Напоминание

"Любимая математика"


Автор: Балабанова Нина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№ 2 пгт Актюбинский" (дошкольная ступень)
Населённый пункт: Актюбинский
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Любимая математика"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

«Любимая математика»

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Срок реализации: один учебный год

Руководитель кружка:

воспитатель

Балабанова Нина Александровна

п.г.т. Актюбинский.

Содержание программы

Целевой раздел Программы.

Пояснительная записка

Цели и задачи Программы по дополнительному образованию

Основные принципы Программы

Возрастная характеристика особенностей развития детей 6-7 лет.

Целевые ориентиры освоения Программы.

Основные направления образовательной работы спецкурса.

Формы и методы по реализации основных задач Программы.

Технология работы.

Тематическое планирование работы спецкурса «Занимательная математика».

Организационный раздел.

Методическое обеспечение Программы.

Организация режима спецкурса в образовательном учреждении.

Список литературы.

1.Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Программа кружка «Занимательная математика» рассчитана на детей 6-7 лет.

Особенность работы заключается в том, что данная деятельность

представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами,

знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно

подготовить детей к школе. На занятиях математического кружка больше

используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического

мышления и др.

Работа в кружке «Занимательная математика» дает возможность развивать

интерес к математике, логическое мышление, познавательную активность и

математические способности детей. Основой интеллектуального развития

детей является формирование и развитие математических представлений у

дошкольников, способствует общему умственному воспитанию ребенка-

дошкольника.

На данном кружке формируются важные качества личности ребенка:

самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность,

вырабатывается усидчивость.

Формы организации детей разнообразны: игры проводятся со всеми, с

подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в

создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков

решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок

включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой

интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании

фигур.

Кружок проводится 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Цели и задачи Программы по дополнительному образованию.

Цель:Создание условий для познавательного развитиядетей старшего

дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр,

заданий, упражнений математического содержания.

Задачи:

- Отрабатывать арифметические и геометрические навыки.

-Развивать у детей умение оперировать знаниями по математике.

-Формировать умение объективно оценивать свои возможности.

-Развивать доказательную речь и речь-рассуждение.

-Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, синтез,

сравнение, классификация, обобщение).

- Развитие логического мышления и творческих способностей.

-Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.

-Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов

и средств, проверке правильности решения.

наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных

мыслительных

операций(анализисинтез,сравнение,обобщение,классификация),основных

свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

Основные принципы Программы.

1.Актуальность.Создание условий для повышения мотивации к обучению

математики, стремление развивать интеллектуальные возможности

учащихся.

2.Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения

логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений,

делать выводы, обобщения.

3.Системность.Программа строится от частных примеров (особенности

решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

4.Практическая направленность.Содержание занятий кружка направлено на

освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей

работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут

ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других

математических играх и конкурсах.

5.Обеспечение мотивации.Во-первых, развитие интереса к математике как

науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение

учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

6.Реалистичность.С точки зрения возможности усвоения основного

содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

7.Курс ориентационный.Он осуществляет учебно-практическое знакомство

со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес

школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор,

углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Возрастная характеристика особенностей развития детей 6-7 лет.

Возраст 6 – 7 лет характеризуется как период существенных изменений в

организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В

этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-

двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких

мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной

нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так

же развитие познавательных и мыслительных психических процессов:

внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у

ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного

возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его

сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и

объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем

внимания составляет 7—8 предметов.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной

зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в

организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня

достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться

логическое мышление, что способствует формированию способности

ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов

окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения,

классификации.

Развитие воображения. Идет развитие творческого воображения, этому

способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и

конкретность представляемых образов и впечатлений. Восприятие

продолжает развиваться

В сфере развития речи. Продолжают развиваться звуковая сторона речи,

грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей

отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер

обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно

употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,

прилагательные и т.д. К концу дошкольного возраста расширяется активный

словарный запас и развивается способность использовать в активной речи

различные сложно грамматические конструкции.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного

возраста тесно связаны с развитием самосознания.

У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе

осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки

педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным

осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье,

в детском коллективе сверстников. Осознание своего «я» к концу

дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. У него

появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять

доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок

стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника»,

что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и

психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Успешность обучения во

многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде

всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья,

зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение

содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие

компоненты:

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к

принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего

круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в

отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.

Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа

привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания.

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития

эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть

достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне

которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора,

запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление

(умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов,

способность воспроизвести образец), произвольная память, владение

разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-

двигательная координация.

Социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает

в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими

детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество,

действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям

детской группы. Произвольность поведения — один из важнейших

показателей психологической готовности к школе. Ребёнок должен

проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя»,

«хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение

преодолевать трудности.

Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи

взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной

жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды

для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами —

включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).

Поступление в школу важное событие в жизни ребёнка. Учёба в школе не

лёгкий труд, к которому ребёнок должен быть подготовлен. Уметь управлять

своим поведением, подчиняться его нормам и правилам установленными

школой, считаться с интересами товарищей, преодолевать трудности. Чтобы

с правиться с ними, необходимо обладать нравственно – волевыми

качествами, как организованность, ответственность, самостоятельность,

настойчивость, дисциплинированность. Но, к сожалению, многие родители

считают, что основное при подготовке к школе – это научиться читать,

считать, писать. Конечно, подготовка важна, но её недостаточно для

успешного обучения в школе. Переход из детского сада в школу важный этап

в жизни детей. Из основной игровой деятельности ребёнка в детском саду, в

школе основная деятельность учебная. Важно, поставить перед детьми

перспективу, сформировать ценные мотивы учения. Родители как правило

по-разному раскрывают перед детьми эту позицию. Одни внушают, что

учёба сплошной праздник, другие наоборот запугивают детей предстоящими

трудностями. Позиция родителей должна быть спокойной, деловой,

ободряющей.

Целевые ориентиры освоения Программы.

В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной

методики Е.В.Колесниковой провести проверку уровня овладения детьми

полученными знаниями, умениями и навыками.

Дети должны уметь:

Объединять группы предметов по общему признаку

Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);

Называть числа в прямом порядке до 20;

Соотносить цифру и количество предметов;

Пользоваться цифрами и математическими знаками;

Различать величины: длину, ширину, высоту;

Делить предметы на несколько равных частей

Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар,

куб;

Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист,

страница);

Дети должны знать:

• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав

первого пятка из двух меньших;

• Предшествующее число, последующее число, соседей числа;

• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу

к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;

• Название текущего месяца года, последовательность всех дней

недели, времен года;

В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как

организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к

старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения

самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий,

оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности

и желание учиться в школе.

2.Содержательные раздел Программы.

2.1.Основные направления образовательной работы спецкурса.

Количество и счет.

Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со

счетом в пределах10, упражнять в составлении и решение простых задач на

сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами

натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память,

логические формы мышления.

Поставленные цели реализую через следующие игры:

«Назови следующее, предыдущее число»

«Назови соседей числа»

«Назови меньше на 1, больше на 1»

«Вверх вниз по числовой лестнице»

«Составь и реши задачу».

Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета,

закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда,

формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают

внимание, память, логические формы мышления.

2. Геометрические фигуры.

В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о

многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать

геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-

пространственное восприятие, логическое мышление.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

«Назови предметы заданной формы»,

«Что общего и чем различаются фигуры»,

«Найди предмет такой же формы»,

«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,

«Найди лишнюю фигуру»,

«Конструктор»,

«Почини одеяло»,

«Танграм»,

Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о

геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать

их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними,

развивает логическое мышление.

3. Определение величины.

Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество

жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать

выводы и умозаключения.

В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:

«В каком сосуде больше воды?»

«Что легче, что тяжелее?»

«Что тонет, что плавает?»

«Подбери шарфик для кукол»

«Короче-длиннее»

«Подбери мебель для трех медведей»

В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём

сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел,

сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют

мыслительную активность.

4. Ориентировка во времени

В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам,

знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими,

закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев

года.

В работе использую следующие дидактические игры:

«Вчера, сегодня, завтра»

«Дни недели»

«Мой режим дня по часам»

«Определи время по часам»

«Когда это бывает?»

«Что перепутал художник?»

Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во

времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен

года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство

времени, умение определять время по часам.

Особым блоком выделяю логические задачи.

5. Логические задачи

Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов

мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация,

обобщение).

Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки

Кьюизенера, различные ребус «Волшебный круг», »Колумбово яйцо»,

«Танграмм», головоломки «Кубик-рубик», «Пифагор», « Лабиринт»,

кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность,

активность, произвольное внимание и логическое мышление.

2.2.Приёмы организации образовательного процесса:

Анализ и синтез;

Классификация;

Сравнение;

Обобщение.

2.3 Формы и методы по реализации основных задач Программы.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:

В процессе спецкурса используются различные формы:

Традиционные

Комбинированные

Практические

Игры, конкурсы

МЕТОДЫ:

Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог,

рассказ)

Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-

конкурсы)

Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков,

плакатов, фотографий,

Показ мультимедийных материалов

2.4.Тематическое планирование работы спецкурса

«Занимательная математика»

Тема

Цель.

Содержание.

1

Величина.

Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

2

Количествои счет

Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки;

работать со счетным материалом.

Незнайка в гостях»

Цель:учить видеть равное количество

разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

«В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных

чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

3

Ориентировка во времени.

Ориентировка в пространстве.

Закреплять временные представления

«12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

«Когда это бывает?» Математическая сказка

«Художники»№2

Цель: развитие ориентировки в пространстве

4

Геометрические фигуры

Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник

«Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

«Приключения Маши и Вани»

5

Количество

и счет:

Числа и цифры от 1 до 10.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

Знаки + и -.

«Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное

число.

6

Геометрические фигуры

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат,

выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.

Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку.

«Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах

предметов с геометрическими фигурами.

«Как Круг и Квадрат отправились в поход»-

7

Количество и счет

Числа и цифры от 1 до 9, знаки + и -. Решение арифметических задач,

установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение

количества предметов с цифрой, знаки <,>.

«Поездка»

Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше

или меньше.

8

Ориентировка во времени и в пространстве

Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей

суток.

«Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение

геометрических фигур на карточках.

9

Величина.

Длинный - короткий. Часть и целое.

«Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.

«Где, чей дом?»

10

Количество и счет.

Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из

двух меньших.

«Аэродром»

Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10.

«Заполни пустые клетки»,

11

Геометрические фигуры

Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение

названий геометрических фигур

«Кто больше увидит»

Цель:закрепление знаний о геометрических фигурах.

«Гном строит дом»

12

Количество и счет

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между

цифрой и числом.

«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

«Теремок»-Математическая сказка

«Игры с разноцветными прищепками»

13

Количество и счет

Числа и цифры от 1до 20. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух

меньших. Решение примеров на сложение и вычитание Знаки<,>.

«Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

14

Геометрические фигуры

Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур

Повторение названий геометрических фигур.

«Кто быстрее найдет предмет?»

Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с

геометрическим образцом.

15

Количество и счет.

Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок.

Повторение изученного материала.

«Каких кружков больше»

Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10

«Сколько разных игрушек»

Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в

любом направлении, не пропуская ни один предмет.

«Напиши цифру»,

16

Величина

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

««Сосчитай, не ошибись»

Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их

размеров

17

Геометрические фигуры

Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из

счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные

части.

«Сложи фигуру»

Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по

образцу.

18

Геометрические фигуры

Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник.

«Найди свою фигуру»

Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры,

выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

«Укрась коврик»,

«Что на что похоже?»,

19

Ориентировка во времени в пространстве

Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен

года. Части суток.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

«Найди нужную картинку».

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

«Времена года»,

«Назови скорей»

Цель: формирование знаний о днях недели.

20

Ориентировка в пространстве и во времени.

Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.

«Подумай и закрась»

Цель: развивать умение выделять признаки предметов.

«Назови скорее», «Нарисуй правильно»

3.Организационный раздел.

3.1Методическое обеспечение Программы:

-Геометрические фигуры и тела.

-Игры на составление плоскостных изображений предметов.

-Обучающие настольно-печатные игры по математике.

-Геометрические мозаики и головоломки.

-Занимательные книги по математике.

-Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.

-Простой карандаш; набор цветных карандаше.

-Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.

-Счетный материал, счетные палочки.

-Набор цифр от 1 до 9..

-Пособия ( «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор».

«Колумбово яйцо»)

-Головоломки: («Кубик-рубик», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)

-Электронные дидактические пособия.

3.2. Организация режима спецкурса в образовательном учреждении.

Непосредственно образовательная деятельность спецкурса проводится 1 раз

в неделю по 1 часу (продолжительность 1 учебного часа 30 минут) во вторую

половину дня каждую среду в 16.00. в месяц 3-4 занятия.

Учебный план работы спецкурса

Возраст детей

Всего занятий / в неделю

Всего занятий в месяц

Количество занятий в году

6-7 лет

1

1

20

- Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных

дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью

специально разработанной методики провести проверку уровня овладения

детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

Список литературы.

1.Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук»

Ярославль,1998.

2.Е.В.Колесникова «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6

лет» ТЦ Сфера, М.,2007

3.Е.В.Колесникова Математика для детей 6-7лет

Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера,

М.2008

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Математика для дошкольников» М.,1993

Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента,

М.,2011

Е.В. Колесникова «Математические ступеньки». Диагностика

математических способностей» рабочая тетрадь Е.В. Колесникова



В раздел образования