Напоминание

Картотека игр в адаптационный период для детей раннего возраста в ДОУ


Автор: Казюлина Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 182"
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Картотека игр для детей раннего возраста
Тема: Картотека игр в адаптационный период для детей раннего возраста в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 182 «Огоньки»

Картотека игр

в адаптационный

период

Составила: Казюлина О.Н.

«Доброе утро!»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:

- Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись?

- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся?

- Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись?

- Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по

животику)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки

наверх, потягиваемся)

«Хоровод»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

создание положительного эмоционального климата в группе;

снятие эмоционального напряжения.

развитие чувства ритма, координации движений.

Ход игры. Воспитатель держит ребенка (детей) за руки и ходит по

кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы все «падают» на землю.

«Прыгай веселей»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

создание положительного эмоционального климата в группе;

снятие эмоционального напряжения;

развитие чувства ритма, координации движений.

Педагог: рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за

ним.

Прыгай, прыгай веселей! ----------- Прыгают на двух ногах

Прыгай, прыгай - побыстрей!

Вверх, вниз, вверх, вниз! ---------------- руки поднимают вверх, вниз

И немного покружись!-------------- кружатся на месте.

Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

Игра повторяется несколько раз.

«Солнечные зайчики»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

создание положительного эмоционального климата в группе;

снятие эмоционального напряжения;

развитие чувства ритма, координации движений.

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит

при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

«Осенние листочки»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

создание положительного эмоционального климата в группе;

снятие эмоционального напряжения;

развитие чувства ритма, координации движений;

взаимодействие детей.

Материал:

игрушка Гномик,

осенние листочки из картона разных цветов,

магнитофон, аудиозапись медленной музыки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький

гномик и принес красивые листочки.

- Давайте назовем, какого цвета листочки.

- Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.

Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.

- А хотите потанцевать с гномиком?

Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и

кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.

Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод

и идут под музыку вокруг гномика.

В заключение гномик благодарит малышей.

«Игра с собачкой»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

создание положительного эмоционального климата в группе;

снятие эмоционального напряжения;

развитие чувства ритма, координации движений;

взаимодействие детей.

Материал: игрушечная собачка.

Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам,

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо,

предлагает

взять

ее

за

лапу,

покормить.

Приносит

миску

с

воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку

«спасибо!»

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

«Ладушки – хлопушки»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:

- Ладушки – ладушки,

Звонкие хлопушки,

Хлопали в ладошки,

Хлопаем немножко. Да!

(громко хлопаем в ладоши)

- Кашу варили,

Ложечкой мешали.

(взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке

левой)

- Куколку кормили. Да!

- Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед)

- Кулачки сложили,

Кулачками били,

Тук, тук, тук, тук, тук,

Тук, тук, тук, тук, тук. Да!

(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга)

- Ладошки плясали,

Деток забавляли,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики)

- Ладушки устали,

Ладушки поспали,

Баю-бай, баюшки,

Баю-бай, ладушки. Да!

(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку)

«Зайка»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

создание положительного эмоционального климата в группе;

снятие эмоционального напряжения;

взаимодействие детей.

Ход игры: дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поет

песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка»

встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

Игра повторяется.

«Пускание мыльных пузырей»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

создание положительного эмоционального климата в группе;

снятие эмоционального напряжения.

Материал: мыльные пузыри.

Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:

— Осторожно, пузыри!

— Ой, какие!

— Посмотри!

— Раздуваются!

— Блестят!

— Отрываются!

— Летят!

— Вот — со сливу!

— Вот — с орех!

— Вот не лопнул дольше всех!

Дети ловят мыльные пузыри.

«Поезд»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

создание положительного эмоционального климата в группе;

снятие эмоционального напряжения;

взаимодействие детей;

отработка основных движений – бег, ходьба.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а

вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду

впереди стоящего.

«Поехали»,

-

говорит

взрослый,

и

все

начинают

двигаться,

приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении,

затем

в

другом,

потом

замедляет

ход,

останавливается

и

говорит:

«Остановка».

Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

«Огуречик-огуречик»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

создание положительного эмоционального климата в группе;

снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: на одном конце площадки – воспитатель, на другом – дети.

Они приближаются к ведущему прыжками на двух ногах. Воспитатель

говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Игра повторяется несколько раз.

«Жил-был у бабушки козлик»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

создание положительного эмоционального климата в группе;

снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: дети стоят возле воспитателя. Воспитатель рассказывает:

Жил-был у бабушки козлик. У него были ножки — вот такие (дети

выставляют поочередно ноги),

а копытца вот здесь (приседают и дотрагиваются до пяток),

рожки вот здесь (прикладывают кисти рук к голове),

хвостик за спиной вот такой (показывают рукой, оглядываясь назад).

Был козлик ма-а-а-ленький (дети приседают),

потом он вырос и стал большим, вот таким (встают и поднимаются на

носки).

Рожки у козлика были маленькие, а потом выросли большие!

Хвостик

был

маленький,

а

вырос

большой,

длинный (показывают

руками). Захотелось козлику погулять, пошел он по полям, по долам, по

высоким горам (дети расходятся по всей площадке).

Зовет бабушка козлика домой, а он говорит: не хочу! Иди, козлик, домой, а

то волк съест!

(Воспитатель изображает волка и предлагает детям убегать от него).

По желанию детей игра повторяется.

«Иди ко мне»

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов, и манит его к

себе, ласково, приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок

подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой хороший Коля пришел!»

«Покружимся»

Ход игры. Воспитатель берет мишку (игрушку), крепко прижимает его к

себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также

покружиться, прижимая его к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его

содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

«Хоровод с куклой»

(проводится с двумя-тремя детьми)

Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми,

гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать

куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в

кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми

двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.

Собирание «сокровищ»

Ход

игры. На

прогулке

воспитатель

собирает

вместе

с

ребенком

«сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает

их

в

корзину.

Выясняет,

какие

«сокровища»

вызывают

у

малыша

наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем

называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

«Кто в кулачке?»

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем

плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались

внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его

повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Воспитатель читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок?

(сжать пальцы в кулак)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай!

(выставить вперед большой палец).

«Прячем мишку»

Ход

игры. Воспитатель

прячет

знакомую

ребенку

большую

игрушку

(например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где

мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку,

взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой

прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» когда ребенок найдет

его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый

предлагает спрятаться ребенку.

«Солнышко и дождик»

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных

на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в

«окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «на небе

солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу:

«Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за

стульями. Игра повторяется.

«Игра с кистями рук»

Ход

игры:

(Выполняя

движения,

воспитатель

просит

ребенка

повторять

их.)

Взрослый отпускает пальцы вниз и шевелит ими - это «струи дождя».

Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам,

изображая бинокль. Рисует пальцами - «кисточкой» кружки на щеках

ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на

подбородке.

Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия,

воспитатель создает определенную последовательность звуков, например:

стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-стук-хлоп и т.п.

«Покатаемся на лошадке»

Материал. Лошадка-качалка

(если лошадки нет, то можно посадить ребенка на

колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит:

«Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребенок тихо

повторяет: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко

скажи ей: «Нно-нно, беги лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка) Малыш

повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый

добивается,

чтобы

ребенок

произносил

звук

[н]

протяжно,

а

все

звукосочетание - громко и четко.

«Игра с куклой»

Материал. Кукла.

Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку),

попросите показать, где у куклы голова, ноги, живот и т.д. Предложите

причесать ее, умыть, накормить и т.д.

«Собираем игрушки»

Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в

которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с

ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите

самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки,

напевайте что-нибудь вроде:

«Мы игрушки собираем,

Мы игрушки собираем!

Тра-ля-ля, тра-ля-ля, тра-ля-ля

Их на место убираем».

«Передай колокольчик»

Материал. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с

колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я

позову, будет звонить в колокольчик». Девочка становится на место

взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его

по имени (или показывая рукой).

«Мяч в кругу»

Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг

другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он

катился в нужном направлении.

«Мы топаем ногами»

Ход игры. Играющие дети становятся в круг на таком расстоянии друг от

друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с

детьми произносит текст так медленно, с расстановкой, давая возможность

сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.

Игра повторяется.



В раздел образования