Напоминание

Практика формирования благоприятной эмоционально-развивающей среды: Я — сообщения и правила комфортной социализации


Автор: Скрижалина Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР №34"
Населённый пункт: г. Струнино Владимирской области
Наименование материала: статья
Тема: Практика формирования благоприятной эмоционально-развивающей среды: Я — сообщения и правила комфортной социализации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практика формирования благоприятной эмоционально-развивающей

среды: Я — сообщения и правила комфортной социализации

Формирование благоприятной эмоционально-развивающей среды начинается с

реализации

эмоционально-поддерживающего

компонента,

как

залога

построения

гармоничных отношений между всеми участниками воспитательно-образовательной

деятельности. Одним из направлений такой работы было включение родителей в поиск

вербальных средств «правильного реагирования» на детские слёзы, мелкие житейские

стрессы, капризы и непослушание. Познакомив родителей на собрании с теорией Я-

сообщений, мы предложили им понаблюдать за наиболее частыми реакциями и словами,

которые они используют в таких ситуациях. Следующая встреча показала преобладание

отрицания детских эмоций, запрет на них: «Не плачь, это ерунда!», «Мальчики не должны

плакать», «Прекрати истерику!», «Ну, сколько можно рыдать! Забудь уже об этом!». Даже

в семьях, тяготеющих к гуманистическому подходу в воспитании, часто можно было

заметить склонность к манипулированию детскими чувствами и поиску быстрых

решений: «Ты должна успокоиться, или я больше никогда не куплю тебе мороженое», «Не

переживай, поиграй с другим мальчиком!» и т. п. Вместе с родителями мы продолжили

анализировать подобные реакции, их эффективность, и пришли к выводу, что, хотя

осознанное

использование

я-сообщений

показывает

большую

результативность

в

решении стрессовых ситуаций, однако требуют тщательной формулировки, что часто

вызывает затруднения. В ходе обсуждения мы разработали памятку «Что сказать

вместо…»:

Часто мы говорим… - Хватит плакать!

Лучше сказать… - Я с тобой.

- Я слышу тебя.

- Я готов (готова) тебя выслушать, когда ты захочешь поговорить об этом.

- Я помогу тебе справиться с этим.

- Как думаешь, мы можем с этим что-то сделать?

Часто мы говорим… - Прекрати кричать!

Лучше сказать… - Шум мешает мне сосредоточиться.

- Когда кто-то кричит, трудно понять, чего он хочет на самом деле.

- Я буду готов (готова) поговорить об этом, когда твой голос снова станет

нормальным.

Часто мы говорим… - Не бегай!

Лучше сказать…- Ты сможешь бегать, когда мы придём на площадку (в безопасное

место, а сейчас мы будем (описать последовательность событий).

Часто мы говорим… - Сколько можно ныть!

Лучше сказать… - Мы сможем обсудить это, когда твоё поведение изменится.

Часто мы говорим… - Сколько раз можно повторять!

Лучше сказать… - Я хочу, чтобы ты меня услышал.

Часто мы говорим… - Я же говорил (говорила!

Лучше сказать… - Давай вместе подумаем, что можно сделать, чтобы это больше

не повторялось?

Часто мы говорим… - Пока ты не съешь первое (не уберёшь игрушки

и т. п., сладкое не получишь!

Лучше сказать… - Когда (но не «если»!) ты съешь первое, тебя ждёт вкусный

десерт.

Часто мы говорим… - Не мешай!

Лучше сказать… - Когда освобожусь, я с радостью проведу с тобой время!

Родители отметили, что систематическое использование подобных выражений

позволило значительно сократить количество и длительность негативных поведенческих

реакций у детей. Одновременно с этим уверенность взрослых в своих педагогических

силах укрепилась, они стали лучше понимать мотивы собственных реакций.

Еще одним направлением по реализации эмоционально-поддерживающего компонента

благоприятной

среды

стали

«Дни

ласковых

слов»,

которые

помогли

снизить

формализованность общения между педагогом и детьми. Показывая способы передачи

своих эмоций через уменьшительные формы имени или ласковые прозвища, принятые

дома, дети включались в процесс формирования чувства близости, привязанности внутри

коллектива. Одновременно проводилась работа по профилактике конфликтов: знакомя

детей с рассказом Б. Шергина «Рифмы», мы говорили о важности слова как главного

инструмента хорошего настроения. Грубые слова, дразнилки, «злые» рифмы разрушают

добрые отношения, провоцируют ответную грубость и злость. Дети приняли живое

участие в формулировании «Правил доброты». Суммируя эти правила, мы получили

список из пяти пунктов:

- обращаться друг к другу по имени;

- говорить красиво, добрыми словами;

- учиться договариваться, а не драться;

- спрашивать разрешения, если хочется взять чужую вещь;

- делиться игрушками, которые приносишь из дома.

Обобщив их, мы с ребятами пришли к простой формуле: «Поступай с другими так, как

хочешь, чтобы поступали с тобой». Очень важно, что в ходе обсуждения, дети сами

сформулировали условия комфортного общения, «присвоив», таким образом, итоги этой

работы как результат личного открытия.



В раздел образования