Авторы: Сапрыкина Наталия Сергеевна, Седышева Мария Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №69 " Ладушки"
Населённый пункт: Г. Старый Оскол Белгородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание культурных ценностей у дошкольников через народно-прикладное искусство
Раздел: дошкольное образование
Воспитание культурных ценностей у дошкольников
через народно-прикладное искусство
Сапрыкина Наталия Сергеевна,
Седышева Мария Геннадьевна
воспитатели
Актуальность:
В настоящее время детство выступает сложным
многомерным феноменом культурного развития дошкольника. Этот
процесс «врастания» ребенка в культуру идет через осмысления сфер и
полей
жизнедеятельности,
а
также
через
присвоения
культурно
исторического
опыта
семьи
на
основе
постижения
культуры,
представленные
творениями
народного
творчества.
Уникальность
дошкольного детства, состоит в том, что в этот период жизни происходит
развитие ребенка в зоне ближайшего окружения, совершенствование его
собственного опыта, расширения общения детей с
разнообразными
видами искусства.
В соответствии с ФГОС
художественно-эстетическое развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания
произведений
искусства,
мира
природы;
становление
эстетического
отношения
к
окружающему
миру;
формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной).
А. С. Макаренко писал: «Воспитание детей – самая важная область
нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и
граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие
отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей! »
В состав базиса личностной культуры включается ориентировка
ребенка в четырех основных сферах действительности - природа;
предметах, созданных руками человека; явлениях социальной жизни;
явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.
Процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть
разделены только условно. Фактически это две стороны единого процесса.
Одна из этих сторон - освоение мира и основанное на нем развитие
познавательных, эмоциональных, а затем и элементарных волевых
процессов и качеств; другая сторона - формирование отношения к
познаваемому, системы ценностей, составляемой предпосылку будущего
мировоззрения. [4.с.86]
Мы не должны забывать, что ребенок должен получить не только
определенную сумму знаний, но и также стать полноценным членом
общества с пониманием духовных и нравственных ценностей, с развитым
чувством любви к Родине и уважения к людям.
Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль
играет развитие его эмоций и чувств. Через, личные эмоциональные
переживание, дошкольник боле эффективно воспринимает информацию, а
также
образовательную
и
воспитательную
деятельность.
Развивая
эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать
явление окружающего мира, самостоятельно давать оценивать и делать
свой выбор.
Особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как
она формирует менталитет, именно через неё человек воспринимает
значимые национальные ценности. Устное народное творчество, народно
декоративно – прикладное искусство должны найти большое отражение в
содержании образования и воспитания подрастающего поколения.
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей
Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одеваются и
украшают сваю одежду, раскрывая представления о внутреннем мире и о
красоте человека. [5.с.124]
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими
воспитательными способностями. Оно несет в себе огромный духовный
заряд,
эстетический
и
нравственный
идеал,
вверху
в
торжество
прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство
позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью
которого он является.
Необходимо
учитывать
важное
место
в
проведении
занятий,
занимают темы, освещающий быт, историю и культуру русского народа;
уроки декоративно - прикладного искусства; рисование пейзажа родного
края, портретов родителей, друзей, а также беседы с дошкольниками о
крае, его природе и традициях.
Таким образом, дошкольники проявляют интерес к окружающему
миру; выбирать способы деятельности, адекватные поставленной задаче;
добиваться
поставленной
цели;
владеть
экологическими
знаниями;
задавать
вопросы,
экспериментировать,
устанавливать
причинно-
следственные
связи;
реализовывать
замыслы
в
конструктивной
деятельности; объединять предметы на основе общих понятий и давать им
словесное обозначение. [5.с.164]
В
настоящее
время
используется
разнообразное
пособие
для
занятий; папки с иллюстрационным материалом для изучения народного
промысла, который способствует и является одним важным элементом
знакомства историей народного промысла, виды росписи: хохломская,
городецкая, урало-сибирская, мезенская. Глиняная игрушка: дымковская,
филимоновская, тверская, абашевская, кожлянская. Русский национальный
костюм, русская деревянная архитектура, пейзажи России: времена года.
Имея наглядное представление, дошкольник вникает в культуру русского
народа, таким образом, прочувствовав его истоки. [3.с.16]
Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает
сильное воздействие на развитие нравственных представлений и духовного
мира воспитанников
и формируется у детей образное мышление.
Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не
только
на
обычном
занятии
по
нравственно
-
патриотическому
воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность.
«Художник – ухо, око, и сердце страны, он голос своей эпохи».
Необходимо
запланировать
необычное
занятие
по
изобразительно-
художественной
деятельности,
в
этом
помогут
комплексные,
интегрированные занятия, совместная образовательная деятельность в
центре изобразительного искусства.
Данную работу нужно начинать уже с раннего возраста. Большую
радость у детей раннего возраста вызывает рассматривание народных
игрушек и игры с ними. Особенно привлекают младших дошкольников
сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может
использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания.
В старшей группе следует планировать занятия, специально
посвященные народному творчеству. Это могут быть беседы о вышивке и
кружевах, рассматривание и описание изделий с хохломской росписью,
дымковских глиняных игрушек и творчеством родного края. Так же в
старшем дошкольном возрасте ребят начинают знакомить с народным
творчеством мастеров не только родного края, но и других народов,
которые населяют наш край. [3.с.24]
Народное искусство, являясь первоосновой профессионального
искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных
эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к
профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
Нет нечего краше русской природы, которая передает нам свою
красоту и частичку любви к родине. В настоящее время, педагог старается
научить дошкольников и в общении с природой ощущать ритм, гармонию
и цветовое единство, пытаясь помочь детям как можно раньше открыть
окружающий их мир красоты. Дети дошкольного возраста рисуют на
темы: белая березка в золотом уборе, кудрявая рябина с алыми ягодами,
падали снежинки, первая листва лазурная листва. [4.с.112]
Эмоциональное восприятие своей страны, своего народа - это особое
свойство сознания. Эстетическое воспитание дошкольников средствами
изобразительного
искусства
имеет
определенный
смысл
и
свои
особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся
личности. О значении искусства для разностороннего развития ребенка,
подчеркивая, что народное искусство является его неотъемлемой частью.
Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в
воспитании нравственного чувства
формировании мировоззрения и
культурных ценностей.
На современном этапе, художественное воспитание является одним
из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому
развитию личности дошкольника.
Работа по ознакомлению детей с
народным творчеством средствами изобразительного искусства, является
важной стороной общей работы по формированию
эстетического и
культурного воспитанию, любви и интереса к нашей Родине, к ее великому
народу.
Литература
1. Алларова И. Симфония красок.- М.: 2017. 64 с.
2. Дубовская Л. Спадчына // Пралеска. 2017. №1. С. 21-28.
3.
Аюева, И.И. Ознакомление дошкольников с русским народным
костюмом [Текст] / И.И. Аюева // Воспитатель ДОУ. – 2017. – № 3. – С. 17-
27.
4. Косминская В.Б., Халцова Н.Б. Основы изобразительного искусства и
методическое
руководство
изобразительной
деятельностью
детей:
лабораторный практикум. – М.: Просвещение, 2016.- 144 с.
5. Бабаева, Т.И. Использование элементов национальной культуры в
воспитании и подготовке дошкольников к школе и в детском саду [Текст] /
Т.И. Бабаева. – Сыктывкар, 2011. – 252с.