Напоминание

Воспитание культурных ценностей у дошкольников через народно-прикладное искусство


Авторы: Сапрыкина Наталия Сергеевна, Седышева Мария Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №69 " Ладушки"
Населённый пункт: Г. Старый Оскол Белгородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание культурных ценностей у дошкольников через народно-прикладное искусство
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание культурных ценностей у дошкольников

через народно-прикладное искусство

Сапрыкина Наталия Сергеевна,

Седышева Мария Геннадьевна

воспитатели

Актуальность:

В настоящее время детство выступает сложным

многомерным феноменом культурного развития дошкольника. Этот

процесс «врастания» ребенка в культуру идет через осмысления сфер и

полей

жизнедеятельности,

а

также

через

присвоения

культурно

исторического

опыта

семьи

на

основе

постижения

культуры,

представленные

творениями

народного

творчества.

Уникальность

дошкольного детства, состоит в том, что в этот период жизни происходит

развитие ребенка в зоне ближайшего окружения, совершенствование его

собственного опыта, расширения общения детей с

разнообразными

видами искусства.

В соответствии с ФГОС

художественно-эстетическое развитие

предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и

понимания

произведений

искусства,

мира

природы;

становление

эстетического

отношения

к

окружающему

миру;

формирование

элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию

самостоятельной

творческой

деятельности

детей

(изобразительной,

конструктивно-модельной, музыкальной).

А. С. Макаренко писал: «Воспитание детей – самая важная область

нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и

граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие

отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей! »

В состав базиса личностной культуры включается ориентировка

ребенка в четырех основных сферах действительности - природа;

предметах, созданных руками человека; явлениях социальной жизни;

явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

Процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть

разделены только условно. Фактически это две стороны единого процесса.

Одна из этих сторон - освоение мира и основанное на нем развитие

познавательных, эмоциональных, а затем и элементарных волевых

процессов и качеств; другая сторона - формирование отношения к

познаваемому, системы ценностей, составляемой предпосылку будущего

мировоззрения. [4.с.86]

Мы не должны забывать, что ребенок должен получить не только

определенную сумму знаний, но и также стать полноценным членом

общества с пониманием духовных и нравственных ценностей, с развитым

чувством любви к Родине и уважения к людям.

Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль

играет развитие его эмоций и чувств. Через, личные эмоциональные

переживание, дошкольник боле эффективно воспринимает информацию, а

также

образовательную

и

воспитательную

деятельность.

Развивая

эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать

явление окружающего мира, самостоятельно давать оценивать и делать

свой выбор.

Особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как

она формирует менталитет, именно через неё человек воспринимает

значимые национальные ценности. Устное народное творчество, народно

декоративно – прикладное искусство должны найти большое отражение в

содержании образования и воспитания подрастающего поколения.

Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей

Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одеваются и

украшают сваю одежду, раскрывая представления о внутреннем мире и о

красоте человека. [5.с.124]

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими

воспитательными способностями. Оно несет в себе огромный духовный

заряд,

эстетический

и

нравственный

идеал,

вверху

в

торжество

прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство

позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью

которого он является.

Необходимо

учитывать

важное

место

в

проведении

занятий,

занимают темы, освещающий быт, историю и культуру русского народа;

уроки декоративно - прикладного искусства; рисование пейзажа родного

края, портретов родителей, друзей, а также беседы с дошкольниками о

крае, его природе и традициях.

Таким образом, дошкольники проявляют интерес к окружающему

миру; выбирать способы деятельности, адекватные поставленной задаче;

добиваться

поставленной

цели;

владеть

экологическими

знаниями;

задавать

вопросы,

экспериментировать,

устанавливать

причинно-

следственные

связи;

реализовывать

замыслы

в

конструктивной

деятельности; объединять предметы на основе общих понятий и давать им

словесное обозначение. [5.с.164]

В

настоящее

время

используется

разнообразное

пособие

для

занятий; папки с иллюстрационным материалом для изучения народного

промысла, который способствует и является одним важным элементом

знакомства историей народного промысла, виды росписи: хохломская,

городецкая, урало-сибирская, мезенская. Глиняная игрушка: дымковская,

филимоновская, тверская, абашевская, кожлянская. Русский национальный

костюм, русская деревянная архитектура, пейзажи России: времена года.

Имея наглядное представление, дошкольник вникает в культуру русского

народа, таким образом, прочувствовав его истоки. [3.с.16]

Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает

сильное воздействие на развитие нравственных представлений и духовного

мира воспитанников

и формируется у детей образное мышление.

Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не

только

на

обычном

занятии

по

нравственно

-

патриотическому

воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность.

«Художник – ухо, око, и сердце страны, он голос своей эпохи».

Необходимо

запланировать

необычное

занятие

по

изобразительно-

художественной

деятельности,

в

этом

помогут

комплексные,

интегрированные занятия, совместная образовательная деятельность в

центре изобразительного искусства.

Данную работу нужно начинать уже с раннего возраста. Большую

радость у детей раннего возраста вызывает рассматривание народных

игрушек и игры с ними. Особенно привлекают младших дошкольников

сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может

использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания.

В старшей группе следует планировать занятия, специально

посвященные народному творчеству. Это могут быть беседы о вышивке и

кружевах, рассматривание и описание изделий с хохломской росписью,

дымковских глиняных игрушек и творчеством родного края. Так же в

старшем дошкольном возрасте ребят начинают знакомить с народным

творчеством мастеров не только родного края, но и других народов,

которые населяют наш край. [3.с.24]

Народное искусство, являясь первоосновой профессионального

искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных

эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к

профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Нет нечего краше русской природы, которая передает нам свою

красоту и частичку любви к родине. В настоящее время, педагог старается

научить дошкольников и в общении с природой ощущать ритм, гармонию

и цветовое единство, пытаясь помочь детям как можно раньше открыть

окружающий их мир красоты. Дети дошкольного возраста рисуют на

темы: белая березка в золотом уборе, кудрявая рябина с алыми ягодами,

падали снежинки, первая листва лазурная листва. [4.с.112]

Эмоциональное восприятие своей страны, своего народа - это особое

свойство сознания. Эстетическое воспитание дошкольников средствами

изобразительного

искусства

имеет

определенный

смысл

и

свои

особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся

личности. О значении искусства для разностороннего развития ребенка,

подчеркивая, что народное искусство является его неотъемлемой частью.

Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в

воспитании нравственного чувства

формировании мировоззрения и

культурных ценностей.

На современном этапе, художественное воспитание является одним

из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому

развитию личности дошкольника.

Работа по ознакомлению детей с

народным творчеством средствами изобразительного искусства, является

важной стороной общей работы по формированию

эстетического и

культурного воспитанию, любви и интереса к нашей Родине, к ее великому

народу.

Литература

1. Алларова И. Симфония красок.- М.: 2017. 64 с.

2. Дубовская Л. Спадчына // Пралеска. 2017. №1. С. 21-28.

3.

Аюева, И.И. Ознакомление дошкольников с русским народным

костюмом [Текст] / И.И. Аюева // Воспитатель ДОУ. – 2017. – № 3. – С. 17-

27.

4. Косминская В.Б., Халцова Н.Б. Основы изобразительного искусства и

методическое

руководство

изобразительной

деятельностью

детей:

лабораторный практикум. – М.: Просвещение, 2016.- 144 с.

5. Бабаева, Т.И. Использование элементов национальной культуры в

воспитании и подготовке дошкольников к школе и в детском саду [Текст] /

Т.И. Бабаева. – Сыктывкар, 2011. – 252с.



В раздел образования