Напоминание

Развитие графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ


Автор: Шешко Евгения Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ "Красноярская школа-интернат"
Населённый пункт: п.Красный Яр Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Мнемотехника как способ развития связной речи

у учащихся с интеллектуальными нарушениями.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти

словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

К. Д. Ушинский

В современном мире развитие связной речи у детей

является одной из ключевых задач педагогики и

психологии. Особенно важно это для детей с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как у

них могут быть проблемы с формированием и выражением

своих мыслей. Одним из эффективных методов развития

связной речи у таких детей является мнемотехника.

У детей с умственной отсталостью существуют следующие

проблемы:

• скудный словарный запас

• неумение согласовывать слова в предложении

• нарушение звукопроизношения

• у большинства детей нарушено внимание

• несовершенно логическое мышление

Необходимо научить детей связно, последовательно,

грамматически правильно излагать свои мысли,

рассказывать о различных событиях из окружающей жизни,

автоматизировать и дифференцировать поставленные

звуки. Наряду с общепринятыми приёмами и принципами

вполне обосновано использование оригинальных,

творческих инновационных методик, технологий,

эффективность которых очевидна. Одной из таких методик

является - мнемотехника, это эффективное коррекционное

средство при обучении связной речи школьников.

Мнемотехника

это

система

методов

и

приемов,

обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и

воспроизведение информации.

Суть данного приема заключается в следующем: на каждое

слово

или

маленькое

словосочетание

придумывается

картинка

(изображение);

таким

образом,

весь

текст

зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки

ребенок

легко

воспроизводит

текст,

стихотворение,

скороговорку, загадку.

?? Целенаправленная работа, проводимая педагогом по

развитию

речи

способствует

развитию

мыслительной

деятельности, усвоению школьной программы, улучшению

межличностного общения, социальной адаптации детей с

ОВЗ.

Кроме

того,

необходимо

учитывать

то,

что

необходимо сделать процесс обучения интересным и

занимательным.

Для становления речи детей с ОВЗ, необходимо учитывать

факторы, облегчающие этот процесс:

- наглядность, т.к. рассматривание картинок помогает детям

называть

предметы,

их

характерные

признаки,

производимые с ними действия;

- план высказывания (последовательность размещения в

схеме всех элементов высказывания).

Использование

элементов

мнемотехники

позволяет

успешно решать следующие задачи:

- формирование представлений об окружающем мире (о

себе, об окружающих людях, природе);

- умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- умение работать по образцу;

- у детей появляется желание пересказывать тексты,

придумывать различные истории;

-

появляется

интерес

к

разучиванию

стихотворений,

отгадыванию и загадыванию загадок;

- расширяется словарный запас.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех

этапов:

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней

изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е.

преобразование из символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ

сказки или рассказ по заданной теме. Сначала с помощью

учителя, затем самостоятельно.

Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с

определенной информацией.

Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков,

расположенных линейно

Мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная

информация.

Обучение начинается с использования мнемоквадратов.

Затем задания усложняются и детям предлагаются

мнемодорожки по выбранным темам. По нескольким

рисункам дети составляют небольшой описательный

рассказ в виде 2-3 простых предложений (словосочетаний).

Когда дети успешно справились с мнемодорожками, им

предлагаются мнемотаблицы, при помощи которых ребенок

рассказывает о каком либо времени года, рассказывает

сказку, заучивают стихотворения

?????? В таблице представлена последовательно

проводимая работа с мнемоквадратами, мнемодорожками,

мнемотаблицами на примере следующих тем: «Времена

года», «Уход за лицом», «Моя семья», «Сказки».

В обучающий процесс последовательно вводятся

мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы по

принципу от простого к сложному (сл )

Начинается работа с простейших мнемоквадратов (сл )

Для начальных классов необходимо давать цветные

мнемоквадраты, так как в памяти у детей быстрее остаются

отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее,

огурец – зелёный. Дети постепенно понимают, что значит

«зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам

(сл ) Мнемодорожка также несёт обучающую информацию,

но в небольшом количестве, что очень важно на первых

порах обучения ребёнка.

Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний

слов, запоминанию и воспроизведению предложений по

условным символам. И позже к мнемотаблицам (сл )

Мнемотаблица — это таблица, разделенная на

определенное количество квадратов, каждый из которых

содержит изображение (схематичное - букв, цифр,

предметов).

Важно учесть, чтобы изображения были понятны учащимся.

Например, для составления мнемотаблиц по сказкам

(«Репка», «Курочка Ряба», «Колобок») я использовала не

графические изображения героев сказок, а

иллюстрированные картинки, т.к. для младшего школьного

возраста графическое изображение животных оказалось

сложным для перекодирования в образы. Однако

использование изображения образов главных героев в

мнемотаблице для узнавания сказки и перессказывания ее

содержания очень увлекло детей.

Для развития

связной речи используется пособие

Н.Теремковой. (сл)

При составлении мнемосхем учитывались тематические

блоки, на которых строится коррекционно-образовательная

работа по развитию речи: «Осень», «Мои игрушки», «Моя

семья», «Домашние животные», «Дикие

животных»,

«Домашние птицы», « Мебель», «Одежда», «Обувь»,

«Прилет птиц» и тд.

Наши воспитанники, чаще всего, не любят учить стихи,

пересказывать тексты, не владеют приемами и методами

запоминания, допускают множество ошибок в письменных

работах, испытывают затруднения при работе с текстом.

Заучивание стихов вызывает у них большие трудности,

быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Учитывая то,

что для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и

потеря интереса к занятию, использование мнемотехники

облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения

предложенного

материала,

одновременно

превращая

процесс обучения в интересную игру.

?????Работу с детьми начинаем со знакомства с готовыми

мнемотаблицами,

которые

широко

представлены

в

интернете. Таблицы подбираем яркие на знакомые детям

стихотворения.

Рассматриваем

таблицу,

производим

перекодировку,

соотносим

рисунки

с

текстом

стихотворения или рассказа. Обсуждаем с детьми, почему

именно такой рисунок соответствует этому слову

.

(сл)

Скороговорка

-

уникальный

жанр

устного

народного

творчества. Короткие рифмованные фразы, построенные на

сочетании

звуков,

трудных

для

произношения

замечательный

инструмент

для

развития

чёткой

и

грамотной

речи.

Скороговорки

помогают

тренировать

артикуляционный аппарат, способствует выработке четкой

дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный

запас.

Как учить скороговорки используя мнемотаблицы.

Схема работы с чистоговорками и скороговорками

выглядит следующим образом:

· Прослушивание текста четко проговариваемого

педагогом.

· Заучивание скороговорки. На этом этапе и создается

мнемотаблица.

· Повторение фразы в беззвучном режиме, с четкой

артикуляцией.

· Далее скороговорку нужно произнести шепотом.

Медленно и четко.

· Проговаривание текста ребенком в очень медленном

темпе, не повышая голос и не модулируя.

· На этапе ускорения темпа снова вступает в силу

требование говорить шепотом.

· Когда скороговорка звучит ровно и уверенно, нужно

проговаривать ее в полный голос, используя различные

виды интонации.

Глядя на мнемотаблицу, ребенок заучивает текст намного

быстрее и эффективнее.

Работать с такими таблицами очень удобно, дети с

удовольствием запоминают текст. Этап автоматизации

звуков происходит намного интереснее и результативность

коррекционной работы возрастает.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия с

использование видео «Живая мнемотаблица» (видео)

ВЫВОД

Таким образом, с помощью мнемотехники удается

достичь таких результатов:

• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать

интересные истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов, потешек,

скороговорок;

• словарный запас выходит на более высокий уровень.

Я считаю, что мнемотехника помогает упростить для детей

процесс

непосредственно-образовательной

деятельности.

Дети обучаются в интересной игровой форме.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Стихотворение «Игрушки»

Зайку бросила

хозяйка

Под дождём остался

зайка

Со скамейки слезть не

смог

Весь до ниточки

Промок!



В раздел образования