Автор: Софронова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №6
Населённый пункт: г. Ворсма, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар – практикум для педагогов на тему: «Игры и материалы для воспитания настоящих патриотов»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Ягодка» г. Ворсма
Семинар – практикум для педагогов на тему:
«Игры и материалы для воспитания настоящих патриотов»
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах патриотического воспитания
дошкольников,
развивать
творческий
потенциал
педагогов,
установить
тесное
сотрудничество между педагогами ДОУ.
Задачи:
1.
Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам патриотического воспитания
дошкольников;
2. Формирование у педагогов понимания о необходимости воспитания у дошкольников
патриотических чувств, через игру.
3.Развивать творческую активность педагогов
4.Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь друг другу при выполнении
заданий.
Оборудование: мольберт, разноцветные лепестки цветка, мяч, иллюстрации современного
и старого города, разрезные картинки.
1 часть. Вводная часть.
В настоящее время одна из актуальных задач, которую ставит перед ДОУ ФГОС - это
Патриотическое воспитание дошкольников.
Воспитание патриотических чувств у детей возможно с младшего возраста, когда в сердце
ребёнка зарождается любовь к близким людям, к дому, к детскому саду, родному городу,
где он живёт. Детям старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви не только к
семье, к родному городу, но и к природе, своей Родине. А это и есть начало патриотизма,
который рождается в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное
время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный
мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.
Происходит формирование
духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в
обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок
жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического
воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются
в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Блиц-опрос
1. Что означает термин “Патриотизм”.
Ответ: Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление
служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
2. Что такое патриотическое воспитание дошкольников?
Ответ:
формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности
своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите интересов Родины.
3. Почему на ваш взгляд, патриотическое воспитание необходимо начинать
с дошкольного возраста?
Ответ: Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам
наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает
доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная
отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с
человеком на всю жизнь.
4.Как
вы
считаете,
какая
роль
педагога
в
патриотическом
воспитании
дошкольников?
Ответ:
Патриотическое
воспитание
дошкольников должен
осуществлять педагог,
который сам владеет знаниями в области нравственно- патриотического воспитания, сам
является патриотом. Он преподносит комплекс патриотических знаний в доступной,
увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на
развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.
6.Назовите, какие организованные формы обучения вы можете использовать в своей
работе по патриотическому воспитанию дошкольников?
Ответ: НОД, экскурсии, наблюдения
7. Назовите, какие формы совместной деятельности педагога и ребёнка, вы можете
использовать в своей работе по патриотическому воспитанию дошкольников?
Ответ: рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и
непосредственными наблюдениями детей; беседы с детьми о стране, родном городе,
использование детских художественных произведений, репродукций картин (их
рассматривание и обсуждение); разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц,
поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений; знакомство детей с
народной декоративной росписью;
Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей
окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по
благоустройству территории детского сада и т. п.);
Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и
принимающего активное участие в общественной жизни.
8. Какие формы работы с родителями можно использовать для патриотического
воспитания дошкольников.
Ответ: консультации, папки- передвижки, родительские собрания, праздники, досуги,
совместные акции, фотовыставки, совместные экскурсии по достопримечательностям
родного города, беседы, рекомендации.
Практическая часть
Я предлагаю вам сегодня побывать в роли детей и поиграть в разные игры, которые
помогают воспитать настоящих патриотов.
Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать
дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-
ласкательные слова, знакомить с разными именами.
Материал:
мяч
Ход игры: Воспитатель просит детей встать в круг, берёт мяч. Мяч передают по кругу, и
дети называют другого ребёнка по имени ласковым словом. Миша- Мишенка, Даша-
Дашенька, Дашуля и т.д.….
Игра:Природа родного города»
Цель: Закрепить знания о природных объектах родного города (река, озеро, лес… ).
Материал: мяч
Ход игры: дети встают по кругу, передавая друг другу мяч и называют природные
объекты…).
Игра «Колесо истории».
Цель: Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям
общества. Выявить знания детей о своей Родине,
Материал: колесо с кармашками.
Ход игры: воспитатель крутит колесо, залает вопросы. Дети отвечают
Игра «Собери герб города »
Цель: способствовать закреплению знания герба города, в котором живут дети,
закрепить основные цвета герба, что они обозначают?
Материал; картинки с изображением гербов разных городов
Ход игры : среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
Игра «Путешествие по старому и современному городу»
Цель: Цель: Закрепить знания о родном городе, используя маршрут от детского сада до
дома. Материал: карта -схема города.
Ход игры: Воспитатель показывает детям карту-схему города, предлагает отправиться в
путешествие по городу.
Игра Кубики «Достопримечательности города»
Цель: закреплять умение детей собирать изображения памятников из кубиков, закреплять
знания о достопримечательностях родного города.
Материал: кубики
Ход игры. Дети собирают кубики памятников города.
4часть. Заключительная. Рефлексия
- А сейчас уважаемые педагоги предлагаю Вам взять лепесток от цветка и написать, за вам
сегодня понравилось, я что не понравилось.
Педагоги по очереди подходят к мольберту, зачитывают, свои высказывания,
прикладывают лепестки к середине цветка.
На этом наша с вами встреча подошла к концу, спасибо за работу.