Напоминание

РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ


Автор: Семыкина Вероника Олеговна
Должность: доцент кафедры
Учебное заведение: ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Раздел: высшее образование





Назад




УДК 5.8.7

Семыкина Вероника Олеговна

кандидат педагогических наук, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

(г. Воронеж)

РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В

ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ ПО

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Модернизация современной армии России является первостепенной и

приоритетной задачей нашего государства. Изменения вызваны развитием

средств вооруженной борьбы, генезисом тактического применения войск и

потребностью

компетентного

решения

нестандартных

военно-

профессиональных задач. В таких динамичных условиях необходимость

развития

военного

образования,

т.е.

подготовки

квалифицированных

офицерских кадров, занимает особое место, что было отмечено В.В.

Путиным на совещании по развитию Вооруженных сил: «Очевидно, что

нужно и дальше повышать качество военного образования.

Для этого,

сохраняя лучшие методики подготовки кадров, искать новые, перспективные,

передовые

подходы,

прежде

всего

направленные

на

максимальное

приближение образовательного процесса к тем реальным задачам, которые

офицерам приходится решать в войсках» [1].

Следовательно, обеспечение качественного образовательного процесса

выходит на первый план. Вузовская Олимпиада, как особая форма

образовательного процесса, требует особого интеллектуального выбора

основных рычагов воздействия на обучение будущих офицеров.

На наш взгляд, выбор грамотных педагогических подходов в процессе

научно-методического обеспечения Вузовского этапа представляет собой

выбор определенной стратегии образовательного процесса со своими

тактическими маневрами и навыками ведения «коммуникативного боя» в

олимпиадных сражениях.

Итак, организовать качественное научно-методическое обеспечение

олимпиады

означает

упорядочить

его

целостную

систему

с

четко

регламентируемыми

характеристиками

и

пошаговыми

выверенными

методическими

действиями.

В

контексте

нашего

исследования

такая

организация предполагает интегральный цикл последовательных действий,

реализующих

конкурсную

военно-профессиональную

стратегию

сотрудничества. Безусловно, организация учебного олимпиадного процесса в

военном вузе имеет свои принципиальные отличия, которые так или иначе

влияют на проведение и подготовку вузовского этапа.

Учитывая сохранность и неизменность устоявшейся в педагогике

классической

структуры

эффективного

образовательного

процесса,

наблюдаются определенные особенности, детерминирующие специфичность

взаимодействия участников олимпиадной образовательной деятельности, а

также и определенный характер протекания процесса самостоятельной

работы.

Курсант военного вуза практически постоянно находится в коллективе

своих сверстников и под строгим присмотром командиров. В таких условиях

неизменно

увеличивается

интенсивность

педагогического

воздействия.

Такой интенсивности образовательного процесса способствуют грамотное

планирование

времени,

эффективное

и

рациональное

использование

учебного и внеучебного времени. Такая регламентация носит благоприятный

эффект

на

системное

планирование

и

проведение

Вузовского

этапа

олимпиады на высоком научно-методическом уровне.

Тем не менее, выбор нашей стратегии для качественного научно-

методического обеспечения предполагает апеллирование к педагогическим

подходам. В первую очередь, мы считаем логичным определиться с самим

понятием «подход». Проанализировав классическое словарное толкование

этого понятия, становится очевидно, что в одном значении эта лексема

обозначает некий исходный принцип, начальную позицию отсчета или

убеждения, в то время как в другом значении можно утверждать, что понятие

подхода определяет направление исследовательской работы.

На наш взгляд, наиболее репрезентативной дефиницией «подхода»

является понимание его как определенного взгляда на проблематику вопроса

и особую процедуру выбора и построения стратегии собственных действий.

Следовательно, мы рассматриваем педагогический подход как некий

методологический

концепт,

содержащий

в

себе

актуализированный

теоретический

материал

и

практико-ориентированный

контент,

способствующий освоению его ключевых принципов и их эффективной

реализации в образовательном процессе.

Учитывая многогранность олимпиадной сферы, ее многоаспектность,

широкий спектр ежегодно выбираемых тематических областей, разнообразие

конкурсных заданий в турах, мы считаем использование грамотный подбор

педагогического подхода основополагающим. На наш взгляд, необходимо

грамотно

сочетать

наиболее

эффективно

«работающие»

компоненты

педагогического

подхода,

тем

самым

образуя

динамичную

цепь

педагогических событий, которые отвечают каждой возникающей задаче.

В современных педагогических исследованиях достаточно часто

фигурирует понятие комплексного подхода, так как его ключевая идея

использования предполагает потребность решать разноуровневые проблемы

комплексно и эффективно. Здесь под комплексом принято понимать

совокупность явлений и предметов как интегральное целое. В отличие от

системного подхода, где происходит акцентуация на собственное видение

ситуации, в контекстном подходе акцент ставится именно на разнообразную

деятельность, предполагающую ее глубокое познание и осведомленность.

Безусловно, экстраполируя комплексный педагогический подход на

научно-методическое обеспечение олимпиадного этапа, такая деятельность и

осведомленность обусловлены как общим характером олимпиады, так и

спецификой иноязычного образования в военном вузе. Соответственно,

такой

подход

имплицирует

междисциплинарность,

т.е.

организацию

образовательного

процесса

в

тесном

взаимодействии

с

разными

дисциплинами и научными направлениями. Это представляет собой особую

значимость для качественного образовательного процесса олимпиадной

подготовки, так как олимпиадные тематики напрямую сопряжены не с

иностранным языком как объектом, а скорее с различными научными

областями познания (история, инженерия, дипломатическое искусство,

риторика,

тактическое

планирование,

оперативное

планирование),

выраженными на иностранном языке в смоделированных условиях.

Такие новые познавательные установки, новые точки зрения на

исследовательские

подходы

порождают

новаторские

взгляды

и

представления о методологии аккумулирования новых знаний.

В

комплексном

педагогическом

подходе

целенаправленно

выстраивается

и

упрочивается

междисциплинарное

видение

образовательного процесса, что достигается путем изучения многообразия

способов и вариантов представлений о конкретном языковом явлении.

Для успешного научно-методического обеспечения Вузовского этапа

Олимпиады комплексный подход особо важен и актуален по следующим

причинам: 1) комплексный подход служит гармоничной основой разработки

методики организации Вузовского этапа, так как под методической основой

он

рассматривает

комплексность

и

интегральность

различных

педагогических действий и событий, определенный смоделированный

алгоритм

процедур;

2)

комплексный

подход

выгодно

отличается

возможностью комплексно сочетать все современные тенденции в области

современной методики образовательного процесса.

Исходя из этого, новые тенденции в технологиях и методиках

охватывают не только олимпиадный образовательный процесс, но и весь

образовательный

процесс

в

военном

вузе,

что

дает

возможность

реализовывать междисциплинарное взаимодействие наиболее интересно и

выгодно в любых видах образовательной деятельности, развивая при этом

целостное представление у курсантов высшей военной школы о применении

знаний в области иностранного языка и навыков знакомства с иноязычной

культурой в воинской среде.

Олимпиада, как особая форма образовательного процесса в военном

вузе стимулирует формирование, развитие и подъем интеллектуального

уровня всех участников. Такое свойство на сегодняшний день является

особенно значимым, так как все более возрастает кадровый спрос на

творчески развитых, разносторонне образованных специалистов в военно-

профессиональной сфере.

Проведенный анализ дает нам возможность сформулировать ведущие

принципы взаимодействия преподавателя и курсантов в процессе подготовки

Вузовского

этапа

Олимпиады

по

английскому

языку:

1)

принцип

мотивационно-творческой

активности,

предполагающий

формирование

комплекса ценностно-смысловых установок на постоянное саморазвитие и

совершенствование

полученных

знаний;

2)

принцип

практической

направленности, который раскрывается в механизме овладения курсантами

комплексом

теоретико-методологических

и

методико-технологических

знаний в области иноязычной коммуникации в условиях динамичной

конкурентной олимпиадной среды; 3) принцип интегративности наиболее

ярко отражает сущность комплексного подхода, так как предлагает

комплексное

компилирование

различных

форм,

методов,

средств

в

образовательном процессе, а также рассматривает их в комплексе с

творческой работой.

Таким образом, можно сказать, что комплексный педагогический

подход является одним из наиболее эффективных при формировании научно-

методической основы для проведения Вузовского этапа олимпиады по

английскому

языку.

Подобное

проектирование

в

рамках

проведения

олимпиадного цикла обусловлено не только спецификой военного вуза и

деятельностью

военных

специалистов,

но

и

многоплановостью

и

неординарностью решаемых олимпиадных задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Речь Путина В.В., Материалы Совещания по вопросам развития системы

военного образования часть 2// 2013г., г. Рязань, на базе Рязанского

высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала

армии В.Ф. Маргелова

2.

Карта универсальных компетенций в высших учебных заведениях

Российской Федерации

3.

Положение об Олимпиаде среди военных вузов России и СНГ

4.

Послание Президента Федеральному собранию от 15.01.2020

5.

Глявин Ю.

В.

Как

заниматься

с

талантливой

молодежью?

//

Интеграция гуманитарных,

фундаментальных и профессиональных

знаний в образовании XXI века: материалы научн.-метод. конф. Ч. 2.

Новочеркасск: ЮРГТУ, 2002.

6.

Постановление Правительства Российской Федерации. N 751 г. Москва "О

национальной доктрине образования в Российской Федерации"

7.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный

подход. / А.А. Вербицкий - 1VL 1991.

8.

Материалы Ежегодной пресс-конференции Президента РФ Путина В.В. //

Москва 2015 год//вопрос об изучении иностранного языка



В раздел образования