Напоминание

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ


Автор: Семыкина Вероника Олеговна
Должность: доцент кафедры
Учебное заведение: ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: научная статья
Тема: АСПЕКТЫ КАЧЕСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Раздел: высшее образование





Назад




УДК 37.013.32

Семыкина Вероника Олеговна

кандидат педагогических наук, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

(г. Воронеж)

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ

В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В свете глобализации мировых процессов в последнее десятилетие большое

внимание уделяется вопросам образования и эффективной подготовки кадров в

национальных интересах Отечества. В условиях нарастания политической

конкуренции

между

основными

центрами

военно-политических

сил,

обострившейся

геополитической

обстановкой

на

международной

арене

Верховный Главнокомандующий В.В. Путин ставит перед Вооруженными

Силами РФ задачу «соответствовать по всем параметрам реалиям времени,

укреплять и поддерживать паритет» [1] с Вооруженными Силами стран

вероятных противников.

Данная цель преследуется не только в рамках боевой и командно-

информационной

составляющей,

но

и

напрямую

относится

к

военному

образованию, одной из приоритетных задач которого является качественная

подготовка специалистов, способных самореализовываться и саморазвиваться,

успешно и грамотно решать нестандартные военно-профессиональные задачи.

Вместе с тем в процессе активного международного сотрудничества не

менее важной задачей, по словам генерал-полковника В.П. Горемыкина, является

«развитие коммуникативных, в том числе иноязычных, компетенций будущих

военных специалистов» [2].

На наш взгляд, мощным механизмом единовременного решения проблем и

совершенствования иноязычных коммуникативных компетенций курсантов могут

выступать особые возможности лингвистической подготовки в высшей военной

школе. В данном ракурсе вполне очевидно, что чем многосложнее и серьезнее

ставятся военно-профессиональные задачи, тем более глубокой и качественной

должна быть лингвистическая подготовка военнослужащих, следовательно,

основательным,

и

при

этом

гибким,

должен

быть

ее

методический

инструментарий.

Необходимо

отметить,

что

в

нашей

статье

мы

соглашаемся

с

О.В. Флеровым, который говорит о том, что лингвистическая подготовка в

неязыковых

вузах

подразумевает

практико-ориентированное

изучение

иностранного языка с прикладным значением для будущего специалиста [3].

Также в работах Э.Ф. Зеера отмечается, что «профессиональное становление

представляет

собой

качественный

продуктивный

процесс

развития

и

саморазвития

личности,

освоения

и

самопроектирования

профессионально

ориентированных видов деятельности, определения своего места в профессии,

реализации себя в профессии и самоактуализации своего потенциала для

достижения вершин профессионализма» [4]. Именно поэтому на научно-

методическом уровне актуальность данной статьи связана с акцентуацией

методического инструментария, способствующего «качественной подготовке

высокообразованных

людей

и

высококвалифицированных

специалистов,

способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в

условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий»,

что отражено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 4

октября 2000 г. N 751 "О национальной доктрине образования в Российской

Федерации" [5].

На наш взгляд, обязательным условием успешной лингвистической

подготовки наряду с межпредметной интеграцией становится богатый методико-

технологический арсенал процесса ее актуализации.

Отдельного внимания

заслуживает тот факт, что лингвистическая подготовка в военном вузе

определяется особым потенциалом и возможностями иноязычного образования,

которое через диалог культур способствует развитию личности будущего

военного специалиста как субъекта родной культуры, как человека духовного, что

является

неотъемлемым

качеством

российского

офицера

в

военно-

профессиональной деятельности. Развитие такой деятельности осуществляется за

счет решения постоянно усложняющихся научных и речемыслительных задач

разного

уровня

проблемности,

отражающих

содержание

процесса

профессионально-ориентированного общения. Именно поэтому, вслед за В.М.

Монаховым, мы понимаем педагогическую технологию как «продуманную во

всех

деталях

модель

совместной

педагогической

деятельности

по

проектированию, организации и проведению учебного процесса» [6], что в рамках

работы в военном вузе подразумевает грамотно педагогически выверенную и

управляемую

систему

способов,

приемов,

шагов,

экстраполируемых

из

теоретических основ в реальный продуктивный образовательный процесс.

Список литературы

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года 13

мая 2009 года.

2. Горемыкин, В.П. Состояние системы военного образования и направления ее

развития // Сборник материалов учебно-методического сбора с должностными

лицами органов военного управления и руководящим составом образовательных

организаций Министерства обороны Российской Федерации 11-12 декабря 2014 г.,

Воронеж. – Изд-во ВУНЦ ВВС «ВВА», 2015. – С.6-40.

3. Флеров, О.В. Лингвистическая подготовка как составляющая часть

образовательного процесса современной высшей школы // электронный сборник

материалов журнала Перспективы Науки// Издательство: Фонд развития науки и

культуры (Тамбов)ISSN: 2077-6810, 2015. – С.39-42.

4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития человека / Э. Ф. Зеер. —

М. : Академия, 2006.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N

751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"

6. Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий: доклад на

заседании отделения философии образования и теоретической педагогики

Российской

академии

образования

[Текст]

/

В.М. Монахов

//

Школьные

технологии. - 2005. - № 23. - С. 4-9.



В раздел образования