Напоминание

Деепричастия совершенного и несовершенного вида


Автор: Михайлова Юлия Эдуардовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия №1 имени Героя Советского Союза А.К.Абдрахманова
Населённый пункт: г. Агрыз, Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.

Тема: Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Цель: Организация деятельности учащихся по изучению темы «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».

Задачи: Образовательные:

- организовать деятельность обучающихся по изучению морфологических признаков такой части речи, как деепричастие,

- создать условия для саморазвития обучающихся,

- систематизировать полученные ранее знания,

-формировать орфографическую зоркость,

-формировать умение отличать деепричастия от других частей речи.

Развивающие:

-обогащать словарный запас учащихся,

-обучать умению сравнивать, выделять главное, систематизировать, объяснять понятия,

-развивать логическое мышление и умение отстаивать свою позицию;

-формировать личность, способную к творческой деятельности,

-развивать навыки работы в коллективе.

Воспитательные:

- создать эмоциональную творческую обстановку,

- воспитывать любовь к языку и Родине,

- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании,

- содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать особенности деепричастия; уметь образовать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск

информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.

Личностные: понимание определяющей роли языка родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных

качеств личности, его значения в процессе получения знаний.

Форма работы: фронтальная работа учителя с классом, индивидуальная работа, работа в парах.

Образовательные технологии: технологии деятельностного типа (технология развития критического мышления, технология проблемного

диалога), игровая технология, технология личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: проектор, презентации Notebook 15 «Деепричастия совершенного и несовершенного вида», «Физминутка для глаз»,

раздаточный материал, иллюстрации к уроку.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

знать особенности деепричастия; уметь

образовать деепричастия совершенного и

несовершенного вида.

овладение приемами отбора и

систематизации материала на определенную

тему; умение вести самостоятельный поиск

информации, способность к преобразованию,

сохранению и передаче информации.

понимание определяющей роли языка родного

языка в развитии интеллектуальных,

творческих способностей и моральных качеств

личности, его значения в процессе получения

знаний.

Формируемые универсальные учебные действия

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Приобретают умения

мотивированно

организовывать свою

деятельность;

Понимают учебную

задачу;

осуществляют

целеполагание;

Учатся понимать

позицию партнера;

задают вопросы,

отвечают на вопросы

положительное отношение к

учению, к познавательной

деятельности;

желание приобретать новые

выполняют учебно-

познавательные действия в

материализованной и

умственной форме;

осуществляют для решения

учебных задач анализ,

синтез, сравнение,

классификации,

устанавливают причинно-

следственные связи, делают

выводы;

развивают умение

анализировать, сравнивать

объекты;

осознают учебно-

воспитательную задачу.

контролируют учебные

действия;

исправляют допущенные

ошибки;

учатся корректировать

выполнение задания в

дальнейшем;

оценивают свою работу.

других, формулируют

собственные мысли;

высказывают и

обосновывают свою

точку зрения;

осуществляют

совместную

деятельность в группах

с учетом конкретных

учебно-познавательных

задач;

создают условия для

успешного

сотрудничества с

учителем,

одноклассниками;

строят небольшие

монологические

выступления.

знания, умения,

совершенствовать

имеющиеся;

осознавать свои трудности и

стремиться к их

преодолению;

осваивать новые виды

деятельности;

участвовать в творческом,

созидательном процессе;

осознание себя как

индивидуальности и

одновременно как члена

общества, признание для себя

общепринятых морально-

этических норм, способность

к самооценке своих действий,

поступков;

осознание себя как

гражданина, как

представителя определённого

народа, определённой

культуры, интерес и уважение

к другим народам;

стремление к красоте,

готовность поддерживать

состояние окружающей среды

и своего здоровья

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивационно-

целевой

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Эдуардовна,

сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.

Мы называем место, где родились и живем - Родина,

Отечество, Россия. И во все времена люди гордились и

прославляли, любили и берегли свою Родину и

защищали от врагов. День Героев Отечества в России -

это памятная дата, которая отмечается в нашей стране

ежегодно 9 декабря.

- Скажите, пожалуйста, кто такой герой?

- Когда я готовилась к уроку, заглянула в толковый

словарь Ожегова С.И. Вот такие лексические значения

слова «Герой» там нашла. Посмотрите на экран.

Посчитайте, сколько лексических значений у слова

«Герой»?

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

Работают со статьёй

словаря

Познавательные: осознают учебно-

воспитательную задачу.

Коммуникативные: учатся

понимать позицию партнера.

Личностные: желают приобретать

новые знания, умения.

- Я хотела бы, чтобы каждый из вас был тоже сегодня

героем, таким героем, которому соответствует

лексическое значение под цифрой 4. Прочитайте это

значение.

- Надеюсь, что вы сегодня будете такими героями,

которые всех будут удивлять познаниями в области

русского языка. Желаю вам удачи!

Тот, кто привлёк к себе

внимание (чаще о том, кто

вызывает восхищение,

подражание, удивление).

2.

Ориентационный

Начнем с опроса теоретического материала. В этом нам

поможет чёрная шляпа. Достаём листочки с заданием,

отвечаем только «да» или «нет».

материла. В этом нам поможет черная шляпа. Достаем

листочки с вопросамии отвечаем на них. Все

вопросы будут предусматривать ответ «Да» или «Нет».

Будьте внимательны!

- Деепричастие –это самостоятельная часть речи?

- Деепричастие изменяется по падежам и лицам?

-

Деепричастие

обозначает

признак

предмета,

проявляющийся во времени, по его действию

-Деепричастие

обозначает добавочное

действие к

основному глаголу

-

Деепричастие

в

предложении

выполняет

рольопределения

Отвечают на вопросы.

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Личностные: положительное

отношение к учению, к

познавательной деятельности;

-

Деепричастие

в

предложении

выполняет

роль

обстоятельства

- Деепричастие может быть настоящего, будущего и

прошедшего времени

-Деепричастие и деепричастные обороты выделяются

запятыми

-Молодцы! Запомнили, что такое деепричастие.

-Ребята, у вас на столах лежат чек-листы, в которых мы

будем работать в течение всего урока. Посмотрите в них.

Рассмотрите чёрно-белые картинки.

-Что делают все эти объекты?

-Что мы можем определить по их действию, когда будем

задавать вопрос?

-Как вы думаете, действие на них совершается в данный

момент времени или уже совершилось?

- Сейчас я бы хотела показать вам видеоролик, который

называется «Герои Отечества».

- Скажите, действие на них совершенное или еще

несовершенное?

- Еще есть цветные картинки. Рассмотрите их

внимательно. Здесь изображены герои – земляки,

которые уже совершили подвиг, и это совсем малая

Да

Нет

Да

Совершают какие-то

действия

Время, вид

Нет

Да

Познавательные: выполняют

учебно-познавательные действия в

материализованной и умственной

форме; осуществляют для решения

учебных задач анализ, синтез,

сравнение, классификации,

устанавливают причинно-

следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: понимают учебную

задачу.Осуществляют

целеполагание.

часть, таких героев много на всей нашей Республике.

-На картинках изображено действие, которое

совершается в данный момент или оно уже совершено?

-На что будет указывать совершенное или

несовершенное действие?

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего нашего

урока?!

-Молодцы, какую цель мы должны достичь на

сегодняшнем уроке?

-Тему и цель урока сверим с доской.

- Давайте попробуем в некоторых предложенных вам

деепричастиях найти ту морфему, при помощи которой

образовалось деепричастие. Иными словами, выделим

суффикс, определим вид деепричастия.

Кричать из окопа - крича

Стоять на страже – стоя

На вид – совершенный

или несов.

Совершенный и

несовершенный вид

деепричастий.

Узнать, как образуются

деепричастия

совершенного и

несовершенного вида, чем

отличаются, какие

суффиксы пишутся, какую

роль играют

деепричастия.

Коммуникативные: задают

вопросы, отвечают на вопросы

других, формулируют собственные

мысли, высказывают и

обосновывают свою точку зрения.

Написать письмо домой - написав

Задуматься о Родине - задумавшись

-Скажите, от каких глаголов образованы деепричастия

совершенного вида? От каких – несовершенного?

-При

помощи

каких

суффиксов

образуются

деепричастия совершенного и несовершенного вида?

- Откроем наши чек-листы и посмотрим, были ли мы

правы.

-Давайте сделаем небольшой вывод.

-Заполните таблицу. Взаимопроверка.

Деепричастия

На

какие

вопрос

ы

отвечаю

т

Как

образуют

ся

Пример

ы

Несовершенн

ый вид

Совершенный

вид

- Мне нужны 2 добровольца, которые смогут заполнить

Несов. от глаголов

несов.вида, сов.-сов.вида

несов – а, я, учи, ючи; сов

– в, вши, ши

анализ таблицы

Делают вывод (Несов. от

глаголов несов.вида, сов.-

сов.вида. Несов – а, я, учи,

ючи; сов – в, вши, ши)

Рассматривают и читают

таблицу.

такую же таблицу у доски.

-Молодцы, ребята! Сверим по эталону (посмотрите на

экран)

-В любых правилах есть свои исключения. Дело в том,

что не от всех глаголов можно образовать деепричастия

несовершенного вида.

- Рассмотрим эти глаголы на закладках, которые я вам

подарю. С лицевой стороны закладки нарисован герой

Отечества, на другой – Слова-исключения.

- Что это за глаголы? Давайте рассмотрим таблицу,

которую я вам приготовила.

-Теперь предлагаю немного отдохнуть.

-Встаём из-за парт и повторяем движения за мной

Пусть всегда будет солнце (руки вверх)

Пусть всегда будет небо(руки вверху развести в стороны

Пусть всегда будет море (руки развести в стороны)

Пусть всегда буду я (руки на себя)

Пусть всегда поют песни (наклоны головой)

Пусть всегда будут танцы (приседание)

Пусть всегда будут птицы (Движение руками)

Пусть всегда будет мир (Хлопки над головой)

-Пока не садитесь. Выполним еще разминку для глаз.

1. Зажмурить глаза. Расслабить. (5 раз)

2. Круговые движения глазами. Головой не двигать.

3. Поморгать 10 сек. Закрыть глаза. Открыть.

-Садитесь.

3.

Исследовательский

Исследовательская работа в группах.

-Ребята, а как вы думаете, какую роль выполняют

деепричастия в нашей речи.

-Сейчас мы это узнаем, выполнив задание на карточке.

Поэтому мы сейчас прочитаем стихотворения о героях и

найдем в этих стихотворениях деепричастия.

Задание: Прочитайте выразительно отрывки из

стихотворений, найдите деепричастие, определите

его вид. Расставьте пропущенные запятые.

1.

Рождает Родина героев

Коль нашу землю топчет враг

Они прикрыв её собою

Не отступают ни на шаг

2.

И лётчики сражались смело

Срывая вражеский налёт

Их сила духа без предела,

Отвечают на вопросы

учителя

Работа в группах с

текстом.

Регулятивные: контролируют

учебные действия, исправляют

допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют

совместную деятельность в группах

с учетом конкретных учебно-

познавательных задач.

Познавательные: устанавливают

причинно- следственные связи,

делают выводы.

Личностные: осознают свои

возможности в учении; способны

рассуждать о причинах своего

успеха или неуспеха, связывая

успехи с усилиями, трудолюбием.

Участвуют в творческом,

Они её берут в полёт

3.

От героев былых времён

Не осталось порой имён

Те кто приняв смертный бой

Стали просто землёй и травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых

4.

Сколько юных тогда не вернулось назад

Не дожив не допев под гранитом лежат

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье,

Ты послушай святую минуту молчанья.

5.

Пускай сердца волнуясь замирают

Когда в дорогу горны позовут

Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут.

-Нужны ли деепричастия в речи? Для чего?

Деепричастия обладают

богатыми

выразительными

возможностями. Эти

свойства широко

используют поэты и

писатели в своих

произведениях.

Использование

деепричастий помогает

поэту создавать зримые,

яркие, запоминающиеся

образы.

созидательном процессе;

осознают себя как

индивидуальности и одновременно

как члена общества, признание для

себя общепринятых морально-

этических норм,

осознают себя как гражданина, как

представителя определённого

народа, определённой культуры,

интерес и уважение к другим

народам;

4.Практический.

- Предлагаю вам следующий вид работы:

распределительный диктант. В одну колонку мы

записываем глаголы совершенного вида, в другую –

несовершенного. Рядом с этими глаголами вам

предстоит образовать деепричастия.

Закончив работу, проверим, правильно ли мы

Вывод: Деепричастия

несовершенного вида

образуются от основы

глаголов настоящего

времени с помощью

суффиксов – а-, -я-,

Познавательные: осуществляют

для решения учебных задач

операции анализа, синтеза,

сравнения, классификации,

устанавливают причинно -

следственные связи, делают

сформулировали правило написания суффиксов

деепричастий.

Вытирать, вытереть, бледнеть, побледнеть, дать,

организовать, рисовать, кричать, крикнуть, молчать,

замолчать, читать, прочитать, прийти.

Несовершенный вид

Совершенный вид

Вытирать-вытирая,

бледнеть – бледнея, давать

– давая, рисовать – рисуя,

кричать – крича, молчать –

молча, читать – читая,

прийти – придя.

Вытереть-вытерев, дать –

дав, побледнеть-побледнев,

организовать –

организовав, замолчать-

замолчав, прочитать –

прочитав.

-Выберите 1 деепричастие и составьте предложения на

тему «Герои». Кто желает прочитать получившееся

предложение?

- Сравните таблицу по эталону на доске.

- Теперь откройте чек-листы и сравните наши выводы и

выводы на листе.

-Всё ли верно мы с вами определили?

а деепричастия

совершенного вида

образуются от основ

неопределённой формы

глаголов с помощью

суффиксов - в-, -вши-,-ши.

Открывают учебник

обобщения, выводы.

Регулятивные: учатся

корректировать выполнение задания

в дальнейшем.

Познавательные: развивают

умение анализировать, сравнивать

объекты.

Коммуникативные: создают

условия для успешного

сотрудничества с учителем,

одноклассниками.

5.Рефлексивно-

оценочный

-Подведём итог урока.

-Вспомните, какая цель на урок нами была поставлена?

-Достигли ли мы ее?

Подведение итогов урока

Самооценка

Познавательные: приобретают

умения мотивированно

организовывать свою деятельность.

- В качестве домашнего задания я предлагаю вам

карточки, на которых есть задания, задания эти разного

уровня сложности. Дома вы прочитаете эти задания и

критерии оценивания, и выполните то, которое вам

больше подходит.

- Вы сегодня были настоящими героями! Очень

продуктивно и активно работали. И поэтому мы сейчас в

качестве оценивания создадим салют Победы. Но салют

будет необычный. Он будет звёздный.

- У вас на партах у каждого есть звезды. Красная,

оранжевая, синяя.

Наклейте на доску звезду того цвета, который вам

подходит больше. (пока дети клеят звёзды, включить

музыку патриотическую)

Красная - тема понятна

Оранжевая - есть вопросы

Синяя – тема непонятна.

- Посмотрите, какой Салют Победы у нас получился, а

всё это благодаря вам, ребята, вашим стараниям и

усилиям на уроке.

- Мне очень понравилось с вами работать, спасибо вам

за урок.

Рефлексия.

Регулятивные: оценивают свою

работу.

Коммуникативные: строят

небольшие монологические

выступления.

Личностные: осознают свои

трудности и стремятся к их

преодолению; осваивают новые

виды деятельности.



В раздел образования