Автор: Беликова Наталья Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств имени А.С. Голубкиной"
Населённый пункт: г. Зарайск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психолого-педагогические особенности развития чувства цвета у младших школьников.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени А.С. Голубкиной»
Методическая разработка
Тема: «Психолого-педагогические особенности развития чувства цвета
у младших школьников»
Выполнила: преподаватель
МБУ ДО «Детская школа искусств
имени А.С. Голубкиной»
Беликова Н.И.
г. Зарайск
2025г
Психолого-педагогические особенности развития чувства цвета у
младших школьников.
Наука о цвете возникла достаточно давно. Шаг за шагом человек хотел
овладеть тайнами цвета. Хотя цвет еще не выделяли из цельной, синкретично
воспринимаемой картины мира, но уже тогда возник и широко использовался
определенный цветовой язык.
В странах Древнего Востока существовала своя цветовая символика,
которая повлияла на цветовую культуру Европы и Азии. Овладение цветом
приобрело
новые
формы.
В
эпоху
античности
цвет
впервые
стал
рассматриваться как категория эстетики. Еще в IV веке до нашей эры,
древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить происхождение
цвета и разные цветовые явления. В средние века познание цвета происходит
в русле метафизических религиозных учений.
Европейский
Ренессанс
снимает
приобретенный
во
времена
средневековья мистический покров с проблемы изучения цвета. Альберти и
Леонардо да Винчи смотрят на мир глазами ученых-экспериментаторов,
открывают законы взаимодействия цвета и света, зрительного восприятия,
цветовой индукции, предлагают новое толкование цветовой эстетики.
Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» дает такие сведения о
цвете, которые имеют большое практическое значение и для художников
нашего времени. «Он образовал цветоряд из шести цветов, привязал их к
природным стихиям: белый – свет, желтый – земля, зеленый – вода, синий –
воздух, красный – огонь, черный – тьма. Для каждого отдельного цвета были
найдены гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды,
например, с зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный,
бледно-фиолетовый.
Леонардо
да
Винчи
определил
гармонически
контрастные цвета: белый – черный, синий – желтый, красный – зеленый».
Именно тогда фактически зародилась наука о цвете.
Идею
шестицветного
цветоряда
по-своему
интерпретировали
и
развивали Ф. Рунге, А. Шопенгауэр, У. Адаме, Э. Делакруа, Ван Гог,
В. Кандинский и многие другие.
Свет – это сложнейшее явление природы. Пучок солнечного света,
преломляясь в каплях дождя, образует радугу. Это и есть цветовой спектр.
Глаз человека может различать в спектре до 130 различных цветов. И.
Ньютон выделил из них семь основных: красный, оранжевый, желтый,
зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и объяснил, что путем их смешивания
создается богатство природных красок. Цвета спектра всегда расположены в
определенной последовательности, постепенно переходя один к другому.
Каждый
из
семи
цветов
становится
самостоятельным
элементом
гармонической системы – в зависимости от условий он может приобретать то
или иное состояние и эмоциональную характеристику. В дальнейшем
французский ученый Роже де Пиль доказывает, что цвет, а не рисунок имеет
важнейшее значение для живописи.
«Цвет – это ведущее начало, организующее пространство, способное
вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Воспринимать цвет –
не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение,
самочувствие. Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в
целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Разумеется, что сила
воздействия цвета на разных людей разная. При этом большое значение
имеет темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает
цвет не только глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем
отечественной психологии А. Н. Леонтьевым и подтвержден современными
исследованиями».
Развитие научных взглядов на цвет стало основой для изучения в ХХ
веке воздействия цвета на человека такими учеными и психологами, как:
В. М. Бехтерев, Б. М. Галеев, А. С. Новомейский, П. В. Яньшин; влияние
цвета на эмоции: Р. Арнхейм, Г. Э. Бреслав, В. Вундт, Ч. А. Измайлов, М.
Люшер, Г. Роршах, Л. Н. Собчик, Г. Фрилинг, П. В. Яньшин. Воздействие
цвета
на
человека
в
произведениях
изобразительного
искусства
рассматривали искусствоведы С. С. Алексеев, Н. Н. Волков, художники И.
Иттен, В. В. Кандинский. Роль цвета в развитии ребенка отмечали педагоги
Т. С. Комарова, А. Ф. Лобова, А. А. Мелик-Пашаев, В. С. Мухина, Б. М.
Неменский, Ю. А. Полуянов, Ф. Фребель, Р. Штайнер, Б. П. Юсов.
Анализ взглядов на природу формирования чувства цвета у детей
младшего школьного возраста позволяет выделить следующие этапы. Во-
первых, принимая во внимание точку зрения Б. Г. Ананьева о целостной
системе сенсорного развития человека, мы считаем необходимым уделять
большое внимание развитию тактильных ощущений
у ребенка (работа
ведется в разных техниках и материалах), а также пониманию младшими
школьниками связи цвета и звука, цвета и движения, что реализуется в
деятельностном компоненте педагогической технологии.
Формирование устойчивых положительных эмоциональных реакций на
цвет в процессе изобразительной деятельности происходит при реализации
эмотивного компонента педагогической технологии и способствует развитию
чувства цвета при наличии интереса к цвету и достаточной информации о
цвете. Проявление положительных эмоций характеризуется у младших
школьников открытостью, естественностью, выразительностью. Во-вторых,
дети используют цвет для передачи своего отношения к изображаемому,
дают
эмоционально-образную
характеристику
цвета,
передают
свои
впечатления от цвета вербально, при помощи мимики и пластики.
В-третьих, ребенок, обладающий чувством цвета, осознает воздействие
окружающей цветовой среды, определяет меру необходимого ему цвета и
гармонизирует свои отношения с окружающей цветовой средой в процессе
деятельности
(рисование,
выбор
одежды),
имеющей
положительную
эмоциональную окрашенность; соотносит внешний и внутренний цвет,
оценивает цветовые сочетания и активно использует цвет в изобразительной
деятельности.
Проведенный
анализ
психолого–педагогической,
методической
литературы и программ по изобразительному искусству показал, что
традиционно развитие чувства цвета рассматривается на основе развития
цветовосприятия.
Под
чувством
цвета
понимается
знание
основ
цветоведения, умение передавать цвет предмета, выражать свое отношение к
изображаемому при помощи цвета (Т. С. Комарова, В. С. Кузин), знание
символики цвета и понимание роли цвета в народном декоративно-
прикладном искусстве (Т. Я. Шпикалова, Н. М. Сокольникова).
Занятия, основанные на чувстве цвета, по своей сути являются
основными в разделе учебного предмета «изобразительное искусство».
Именно этот вид деятельности дает самый богатый материал для познания
мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное. Этот тип
рисования является наиболее творческим, где школьники решают сложные
живописные задачи.
У девочек цветоощущение развито несколько сильнее, чем у
мальчиков. Это отчасти можно объяснить тем, что при играх девочки больше
интересуются окраской вещей, чем мальчики. Специальные упражнения в
различении цветовых оттенков, проводимые учителем, очень повышают эту
способность и у мальчиков. Так, в первом классе ученики в среднем
различали по три оттенка красного цвета, по два желтого и совсем не
различали оттенков зеленого и синего цветов. С этими детьми провели
несколько занятий, во время которых они раскладывали цветные моточки
шерсти «от самого светлого к темному». После окончания занятий проверили
результаты обучения. Оказалось, что дети стали различать в среднем:
двенадцать оттенков красного цвета, десять – желтого, шесть – зеленого и
четыре – синего.
У младших школьников необходимо развивать чувство красоты,
гармонии цвета, линий, формы. Ребенок часто переносит на бумагу то, что он
видит в природе, на улице, в классе, у себя в комнате, в семье и т. п.
Рисуя, младший школьник учится чувствовать и распознавать цвет и его
оттенки.
Он
узнает,
что
наиболее
сильное
впечатление
производят
определенные сочетания цветов. Например, сочетание светло-зеленого с
теплым красным цветом выглядит радостным и светлым, а сочетание цветов
черного с фиолетовым – зловеще и мрачно.
Учитель на уроках изобразительного искусства объясняет детям, какие
цвета подходят друг к другу, а какие не подходят. Это можно показать как на
рисунках, так и на примерах сочетания цветов в одежде, в оформлении
класса.
Общие задачи по формированию чувства цвета можно подразделить на две
группы. Во-первых, задачи в области обучения и, во-вторых, задачи в
области воспитания. В первой из названных областей решаются следующие
задачи:
- учить работать детей с цветом при выполнении живописных работ;
- научить использовать художественные материалы в творческой работе;
- формирование художественно-образного мышления, как основы развития
творческой личности;
- добиваться выразительного цветового решения рисунка;
- формирование умения передавать красками объем формы предметов,
особенности распределения света и тени на них;
Чувство цвета играет важную роль в эстетическом воспитании
школьников. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является
развитие художественного вкуса детей. Очевидно, что при правильно
подобранном обучении и воспитании детей в области рисования, можно
улучшить качество их работ.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что наука о цвете
возникла очень давно. Шаг за шагом человек овладевал тайнами цвета.
Изучение
основ
колористики
является
значимым
в
обучении
изобразительной деятельности и имеет определенный вклад в воспитание и
развитие детей младшего школьного возраста.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что занятия по
обучению колористике ставит перед учителем целый ряд задач, которые
углубляют
и
обогащают
представление
детей
об
окружающей
действительности.
Для
осуществления
учебно-воспитательных
задач
педагогу необходимо придерживаться определенной системы и использовать
разнообразные методики работы. Не менее важно и творческое отношение к
занятиям, находчивость и мастерство педагога. Кроме того, для достижения
успеха в работе, учителю необходимо иметь представления об объёме знаний
и умений, которые может усвоить ребенок в младшем школьном возрасте и,
исходя из этого, строить методику работы с детьми.
Список использованной литературы.
1.
Базыма Б. А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. –
СПб.: Речь, 2007. – 205 с.
2.
Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. – М.:
Просвещение, 1998. – 30 с.
3.
Кузин В. С. Психология живописи / В. С. Кузин. – М.: Оникс, 2005. –
304 с.
4.
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: учебник для студ. высш.
учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Смысл; Издательский центр
«Академия», 2008. –288 с.
5.
Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 класс. Учебник. 14-е
изд., стер. – М.: Дрофа, 2009. – 304 с.