Автор: Шешко Евгения Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ "Красноярская школа-интернат"
Населённый пункт: п.Красный Яр Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Тема: Мнемотехника как способ развития связной речи
у учащихся с интеллектуальными нарушениями.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите
двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
К. Д. Ушинский
В современном мире развитие связной речи у детей
является одной из ключевых задач педагогики и
психологии. Особенно важно это для детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как у
них могут быть проблемы с формированием и выражением
своих мыслей. Одним из эффективных методов развития
связной речи у таких детей является мнемотехника.
У детей с умственной отсталостью существуют следующие
проблемы:
• скудный словарный запас
• неумение согласовывать слова в предложении
• нарушение звукопроизношения
• у большинства детей нарушено внимание
• несовершенно логическое мышление
Необходимо научить детей связно, последовательно,
грамматически правильно излагать свои мысли,
рассказывать о различных событиях из окружающей жизни,
автоматизировать и дифференцировать поставленные
звуки. Наряду с общепринятыми приёмами и принципами
вполне обосновано использование оригинальных,
творческих инновационных методик, технологий,
эффективность которых очевидна. Одной из таких методик
является - мнемотехника, это эффективное коррекционное
средство при обучении связной речи школьников.
Мнемотехника
–
это
система
методов
и
приемов,
обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и
воспроизведение информации.
Суть данного приема заключается в следующем: на каждое
слово
или
маленькое
словосочетание
придумывается
картинка
(изображение);
таким
образом,
весь
текст
зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки
ребенок
легко
воспроизводит
текст,
стихотворение,
скороговорку, загадку.
?? Целенаправленная работа, проводимая педагогом по
развитию
речи
способствует
развитию
мыслительной
деятельности, усвоению школьной программы, улучшению
межличностного общения, социальной адаптации детей с
ОВЗ.
Кроме
того,
необходимо
учитывать
то,
что
необходимо сделать процесс обучения интересным и
занимательным.
Для становления речи детей с ОВЗ, необходимо учитывать
факторы, облегчающие этот процесс:
- наглядность, т.к. рассматривание картинок помогает детям
называть
предметы,
их
характерные
признаки,
производимые с ними действия;
- план высказывания (последовательность размещения в
схеме всех элементов высказывания).
Использование
элементов
мнемотехники
позволяет
успешно решать следующие задачи:
- формирование представлений об окружающем мире (о
себе, об окружающих людях, природе);
- умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- умение работать по образцу;
- у детей появляется желание пересказывать тексты,
придумывать различные истории;
-
появляется
интерес
к
разучиванию
стихотворений,
отгадыванию и загадыванию загадок;
- расширяется словарный запас.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех
этапов:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней
изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е.
преобразование из символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ
сказки или рассказ по заданной теме. Сначала с помощью
учителя, затем самостоятельно.
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с
определенной информацией.
Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков,
расположенных линейно
Мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная
информация.
Обучение начинается с использования мнемоквадратов.
Затем задания усложняются и детям предлагаются
мнемодорожки по выбранным темам. По нескольким
рисункам дети составляют небольшой описательный
рассказ в виде 2-3 простых предложений (словосочетаний).
Когда дети успешно справились с мнемодорожками, им
предлагаются мнемотаблицы, при помощи которых ребенок
рассказывает о каком либо времени года, рассказывает
сказку, заучивают стихотворения
?????? В таблице представлена последовательно
проводимая работа с мнемоквадратами, мнемодорожками,
мнемотаблицами на примере следующих тем: «Времена
года», «Уход за лицом», «Моя семья», «Сказки».
В обучающий процесс последовательно вводятся
мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы по
принципу от простого к сложному (сл )
Начинается работа с простейших мнемоквадратов (сл )
Для начальных классов необходимо давать цветные
мнемоквадраты, так как в памяти у детей быстрее остаются
отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее,
огурец – зелёный. Дети постепенно понимают, что значит
«зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам
(сл ) Мнемодорожка также несёт обучающую информацию,
но в небольшом количестве, что очень важно на первых
порах обучения ребёнка.
Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний
слов, запоминанию и воспроизведению предложений по
условным символам. И позже к мнемотаблицам (сл )
Мнемотаблица — это таблица, разделенная на
определенное количество квадратов, каждый из которых
содержит изображение (схематичное - букв, цифр,
предметов).
Важно учесть, чтобы изображения были понятны учащимся.
Например, для составления мнемотаблиц по сказкам
(«Репка», «Курочка Ряба», «Колобок») я использовала не
графические изображения героев сказок, а
иллюстрированные картинки, т.к. для младшего школьного
возраста графическое изображение животных оказалось
сложным для перекодирования в образы. Однако
использование изображения образов главных героев в
мнемотаблице для узнавания сказки и перессказывания ее
содержания очень увлекло детей.
Для развития
связной речи используется пособие
Н.Теремковой. (сл)
При составлении мнемосхем учитывались тематические
блоки, на которых строится коррекционно-образовательная
работа по развитию речи: «Осень», «Мои игрушки», «Моя
семья», «Домашние животные», «Дикие
животных»,
«Домашние птицы», « Мебель», «Одежда», «Обувь»,
«Прилет птиц» и тд.
Наши воспитанники, чаще всего, не любят учить стихи,
пересказывать тексты, не владеют приемами и методами
запоминания, допускают множество ошибок в письменных
работах, испытывают затруднения при работе с текстом.
Заучивание стихов вызывает у них большие трудности,
быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Учитывая то,
что для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и
потеря интереса к занятию, использование мнемотехники
облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения
предложенного
материала,
одновременно
превращая
процесс обучения в интересную игру.
?????Работу с детьми начинаем со знакомства с готовыми
мнемотаблицами,
которые
широко
представлены
в
интернете. Таблицы подбираем яркие на знакомые детям
стихотворения.
Рассматриваем
таблицу,
производим
перекодировку,
соотносим
рисунки
с
текстом
стихотворения или рассказа. Обсуждаем с детьми, почему
именно такой рисунок соответствует этому слову
.
(сл)
Скороговорка
-
уникальный
жанр
устного
народного
творчества. Короткие рифмованные фразы, построенные на
сочетании
звуков,
трудных
для
произношения
–
замечательный
инструмент
для
развития
чёткой
и
грамотной
речи.
Скороговорки
помогают
тренировать
артикуляционный аппарат, способствует выработке четкой
дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный
запас.
Как учить скороговорки используя мнемотаблицы.
Схема работы с чистоговорками и скороговорками
выглядит следующим образом:
· Прослушивание текста четко проговариваемого
педагогом.
· Заучивание скороговорки. На этом этапе и создается
мнемотаблица.
· Повторение фразы в беззвучном режиме, с четкой
артикуляцией.
· Далее скороговорку нужно произнести шепотом.
Медленно и четко.
· Проговаривание текста ребенком в очень медленном
темпе, не повышая голос и не модулируя.
· На этапе ускорения темпа снова вступает в силу
требование говорить шепотом.
· Когда скороговорка звучит ровно и уверенно, нужно
проговаривать ее в полный голос, используя различные
виды интонации.
Глядя на мнемотаблицу, ребенок заучивает текст намного
быстрее и эффективнее.
Работать с такими таблицами очень удобно, дети с
удовольствием запоминают текст. Этап автоматизации
звуков происходит намного интереснее и результативность
коррекционной работы возрастает.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия с
использование видео «Живая мнемотаблица» (видео)
ВЫВОД
Таким образом, с помощью мнемотехники удается
достичь таких результатов:
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать
интересные истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов, потешек,
скороговорок;
• словарный запас выходит на более высокий уровень.
Я считаю, что мнемотехника помогает упростить для детей
процесс
непосредственно-образовательной
деятельности.
Дети обучаются в интересной игровой форме.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Стихотворение «Игрушки»
Зайку бросила
хозяйка
Под дождём остался
зайка
Со скамейки слезть не
смог
Весь до ниточки
Промок!