Автор: Балабанова Нина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№ 2 пгт Актюбинский" (дошкольная ступень)
Населённый пункт: Актюбинский
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Любимая математика"
Раздел: дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
«Любимая математика»
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Срок реализации: один учебный год
Руководитель кружка:
воспитатель
Балабанова Нина Александровна
п.г.т. Актюбинский.
Содержание программы
Целевой раздел Программы.
Пояснительная записка
Цели и задачи Программы по дополнительному образованию
Основные принципы Программы
Возрастная характеристика особенностей развития детей 6-7 лет.
Целевые ориентиры освоения Программы.
Основные направления образовательной работы спецкурса.
Формы и методы по реализации основных задач Программы.
Технология работы.
Тематическое планирование работы спецкурса «Занимательная математика».
Организационный раздел.
Методическое обеспечение Программы.
Организация режима спецкурса в образовательном учреждении.
Список литературы.
1.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Программа кружка «Занимательная математика» рассчитана на детей 6-7 лет.
Особенность работы заключается в том, что данная деятельность
представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами,
знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно
подготовить детей к школе. На занятиях математического кружка больше
используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического
мышления и др.
Работа в кружке «Занимательная математика» дает возможность развивать
интерес к математике, логическое мышление, познавательную активность и
математические способности детей. Основой интеллектуального развития
детей является формирование и развитие математических представлений у
дошкольников, способствует общему умственному воспитанию ребенка-
дошкольника.
На данном кружке формируются важные качества личности ребенка:
самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность,
вырабатывается усидчивость.
Формы организации детей разнообразны: игры проводятся со всеми, с
подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в
создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков
решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок
включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой
интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании
фигур.
Кружок проводится 1 раз в неделю по 25-30 минут.
Цели и задачи Программы по дополнительному образованию.
Цель:Создание условий для познавательного развитиядетей старшего
дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр,
заданий, упражнений математического содержания.
Задачи:
- Отрабатывать арифметические и геометрические навыки.
-Развивать у детей умение оперировать знаниями по математике.
-Формировать умение объективно оценивать свои возможности.
-Развивать доказательную речь и речь-рассуждение.
-Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение).
- Развитие логического мышления и творческих способностей.
-Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.
-Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов
и средств, проверке правильности решения.
наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных
мыслительных
операций(анализисинтез,сравнение,обобщение,классификация),основных
свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
Основные принципы Программы.
1.Актуальность.Создание условий для повышения мотивации к обучению
математики, стремление развивать интеллектуальные возможности
учащихся.
2.Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения
логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений,
делать выводы, обобщения.
3.Системность.Программа строится от частных примеров (особенности
решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность.Содержание занятий кружка направлено на
освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей
работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут
ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других
математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации.Во-первых, развитие интереса к математике как
науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение
учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность.С точки зрения возможности усвоения основного
содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
7.Курс ориентационный.Он осуществляет учебно-практическое знакомство
со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес
школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор,
углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Возрастная характеристика особенностей развития детей 6-7 лет.
Возраст 6 – 7 лет характеризуется как период существенных изменений в
организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В
этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-
двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких
мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной
нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так
же развитие познавательных и мыслительных психических процессов:
внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у
ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного
возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его
сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и
объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем
внимания составляет 7—8 предметов.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной
зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в
организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня
достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться
логическое мышление, что способствует формированию способности
ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов
окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения,
классификации.
Развитие воображения. Идет развитие творческого воображения, этому
способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и
конкретность представляемых образов и впечатлений. Восприятие
продолжает развиваться
В сфере развития речи. Продолжают развиваться звуковая сторона речи,
грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей
отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер
обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно
употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные и т.д. К концу дошкольного возраста расширяется активный
словарный запас и развивается способность использовать в активной речи
различные сложно грамматические конструкции.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного
возраста тесно связаны с развитием самосознания.
У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе
осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки
педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным
осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье,
в детском коллективе сверстников. Осознание своего «я» к концу
дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. У него
появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять
доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок
стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника»,
что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и
психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Успешность обучения во
многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.
Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде
всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья,
зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение
содержит определенные умственные и физические нагрузки.
Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие
компоненты:
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к
принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего
круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в
отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа
привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания.
Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития
эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть
достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне
которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора,
запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление
(умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов,
способность воспроизвести образец), произвольная память, владение
разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-
двигательная координация.
Социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает
в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими
детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество,
действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям
детской группы. Произвольность поведения — один из важнейших
показателей психологической готовности к школе. Ребёнок должен
проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя»,
«хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение
преодолевать трудности.
Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи
взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной
жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды
для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами —
включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).
Поступление в школу важное событие в жизни ребёнка. Учёба в школе не
лёгкий труд, к которому ребёнок должен быть подготовлен. Уметь управлять
своим поведением, подчиняться его нормам и правилам установленными
школой, считаться с интересами товарищей, преодолевать трудности. Чтобы
с правиться с ними, необходимо обладать нравственно – волевыми
качествами, как организованность, ответственность, самостоятельность,
настойчивость, дисциплинированность. Но, к сожалению, многие родители
считают, что основное при подготовке к школе – это научиться читать,
считать, писать. Конечно, подготовка важна, но её недостаточно для
успешного обучения в школе. Переход из детского сада в школу важный этап
в жизни детей. Из основной игровой деятельности ребёнка в детском саду, в
школе основная деятельность учебная. Важно, поставить перед детьми
перспективу, сформировать ценные мотивы учения. Родители как правило
по-разному раскрывают перед детьми эту позицию. Одни внушают, что
учёба сплошной праздник, другие наоборот запугивают детей предстоящими
трудностями. Позиция родителей должна быть спокойной, деловой,
ободряющей.
Целевые ориентиры освоения Программы.
В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной
методики Е.В.Колесниковой провести проверку уровня овладения детьми
полученными знаниями, умениями и навыками.
Дети должны уметь:
Объединять группы предметов по общему признаку
Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
Называть числа в прямом порядке до 20;
Соотносить цифру и количество предметов;
Пользоваться цифрами и математическими знаками;
Различать величины: длину, ширину, высоту;
Делить предметы на несколько равных частей
Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар,
куб;
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист,
страница);
Дети должны знать:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав
первого пятка из двух меньших;
• Предшествующее число, последующее число, соседей числа;
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу
к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
• Название текущего месяца года, последовательность всех дней
недели, времен года;
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как
организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к
старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения
самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий,
оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности
и желание учиться в школе.
2.Содержательные раздел Программы.
2.1.Основные направления образовательной работы спецкурса.
Количество и счет.
Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со
счетом в пределах10, упражнять в составлении и решение простых задач на
сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами
натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память,
логические формы мышления.
Поставленные цели реализую через следующие игры:
«Назови следующее, предыдущее число»
«Назови соседей числа»
«Назови меньше на 1, больше на 1»
«Вверх вниз по числовой лестнице»
«Составь и реши задачу».
Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета,
закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда,
формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают
внимание, память, логические формы мышления.
2. Геометрические фигуры.
В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о
многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать
геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-
пространственное восприятие, логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
«Назови предметы заданной формы»,
«Что общего и чем различаются фигуры»,
«Найди предмет такой же формы»,
«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
«Найди лишнюю фигуру»,
«Конструктор»,
«Почини одеяло»,
«Танграм»,
Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о
геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать
их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними,
развивает логическое мышление.
3. Определение величины.
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество
жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать
выводы и умозаключения.
В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:
«В каком сосуде больше воды?»
«Что легче, что тяжелее?»
«Что тонет, что плавает?»
«Подбери шарфик для кукол»
«Короче-длиннее»
«Подбери мебель для трех медведей»
В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём
сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел,
сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют
мыслительную активность.
4. Ориентировка во времени
В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам,
знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими,
закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев
года.
В работе использую следующие дидактические игры:
«Вчера, сегодня, завтра»
«Дни недели»
«Мой режим дня по часам»
«Определи время по часам»
«Когда это бывает?»
«Что перепутал художник?»
Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во
времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен
года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство
времени, умение определять время по часам.
Особым блоком выделяю логические задачи.
5. Логические задачи
Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов
мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение).
Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки
Кьюизенера, различные ребус «Волшебный круг», »Колумбово яйцо»,
«Танграмм», головоломки «Кубик-рубик», «Пифагор», « Лабиринт»,
кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность,
активность, произвольное внимание и логическое мышление.
2.2.Приёмы организации образовательного процесса:
Анализ и синтез;
Классификация;
Сравнение;
Обобщение.
2.3 Формы и методы по реализации основных задач Программы.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
В процессе спецкурса используются различные формы:
Традиционные
Комбинированные
Практические
Игры, конкурсы
МЕТОДЫ:
Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог,
рассказ)
Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-
конкурсы)
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков,
плакатов, фотографий,
Показ мультимедийных материалов
2.4.Тематическое планирование работы спецкурса
«Занимательная математика»
№
Тема
Цель.
Содержание.
1
Величина.
Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера
«Кто быстрее подберет коробки»
Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.
2
Количествои счет
Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки;
работать со счетным материалом.
Незнайка в гостях»
Цель:учить видеть равное количество
разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.
«В какой сетке больше мячей»
Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных
чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.
3
Ориентировка во времени.
Ориентировка в пространстве.
Закреплять временные представления
«12 месяцев»
Цель: закрепить понятие о месяцах.
«Когда это бывает?» Математическая сказка
«Художники»№2
Цель: развитие ориентировки в пространстве
4
Геометрические фигуры
Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник
«Сломанная машина»
Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.
«Приключения Маши и Вани»
5
Количество
и счет:
Числа и цифры от 1 до 10.
Соотнесение количества предметов с цифрой.
Знаки + и -.
«Угадай, какое число пропущено»
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное
число.
6
Геометрические фигуры
Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат,
выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.
Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку.
«Подбери фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах
предметов с геометрическими фигурами.
«Как Круг и Квадрат отправились в поход»-
7
Количество и счет
Числа и цифры от 1 до 9, знаки + и -. Решение арифметических задач,
установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение
количества предметов с цифрой, знаки <,>.
«Поездка»
Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше
или меньше.
8
Ориентировка во времени и в пространстве
Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей
суток.
«Найди парную картинку»
Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение
геометрических фигур на карточках.
9
Величина.
Длинный - короткий. Часть и целое.
«Разложи по порядку»
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.
«Где, чей дом?»
10
Количество и счет.
Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из
двух меньших.
«Аэродром»
Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10.
«Заполни пустые клетки»,
11
Геометрические фигуры
Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение
названий геометрических фигур
«Кто больше увидит»
Цель:закрепление знаний о геометрических фигурах.
«Гном строит дом»
12
Количество и счет
Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между
цифрой и числом.
«Сосчитай правильно»
Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.
«Теремок»-Математическая сказка
«Игры с разноцветными прищепками»
13
Количество и счет
Числа и цифры от 1до 20. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух
меньших. Решение примеров на сложение и вычитание Знаки<,>.
«Встань на свое место»
Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
14
Геометрические фигуры
Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур
Повторение названий геометрических фигур.
«Кто быстрее найдет предмет?»
Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с
геометрическим образцом.
15
Количество и счет.
Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок.
Повторение изученного материала.
«Каких кружков больше»
Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10
«Сколько разных игрушек»
Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в
любом направлении, не пропуская ни один предмет.
«Напиши цифру»,
16
Величина
Сравнение предметов по всем показаниям величины.
««Сосчитай, не ошибись»
Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их
размеров
17
Геометрические фигуры
Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из
счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные
части.
«Сложи фигуру»
Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по
образцу.
18
Геометрические фигуры
Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник.
«Найди свою фигуру»
Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры,
выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.
«Укрась коврик»,
«Что на что похоже?»,
19
Ориентировка во времени в пространстве
Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен
года. Части суток.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
«Найди нужную картинку».
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
«Времена года»,
«Назови скорей»
Цель: формирование знаний о днях недели.
20
Ориентировка в пространстве и во времени.
Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.
«Подумай и закрась»
Цель: развивать умение выделять признаки предметов.
«Назови скорее», «Нарисуй правильно»
3.Организационный раздел.
3.1Методическое обеспечение Программы:
-Геометрические фигуры и тела.
-Игры на составление плоскостных изображений предметов.
-Обучающие настольно-печатные игры по математике.
-Геометрические мозаики и головоломки.
-Занимательные книги по математике.
-Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
-Простой карандаш; набор цветных карандаше.
-Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.
-Счетный материал, счетные палочки.
-Набор цифр от 1 до 9..
-Пособия ( «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор».
«Колумбово яйцо»)
-Головоломки: («Кубик-рубик», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
-Электронные дидактические пособия.
3.2. Организация режима спецкурса в образовательном учреждении.
Непосредственно образовательная деятельность спецкурса проводится 1 раз
в неделю по 1 часу (продолжительность 1 учебного часа 30 минут) во вторую
половину дня каждую среду в 16.00. в месяц 3-4 занятия.
Учебный план работы спецкурса
Возраст детей
Всего занятий / в неделю
Всего занятий в месяц
Количество занятий в году
6-7 лет
1
1
20
- Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных
дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью
специально разработанной методики провести проверку уровня овладения
детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Список литературы.
1.Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук»
Ярославль,1998.
2.Е.В.Колесникова «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6
лет» ТЦ Сфера, М.,2007
3.Е.В.Колесникова Математика для детей 6-7лет
Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера,
М.2008
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Математика для дошкольников» М.,1993
Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента,
М.,2011
Е.В. Колесникова «Математические ступеньки». Диагностика
математических способностей» рабочая тетрадь Е.В. Колесникова