Напоминание

«Приобщение дошкольников к национальной культуре»


Автор: Муртазина Айназ Рафисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №47 «Детский сад общеразвивающего вида №47»
Населённый пункт: г.Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: проект
Тема: «Приобщение дошкольников к национальной культуре»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

№47» НМР РТ.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в

жизни

общества,

одним

из

центральных

направлений

работы

с

подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас,

в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к

лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным

понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к

родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с

окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Это

сложное

чувство

возникает

еще

в

дошкольном

детстве,

когда

закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и

формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим

ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный

возраст как период становления личности имеет свои потенциальные

возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и

относиться чувство патриотизма.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед

обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому.

Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. В

последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного

наследия

народа.

В

этом

следует

видеть

стремление

народов

к

национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не

стремился

к

сохранению

своего

национального

своеобразия,

проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня

ведущим

принципом

воспитания

следует

считать

воспитание,

осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной

личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм

влияния. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности,

имеет

свои

потенциальные

возможности

для

формирования

высших

социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы

найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине,

сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может

сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не

сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность,

преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще

в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то.

Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если

научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

В детские годы формируются основные качества: доброта, отзывчивость,

уважение, поэтому особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка

возвышенными человеческими ценностями в этот период.

Базой патриотического воспитания является социально-личностное,

нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе

такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-

патриотических чувств.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим

воспитанием мною понимается процесс формирования человека, любящего

свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими

свершениями своего народа и его культурой.

В роли содержательных источников патриотического воспитания в

образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств,

эмоций и отношений.

Актуальность проекта.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину -

задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без

глубокого

познания

духовного

богатства

своего

народа.

Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется

народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также

творит

традиции

будущего.

Что

скажут

о

них

наши

потомки?

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского

государства, но и традиции

своей национальной культуры, осознавать,

понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры,

реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что

связано с татарской культурой. В традициях национальной культуры дети

черпают национальные нравы, обычаи и татарский дух свободы и творчества.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как

образно говорит народ: «С молоком матери ребенок должен впитывать

культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки, сказки».

Знакомясь с татарским национальным костюмом в детском саду, дети видят

колорит, самобытность своей национальности, красоту и величие своего

народа.

Но не надо забывать, что на территории Татарстана также проживают

русские, чуваши, удмурты, башкиры, кряшены (крещеные татары) и люди

других национальностей. И в нашем саду также есть дети

разных

национальностей. И поэтому работа по данному проекту должна строится с

учётом культуры народов региона, где проживает ребёнок, с приоритетом

для него культуры его национальности. Тем самым мы сможем показать

важность

культуры

каждого

народа

проживающего

на

территории

Республики

Татарстан,

уважение

к

её

традициям

и

самобытности.

Воспитывать в детях любовь, дружбу и уважение к людям разных

национальностей, проживающих вместе.

Гипотеза.

Проживая в Республике Татарстан, порой и взрослые не знают традиции,

и обычаи своего народа. В ходе реализации проекта дети получат знания о

культурных

традициях

народов

Поволжья,

о

различных

вариациях

национального костюма, об орнаментах и вышивках. Дети также узнают, как

раньше моделировали и конструировали свою одежду, начнут проявлять

интерес к национальной культуре.

Участники проекта.

Дети, родители, педагоги.

Цель:

Познакомить детей с народным творчеством, с обычаями и традициям

многонационального

народа,

проживающего

в

Республике

Татарстан,

знакомство

с

национальными

костюмами,

вышивкой,

колоритом

и

самобытностью.

Задачи.

Расширить и углубить знания детей о народах проживающих на

территории Татарстан.

Познакомить с их национальными костюмами и вышивкой.

Предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность

каждого воспитанника.

Воспитывать

чувство

патриотизма,

связывающие

разные

нации

и

поколения.

Воспитывать уважение к многонациональной культуре народа своего

города.

Формы и методы реализации проекта:

Формы: занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и

родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная

работа с дидактическим материалом).

Методы: наблюдение, беседы, экскурсии, игры, театрализованные

драматизации, показ.

Тип проекта: групповой, долгосрочный (1 год)

Объект:

изучение

характерных

особенностей

национальной

одежды,

культуры, традиций народов (татар, русских, чуваш, башкир, удмуртов)

Предмет: процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с

национальным орнаментом народов, проживающих в республике Татарстан,

с

их

национальными

костюмами,

культурой,

бытом

и

традициями.

Ресурсное обеспечение проекта: национальные костюмы, национальные

сказки татарского, русского, чувашского, башкирского народа, альбомы

«Татарская

вышивка»,

«Татарский

национальный

костюм»,

«Русский

национальный костюм», «Чувашские узоры», «Башкирский национальный

костюм», мини-музей национальных культур детского сада, наглядные

пособия, дидактические игры, картотека подвижных игр, музыкальных

произведений.

Предполагаемые результаты.

Дети должны знать и называть:

• место проживания: республику, город.

• свою нацию, культуру, традиции.

• национальный костюм своего народа, элементы одежды.

• национальный орнамент и элементы национальной вышивки.

Проявлять любовь к многонациональной культуре, чувство гордости и

патриотизма к своей Республике.

План реализации проекта

Этапы

Формы работы

Срок реализации

I этап

1.Осознание проблемной ситуации, выбор

Сентябрь

Организаци

онный

темы проекта.

2.Подбор информации: статей, рассказов,

сказок, игр.

3.Опрос

и

анкетирование

родителей

(выявление

потребностей

в

реализации

проекта), диагностика детей.

4.Подбор

рисунков,

иллюстраций

по

проекту.

5.Разработка плана проекта

Работа с детьми

II этап

Практическ

ий

1.Рассказ

воспитателя

о

народах

проживающих на территории РТ, знакомство

с их национальными костюмами (татарским,

русским, чувашским, башкирским)

- экскурсия в музей: «Әбиемдә кунакта»

Октябрь-апрель

(2021-2022)

Занятие

«Ознакомление

с

татарским

национальным костюмом»;

«Башымдагы калфагым».

Рассматривание

альбома

«Татарская

вышивка»;

«Русский

национальный

костюм»,

«Башкирский

национальный

костюм»:

Аппликация «Украшение головного убора

(калфак)

-Разучивание

татарских

подвижных

игр:

«Соры бүре», «Әбәкле», «Буш урын».

Рассматривание

альбомов

«Русский

национальный костюм», «История русского

костюма».

Занятие:

«Ознакомление

с

костюмом

кряшен».

-«Украшение народного костюма кряшен»

Рассматривание

альбома

«Татарский

национальный костюм».

Занятие:

«Красота

народного

костюма»

(Беседа, украшение тюбетейки).

Дидактическая игра «Укрась национальный

костюм», «Найди такой же».

Интерактивная игра: «Курчакны киендер» (с

национальными костюмами).

Экскурсия в городской музей.

Мероприятие с подвижными играми народов

Поволжья: «Бер, ике, өч – бездә бөтен көч».

Работа с педагогами.

Консультация «Национальный колорит

прививаем с детства»;

Пополнение

национальных

уголков в группе;

Создание лэпбуков на тему: “Народы

Поволжья”.

Работа сродителями.

Консультация «Праздники и традиции

наших предков»,

Праздники:

«Весёлая

масленица»,

«Сөмбелә»,

«Карга

боткасы»,

«Питрау».

Пополнение

музея

предметами

народного творчества.

Совместное

изготовление

национальной одежды для кукол.

II этап

Заключител

ьный

1.

Повторное

анкетирование

родителей,

диагностика

детей.

2. Развлечение «Халыклар дуслыгы».

(с использованием национальных костюмов)

3.

Выставка

работ

«Красота

народного

костюма».

4.

Изготовление

интерактивной

игры

Май - 2022

«Оденем куклу Алсу».

- Альбом татарского костюма;

- Альбом русского костюма;

- Альбом чувашского костюма;

- Альбом башкирского костюма.

Картотека народных игр и т.д.

Презентации по национальным костюмам.

Семейный

альбом

в

национальных

костюмах.

Картотека фонограмм записей татарских,

русских,

чувашских,

башкирских

исполнителей.

Обобщение

опыта,

выступление на семинаре.

6.Итоговая презентация проекта.



В раздел образования