Напоминание

Психолого-педагогические особенности развития чувства цвета у младших школьников.


Автор: Беликова Наталья Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств имени А.С. Голубкиной"
Населённый пункт: г. Зарайск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психолого-педагогические особенности развития чувства цвета у младших школьников.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени А.С. Голубкиной»

Методическая разработка

Тема: «Психолого-педагогические особенности развития чувства цвета

у младших школьников»

Выполнила: преподаватель

МБУ ДО «Детская школа искусств

имени А.С. Голубкиной»

Беликова Н.И.

г. Зарайск

2025г

Психолого-педагогические особенности развития чувства цвета у

младших школьников.

Наука о цвете возникла достаточно давно. Шаг за шагом человек хотел

овладеть тайнами цвета. Хотя цвет еще не выделяли из цельной, синкретично

воспринимаемой картины мира, но уже тогда возник и широко использовался

определенный цветовой язык.

В странах Древнего Востока существовала своя цветовая символика,

которая повлияла на цветовую культуру Европы и Азии. Овладение цветом

приобрело

новые

формы.

В

эпоху

античности

цвет

впервые

стал

рассматриваться как категория эстетики. Еще в IV веке до нашей эры,

древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить происхождение

цвета и разные цветовые явления. В средние века познание цвета происходит

в русле метафизических религиозных учений.

Европейский

Ренессанс

снимает

приобретенный

во

времена

средневековья мистический покров с проблемы изучения цвета. Альберти и

Леонардо да Винчи смотрят на мир глазами ученых-экспериментаторов,

открывают законы взаимодействия цвета и света, зрительного восприятия,

цветовой индукции, предлагают новое толкование цветовой эстетики.

Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» дает такие сведения о

цвете, которые имеют большое практическое значение и для художников

нашего времени. «Он образовал цветоряд из шести цветов, привязал их к

природным стихиям: белый – свет, желтый – земля, зеленый – вода, синий –

воздух, красный – огонь, черный – тьма. Для каждого отдельного цвета были

найдены гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды,

например, с зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный,

бледно-фиолетовый.

Леонардо

да

Винчи

определил

гармонически

контрастные цвета: белый – черный, синий – желтый, красный – зеленый».

Именно тогда фактически зародилась наука о цвете.

Идею

шестицветного

цветоряда

по-своему

интерпретировали

и

развивали Ф. Рунге, А. Шопенгауэр, У. Адаме, Э. Делакруа, Ван Гог,

В. Кандинский и многие другие.

Свет – это сложнейшее явление природы. Пучок солнечного света,

преломляясь в каплях дождя, образует радугу. Это и есть цветовой спектр.

Глаз человека может различать в спектре до 130 различных цветов. И.

Ньютон выделил из них семь основных: красный, оранжевый, желтый,

зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и объяснил, что путем их смешивания

создается богатство природных красок. Цвета спектра всегда расположены в

определенной последовательности, постепенно переходя один к другому.

Каждый

из

семи

цветов

становится

самостоятельным

элементом

гармонической системы – в зависимости от условий он может приобретать то

или иное состояние и эмоциональную характеристику. В дальнейшем

французский ученый Роже де Пиль доказывает, что цвет, а не рисунок имеет

важнейшее значение для живописи.

«Цвет – это ведущее начало, организующее пространство, способное

вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Воспринимать цвет –

не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение,

самочувствие. Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в

целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Разумеется, что сила

воздействия цвета на разных людей разная. При этом большое значение

имеет темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает

цвет не только глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем

отечественной психологии А. Н. Леонтьевым и подтвержден современными

исследованиями».

Развитие научных взглядов на цвет стало основой для изучения в ХХ

веке воздействия цвета на человека такими учеными и психологами, как:

В. М. Бехтерев, Б. М. Галеев, А. С. Новомейский, П. В. Яньшин; влияние

цвета на эмоции: Р. Арнхейм, Г. Э. Бреслав, В. Вундт, Ч. А. Измайлов, М.

Люшер, Г. Роршах, Л. Н. Собчик, Г. Фрилинг, П. В. Яньшин. Воздействие

цвета

на

человека

в

произведениях

изобразительного

искусства

рассматривали искусствоведы С. С. Алексеев, Н. Н. Волков, художники И.

Иттен, В. В. Кандинский. Роль цвета в развитии ребенка отмечали педагоги

Т. С. Комарова, А. Ф. Лобова, А. А. Мелик-Пашаев, В. С. Мухина, Б. М.

Неменский, Ю. А. Полуянов, Ф. Фребель, Р. Штайнер, Б. П. Юсов.

Анализ взглядов на природу формирования чувства цвета у детей

младшего школьного возраста позволяет выделить следующие этапы. Во-

первых, принимая во внимание точку зрения Б. Г. Ананьева о целостной

системе сенсорного развития человека, мы считаем необходимым уделять

большое внимание развитию тактильных ощущений

у ребенка (работа

ведется в разных техниках и материалах), а также пониманию младшими

школьниками связи цвета и звука, цвета и движения, что реализуется в

деятельностном компоненте педагогической технологии.

Формирование устойчивых положительных эмоциональных реакций на

цвет в процессе изобразительной деятельности происходит при реализации

эмотивного компонента педагогической технологии и способствует развитию

чувства цвета при наличии интереса к цвету и достаточной информации о

цвете. Проявление положительных эмоций характеризуется у младших

школьников открытостью, естественностью, выразительностью. Во-вторых,

дети используют цвет для передачи своего отношения к изображаемому,

дают

эмоционально-образную

характеристику

цвета,

передают

свои

впечатления от цвета вербально, при помощи мимики и пластики.

В-третьих, ребенок, обладающий чувством цвета, осознает воздействие

окружающей цветовой среды, определяет меру необходимого ему цвета и

гармонизирует свои отношения с окружающей цветовой средой в процессе

деятельности

(рисование,

выбор

одежды),

имеющей

положительную

эмоциональную окрашенность; соотносит внешний и внутренний цвет,

оценивает цветовые сочетания и активно использует цвет в изобразительной

деятельности.

Проведенный

анализ

психолого–педагогической,

методической

литературы и программ по изобразительному искусству показал, что

традиционно развитие чувства цвета рассматривается на основе развития

цветовосприятия.

Под

чувством

цвета

понимается

знание

основ

цветоведения, умение передавать цвет предмета, выражать свое отношение к

изображаемому при помощи цвета (Т. С. Комарова, В. С. Кузин), знание

символики цвета и понимание роли цвета в народном декоративно-

прикладном искусстве (Т. Я. Шпикалова, Н. М. Сокольникова).

Занятия, основанные на чувстве цвета, по своей сути являются

основными в разделе учебного предмета «изобразительное искусство».

Именно этот вид деятельности дает самый богатый материал для познания

мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное. Этот тип

рисования является наиболее творческим, где школьники решают сложные

живописные задачи.

У девочек цветоощущение развито несколько сильнее, чем у

мальчиков. Это отчасти можно объяснить тем, что при играх девочки больше

интересуются окраской вещей, чем мальчики. Специальные упражнения в

различении цветовых оттенков, проводимые учителем, очень повышают эту

способность и у мальчиков. Так, в первом классе ученики в среднем

различали по три оттенка красного цвета, по два желтого и совсем не

различали оттенков зеленого и синего цветов. С этими детьми провели

несколько занятий, во время которых они раскладывали цветные моточки

шерсти «от самого светлого к темному». После окончания занятий проверили

результаты обучения. Оказалось, что дети стали различать в среднем:

двенадцать оттенков красного цвета, десять – желтого, шесть – зеленого и

четыре – синего.

У младших школьников необходимо развивать чувство красоты,

гармонии цвета, линий, формы. Ребенок часто переносит на бумагу то, что он

видит в природе, на улице, в классе, у себя в комнате, в семье и т. п.

Рисуя, младший школьник учится чувствовать и распознавать цвет и его

оттенки.

Он

узнает,

что

наиболее

сильное

впечатление

производят

определенные сочетания цветов. Например, сочетание светло-зеленого с

теплым красным цветом выглядит радостным и светлым, а сочетание цветов

черного с фиолетовым – зловеще и мрачно.

Учитель на уроках изобразительного искусства объясняет детям, какие

цвета подходят друг к другу, а какие не подходят. Это можно показать как на

рисунках, так и на примерах сочетания цветов в одежде, в оформлении

класса.

Общие задачи по формированию чувства цвета можно подразделить на две

группы. Во-первых, задачи в области обучения и, во-вторых, задачи в

области воспитания. В первой из названных областей решаются следующие

задачи:

- учить работать детей с цветом при выполнении живописных работ;

- научить использовать художественные материалы в творческой работе;

- формирование художественно-образного мышления, как основы развития

творческой личности;

- добиваться выразительного цветового решения рисунка;

- формирование умения передавать красками объем формы предметов,

особенности распределения света и тени на них;

Чувство цвета играет важную роль в эстетическом воспитании

школьников. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является

развитие художественного вкуса детей. Очевидно, что при правильно

подобранном обучении и воспитании детей в области рисования, можно

улучшить качество их работ.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что наука о цвете

возникла очень давно. Шаг за шагом человек овладевал тайнами цвета.

Изучение

основ

колористики

является

значимым

в

обучении

изобразительной деятельности и имеет определенный вклад в воспитание и

развитие детей младшего школьного возраста.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что занятия по

обучению колористике ставит перед учителем целый ряд задач, которые

углубляют

и

обогащают

представление

детей

об

окружающей

действительности.

Для

осуществления

учебно-воспитательных

задач

педагогу необходимо придерживаться определенной системы и использовать

разнообразные методики работы. Не менее важно и творческое отношение к

занятиям, находчивость и мастерство педагога. Кроме того, для достижения

успеха в работе, учителю необходимо иметь представления об объёме знаний

и умений, которые может усвоить ребенок в младшем школьном возрасте и,

исходя из этого, строить методику работы с детьми.

Список использованной литературы.

1.

Базыма Б. А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. –

СПб.: Речь, 2007. – 205 с.

2.

Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. – М.:

Просвещение, 1998. – 30 с.

3.

Кузин В. С. Психология живописи / В. С. Кузин. – М.: Оникс, 2005. –

304 с.

4.

Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: учебник для студ. высш.

учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Смысл; Издательский центр

«Академия», 2008. –288 с.

5.

Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 класс. Учебник. 14-е

изд., стер. – М.: Дрофа, 2009. – 304 с.



В раздел образования