Автор: Казюлина Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 182"
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Картотека игр для детей раннего возраста
Тема: Картотека игр в адаптационный период для детей раннего возраста в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 182 «Огоньки»
Картотека игр
в адаптационный
период
Составила: Казюлина О.Н.
«Доброе утро!»
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:
- Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)
Вы проснулись?
- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)
Ты проснулся?
- Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)
Вы проснулись?
- Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по
животику)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки
наверх, потягиваемся)
«Хоровод»
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения.
развитие чувства ритма, координации движений.
Ход игры. Воспитатель держит ребенка (детей) за руки и ходит по
кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы все «падают» на землю.
«Прыгай веселей»
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения;
развитие чувства ритма, координации движений.
Педагог: рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за
ним.
Прыгай, прыгай веселей! ----------- Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай - побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! ---------------- руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись!-------------- кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.
Игра повторяется несколько раз.
«Солнечные зайчики»
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения;
развитие чувства ритма, координации движений.
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит
при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.
Игру можно повторить 2-3 раза.
«Осенние листочки»
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения;
развитие чувства ритма, координации движений;
взаимодействие детей.
Материал:
игрушка Гномик,
осенние листочки из картона разных цветов,
магнитофон, аудиозапись медленной музыки.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький
гномик и принес красивые листочки.
- Давайте назовем, какого цвета листочки.
- Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.
Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.
- А хотите потанцевать с гномиком?
Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и
кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.
Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод
и идут под музыку вокруг гномика.
В заключение гномик благодарит малышей.
«Игра с собачкой»
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения;
развитие чувства ритма, координации движений;
взаимодействие детей.
Материал: игрушечная собачка.
Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам,
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо,
предлагает
взять
ее
за
лапу,
покормить.
Приносит
миску
с
воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку
«спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
«Ладушки – хлопушки»
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:
- Ладушки – ладушки,
Звонкие хлопушки,
Хлопали в ладошки,
Хлопаем немножко. Да!
(громко хлопаем в ладоши)
- Кашу варили,
Ложечкой мешали.
(взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке
левой)
- Куколку кормили. Да!
- Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед)
- Кулачки сложили,
Кулачками били,
Тук, тук, тук, тук, тук,
Тук, тук, тук, тук, тук. Да!
(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга)
- Ладошки плясали,
Деток забавляли,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики)
- Ладушки устали,
Ладушки поспали,
Баю-бай, баюшки,
Баю-бай, ладушки. Да!
(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку)
«Зайка»
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения;
взаимодействие детей.
Ход игры: дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поет
песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка»
встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.
Игра повторяется.
«Пускание мыльных пузырей»
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения.
Материал: мыльные пузыри.
Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:
— Осторожно, пузыри!
— Ой, какие!
— Посмотри!
— Раздуваются!
— Блестят!
— Отрываются!
— Летят!
— Вот — со сливу!
— Вот — с орех!
— Вот не лопнул дольше всех!
Дети ловят мыльные пузыри.
«Поезд»
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения;
взаимодействие детей;
отработка основных движений – бег, ходьба.
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а
вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду
впереди стоящего.
«Поехали»,
-
говорит
взрослый,
и
все
начинают
двигаться,
приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении,
затем
в
другом,
потом
замедляет
ход,
останавливается
и
говорит:
«Остановка».
Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
«Огуречик-огуречик»
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения.
Ход игры: на одном конце площадки – воспитатель, на другом – дети.
Они приближаются к ведущему прыжками на двух ногах. Воспитатель
говорит:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.
Игра повторяется несколько раз.
«Жил-был у бабушки козлик»
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения.
Ход игры: дети стоят возле воспитателя. Воспитатель рассказывает:
Жил-был у бабушки козлик. У него были ножки — вот такие (дети
выставляют поочередно ноги),
а копытца вот здесь (приседают и дотрагиваются до пяток),
рожки вот здесь (прикладывают кисти рук к голове),
хвостик за спиной вот такой (показывают рукой, оглядываясь назад).
Был козлик ма-а-а-ленький (дети приседают),
потом он вырос и стал большим, вот таким (встают и поднимаются на
носки).
Рожки у козлика были маленькие, а потом выросли большие!
Хвостик
был
маленький,
а
вырос
большой,
длинный (показывают
руками). Захотелось козлику погулять, пошел он по полям, по долам, по
высоким горам (дети расходятся по всей площадке).
Зовет бабушка козлика домой, а он говорит: не хочу! Иди, козлик, домой, а
то волк съест!
(Воспитатель изображает волка и предлагает детям убегать от него).
По желанию детей игра повторяется.
«Иди ко мне»
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов, и манит его к
себе, ласково, приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок
подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой хороший Коля пришел!»
«Покружимся»
Ход игры. Воспитатель берет мишку (игрушку), крепко прижимает его к
себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также
покружиться, прижимая его к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его
содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
«Хоровод с куклой»
(проводится с двумя-тремя детьми)
Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми,
гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать
куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в
кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми
двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.
Собирание «сокровищ»
Ход
игры. На
прогулке
воспитатель
собирает
вместе
с
ребенком
«сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает
их
в
корзину.
Выясняет,
какие
«сокровища»
вызывают
у
малыша
наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем
называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.
«Кто в кулачке?»
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем
плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались
внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его
повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
Воспитатель читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок?
(сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай!
(выставить вперед большой палец).
«Прячем мишку»
Ход
игры. Воспитатель
прячет
знакомую
ребенку
большую
игрушку
(например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где
мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку,
взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой
прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» когда ребенок найдет
его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый
предлагает спрятаться ребенку.
«Солнышко и дождик»
Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных
на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в
«окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «на небе
солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу:
«Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за
стульями. Игра повторяется.
«Игра с кистями рук»
Ход
игры:
(Выполняя
движения,
воспитатель
просит
ребенка
повторять
их.)
Взрослый отпускает пальцы вниз и шевелит ими - это «струи дождя».
Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам,
изображая бинокль. Рисует пальцами - «кисточкой» кружки на щеках
ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на
подбородке.
Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия,
воспитатель создает определенную последовательность звуков, например:
стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-стук-хлоп и т.п.
«Покатаемся на лошадке»
Материал. Лошадка-качалка
(если лошадки нет, то можно посадить ребенка на
колени).
Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит:
«Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребенок тихо
повторяет: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко
скажи ей: «Нно-нно, беги лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка) Малыш
повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый
добивается,
чтобы
ребенок
произносил
звук
[н]
протяжно,
а
все
звукосочетание - громко и четко.
«Игра с куклой»
Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку),
попросите показать, где у куклы голова, ноги, живот и т.д. Предложите
причесать ее, умыть, накормить и т.д.
«Собираем игрушки»
Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в
которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с
ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите
самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки,
напевайте что-нибудь вроде:
«Мы игрушки собираем,
Мы игрушки собираем!
Тра-ля-ля, тра-ля-ля, тра-ля-ля
Их на место убираем».
«Передай колокольчик»
Материал. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с
колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я
позову, будет звонить в колокольчик». Девочка становится на место
взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его
по имени (или показывая рукой).
«Мяч в кругу»
Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг
другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он
катился в нужном направлении.
«Мы топаем ногами»
Ход игры. Играющие дети становятся в круг на таком расстоянии друг от
друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с
детьми произносит текст так медленно, с расстановкой, давая возможность
сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.
Игра повторяется.