Автор: Скрижалина Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР №34"
Населённый пункт: г. Струнино Владимирской области
Наименование материала: статья
Тема: Практика формирования благоприятной эмоционально-развивающей среды: Я — сообщения и правила комфортной социализации
Раздел: дошкольное образование
Практика формирования благоприятной эмоционально-развивающей
среды: Я — сообщения и правила комфортной социализации
Формирование благоприятной эмоционально-развивающей среды начинается с
реализации
эмоционально-поддерживающего
компонента,
как
залога
построения
гармоничных отношений между всеми участниками воспитательно-образовательной
деятельности. Одним из направлений такой работы было включение родителей в поиск
вербальных средств «правильного реагирования» на детские слёзы, мелкие житейские
стрессы, капризы и непослушание. Познакомив родителей на собрании с теорией Я-
сообщений, мы предложили им понаблюдать за наиболее частыми реакциями и словами,
которые они используют в таких ситуациях. Следующая встреча показала преобладание
отрицания детских эмоций, запрет на них: «Не плачь, это ерунда!», «Мальчики не должны
плакать», «Прекрати истерику!», «Ну, сколько можно рыдать! Забудь уже об этом!». Даже
в семьях, тяготеющих к гуманистическому подходу в воспитании, часто можно было
заметить склонность к манипулированию детскими чувствами и поиску быстрых
решений: «Ты должна успокоиться, или я больше никогда не куплю тебе мороженое», «Не
переживай, поиграй с другим мальчиком!» и т. п. Вместе с родителями мы продолжили
анализировать подобные реакции, их эффективность, и пришли к выводу, что, хотя
осознанное
использование
я-сообщений
показывает
большую
результативность
в
решении стрессовых ситуаций, однако требуют тщательной формулировки, что часто
вызывает затруднения. В ходе обсуждения мы разработали памятку «Что сказать
вместо…»:
Часто мы говорим… - Хватит плакать!
Лучше сказать… - Я с тобой.
- Я слышу тебя.
- Я готов (готова) тебя выслушать, когда ты захочешь поговорить об этом.
- Я помогу тебе справиться с этим.
- Как думаешь, мы можем с этим что-то сделать?
Часто мы говорим… - Прекрати кричать!
Лучше сказать… - Шум мешает мне сосредоточиться.
- Когда кто-то кричит, трудно понять, чего он хочет на самом деле.
- Я буду готов (готова) поговорить об этом, когда твой голос снова станет
нормальным.
Часто мы говорим… - Не бегай!
Лучше сказать…- Ты сможешь бегать, когда мы придём на площадку (в безопасное
место, а сейчас мы будем (описать последовательность событий).
Часто мы говорим… - Сколько можно ныть!
Лучше сказать… - Мы сможем обсудить это, когда твоё поведение изменится.
Часто мы говорим… - Сколько раз можно повторять!
Лучше сказать… - Я хочу, чтобы ты меня услышал.
Часто мы говорим… - Я же говорил (говорила!
Лучше сказать… - Давай вместе подумаем, что можно сделать, чтобы это больше
не повторялось?
Часто мы говорим… - Пока ты не съешь первое (не уберёшь игрушки
и т. п., сладкое не получишь!
Лучше сказать… - Когда (но не «если»!) ты съешь первое, тебя ждёт вкусный
десерт.
Часто мы говорим… - Не мешай!
Лучше сказать… - Когда освобожусь, я с радостью проведу с тобой время!
Родители отметили, что систематическое использование подобных выражений
позволило значительно сократить количество и длительность негативных поведенческих
реакций у детей. Одновременно с этим уверенность взрослых в своих педагогических
силах укрепилась, они стали лучше понимать мотивы собственных реакций.
Еще одним направлением по реализации эмоционально-поддерживающего компонента
благоприятной
среды
стали
«Дни
ласковых
слов»,
которые
помогли
снизить
формализованность общения между педагогом и детьми. Показывая способы передачи
своих эмоций через уменьшительные формы имени или ласковые прозвища, принятые
дома, дети включались в процесс формирования чувства близости, привязанности внутри
коллектива. Одновременно проводилась работа по профилактике конфликтов: знакомя
детей с рассказом Б. Шергина «Рифмы», мы говорили о важности слова как главного
инструмента хорошего настроения. Грубые слова, дразнилки, «злые» рифмы разрушают
добрые отношения, провоцируют ответную грубость и злость. Дети приняли живое
участие в формулировании «Правил доброты». Суммируя эти правила, мы получили
список из пяти пунктов:
- обращаться друг к другу по имени;
- говорить красиво, добрыми словами;
- учиться договариваться, а не драться;
- спрашивать разрешения, если хочется взять чужую вещь;
- делиться игрушками, которые приносишь из дома.
Обобщив их, мы с ребятами пришли к простой формуле: «Поступай с другими так, как
хочешь, чтобы поступали с тобой». Очень важно, что в ходе обсуждения, дети сами
сформулировали условия комфортного общения, «присвоив», таким образом, итоги этой
работы как результат личного открытия.