Автор: Мышкис Надежда Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ Д/С23 "Калейдоскоп" Населённый пункт: Московская область, деревня Дрожжино Наименование материала: конспект Тема: Звуки С и Ш в словах и предложениях Раздел: дошкольное образование
(подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста)
Цель: дифференциация звуков С и Ш в словах и предложениях
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать слуховое восприятие
- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением.
Образовательные:
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать навыки распространения предложений по вопросам.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- соблюдать режим охраны зрения.
Оборудование: картинки для фонетических упражнений из пособия О.А Безруковой;
картинки из учебно-методического пособия «Как научить малыша говорить» О.Г.
Приходько, О.В. Югова; куклы Соня и Миша; игрушки: самокат, самолет, бусы, машина,
мишка, петушок; наборы символов для составления звуковых схем слов.
1
Ход занятия
Этапы
занятия
Виды работы
на этапе
Деятельность педагога
Деятельно
сть детей
Какие задачи
решались в
ходе
выполнения
заданий
I.
Оргмомент
Отгадывание
загадок.
Подведение
детей к теме
занятия.
Педагог представляет детям
героев мальчика Мишу и
девочку Соню.
Загадка от мальчика Миши:
Пушистая, а не зверь.
Греет, а не печка.
(Ответ: шуба)
Загадка от девочки Сони:
Вот обувка для ноги,
До колен они, из кожи,
На чулки чуть- чуть похожи,
С каблуками
(ответ: сапоги)
Логопед обращает внимание
детей на первые звуки в
словах шуба и сапоги и
сообщает детям, что на
данном занятии будут
повторяться звуки С и Ш.
Дети
отгадыва
ют
загадки.
Организовать
детей.
Настроить детей
на занятие.
Способствовать
созданию
благоприятного
психологическог
о климата.
Подведение
детей к теме
занятия
II.
Основной
этап
II. 1
Проверка
Д/З
Проверка
домашнего
задания.
Педагог проверяет
домашнее задание по теме:
«Дифференциация звуков Ш-
С в слогах»
Дети
произнося
т слоги
Определить
уровень
усвоения
пройденного
материала.
II. 2
Актуализа
ция знаний
Сравнение
звуков С и Ш.
Педагог предлагает детям
вспомнить артикуляцию
звуков С и Ш:
«Чем отличается звук Ш от
звука С?» (При звуке С
язычок внизу и губки
«улыбаются», при Ш –
язычок наверху, губки
Дети,
смотря в
индивиду
альные
зеркала,
произнося
т звуки С и
Ш,
Актуализироват
ь знания детей
по теме
занятия.
2
вытянуты вперед),
а так же характеристику
звуков С и Ш (согласный,
глухой, твердый).
сравнива
ют и
характери
зуют их.
II. 3
Изучение
нового
материала
Подбор слов
со звуками Ш
и С.
Сравнение
слов,
отличающихс
я одним
звуком.
Педагог обращает внимание
детей на наборное полотно,
на котором выставлены
картинки. Педагог от имени
Миши и Сони предлагает
детям, сидящим в первом
ряду, выбрать картинки, в
названиях которых есть звук
С, сидящим во втором ряду
картинки, в названиях
которых есть звук Ш. Затем
педагог просит сравнить
детей пары слов: кашка-
каска, Машка-маска, миска-
мишка, при этом выясняется,
что каждая пара слов
отличается одним звуком.
Дети
выбирают
картинки
по
инструкци
и,
сравнива
ют слова.
Научить детей
дифференциров
ать звуки С-Ш в
словах.
II. 4
Закреплен
ие
изученного
материала
Составление
звуковых схем
слов.
Педагог от имени Миши и
Сони предлагает детям
составить звуковые схемы
слов (маска-Машка),
обращая внимание детей,
что изменение одного звука
привело к образованию
нового слова.
Дети
составляю
т
звуковые
схемы
слов.
Закреплять
навык
дифференциров
ания звуков С-Ш
в словах.
Динамиче
ская пауза
Педагог проводит с детьми
динамическую паузу:
Трава маленькая-маленькая.
(Делают приседания.)
Деревья высокие-высокие.
(Поднимают руки вверх.)
Ветер деревья качает-качает.
(Вращаются.)
То направо, то налево
наклоняет. (Наклоняются
вправо, влево.)
То вверх, то назад.
Дети
выполняю
т
упражнен
ия вместе
с
педагогом
.
Развивать
общую
моторику,
координировать
речь с
движением.
3
(Потягиваются вверх, назад.)
То вниз сгибает.
(Наклоняется вперед.)
Птицы летят-улетают. (Машут
руками-«крыльями».)
Дети тихонько за парты
садятся. (Садятся за парты.)
II. 4
Закреплен
ие
изученного
материала
Распростране
ние
предложений
с помощью
вопросов.
Педагог от имени Миши и
Сони предлагает детям по
картинкам произнести ряд
предложений, которые
нужно запомнить. Затем в
форме игры «живые слова»
каждое из предложений
составляется при помощи
вопросов: кто? что делает? и
др., а затем
распространяется так же при
помощи вопросов.
Примерный материал: при
помощи вопроса «На чем?»
распространяется
предложение: Наташа
катается. Составляется
предложение: Наташа
катается на самокате. При
помощи вопроса «на чем?»
распространяется
предложение: Саша катает
мишку. Составляется
предложение: Саша катает
мишку на санках. При
помощи вопроса «какой?»
распространяется
предложение: Кувшин
поставили в шкаф.
Составляется предложение:
Синий кувшин поставили в
шкаф. При помощи вопроса
«где?» распространяется
предложение: Собака лает.
Составляется предложение:
Собака лает на улице. Затем
Дети
запомина
ют
предложе
ния, затем
с
помощью
вопросов
распростр
аняют
предложе
ния.
Закреплять
правильное
произношение
звуков Ш и С в
предложениях.
Научить детей
распространять
предложения с
помощью
вопросов
4
это предложение
распространяется при
помощи вопроса «Какая?».
Составляется предложение:
Злая собака лает на улице.
Каждый раз производится
подсчет слов в предложении.
Зрительн
ая
гимнасти
ка
Упражнение
«Стрекоза».
Педагог проводит с детьми
зрительную гимнастику
«Стрекоза»
Вот какая стрекоза - как
горошины глаза.
Влево – вправо, назад –
вперед -
Ну, совсем как вертолет.
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.
( Педагог и дети пальцами
делают очки.
Глазами смотрят вправо-
влево.
Круговые движения глаз.
Смотрят вверх.
Смотрят вниз.
Смотрят вперед.
Смотрят вниз).
Дети
выполняю
т
движения
вместе с
логопедо
м.
Соблюдать
режим охраны
зрения.
II. 5
Контроль
знаний и
умений
Игра
«Подбери
игрушки».
Педагог просит детей
подобрать игрушки для Сони
(самокат, самолет, бусы,
лиса) и Миши (машина,
мишка, петушок, шарики).
Дети
подбираю
т игрушки.
Проконтролиро
вать уровень
усвоения
детьми
правильного
произношения
звуков С и Ш.
III. Итог
занятия
III. 1
Подведени
е итогов и
оценка
деятельно
Опрос.
Оценивание.
Педагог предлагает детям
вспомнить, что они узнали на
занятии, какие звуки учились
произносить, затем
оценивает работу детей.
Дети
отвечают
педагогу.
Подвести итог
работы на
занятии.
5
сти
учащихся
III. 2
Домашнее
задание
Объяснение
домашнего
задания.
Педагог предлагает детям в
рабочих тетрадях закончить
стихотворения, подобрав
слова в рифму так, чтобы
получились смешные
стишки:
Положили в миску (кашку)
Надевал пожарный (каску)
Сладко спит в берлоге
(мишка)
На столе с салатом (миска)
На лицо надета (маска)
Имя нашей кошки (Машка)
После этого детям
предлагается выучить
«рифмушки».
Дети
получают
домашнее
задание.
Закрепить
пройденную
тему во время
домашних
заданий.
МАДОУ №23 «Калейдоскоп» Учитель-логопед Мышкис Н.В.
6