Авторы: Нечитайлова Наталья Аркадьевна, Бондарева Марина Николаевна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 137"
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР»
Раздел: дошкольное образование
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи
старших дошкольников с ОНР»
Авторы: Нечитайлова Наталья Аркадьевна,
учитель-логопед МБДОУ № 137
Бондарева Марина Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 137
Диалогическая или разговорная речь является основным видом
речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, она служит
фундаментом
для
образования
монологической
связной речи.
Для
ребенка диалог - основа познания родной речи, школа общения. Речь -
сопутствует и охватывает все стороны жизни ребенка, являет собой
основу развивающейся личности.
В дошкольном
возрасте
дети
овладевают,
первоначально
диалогической
речью. Диалогическая речь
обладает
своими особенностями, которые проявляются в употреблении языковых
средств, возможных в разговорной речи.
Особенно важными для развития диалогической речи имеет, прежде
всего, творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно
создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают
сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в
разнообразные реальные взаимоотношения.
Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом,
совместно решают поставленные речевые задачи. И одним из средств
формирования речи у детей дошкольного возраста является сюжетно-
ролевая игра.
Овладение навыками диалогической речи через сюжетно-ролевую
игру, позволяет ребенку вступать в свободное общение и вести диалог со
сверстниками и взрослыми, дает возможности получать необходимую ему
информацию
и
передавать
накопленные
знания,
впечатления
об
окружающем мире людям.
Развитие
диалогической
речи
через
сюжетно-ролевую
игру,
определяет ведущую роль в развитии речи ребенка в целом и занимает
центральное место в общей системе работы по формированию речи в
детском саду.
В настоящее время сюжетно-ролевая игра в современных домашних
условиях ушла на второй план или практически исчезла.
А ребёнку необходим диалог! И ребёнок может установить диалог,
посредством сюжетно-ролевой игры.
Именно благодаря ей, дети по-
настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Во
время
сюжетно
-
ролевой
игры
они
учатся
самоорганизации
и
самоконтролю. Непосредственно в самой сюжетно – ролевой игре дети
взаимодействуют друг с другом, а умение словесно выразить свою мысль,
передать чувство, установить с партнёром «диалогические отношения» в
разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые
для ведения диалога. В дошкольном возрасте диалог становится способом
определения настроения, эмоционального состояния человека и познания
собственного внутреннего мира.
Важную роль общение через сюжетно-ролевую игру, имеет в системе
взаимоотношений, в возможности самовыражаться, изменять себя и
окружающую его действительность.
Это весьма важно для социализации ребенка в современном обществе.
Умения вступать в коммуникацию, поддерживать разговор, соблюдать
речевой этикет приобретают особую важность для ребенка.
Речевая атмосфера предусматривает с самого раннего возраста
развитие речи. Важно создать такую обстановку, которая помогла бы ему
широко, многогранно и эмоционально понимать окружающий мир в
звучащей речи, и у ребенка возникло бы внутреннее желание к постоянной
собственной речевой активности. А сделать это можно, через сюжетно -
ролевую игру. В процессе игры ребенок не пассивно принимает речевые
модели
взрослого,
а
активно
присваивает
речь
как
часть
общечеловеческого опыта.
Общение через
сюжетно
-
ролевую
игру
—
это
не
просто
безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное
отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий
партнера
является
вторым
критерием общения.
Проблема
развития
диалогической речи детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
находит свое практическое отображение в ряде психолого-педагогических
исследований.
Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со
взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог
вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями,
суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и
жесты,
составляет
диалог
распространяя
неполные
ситуативные
высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной
формы.
Актуальность развития диалогической речи у детей дошкольного
возраста
через
сюжетно-ролевую
игру,
обусловлена
проблемой
своевременного развития у них речи, которая является важнейшим
условием общего психического развития.
Под диалогом мы понимаем – не просто бытовой ситуативный
разговор, а богатую мыслями произвольную контекстную речь, вид
личностного взаимодействия, содержательного общения.
Ребенок в дошкольном детстве овладевает, в первую очередь,
диалогической речью, имеющей свои особенности, которые проявляются в
использовании языковых средств, что допустимы в разговорной речи:
― детям 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы
на вопросы), они только начинают овладевать умением излагать связно
свои мысли, умением рассказывать о себе, о предмете по сюжетным
картинкам, по вопросам взрослого;
― с четырех лет на развитие связной речи большое влияние оказывает
активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5
тысяч слов. Появляются первые умозаключения, выводы, обобщения. Дети
чаще
начинают
использовать
придаточные
предложения,
особенно
причинные,
появляются
определительные
условия,
дополнительные,
придаточные. Постепенно дети подходят к самостоятельному составлению
небольших рассказов по игрушке, по картинке.
В старшем дошкольном возрасте у детей развитие связной речи
достигает довольно высокого уровня. У детей уже сформированы умения
высказывать умозаключения и суждения, обобщать, делать выводы. В
диалогической речи дети используют достаточно точные, краткие или
развернутые ответы в соответствии с вопросом. В определенной мере
проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики,
дополнять и исправлять ответ товарища. Появляется умение довольно
четко и последовательно составлять сюжетный и описательный рассказы
на предложенную тему.
Развитию диалогической речи прямо или косвенно уделяли внимание
многие
педагоги,
изучающие
самые
разные
стороны
воспитания дошкольников.
Диалог для ребёнка является первой школой овладения родной речью,
школой общения, он, по существу, является основой развивающейся
личности. Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его
словарь, фонетику, черпают полезную информацию. Как форма речевого
взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребенка особых
социально – речевых умений, освоение которых происходит постепенно.
Исходя из выше сказанного, можно заключить, что овладение речью –
важнейшая сторона развития дошкольника.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе
речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе
работы по развитию речи в детском саду.
Известно, что у детей с нарушением речи может замедлиться
интеллектуальное развитие. Поэтому принято рассматривать речевую
недостаточность в тесном единстве с особенностями психического
развития ребенка
Неполноценное
доречевое
общение
со
взрослым,
отсутствие
предметных
действий
(манипулирования
предметами),
недоразвитие
мелкой моторики к концу первого года жизни ребенка с ОНР оказываются
тесно связанными с чрезвычайной скудностью начальных речевых
проявлений.
У детей с ОНР без специального обучения не возникает речевой
активности,
не
складываются
и
дословесные
виды
общения
с
окружающими, не развивается предметная деятельность. Для речевого
развития данной категории детей характерно отсутствие или позднее
появление спонтанного лепета в ответ на говорение взрослого. Отмечается
значительное запаздывание появления первых слов; весьма замедленно,
затрудненно протекает процесс овладения фразовой речью: переход от
произнесения отдельных слов к построению двухсловного предложения
растягивается на долгое время.
Владея
достаточно
большим
запасом
слов
для
построения
высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с ОНР
фактически
лишены
возможности
словесной
коммуникации,
т.
к.
усвоенные
речевые
средства
не
рассчитаны
на
удовлетворение
потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности
для налаживания межличностных отношений.
Заслуживает внимания и тот факт, что дети 4–5 возраста с ОНР,
поступив в группу специального детского сада, обнаруживают неумение
пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и
игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым.
Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом
особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников.
Общение со сверстниками у детей с ОНР носит эпизодический характер.
Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда
дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер.
Сюжетно-ролевую игру дошкольников с ОНР можно определить скорее,
как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу
игры наблюдается в единичных случаях. На занятиях дети с ОНР
предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических
заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество
наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом. Весьма
редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с
другом.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе
речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как
цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных
сторон речи является необходимым условием развития диалогической
речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует
самостоятельному
использованию
ребенком
отдельных
слов
и
синтаксических конструкций. Полноценное развитие диалогической речи у
детей с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий
для совместной деятельности ребенка и взрослого.
Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что
для
ребенка
дошкольного возраста первостепенное
значение
имеет
овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного
социального развития ребенка.
Для каждого педагога дошкольного образования, стоит задача, как
улучшить, или усовершенствовать речь. Сюжетно-роевая игра – это и есть
толчок, для развития языка и слова.
Чтобы ребенок качественно и своевременно овладел устной речью,
для этого необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая
в контакт со взрослыми и детьми.
Сюжетно-ролевая игра является речевой ситуацией, где происходит
обучение диалогической речи, она направлена на развитие умений,
договариваться во время общения, вступать в разговор, соблюдать речевой
этикет, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.