критического мышления,
проектной деятельности, коммуникации.
Задачи обучения конкретизируются в рамках этой парадигмы:
1. Мотивационно-ценностные: воспитание устойчивого интереса
к изобразительной деятельности, формирование эмоционально-
ценностного отношения к искусству и миру.
2. Когнитивные: освоение системы знаний о языке искусства
(композиция, цвет, линия, пятно, форма), жанрах, видах и
техниках живописи и графики.
3. Практико-ориентированные: развитие умений и навыков
работы с различными художественными материалами (гуашь,
акварель, пастель, тушь, графитные карандаши,
нетрадиционные материалы), освоение технических приемов.
4. Творческо-деятельностные: развитие воображения, фантазии,
способности к самостоятельной творческой деятельности, от
замысла до его реализации.
Таким образом, фокус смещается с вопроса «Как нарисовать
похоже?» на вопросы «Что я хочу выразить?» и «Какими средствами я
могу это сделать?».
2. Принципы современного обучения живописи и графике
Реализация новых целей возможна только при соблюдении ряда
фундаментальных педагогических принципов.
2.1. Принцип интеграции и синтеза искусств
Обучение не должно быть замкнутым только на живописи и графике.
Эффективным является включение элементов музыки (для создания
настроения), литературы (иллюстрирование, создание образов по
мотивам произведений), театра (передача эмоции и движения),
истории и краеведения (изучение народных промыслов). Это
расширяет культурный контекст и обогащает палитру выразительных
средств ребенка.
2.2. Принцип диалогичности и сотворчества
Педагог перестает быть единственным носителем истины и
транслятором знаний. Он становится фасилитатором, организатором
творческой среды, который ведет диалог с ребенком, задает
наводящие вопросы, побуждает к рефлексии: «Какого характера эта
линия?», «Что будет, если добавить больше синего?», «Какое
настроение ты хочешь передать?». Сотворчество проявляется и в
групповых проектах, где дети учатся взаимодействовать,
договариваться, вносить свой вклад в общий замысел.
2.3. Принцип проблемности и исследовательской деятельности
Вместо предоставления готовых схем и алгоритмов педагог создает
проблемную ситуацию, стимулирующую самостоятельный поиск.
Например, не объяснять законы воздушной перспективы, а
предложить на пленэре понаблюдать и зарисовать, как меняются цвет
и контрастность удаленных объектов. Ребенок становится
исследователем, который через эксперимент приходит к открытию
закономерностей языка искусства.
2.4. Принцип вариативности и свободы выбора
Этот принцип касается как содержания, так и формы. Ребенку должна
быть предоставлена возможность выбора темы (в рамках заданного
общего направления), материалов (бумага разной фактуры, краски,
мелки), инструментов (кисти разного размера и жесткости, мастихины,
печатки). Это воспитывает самостоятельность и ответственность за
результат, позволяет найти наиболее комфортный и выразительный
для себя способ реализации замысла.
2.5. Принцип культурной соотнесенности
Изучение основ искусства невозможно без погружения в мировой
художественный контекст. Однако современный подход избегает
простого копирования «шедевров». Задача – познакомить с
многообразием стилей, направлений и техник (от наскальной
живописи до абстрактного экспрессионизма и современного стрит-
арта), показать, что искусство многогранно. Анализ произведений
старых и современных мастеров должен быть не сухим
перечислением фактов, а живым обсуждением: «Как художник
добился ощущения тревоги?», «Почему он использовал именно такие
мазки?».
3. Ключевые современные методы и технологии
На основе изложенных принципов выстраивается система конкретных
методов обучения.
3.1. Метод художественно-творческих проектов
Является стержневым в современном подходе. Проект – это
расширенная деятельность, направленная на достижение
комплексного результата. Темы могут быть разнообразными:
«Создание комикса по мотивам народной сказки», «Разработка эскиза
росписи для школьной стены», «Живописный цикл «Времена года». В
процессе работы над проектом ребенок последовательно проходит
все стадии: от рождения идеи и эскизирования через сбор материала
и эксперименты к финальной реализации и презентации результата.
Этот метод идеально интегрирует знания и умения из разных
областей, развивает навыки (планирование, самоконтроль,
презентационные навыки).
3.2. Игровые технологии
Игра – естественная для ребенка форма познания. В художественном
образовании используются:
•
Сюжетно-ролевые игры: «Мы – экспедиция в джунгли,
зарисуем невиданных животных», «Открываем мастерскую
реставраторов».
•
Дидактические игры: развивающие цветовое восприятие
(«Составим самый теплый/холодный букет»), чувство
композиции («Собери натюрморт из предложенных предметов»),
фантазию («Преврати кляксу в образ» – техника кляксографии).
•
Игры-перформансы: создание быстрых набросков с одетых в
костюмы персонажей товарищей.
Игровые методы снимают напряжение, связанное со страхом
«несоответствия», и активизируют творческое начало.
3.3. Метод экспериментирования с материалами и техниками
Дети по природе своей исследователи. Современная педагогика
поощряет этот импульс. Важно выделять время не на создание
законченной работы, а на чистый эксперимент. Создается
«лаборатория художника», где дети пробуют:
•
Различные способы нанесения краски: лессировка, алла прима,
по-сырому, мастихин.
•
Нетрадиционные техники: монотипия, граттаж, печать
поролоном, ниткография, рисование солью, мыльными
пузырями.
•
Смешанные медиа: коллаж, включение в работу природных
материалов, тканей.
Эксперимент разрушает шаблоны, дает понимание физических
свойств материалов и рождает неожиданные художественные
эффекты, которые ребенок затем может осознанно использовать
в работе.
3.4. Метод работы с натурой и на пленэре
Не теряет своей актуальности, но меняется его подача. Задача – не
скрупулезное копирование, а живое, эмоциональное восприятие. Дети
учатся видеть игру света и тени на объектах, наблюдать изменения
цвета в природе, чувствовать пространство. Важно делать акцент на
скоростные зарисовки (скетчинг), передачу впечатления, а не на
детализацию. Это развивает наблюдательность, зрительную память и
умение схватывать главное.
3.5. Цифровые технологии (Digital Art)
Игнорирование цифровых инструментов является серьезным
упущением. Графический планшет и простые программы для
рисования (например, бесплатные версии Procreate, Krita или даже
стандартные приложения на планшетах) – это новые кисти и краски.
Их включение в образовательный процесс решает несколько задач:
•
Повышает мотивацию, особенно у детей, увлеченных гаджетами.
•
Позволяет легко экспериментировать с цветом, композицией,
исключая ошибки, что снижает страх неудачи.
•
Дает понимание основ современного digital-дизайна, анимации.
Важно преподавать цифровую графику не изолированно, а в
связке с традиционной, показывая их взаимовлияние и
специфику.
4. Специфика обучения основам живописи и графики в разных
возрастных группах
Подходы должны быть дифференцированы в соответствии с
психофизиологическими особенностями возраста.
4.1. Дошкольный и младший школьный возраст (4-9 лет)
В этом возрасте доминирует наглядно-образное мышление, ведущая
деятельность – игра. Задачи:
•
Знакомство с сенсорными свойствами материалов (вязкость
гуаши, прозрачность акварели, бархатистость пастели).
•
Освоение базовых средств выразительности через игру: цвет
(как передать радость/грусть), линия (быстрая/медленная,
плавная/колючая), пятно.
•
Развитие моторики через работу с разными форматами и
инструментами (крупные кисти, мелками, руками).
•
Поощрение спонтанности, работа на основе воображения и
эмоций. Критика исключена, важна только поддержка.
4.2. Подростковый возраст (10-15 лет)
Наступает «стадия правдоподобия» или «кризис художественного
развития». Ребенок начинает стремиться к реалистичности и, не
достигая ее, часто разочаровывается в своих силах. Задачи педагога:
•
Тактично помочь в преодолении «кризиса» через обучение
конкретным приемам, дающим быстрый видимый результат
(основы перспективы, основы построения формы светотенью).
•
Сместить акцент с «похожести» на выразительность,
настроение, индивидуальную манеру. Показать примеры
экспрессивных и условных стилей в искусстве.
•
Активно использовать проектные и групповые методы для
поддержания социальной значимости деятельности.
•
Поощрять ведение скетчбуков как личного пространства для
экспериментов.
4.3. Старший школьный возраст (15-17 лет)
Развивается абстрактное и критическое мышление. Подросток ищет
собственный стиль, художественное высказывание. Задачи:
•
Глубокое изучение истории искусства, современных
художественных практик.
•
Развитие концептуального мышления: искусство как
высказывание, идея.
•
Совершенствование технического мастерства в выбранной
области (акварельная живопись, скетчинг, графика и т.д.).
•
Формирование портфолио как собрания осознанных
законченных работ.
5. Критерии оценки результатов
В современной парадигме оценка носит не карательный, а
развивающий, диагностический характер. Используется система
критериев, о которых дети знают заранее:
•
Творческая самостоятельность и оригинальность
замысла: насколько работа отражает личный взгляд ребенка, а
не является копией.
•
Адекватность выбора выразительных средств: соответствие
техники и материалов художественному заданию.
•
Эмоциональная выразительность, настроение работы.
•
Степень освоения предлагаемой техники/технологии (но не
как самоцель).
•
Умение работать с композицией, цветом, формой на своем
уровне.
•
Старательность и вовлеченность в процесс.
Формами оценки становятся обсуждение в группе, саморефлексия
ребенка по предложенным вопросам, составление портфолио,
участие в выставках. Важно оценивать прогресс ребенка относительно
его собственных предыдущих результатов, а не по сравнению с
другими детьми.
Заключение
Современные подходы к обучению детей основам живописи и графики
представляют собой синтез традиционных знаний о языке искусства и
инновационных педагогических практик, центрированных на личности
ребенка. Отказ от жесткого норматива в пользу развития визуальной
грамотности, творческого мышления и индивидуальности требует от
педагога не только профессиональных художественных компетенций,
но и глубоких психолого-педагогических знаний, гибкости, готовности к
диалогу и постоянному самообразованию. Применение проектных,
игровых, исследовательских методов, интеграция цифровых
инструментов и создание безопасной, поддерживающей творческой
среды позволяют сделать процесс освоения живописи и графики
увлекательным и эффективным, закладывая фундамент для развития
не просто умелого рисовальщика, а культурной, творческой и
мыслящей личности, способной к восприятию красоты и
самовыражению в современном многогранном мире.