"Сравнение по длине. Уточнение понятий: вчера, сегодня, завтра".
Автор: Белоглазова Ольга Николаевна Должность: учитель - дефектолог Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 1 " Улыбка" компенсирующего вида Населённый пункт: г. Благовещенск, Республика Башкортостан Наименование материала: Конспект НОД по математике Тема: "Сравнение по длине. Уточнение понятий: вчера, сегодня, завтра". Раздел: дошкольное образование
Коррекционно-обучающие:
Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать
независимость результата счета от качественных признаков предмета
(цвета, формы и величины).
Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать
их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты
сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче самый
короткий (и наоборот).
Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.
Коррекционно-развивающие:
развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
воспитывать усидчивость, внимательность, любознательность.
Демонстрационный материал. Магнитная доска, квадраты и треугольники
одного цвета (по 4 штуки), большие красные и маленькие зеленые круги (по 6
штук), матрешка, 5 разноцветных полосок раз) длины и одинаковой ширины.
Раздаточный материал . Разноцветные полоски разной длины одинаковой
ширины (по 5 штук для каждого ребенка).
Ход непосредственной образовательной деятельности:
I Организационный момент
Предлагаю встать в круг.
- Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
II Основная часть.
1. Игровое упражнение «Поручение» (проводится на демонстрационном
материале).
Педагог предлагает детям расположить в ряд на магнит доске 4 квадрата и 4
треугольника. Затем спрашивает:
- «Как поверить, сколько на доске квадратов и треугольников?
- Сосчитать квадраты и треугольники. (Вызывает несколько детей.)
- Сколько квадратов?
- Сколько треугольников?
- Что можно сказать о количество квадратов и треугольников?
- Как проверить равенство, не считая геометрические фигуры?» (Дети
используют разные способы (сравнения.)
Педагог обращает внимание детей на то, что количество квадратов и
треугольников можно обозначить одним числом: четыре.
Педагог вызывает нескольких детей и предлагает им на верхней полоске
магнитной доски расположить 5 красных и 5 зеленых кругов (зеленые круги
располагаются вслед за красными кругами).
Затем выясняет:
- «Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько доске красных кругов и сколько
зеленых?
- Сколько красных кругов?
- Сколько зеленых кругов?
- Что можно сказать о количестве красных и зеленых кругов?
- Чем еще отличаются круги? (Величиной.)
- Как расположить круги, чтобы было видно их равное количество?» (Дети
сверяют выбранные способы сравнения: наложение и приложение).
Педагог делает вывод: «Круги отличаются по цвету и величине. Но мы
посчитали все круги и узнали, что их поровну, по пять штук.
2.
Игровое упражнение «Построим лесенку для матрешки».
Педагог предлагает детям наложить полоски друг на друга. Затем выясняет:
- «Что можно сказать о ширине полосок? (Полоски по ширине.)
- Что можно сказать о длине полосок?» (Полоски длине.)
Педагог предлагает детям построить лесенку, расположив полоски начиная с
самой короткой и заканчивая самой длинной. Уточняет способ действия.
После выполнения задания вместе с детьми проверьте последовательность
расположения полосок. Затем предлагает матрешке пройти по лесенке сверху
вниз и назвать длину каждой ступеньки.
- «Что можно сказать о длине красной ступеньки по равной длине других
(соседних) ступенек?»)
3 . Аналогичное задание дети выполняют на раздаточном материале.
Они раскладывают полоски, начиная с самой длинной и заканчивая самой
короткой. Педагог уточняет способ действия каждой полоски.
4 Игровое упражнение «Когда это было?».
Матрёшка задает детям вопросы:
- «Когда было занятие по математике. (Сегодня.)
- Какое занятие было вчера?
- Какое занятие будет завтра?
- Мы завтра будем играть на прогулке?»
III Итог:
-Что вам больше всего понравилось?
- Как можно сосчитать фигуры?