Автор: Семыкина Вероника Олеговна
Должность: доцент кафедры
Учебное заведение: ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: научная статья
Тема: АСПЕКТЫ КАЧЕСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Раздел: высшее образование
УДК 37.013.32
Семыкина Вероника Олеговна
кандидат педагогических наук, доцент
ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
(г. Воронеж)
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ
В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
В свете глобализации мировых процессов в последнее десятилетие большое
внимание уделяется вопросам образования и эффективной подготовки кадров в
национальных интересах Отечества. В условиях нарастания политической
конкуренции
между
основными
центрами
военно-политических
сил,
обострившейся
геополитической
обстановкой
на
международной
арене
Верховный Главнокомандующий В.В. Путин ставит перед Вооруженными
Силами РФ задачу «соответствовать по всем параметрам реалиям времени,
укреплять и поддерживать паритет» [1] с Вооруженными Силами стран
вероятных противников.
Данная цель преследуется не только в рамках боевой и командно-
информационной
составляющей,
но
и
напрямую
относится
к
военному
образованию, одной из приоритетных задач которого является качественная
подготовка специалистов, способных самореализовываться и саморазвиваться,
успешно и грамотно решать нестандартные военно-профессиональные задачи.
Вместе с тем в процессе активного международного сотрудничества не
менее важной задачей, по словам генерал-полковника В.П. Горемыкина, является
«развитие коммуникативных, в том числе иноязычных, компетенций будущих
военных специалистов» [2].
На наш взгляд, мощным механизмом единовременного решения проблем и
совершенствования иноязычных коммуникативных компетенций курсантов могут
выступать особые возможности лингвистической подготовки в высшей военной
школе. В данном ракурсе вполне очевидно, что чем многосложнее и серьезнее
ставятся военно-профессиональные задачи, тем более глубокой и качественной
должна быть лингвистическая подготовка военнослужащих, следовательно,
основательным,
и
при
этом
гибким,
должен
быть
ее
методический
инструментарий.
Необходимо
отметить,
что
в
нашей
статье
мы
соглашаемся
с
О.В. Флеровым, который говорит о том, что лингвистическая подготовка в
неязыковых
вузах
подразумевает
практико-ориентированное
изучение
иностранного языка с прикладным значением для будущего специалиста [3].
Также в работах Э.Ф. Зеера отмечается, что «профессиональное становление
представляет
собой
качественный
продуктивный
процесс
развития
и
саморазвития
личности,
освоения
и
самопроектирования
профессионально
ориентированных видов деятельности, определения своего места в профессии,
реализации себя в профессии и самоактуализации своего потенциала для
достижения вершин профессионализма» [4]. Именно поэтому на научно-
методическом уровне актуальность данной статьи связана с акцентуацией
методического инструментария, способствующего «качественной подготовке
высокообразованных
людей
и
высококвалифицированных
специалистов,
способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в
условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий»,
что отражено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 4
октября 2000 г. N 751 "О национальной доктрине образования в Российской
Федерации" [5].
На наш взгляд, обязательным условием успешной лингвистической
подготовки наряду с межпредметной интеграцией становится богатый методико-
технологический арсенал процесса ее актуализации.
Отдельного внимания
заслуживает тот факт, что лингвистическая подготовка в военном вузе
определяется особым потенциалом и возможностями иноязычного образования,
которое через диалог культур способствует развитию личности будущего
военного специалиста как субъекта родной культуры, как человека духовного, что
является
неотъемлемым
качеством
российского
офицера
в
военно-
профессиональной деятельности. Развитие такой деятельности осуществляется за
счет решения постоянно усложняющихся научных и речемыслительных задач
разного
уровня
проблемности,
отражающих
содержание
процесса
профессионально-ориентированного общения. Именно поэтому, вслед за В.М.
Монаховым, мы понимаем педагогическую технологию как «продуманную во
всех
деталях
модель
совместной
педагогической
деятельности
по
проектированию, организации и проведению учебного процесса» [6], что в рамках
работы в военном вузе подразумевает грамотно педагогически выверенную и
управляемую
систему
способов,
приемов,
шагов,
экстраполируемых
из
теоретических основ в реальный продуктивный образовательный процесс.
Список литературы
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года 13
мая 2009 года.
2. Горемыкин, В.П. Состояние системы военного образования и направления ее
развития // Сборник материалов учебно-методического сбора с должностными
лицами органов военного управления и руководящим составом образовательных
организаций Министерства обороны Российской Федерации 11-12 декабря 2014 г.,
Воронеж. – Изд-во ВУНЦ ВВС «ВВА», 2015. – С.6-40.
3. Флеров, О.В. Лингвистическая подготовка как составляющая часть
образовательного процесса современной высшей школы // электронный сборник
материалов журнала Перспективы Науки// Издательство: Фонд развития науки и
культуры (Тамбов)ISSN: 2077-6810, 2015. – С.39-42.
4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития человека / Э. Ф. Зеер. —
М. : Академия, 2006.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N
751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"
6. Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий: доклад на
заседании отделения философии образования и теоретической педагогики
Российской
академии
образования
[Текст]
/
В.М. Монахов
//
Школьные
технологии. - 2005. - № 23. - С. 4-9.