Автор: Семыкина Вероника Олеговна
Должность: доцент кафедры
Учебное заведение: ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: СУЩНОСТЬ ПОДГОТОВКИ К УСТНЫМ ТУРАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СРЕДИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Раздел: высшее образование
УДК 5.8.2
Семыкина Вероника Олеговна
кандидат педагогических наук, доцент
ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
(г. Воронеж)
СУЩНОСТЬ ПОДГОТОВКИ К УСТНЫМ ТУРАМ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
СРЕДИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Процесс
выстраивания
грамотной
стратегии
научно-методического
обеспечения олимпиады, его успешность и качество всецело проявляют свои
сильные и слабые организационные стороны в процессе их практической
реализации. Именно поэтому теоретическое обоснование и анализ методической
литературы, направленной на совершенствование образовательного олимпиадного
процесса, не представляет ценности вне их применения в вузовских конкурсных
состязаниях.
В нашем исследовании мы опираемся на логичность и последовательность
организации учебного процесса, а, следовательно, нам необходимо изначально
рассмотреть разнообразные этапы олимпиадного цикла.
Как уже было отмечено ранее, Положение о проведении Всеармейских
предметных олимпиад предписывает их четырехступенчатую форму, выраженную
в Факультетском, Вузовском, Всеармейском Национальном и Международном
этапах. Ответственность за проведение Вузовского этапа всецело ложится на
военный вуз-участник и его структурное подразделение, ответственное за
предметную
область
олимпиады.
В
рамках
проведения
Вузовского
этапа
олимпиады по английскому языку, научно-методическое обеспечение полностью
зависит от работы кафедр иностранного языка.
Особенную значимость играют олимпиадные туры, проверяющие навыки
устной речи. На наш взгляд, подготовка конкурсных олимпиадных заданий,
стимулирующих совершенствование монологической и диалогической видов речи
ставит
перед
педагогом
особые
профессионально-методические
задачи,
отражающие уровень его педагогического мастерства.
Именно поэтому при овладении военно-профессиональной иноязычной
коммуникацией в процессе олимпиадной подготовки для курсантов-участников
особенно важно четкое понимание и осознание иноязычных средств и способов
формирования
и
выражения
мысли,
постижение
сложной
многоуровневой
смысловой
природы
неродного
языка.
Давно
известно,
что
военно-
профессиональная подготовка по иностранному языку отличается своей очевидной
межпредметностью, сложной многоуровневостью и полифункциональностью.
Монологические и диалогические формы высказывания на иностранном языке
являются активными и последовательными видами речи, требующих от курсанта
развивать скоростное проектирование своего устного сообщения, облекая его, в
зависимости от олимпиадной задачи, в форму устного доклада-рапорта, описания
боевой ситуации, повествования о ходе событий и рассуждения при поиске
компромиссных решений в диалоге.
В настоящее время значимость языковой подготовки будущих офицеров не
вызывает споров и сомнений. Это обусловлено несколькими основными векторами
развития военного образования: в первую очередь, в качестве учебной дисциплины
иностранный
язык
служит
определенным
гуманистическим
инструментом
взаимосвязанного развития творческих, культурологических и прогностических
качеств личности, помогает через призму другой культуры осознать и понять свою
собственную, стимулирует культурную самоидентичность и самобытность; во-
вторых, на современной военно-политической арене знание иностранного языка на
хорошем уровне дает возможность офицерам в будущем устанавливать деловые
контакты, расширять круг своих профессиональных возможностей и перспектив.
Проведение подготовки к олимпиадам по английскому языку ставит перед
вузом и ответственным структурным подразделением цель- обеспечить такое
качество
научно-методического
обеспечения,
которое
бы
обеспечило
разносторонний
контроль
уровня
сформированности
иноязычной
коммуникативной компетенции у курсантов-участников устных состязаний.
Для
педагогического
состава,
формирующего
банк
заданий,
важно
постоянно помнить о том, что устный тур нацелен на тестирование уровня
сформированности
иноязычной
коммуникативной
компетенции
у
будущих
офицеров, которые не являются студентами языковых факультетов. Роль устной
профессионально-ориентированной
коммуникации
постоянно
возрастает,
а,
следовательно, актуальным становится не только направление на обучение
неподготовленной устной речи военного на иностранном языке, но разработка
эффективной методики ее контроля.
Преподавателю,
формирующему
банк
заданий
на
устный
тур
и
оценивающему устное выступление курсантов, важно определить достигнутый
уровень иноязычной коммуникативной компетенции курсантов военного вуза, вне
зависимости
от
выбранной
специальности
или
курса
обучения,
т.е.
от
высококвалифицированных
специалистов
требуется
универсальный
методологический регулятив, алгоритм работы как с материалом подбора для
устного тура, так и для его оценивания.
Список литературы
1. Вышнепольский В. И. Методические основы подготовки и проведения
олимпиад по графическим дисциплинам в высшей школе : автореф. дис. ...
канд. пед. наук / В. И. Вышнепольский. М., 2000.
2. Блонский П.П. Педология [Текст] / П.П. Блонский. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 288 с.
3. Аванесов В.С. Проблема психологических тестов//Вопросы психологии. 1978.-
№ 5.- 97-107с.
4. Гузеев В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.:
Народное образование, 2001. 224 с.
5..
Денисенко С.И. Развитие педагогической теории и практики поддержания
воинской дисциплины в частях (на кораблях): дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998.
6. Пучков Н.П. Олимпиадная среда как фактор обеспечения качества подготовки
специалистов / Н.П. Пучков, А.И. Попов. Высокие интеллектуальные технологии и
инновации в образовании и науке: материалы 15 Междунар. науч.-метод. конф. –
СПб, 2008. –125–126 с.
7.
Пидкасистый П.И.
Подготовка
студентов
к
творческой
педагогической
деятельности [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М., 2007. – 354 с.