Напоминание

Звуки С и Ш в словах и предложениях


Автор: Мышкис Надежда Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Д/С23 "Калейдоскоп"
Населённый пункт: Московская область, деревня Дрожжино
Наименование материала: конспект
Тема: Звуки С и Ш в словах и предложениях
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект занятия на тему:

Звуки С и Ш в словах и предложениях

(подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста)
Цель:
дифференциация звуков С и Ш в словах и предложениях

Задачи:
Коррекционно-развивающие: - корригировать произношение; - корригировать и развивать слуховое восприятие - развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением. Образовательные: - развивать навыки звукового анализа и синтеза; - развивать навыки распространения предложений по вопросам. Воспитательные: - воспитывать интерес к занятиям; - воспитывать самостоятельность; - воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие). Здоровьесберегающие: - планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей; - соблюдать правильную посадку ребенка; - соблюдать режим охраны зрения. Оборудование: картинки для фонетических упражнений из пособия О.А Безруковой; картинки из учебно-методического пособия «Как научить малыша говорить» О.Г. Приходько, О.В. Югова; куклы Соня и Миша; игрушки: самокат, самолет, бусы, машина, мишка, петушок; наборы символов для составления звуковых схем слов. 1

Ход занятия
Этапы занятия Виды работы на этапе Деятельность педагога Деятельно сть детей Какие задачи решались в ходе выполнения заданий I. Оргмомент Отгадывание загадок. Подведение детей к теме занятия. Педагог представляет детям героев мальчика Мишу и девочку Соню. Загадка от мальчика Миши: Пушистая, а не зверь. Греет, а не печка. (Ответ: шуба) Загадка от девочки Сони: Вот обувка для ноги, До колен они, из кожи, На чулки чуть- чуть похожи, С каблуками (ответ: сапоги) Логопед обращает внимание детей на первые звуки в словах шуба и сапоги и сообщает детям, что на данном занятии будут повторяться звуки С и Ш. Дети отгадыва ют загадки. Организовать детей. Настроить детей на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологическог о климата. Подведение детей к теме занятия II. Основной этап II. 1 Проверка Д/З Проверка домашнего задания. Педагог проверяет домашнее задание по теме: «Дифференциация звуков Ш- С в слогах» Дети произнося т слоги Определить уровень усвоения пройденного материала. II. 2 Актуализа ция знаний Сравнение звуков С и Ш. Педагог предлагает детям вспомнить артикуляцию звуков С и Ш: «Чем отличается звук Ш от звука С?» (При звуке С язычок внизу и губки «улыбаются», при Ш – язычок наверху, губки Дети, смотря в индивиду альные зеркала, произнося т звуки С и Ш, Актуализироват ь знания детей по теме занятия. 2
вытянуты вперед), а так же характеристику звуков С и Ш (согласный, глухой, твердый). сравнива ют и характери зуют их. II. 3 Изучение нового материала Подбор слов со звуками Ш и С. Сравнение слов, отличающихс я одним звуком. Педагог обращает внимание детей на наборное полотно, на котором выставлены картинки. Педагог от имени Миши и Сони предлагает детям, сидящим в первом ряду, выбрать картинки, в названиях которых есть звук С, сидящим во втором ряду картинки, в названиях которых есть звук Ш. Затем педагог просит сравнить детей пары слов: кашка- каска, Машка-маска, миска- мишка, при этом выясняется, что каждая пара слов отличается одним звуком. Дети выбирают картинки по инструкци и, сравнива ют слова. Научить детей дифференциров ать звуки С-Ш в словах. II. 4 Закреплен ие изученного материала Составление звуковых схем слов. Педагог от имени Миши и Сони предлагает детям составить звуковые схемы слов (маска-Машка), обращая внимание детей, что изменение одного звука привело к образованию нового слова. Дети составляю т звуковые схемы слов. Закреплять навык дифференциров ания звуков С-Ш в словах. Динамиче ская пауза Педагог проводит с детьми динамическую паузу: Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.) Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.) Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.) То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.) То вверх, то назад. Дети выполняю т упражнен ия вместе с педагогом . Развивать общую моторику, координировать речь с движением. 3
(Потягиваются вверх, назад.) То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.) Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».) Дети тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.) II. 4 Закреплен ие изученного материала Распростране ние предложений с помощью вопросов. Педагог от имени Миши и Сони предлагает детям по картинкам произнести ряд предложений, которые нужно запомнить. Затем в форме игры «живые слова» каждое из предложений составляется при помощи вопросов: кто? что делает? и др., а затем распространяется так же при помощи вопросов. Примерный материал: при помощи вопроса «На чем?» распространяется предложение: Наташа катается. Составляется предложение: Наташа катается на самокате. При помощи вопроса «на чем?» распространяется предложение: Саша катает мишку. Составляется предложение: Саша катает мишку на санках. При помощи вопроса «какой?» распространяется предложение: Кувшин поставили в шкаф. Составляется предложение: Синий кувшин поставили в шкаф. При помощи вопроса «где?» распространяется предложение: Собака лает. Составляется предложение: Собака лает на улице. Затем Дети запомина ют предложе ния, затем с помощью вопросов распростр аняют предложе ния. Закреплять правильное произношение звуков Ш и С в предложениях. Научить детей распространять предложения с помощью вопросов 4
это предложение распространяется при помощи вопроса «Какая?». Составляется предложение: Злая собака лает на улице. Каждый раз производится подсчет слов в предложении. Зрительн ая гимнасти ка Упражнение «Стрекоза». Педагог проводит с детьми зрительную гимнастику «Стрекоза» Вот какая стрекоза - как горошины глаза. Влево – вправо, назад – вперед - Ну, совсем как вертолет. Мы летаем высоко. Мы летаем низко. Мы летаем далеко. Мы летаем близко. ( Педагог и дети пальцами делают очки. Глазами смотрят вправо- влево. Круговые движения глаз. Смотрят вверх. Смотрят вниз. Смотрят вперед. Смотрят вниз). Дети выполняю т движения вместе с логопедо м. Соблюдать режим охраны зрения. II. 5 Контроль знаний и умений Игра «Подбери игрушки». Педагог просит детей подобрать игрушки для Сони (самокат, самолет, бусы, лиса) и Миши (машина, мишка, петушок, шарики). Дети подбираю т игрушки. Проконтролиро вать уровень усвоения детьми правильного произношения звуков С и Ш. III. Итог занятия III. 1 Подведени е итогов и оценка деятельно Опрос. Оценивание. Педагог предлагает детям вспомнить, что они узнали на занятии, какие звуки учились произносить, затем оценивает работу детей. Дети отвечают педагогу. Подвести итог работы на занятии. 5
сти учащихся III. 2 Домашнее задание Объяснение домашнего задания. Педагог предлагает детям в рабочих тетрадях закончить стихотворения, подобрав слова в рифму так, чтобы получились смешные стишки: Положили в миску (кашку) Надевал пожарный (каску) Сладко спит в берлоге (мишка) На столе с салатом (миска) На лицо надета (маска) Имя нашей кошки (Машка) После этого детям предлагается выучить «рифмушки». Дети получают домашнее задание. Закрепить пройденную тему во время домашних заданий. МАДОУ №23 «Калейдоскоп» Учитель-логопед Мышкис Н.В. 6


В раздел образования