Автор: Мурзина Оксана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №264"
Населённый пункт: г. о. Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Любовь к природе родного края и Родине через искусство"
Раздел: дошкольное образование
«Любовь к природе родного края и Родине через искусство».
Искусство играет важную роль в воспитании патриотизма у дошкольников.
Необходимо знакомить детей с произведениями искусства, где отображена природа
родного края. Ведь именно любовь к родной природе, является одним из проявлений
патриотизма. Так как природа – это сильное средство воздействия на чувства и эмоции
человека.
Организую свою работу по данному направлению я, как педагог определила для себя
следующие задачи:
- научить дошкольника видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им;
- формировать патриотическое воспитание через любовь к Родине и природе родного края,
посредством искусства;
-
развивать
познавательные,
художественные
и
творческие
способности,
через
ознакомление с искусством;
- побуждать детей выражать свои чувства эмоции через речь, творчество.
В рамках реализации проекта «Картинная галерея в детском саду» в начале года
мною был разработан план работы на год по теме: «Любовь к природе и Родине через
искусство».
Из галереи сада для изучения и знакомства с искусством были представлены картины
по временам года:
«Осень» - И.И. Левитан «Золотая осень», Е.Е. Волков «Октябрь»
«Зима» - И. И Шишкин «Зима в лесу», А. К. Саврасов «Лес в инее»
«Весна» - И. И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода»
«Лето» - И. И. Шишкин «Рожь», Е. Е. Волков «Поле ромашек».
Каждое время года рассматривается детьми по двум картинам, что позволяет увидеть
и сравнить состояние природы в разные её периоды.
Система работы по теме «Любовь к природе, Родине через искусство»», построена таким
образом:
Организуются беседы по картинам, где дошкольники знакомятся с известными
художниками живописцами и их картинами. Учатся видеть и понимать красоту природы,
описывают её состояние в разное время года и периоды, составляют рассказы по опорным
картинкам.
Проходят поэтические чтения знаменитых поэтов по определённому времени года,
разучивание стихотворений, с использованием техники мнематаблицы.
Прослушивание музыки известных композиторов, звуков природы соответствующие
каждому времени года. Учатся слышать и понимать, как поэты представляют и описывают
природу, а композиторы её воспевают.
Во время экскурсий на прогулке, дети наблюдают за окружающей природой, её
состоянием, изменениями, заботятся о ней.
На занятиях по изобразительной деятельности, изображают в рисунках, аппликациях,
лепке красоту природы, используя разные средства выразительности, разные техники,
передавая богатство и гармонию цветовой гаммы природы. Проявляют свои творческие
способности.
С помощью дидактических игр «Составь картину из предметов», «Собери по образцу»,
учатся составлять сами картины из предметов и собирать по образцу.
Устраиваются выставки детских работ для родителей.
Совместно с родителями проходят фотовыставки «Живописные места родного края
зимой», создаются альбомы из фотографий по временам года.
Проводятся конкурсы поделок «Осенняя пора», «Зима в лесу».
Ребята принимают участие в конкурсах различного уровня с рисунками, поделками.
Таким образом, мы видим, что искусство несомненно имеет очень большой потенциал
в развитии патриотического воспитания у дошкольников. Знакомясь с произведениями
известных художников, слушая великих поэтов и композиторов, наблюдая за природой,
видя её красоту, изображая её в рисунках, аппликациях, поделках, составляя и собирая
картины, у ребёнка формируется любовь к природе родного края и Родине.