Напоминание

«Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста в развитии речи»


Авторы: Дисенгалиева Светлана Викторовна, Федорова Лариса Викторовна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №87"
Населённый пункт: г.Владимир, Владимирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста в развитии речи»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование мнемотехники в работе с

детьми старшего дошкольного возраста в

развитии речи»

Авторы: Дисенгалиева С.В.

Федорова Л.В.

2025г.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он

будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

Пояснительная записка

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного

возраста

является развитие речи, речевого общения.

Главной и отличительной чертой современного общества является

подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу

педагогических работников.

Владение родным языком – это не только умение правильно строить

предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность,

через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия

для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для

выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный

интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста

недостаточен.

Наглядность – один из основных дидактических принципов

педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый

этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование

наглядного материала на протяжении всего процесса.

В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста

широкое применение в педагогической практике нашли приемы

мнемотехники.

Проблема. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедная

диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать

вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить

монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную

тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи. Скудный словарный запас,

неумение согласовывать слова в предложении, нарушение

звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое.

Цель. Развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного

возраста средствами мнемотехники.

Задачи.

Образовательные:

∙ закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при

составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.

Развивающие:

∙ совершенствовать связную речь в ходе рассказов;

∙ способствовать развитию образного и логического мышления;

Воспитательные:

∙ воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

∙ порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Актуальность.

Определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии связной

речи детей старшего дошкольного возраста, так как связная речь является

основным показателем умственного развития дошкольника, средством

общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного

обучения в школе.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование

творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с

общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и

увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи,

позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную

информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики –

применение не изображения предметов, а символов. Данная методика

значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Дошкольный возраст

наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой

речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство

запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих

эффективное запоминание. Успешное освоение детьми знаний об

особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное

запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение

информации, и конечно развитие речи.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются

следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать

слова в

предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно

логическое

мышление.

Поэтому перед нами встала задача научить детей связно,

последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли,

рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и

запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше

запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному

опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих

методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей

и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных

ассоциаций.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой

слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку

чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной

речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы

ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти

вопросы мы нашли в методике – мнемотехника

Этапы использования мнемотаблиц:

Этап №1 - Рассматривание таблицы и разбор того,

что на ней изображено.

Этап №2 - Перекодирование информации, т.е. преобразование из

абстрактных символов в образы.

Этап №3 - Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой

на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания

Этап №4 - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап №5 - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее

показе ему.

Этапы работы со схемой-моделью:

дети заменяют ключевые слова в предложениях значками-символами;

зарисовывают предметы и явления природы не только символами, но и

буквами, а так же простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют

читать и писать;

самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполняют схему-модель.

Использовали схему-модель для плана пересказа;

закрепляли изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с

опорой на составленную ранее схему-модель.

Опираясь на опыт педагогов, мы используем мнемотаблицы для составления

описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах,

птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям

самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого

предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков;

обогащают словарный запас детей.

Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-

модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования

информации.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений

увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте

преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном

непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка

после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет

значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

Выразительное чтение стихотворения.

Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть.

Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную

мысль.

Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной

для детей форме.

Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой

на мнемотаблицу.

Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Список использованной литературы:

Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному

моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.

Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. //

Логопед, 2009, №5.

Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении

рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.

Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной

монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое

сентября”, 2009.

Большова Т. В. Учимся по сказке// СПб.



В раздел образования