Напоминание

РОЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДОУ) В ФОРМИРОВАНИИ ЗОЖ


Автор: Денисова Виктория Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЕГОРЬЕВСК
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДОУ) В ФОРМИРОВАНИИ ЗОЖ
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДОУ)

В ФОРМИРОВАНИИ ЗОЖ

ДОУ

является

ключевым

институтом,

где

происходит

целенаправленное формирование основ ЗОЖ у детей. Педагогический

коллектив,

в

сотрудничестве

с

медицинскими

работниками

и

родителями,

создает

единое

воспитательное

пространство,

благоприятное для укрепления здоровья.

Основные направления деятельности ДОУ:

Создание

здоровьесберегающей

среды:

Обеспечение

надлежащих

санитарно-гигиенических

условий,

организация

сбалансированного

питания,

проведение

оздоровительных

мероприятий.

Реализация

образовательной

программы,

направленной

на

формирование

ЗОЖ:

Включение

в

образовательный

процесс

тематических занятий, бесед, игр, направленных на усвоение знаний о

здоровье.

Развитие

двигательной активности: Обеспечение достаточной

двигательной активности детей в течение дня, проведение утренней

гимнастики,

физкультминуток,

подвижных

игр,

спортивных

мероприятий.

Профилактика

заболеваний:

Проведение

профилактических

мероприятий,

направленных

на

предупреждение

простудных

заболеваний, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима.

Взаимодействие

с

семьей:

Просветительская

работа

с

родителями, привлечение их к участию в мероприятиях по укреплению

здоровья

детей,

формирование

единых

подходов

к

воспитанию

здорового ребенка.

Методические подходы и формы работы по формированию ЗОЖ

Формирование ЗОЖ у дошкольников требует комплексного,

системного

подхода,

включающего

разнообразные

формы

и

методы работы.

1. Образовательная деятельность:

Тематические

занятия:

Проведение

занятий,

посвященных

различным аспектам ЗОЖ. Например:

«Витамины

на

нашей

тарелке»:

Знакомство

с

полезными

продуктами, значением витаминов для здоровья.

«Чистота

залог

здоровья»:

Формирование

навыков

личной

гигиены (мытье рук, чистка зубов).

«Движение

это

жизнь»:

Понятие

о

важности

физической

активности, знакомство с различными видами спорта.

«Зачем нужно закаляться»:

Обсуждение пользы

закаливания,

формирование представлений о безопасных способах закаливания.

«Я

и

мои

чувства»:

Развитие

эмоционального

интеллекта,

обучение распознаванию и выражению эмоций.

«Правила

безопасности»:

Формирование

представлений

об

опасностях в быту, на улице, в природе.

Беседы: Ведение непринужденных бесед на темы здоровья, где

дети

могут

задавать

вопросы,

делиться

своими

мыслями

и

впечатлениями.

Дидактические игры: Игры, направленные на закрепление знаний

о здоровье. Например, «Полезно – вредно», «Что нужно спортсмену»,

«Собери обед».

Чтение

художественной

литературы:

Использование

сказок,

стихов, рассказов, которые в доступной форме раскрывают важность

заботы

о

здоровье.

Например,

сказки

К.

Чуковского

«Мойдодыр»,

«Доктор Айболит».

2. Двигательная активность:

Утренняя

гимнастика:

Ежедневное

выполнение

комплекса

физических упражнений, направленных на пробуждение организма и

подготовку его к активной деятельности.

Физкультминутки:

Короткие

двигательные

паузы

во

время

занятий,

направленные

на

снятие

мышечного

напряжения

и

переключение внимания.

Подвижные игры: Организация разнообразных подвижных игр на

свежем

воздухе

и

в

помещении,

способствующих

развитию

координации, ловкости, силы.

Спортивные мероприятия: Проведение спортивных праздников,

соревнований, эстафет, где дети могут проявить свои двигательные

навыки и получить положительные эмоции.

Игры-эстафеты: Задания, требующие от детей командной работы,

развития скорости и ловкости.

Самостоятельная двигательная активность: Создание условий

для свободной двигательной активности детей в спортивном уголке или

на улице.

3. Организация здорового питания:

Разнообразное и сбалансированное меню: Обеспечение детей

полноценным питанием, богатым витаминами и минералами.

Формирование представлений о пользе продуктов: Знакомство

детей с «полезными» и «вредными» продуктами, объяснение, почему

некоторые продукты способствуют укреплению здоровья, а другие –

нет.

Культура питания: Воспитание навыков правильного поведения за

столом, умения пользоваться столовыми приборами, аккуратности во

время еды.

Чтение и обсуждение сказок и рассказов о еде: Например, «Каша

– матушка наша», «Чудо-овощи».

4. Закаливание:

Воздушные

ванны:

Регулярное

проветривание

помещений,

проведение воздушных ванн в теплое время года.

Водные процедуры: Умывание прохладной водой, полоскание

горла, обливание ног (по показаниям и с согласия родителей).

Солнечные ванны: Дозированное пребывание на солнце во время

прогулок (с учетом погодных условий и рекомендаций врачей).

Хождение босиком: По возможность, на специальных массажных

ковриках или по траве во время прогулок.

Гигиенические

процедуры:

Мытье

рук

перед

едой

и

после

посещения туалета, перед сном и после него.

5. Работа с родителями:

Консультации

и

беседы:

Проведение

индивидуальных

и

групповых

консультаций

по

вопросам

ЗОЖ,

профилактики

заболеваний, организации режима дня и питания.

Родительские

собрания:

Обсуждение

актуальных

вопросов,

связанных со здоровьем детей, обмен опытом.

Информационные стенды: Размещение наглядной информации

для родителей по вопросам ЗОЖ.

Совместные мероприятия: Организация спортивных праздников,

семейных эстафет, дней здоровья, в которых принимают участие дети

и родители.

Рекомендации:

Предоставление

родителям

рекомендаций

по

организации

двигательной

активности,

питания,

закаливания

в

домашних условиях.

6. Профилактика травматизма и обеспечение безопасности:

Обучение

правилам

безопасного

поведения:

Беседы,

игры,

инсценировки по правилам дорожного движения, правилам поведения

в

быту

(обращение

с

электроприборами,

острыми

предметами),

правилам поведения на воде и в лесу.

Создание безопасной среды: Обеспечение безопасности игрового

оборудования, мебели, игрушек.

Контроль

за

соблюдением

правил:

Постоянный

контроль

за

соблюдением детьми правил безопасности как в помещении, так и на

улице.

Формирование культуры здоровья через игру

Игра

является

ведущим

видом

деятельности

дошкольника, и

именно

через

игру

можно

наиболее

эффективно

формировать

представления о ЗОЖ.

Сюжетно-ролевые игры:

«Больница»: Дети учатся оказывать помощь, проявлять заботу,

понимать важность медицинского ухода.

«Семья»: Формируются представления о правильном питании,

режиме дня, гигиене.

«Магазин продуктов»: Изучение полезных и вредных продуктов.

«Парикмахерская», «Спасатели»: Формирование представлений

о гигиене, безопасности.

Дидактические игры:

«Полезно – вредно»: Закрепление знаний о здоровых и вредных

привычках.

«Витамины»: Изучение фруктов и овощей.

«Что нужно для здоровья?» (картинки с предметами).

Подвижные

игры:

Разнообразные

игры,

способствующие

развитию физических качеств.

Театрализация:

Разыгрывание

сказок

и

сюжетов,

пропагандирующих ЗОЖ.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ

Здоровьесберегающая

среда

это

комплекс

условий,

направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников

образовательного процесса.

Санитарно-гигиенические условия: Соблюдение санитарных норм

и правил, регулярное проветривание, уборка помещений, оптимальная

влажность и температура воздуха.

Организация

двигательной

активности:

Наличие

спортивного

оборудования,

места

для

подвижных

игр,

организация

физкультминуток и спортивных мероприятий.

Рациональное

питание:

Соблюдение

принципов

здорового

питания,

обеспечение

детей

разнообразными

и

полезными

продуктами.

Психологический

комфорт:

Создание

доброжелательной

атмосферы, поддержка положительных эмоциональных отношений,

профилактика стресса.

Безопасность:

Обеспечение

безопасности

всех

помещений

и

территории ДОУ.

Роль медицинского работника ДОУ

Медицинский работник (врач или медицинская сестра) играет

ключевую роль в системе формирования ЗОЖ. Его функции включают:

Мониторинг состояния здоровья детей: Регулярные медицинские

осмотры, контроль за физическим развитием.

Профилактика

заболеваний:

Проведение

вакцинации,

противоэпидемиологических мероприятий.

Консультативная

помощь:

Консультирование

педагогов

и

родителей по вопросам здоровья детей, питания, закаливания.

Проведение

оздоровительных

мероприятий:

Организация

и

проведение сеансов массажа, физиотерапевтических процедур (по

показаниям).

Участие в разработке

образовательной программы: Внесение

предложений

по

включению

вопросов

ЗОЖ

в

образовательный

процесс.

Результативность работы по формированию ЗОЖ

Результативность

работы

по

формированию

ЗОЖ

у

дошкольников проявляется в:

Снижении

заболеваемости:

Уменьшение

числа

простудных

заболеваний, острых респираторных инфекций.

Повышении уровня физической подготовленности: Улучшение

показателей физического развития, двигательной активности.

Формировании

устойчивых

навыков

ЗОЖ:

Формирование

привычек правильного питания, личной гигиены, соблюдения режима

дня.

Повышении уровня знаний о здоровье: Усвоение детьми базовых

представлений о здоровом образе жизни.

Положительной

динамике

в

эмоциональном

и

социальном

развитии: Формирование позитивного настроения, умения общаться,

разрешать конфликты.

Активном

участии

родителей:

Повышение

осведомленности

родителей о вопросах ЗОЖ, их вовлеченность в совместную работу.

Заключение

Формирование здорового образа жизни у дошкольников – это

многогранный

и

непрерывный

процесс,

требующий

комплексного,

системного

подхода

и

тесного

взаимодействия

всех

участников

образовательного

процесса:

педагогов,

медицинских

работников,

детей

и

их

родителей.

Создание

здоровьесберегающей

среды,

реализация образовательных программ, направленных на усвоение

знаний о здоровье, развитие двигательной активности, организация

правильного питания и закаливания, а также активное вовлечение

родителей – все это является залогом успешного формирования у

детей осознанного отношения к своему здоровью.

Дошкольное

образовательное

учреждение,

будучи

первым

социальным институтом, играет неоценимую роль в закладке основ

ЗОЖ. Целенаправленная, грамотная работа в этом направлении не

только способствует укреплению здоровья подрастающего поколения,

но

и

закладывает

фундамент

для

формирования

ответственных,

гармонично развитых личностей, готовых к активной и полноценной

жизни.

Важно

помнить,

что

пример

педагога

и

родителей,

их

собственная приверженность принципам

ЗОЖ, являются наиболее

мощным

стимулом

для

детей.

Инвестиции

в

здоровье

детей

на

дошкольном этапе – это инвестиции в будущее всего общества.



В раздел образования