Напоминание

Влияние внеаудиторной деятельности на личность студента колледжа


Автор: Маханькова Наталья Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж» Рузский филиал
Населённый пункт: г. Руза
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние внеаудиторной деятельности на личность студента колледжа
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Смоленский государственный университет»

Научный доклад

об основных результатах

подготовленной научно-квалификационной работы по теме:

«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выполнила:

аспирантка 4 курса

заочного отделения

направления подготовки 13.00.01

«Общая педагогика,

история педагогики и образования»

Маханькова Наталья Ивановна

Научный руководитель:

Налетова Наталья Юрьевна,

доктор педагогических наук, профессор

Смоленск 2025

1

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение…………………………………………………………3

2.

Основная часть…………………………………………………9

3.

Заключение…………………………………………………….44

4.

Список

литературы…………………………………………….48

2

I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время система

образования России проходит процесс модернизации. Этот процесс

придает особую значимость подготовке специалистов среднего звена,

способных быстро реагировать на изменения, чтобы соответствовать

требованиям современного общества.

Формирование

социально

активной

личности

студента

колледжа

является

ответным

процессом

на

изменения

в

системе

образования.

Анализ федеральных государственных документов (Закон РФ

об

образовании»,

Национальная

доктрина

развития

образования

в

Российской Федерации до 2025 года) определяет основные изменения и

пути

развития

в

сфере

образования,

которые

обуславливают

формирование социально активной личности будущего специалиста. К

таким изменениям относятся:

- глобализация рынка труда;

- неустойчивость в сфере профессий;

- временность работы;

- возрастание роли личностного развития;

- усложнение задач профессионального совершенствования.

Все эти изменения указывают на то, что в современных

социально-экономических условиях страны востребована подготовка

выпускников интегрального типа.

Именно

поэтому

так

значимо

исследование

процесса

формирования социально активной личности обучающихся. В связи с

этим актуализируется проблемное поле исследования формирования

социально активной личности студента колледжа во внеаудиторной

деятельности. Этот направление исследований получает приоритетное

3

значение, что закономерно предопределяет высокий научно-методический

уровень актуальности обозначенной проблемы.

Степень научной разработанности проблемы.

Неоценимый

вклад в изучении проблемы формирования социально активной личности

внесли труды Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой-Славской, Л. И.

Божович, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. С. Мерлина,

В. Н. Мясищева, А. В. Петровского, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна и

другие педагоги-философы.

Вопросами организации работы со студенческой молодежью

занимались такие исследователи как Г. А. Геллер, И. Б. Игнатова, А. А.

Криулина, В. Т. Лисовский, Н. И. Лифинцева, З. А. Малькова, В. А.

Маслов, А. Г. Пашков, А. Е. Подобин, Л. К. Рахлевская, А. В. Репринцев,

С. В. Сарычев, Т. В. Скобликова, А. Н. Ходусов, В. С. Шилова.

Исследованиям проблем социализации и становления личности

посвятили свои работы ученые Т. А. Алексеенко, Е. А. Ануфриев, Л. П.

Буева, И. В. Ватин, И. Ф. Ведин, М. Ф. Глухова, С. С. Гольдентрихт, Г. Л.

Смирнов.

Проведя глубокий анализ сегодняшней учебно-воспитательной

системы студентов, можно сделать вывод, что не все существующие идеи

и подходы воплощены в педагогической практике.

Объект исследования – социально активная личность студента

колледжа.

Предмет исследования

процесс формирования социально

активной личности студента колледжа во внеаудиторной деятельности.

Цель исследования

– определить возможности внеаудиторной

деятельности как средства формирования социально активной личности

студента колледжа.

Задачи исследования:

4

1.

На основе теоретического анализа проблемы уточнить

сущностные характеристики понятий «социально активная личность» и

«внеаудиторная деятельность».

2.

Выявить

возможности

внеаудиторной

деятельности

в

формировании социально активной личности студента колледжа.

3.

Разработать модель формирования социально активной

личности студента колледжа во внеаудиторной деятельности.

4.

Определить критерии сформированности социально активной

личности

студента

колледжа,

определить

группы

студентов,

различающиеся по уровню сформированности компонентов социальной

активности.

5.

Теоретически

обосновать

и

экспериментально

проверить

комплекс

психолого-педагогических

условий,

способствующих

эффективной реализации развития социально активной личности студента

колледжа во внеаудиторной деятельности.

Методы исследования:

-

теоретические

(анализ

философской,

социологической,

психолого-педагогической литературы, изучение опыта по обозначенной

проблеме);

-

эмпирические

(анкетирование,

методы

качественного

и

количественного анализа полученных данных).

Теоретическую основы работы составляют:

- теория личности (А. Г. Асмолов, В. Г. Крысько, А. В. Мудрик, Р.

С. Немов, Ж. Нюттен, А. Г. Спиркин, В. П. Тугаринов, И. Ф. Харламов);

- деятельностный подход, основу которого составляет теория

деятельности (А. Г. Асмолов, Л. В. Бороздин, А. В. Запорожец, А. Н.

Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин);

- теория активности (М. С. Каган, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин,

Т. Н. Счастная);

5

- теория социально активной личности (К. А. Абульханова-

Славская, Е. А. Ануфриев, Г. С. Арефьева, Т. П. Богданова, Л. П. Буева, А.

С. Капто, А. Г. Ковалев, Т. С. Лапина, Б. Ф. Ломов, Т. Н. Мальковская, В.

Г. Маралов, В. Г. Мордкович, В. А. Ситаров, В. А. Сластенин);

-

теория

исследования

внеаудиторной

деятельности

(Р.

И.

Болдырев, Н. К. Гончаров, В. М. Коротов, В. О. Кутьев, Б. Т. Лихачев, И.

С. Марьенко, Н. И. Монахов, Ю. П. Сокольников);

- теория формирования социально активной личности будущего

специалиста во внеаудиторной деятельности (В. И. Жернов, А. В.

Кирьякова, О. В. Лешер, Р. А. Литвак, Т. А. Строкова).

Научная новизна исследования:

-

уточнены сущностные характеристики понятий «социально

активная личность» и «внеаудиторная деятельность»;

-

выявлены

возможности

внеаудиторной

деятельности

в

формировании социально активной личности студента колледжа;

- разработана модель формирования социально активной личности

студента колледжа во внеаудиторной деятельности;

- определены критерии сформированности социально активной

личности студента колледжа, а также определены группы студентов,

различающиеся по уровню сформированности компонентов социальной

активности;

- теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс

психолого-педагогических

условий,

способствующих

эффективной

реализации развития социально активной личности студента колледжа во

внеаудиторной деятельности.

Теоретическая

значимость данного

исследования

составили

психолого-педагогические теории, раскрывающие суть педагогической

работы и подходы к профессиональному развитию личности. Среди

авторов, чьи работы оказали влияние, можно выделить К. А. Абульханову-

6

Славскую, О. А. Абдуллину, Е. И. Исаева, Е. А. Климова, Н. В. Кузьмину,

А. К. Маркову, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова и других ученых.

Кроме того, важную роль сыграли концептуальные положения

теории воспитательных сисием В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л.

Селивановой, Е. Н. Степанова и научные взгляды на профессиональное

воспитание, представленные в трудах В. М. Басовой, В. И. Кашницкого, А.

Е. Подобина, Н. М. Рассадина, В. В. Рогачева и А. И. Тимонина.

Практическая значимость обусловлена тем, что теоретические

положения

и

экспериментальные

данные,

собранные

в

рамках

диссертационной

работы,

способствуют

разрешению

несоответствия

между ожиданиями современного общества в отношении выпускников, их

социально важными характеристиками, и недостаточной проработкой

вопроса

формирования

этих

качеств

в

ходе

профессионального

становления.

Теоретический материал и разработанная в диссертации модель

формирования социально значимых качеств личности могут найти

применение в деятельности различных факультетов высших учебных

заведений.

Комплекс

психолого-педагогических

условий,

способствующих эффективной реализации развития социально активной

личности

студента

колледжа

во

внеаудиторной

деятельности,

разработанный и прошедший апробацию в процессе исследования, может

быть рекомендован к внедрению в образовательных учреждениях.

Положения, выносимые на защиту:

1.

Социальная активность личности – это степень включенности

личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во

всех видах общественной деятельности. Внеаудиторная деятельность как

составляющая

системы

профессиональной

подготовки

способствует

самореализации

студентов,

формированию

профессиональной

направленности, приобретению необходимых знаний, умений и навыков.

7

2.

Возможности внеаудиторной деятельности в формировании

социальной

активности

заключаются

в

разностороннем

раскрытие

индивидуальных способностей, обогащении личностного опыта, развитие

интереса к различным видам деятельности, эффективной социализации, в

закреплении и совершенствовании приобретенных навыков, знаний и

опыта.

3.

Модель формирования социально активной личности студента

колледжа во внеаудиторной деятельности включает в себя два базиса:

системный (целеполагание, содержание и результат) и функциональный

(воспитывающая, адаптивная и формирующая функции).

4.

Критериями сформированности социально активной личности

являются:

мотивационный

компонент,

ценностно-ориентированный

компонент, операционный компонент, рефлексивный компонент.

5.

Обоснован комплекс психолого-педагогических условий,

способствующих эффективной реализации возможностей внеаудиторной

деятельности в формирования социально активной личности студента

колледжа.

Структура диссертации. Структура диссертационной работы

включает в себя введение, две основных главы, заключение, список

использованной

литературы

и

приложения.

Организация

работы

предопределяется

выбранной

исследовательской

тематикой

и

последовательностью изложения рассматриваемого материала.

8

II ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении приводится актуальность исследуемой темы, степень

научной разработанности по ней, конкретизируются объект, предмет,

методологическая основа исследования, обозначены цель и вытекающие

из

нее

задачи,

описана

научная

новизна,

теоретико-практическая

значимость диссертации, выдвинуты основные положения, выносимые на

защиту.

Первая глава диссертации «Теоретические основы проблемы

формирования

социально

активной

личности»

содержит

три

параграфа.

Первый параграф «Психолого-педагогические аспекты изучения

социально

активной

личности»

раскрывает

понятие

и

значение

социальной активности.

Социальная

активность

представляет

собой

важное

качество

личности, проявляющееся в ее способности активно участвовать в жизни

общества, взаимодействовать с окружающими и проявлять гражданскую

позицию. Это понятие охватывает широкий спектр деятельности: от

участия в общественных организациях до проявления инициативы в

решении социальных проблем. Понимание социальной активности важно

не только для индивидуального развития личности, но и для создания

гармоничного общества, в котором громкие голоса не становятся

исключением, а нормой.

Конкретные

проявления

социальной

активности

могут

варьироваться в зависимости от культурного и социального контекста.

Например, в одном обществе акцент может делаться на добровольной

деятельности, тогда как в другом важны политические или экологические

инициативы. Возрастные категории также играют свою роль. Молодежь

часто более открыта к новым идеям и готова к экспериментам, что может

стать хорошей основой для накопления опыта социального участия.

Взрослые

могут

проявлять

социальную

активность

через

9

профессиональную деятельность, заботу о своих близких или участие в

общественных делах.

Факторы, способствующие развитию социальной активности, могут

быть как внутренними, так и внешними. Внутренние факторы включают

личные ценности, мотивацию и уровень самосознания. Люди, осознающие

свою роль в обществе и понимающие важность своих действий, более

склонны к активному участию. Внешние факторы касаются окружающей

среды:

наличие

благоприятной

инфраструктуры,

доступ

к

образовательным программам и поддержка со стороны сообществ.

Осознание своей значимости в больших инициативах может побудить

индивидов к действию.

Значение социальной активности в современном обществе трудно

переоценить. В условиях глобализации и быстрого изменения социально-

экономических реалий важно иметь активных граждан, способных

инициировать перемены. Они способны критически осмыслять сложные

проблемы и предлагать решения, которые выгодны не только отдельным

группам, но и общему благу. При этом важно помнить, что развитие

социальной активности требует системного подхода: необходима не

только поддержка со стороны государства и образовательных учреждений,

но и активное участие самих граждан.

Социальная активность формируется в процессе взаимодействия с

разными социальными институтами. Школы, университеты, НКО и

органы власти могут служить площадками для организации социально

значимых мероприятий, направленных на развитие активной позиции у

молодежи. Важно, чтобы участие в таких мероприятиях стало не просто

обязанностью, а осознанным выбором.

Современные

технологические

достижения

открывают

новые

возможности для реализации социальной активности. Социальные сети и

платформы позволяют вести активное обсуждение актуальных проблем,

10

организовывать волонтерские мероприятия и осуществлять краудфандинг.

Таким образом, любой желающий может легко найти единомышленников

и объединиться для достижения общей цели.

Компонентами успешного процесса формирования социальной

активности являются знания и навыки, которые могут быть приобретены в

ходе обучения и воспитания. Воспитание на основе личного примера,

создание возможностей для практического участия, а также поддержка и

обратная связь – все это играют важную роль в становлении активной и

ответственной личности.

Тем не менее, необходимо быть готовыми к трудностям, которые

могут возникнуть в процессе формирования социальной активности.

Сложности

могут

быть

связаны

как

с

внутренними

страхами

и

неуверенностью в собственных силах, так и с недостатком ресурсов.

В рамках психолого-педагогических аспектов изучения социально

активной личности особое внимание стоит уделить взаимодействию

различных факторов, влияющих на формирование и развитие таких

индивидуумов. В этом контексте личностные качества, мотивация,

социальное окружение и образовательные практики играют важную роль,

отмечая многогранность данного процесса.

Личностные

качества,

такие

как

эмпатия,

ответственность

и

стремление к сотрудничеству, служат основой для социализации. Эти

качества могут быть как врождёнными, так и развиваемыми в процессе

жизнедеятельности человека. Важное значение имеют внешние факторы,

которые могут поддерживать или препятствовать развитию социальной

активности. Например, наличие положительных ролевых моделей в

окружении учащегося способствует формированию его социальных

убеждений и ценностей.

Мотивация к социализации также имеет свои особенности. В

зависимости от возраста, социальной среды и культурного контекста,

11

мотивация может существенно варьироваться. Важно учитывать, что у

детей и подростков мотивация зачастую связана с их потребностью в

принятии и взаимодействии. У взрослых же эта мотивация может быть

обусловлена желанием реализовать свои цели и участвовать в социально

значимых проектах.

Социальное

окружение

оказывает

влияние

на

формирование

активной личности как благодаря прямым взаимодействиям с окружением,

так и через социальное наблюдение. Таким образом, группа сверстников,

семья, образовательное учреждение могут служить как катализаторами,

так и барьерами для развития социальной активности. Педагогам особенно

важно создать атмосферу поддержки и взаимопонимания, в которой

учащиеся смогут проявлять свои инициативы и учиться на опыте друг

друга.

Методы

обучения

и

воспитания,

направленные

на

развитие

социально активной личности, имеют свои специфические особенности.

Важно интегрировать в учебный процесс элементы, которые способствуют

формированию критического мышления, умения вести дискуссию и

отстаивать свою точку зрения, что способствует более активному

вовлечению студентов в жизнь сообщества.

Сложности

при

работе

с

социальной

активностью

часто

заключаются в противоречиях между индивидуальными стремлениями и

групповой динамикой. В таких случаях педагогам необходимо применять

подходы, которые позволяют учитывать и интегрировать разные точки

зрения, создавая условия для диалога и совместного поиска решений.

Необходимость внедрения современных технологий в обучение и

воспитание также является важным аспектом. Они не только расширяют

горизонты для социальных взаимодействий, но и способствуют учащимся

в понимании важности работы в команде и участия в социокультурных

12

проектах. Инструменты онлайн-обучения и социальных сетей могут быть

использованы для создания позитивного образовательного пространства.

Осознавая

многообразие

факторов,

влияющих

на

развитие

социальной активности, педагоги и психологи могут более эффективно

разрабатывать

стратегии

и

подходы.

Это

обеспечит

создание

полноценного

образовательного

процесса,

способствующего

формированию

социально

активной

личности,

способной

взаимодействовать с обществом и вносить в него позитивные изменения.

Важно, чтобы каждая из сторон — родители, учителя и ученики —

воспринимали себя как участников единого процесса, целью которого

является развитие гармоничной и активной личности, способной к

социальному взаимодействию и инициативе.

Формирование социальной активности у обучающихся возможно

через

использование

разнообразных

педагогических

ситуаций.

Эти

ситуации могут быть организованы как в учебном процессе, так и вне его.

Эффективные методы взаимодействия позволяют создать условия, при

которых учащиеся не только осваивают социальные навыки, но и

формируют собственные позиции, делая выбор в пользу активного

участия в общественной жизни.

Одним из примеров такой педагогической ситуации является

проектная работа. Этот метод способствует не только закреплению

знаний, но и объединению учащихся для достижения общей цели. Работая

в группе, школьники учатся планировать, организовывать и распределять

обязанности, а также работать в команде, что является важным аспектом

социальной активности. Следует отметить, что проектная деятельность

особенно эффективна, когда темы проектов связаны с реальными

проблемами сообщества, что позволяет учащимся оценить значимость их

вклада в решение актуальных задач.

13

Дискуссии на различные социальные темы также могут служить

благоприятной педагогической ситуацией. В ходе таких обсуждений

школьники имеют возможность выражать и отстаивать свои мнения, а

также слушать и анализировать идеи сверстников. Это развивает

аналитическое мышление, способность к аргументации и формирует

навыки активного слушания. Дискуссии, которые организованы с учетом

мнений всех участников, способствуют соблюдению плюрализма взглядов

и уважению к различным точкам зрения.

Ролевые игры и симуляции — еще один метод, позволяющий

создать ситуации, близкие к реальной жизни. В зависимости от сценария,

участники могут оказаться в разных социальных ролях, что помогает им

понять и оценить разнообразие социальных позиций. Такие упражнения

способны способствовать эмпатии и пониманию, развитию критического

мышления,

а

также

повышению

уверенности

в

межличностных

взаимодействиях.

Важным элементом является волонтерская деятельность, которая

позволяет учащимся не только принимать участие в социальных проектах,

но

и

видеть

результат

своих

усилий.

Занимаясь

волонтерством,

обучающиеся развивают чувство ответственности перед обществом и свои

личные качества, такие как доброта, отзывчивость и способность к

действию на благо других. Это поддерживает развитие социальной

активности, обогащает их личный опыт и формирует приоритеты.

Обратная связь от педагогов и сверстников играет значительную

роль в развитии социальной активности. Поддержка и конструктивная

критика могут воздействовать на мотивацию учащихся, способствуя

улучшению их социальных навыков. Благодаря созданию атмосферы

доверия и взаимопонимания, повысится вероятность активного участия

школьников в образовательном процессе и жизни социума.

14

Не

менее

значимо

учитывать

индивидуальные

различия.

Эффективное использование педагогических ситуаций требует учета

особенностей каждого ученика, его интересов и уровня подготовки.

Дифференцированный подход к обучению и воспитанию позволяет

максимизировать вовлеченность учащихся в социальные компоненты

взаимодействия, что, конечно же, влияет на уровень их социальной

активности.

Таким

образом,

педагогические

ситуации

являются

мощным

инструментом формирования активной социальной позиции у молодежи.

Систематическое и целенаправленное применение этих ситуаций в

образовательной среде создает возможности для развития активной жизни,

ответственности и социальной ответственности у обучающихся, что в

свою

очередь

способствуют

продлению

социального

прогресса

и

созданию более обстоятельного и инклюзивного общества.

Образовательный процесс направлен на формирование личностей,

способных активно взаимодействовать с окружающим миром. Для этого

требуется

использование

разнообразных

методов

и

подходов,

способствующих развитию социальной активности. Применение активных

методов обучения, таких как проектное обучение, проблемное обучение и

игра,

создает

условия

для

реализации

творческого

потенциала

обучающихся. Эти методы побуждают студентов к активному поиску

информации, анализу и критическому осмыслению, что, в свою очередь,

формирует навыки сотрудничества и коммуникации.

Проектное обучение, как подход, фокусируется на создании

продуктов или решений для реальных проблем. В этом контексте

стимулируется сотрудничество, так как учащиеся, работая в группах,

учатся взаимодействовать, делиться мнениями, принимать во внимание

интересы других. Такая форма работы способствует не только развитию

социальной активности, но и повышению ответственности за общий

15

результат. Студенты становятся не просто слушателями, а деятельными

участниками учебного процесса, что обостряет их желание применять

полученные знания на практике.

Проблемное обучение акцентирует внимание на задачах и вопросах,

которые требуют анализа и поиска решений. Оно побуждает учеников к

активной

позиции,

мотивирует

к

самостоятельному

познанию

и

критическому мышлению. Когда обучающиеся сталкиваются с задачами,

требующими внимания к социальным аспектам своей деятельности, они

осознают важность участия в общественной жизни и берут на себя

ответственность за свои действия.

Игровые методы, такие как ролевые игры и симуляции, создают

возможность для отработки социальных навыков в безопасной, но при

этом реалистичной обстановке. Участие в таких играх помогает развить

эмпатию, понимание чужих точек зрения и способность к коллективному

решению задач. В процессе игры, учащиеся могут перенимать опыт

других людей, выстраивать стратегию действий, что способствует

формированию социальных отношений.

Важно также учитывать, что каждая личность индивидуальна.

Подходы к обучению должны адаптироваться с учетом особенностей

каждой группы и отдельных студентов. Индивидуализация обучения

позволит каждому обучающемуся не только проявить свои сильные

стороны, но и развить навыки, которые ему не хватает. Использование

технологий, позволяющих учитывать эти индивидуальные особенности,

способно значительно повысить уровень вовлеченности учащихся в

социальную жизнь.

Также важным аспектом является мониторинг и оценка прогресса в

социализации. Регулярная обратная связь помогает учащимся осознавать

свои достижения и выявлять области для улучшения. Включение

самооценки и взаимной оценки в процесс обучения способствует

16

формированию

у

обучающихся

навыков

рефлексии,

что

является

неотъемлемой частью социальной активности.

Таким

образом,

высокие

достижения

в

области

воспитания

социальной активности зависят не только от выбора методов обучения, но

и от их целенаправленного применения в образовательной среде. Создание

условий для активного вовлечения студентов в социальную деятельность

требует от педагогов гибкости и креативности, что и определяет успех в

формировании социально активной личности.

В процессе формирования социальной активности у молодой

личности возникают множество сложностей и противоречий, которые

часто обусловлены как внутренними, так и внешними факторами.

Внутренние противоречия могут проявляться в противостоянии личных

интересов

и

общественных

ожиданий.

Молодой

человек

может

испытывать

потребность

в

индивидуальной

самореализации,

одновременно ощущая давление со стороны окружающих, что приводит к

конфликтам и сомнениям в своих действиях.

Социальная активность требует от личности не только желания

участвовать

в

общественной

жизни,

но

и

высокого

уровня

самоорганизации,

эмоционального

интеллекта

и

способности

к

ассертивному взаимодействию. Эти навыки не всегда развиваются

автоматически. Часто людям не хватает уверенности в себе, что может

тормозить их активные действия. Нежелание выходить из зоны комфорта

также

препятствует

социальному

взаимодействию,

которое

требует

открытости и уязвимости.

Внешние факторы, такие как социальная среда и образовательные

учреждения, оказывают значительное влияние на уровень социальной

активности. Образовательные системы нередко акцентируют внимание на

индивидуальных достижениях, что ведет к недостаточному развитию

навыков коллективного взаимодействия. Важно, чтобы учебные заведения

17

предоставляли больше возможностей для совместной деятельности и

общественных инициатив, однако реализация таких проектов часто

сталкивается с нехваткой ресурсов или недостаточной мотивацией со

стороны педагогов.

Воспитание социальной активности также может осложняться

различиями в культурных и социальных контекстах. Ученые отмечают,

что воспитательные практики, ориентированные на активное участие в

социуме, могут не учитывать специфические потребности разных групп.

Например, молодежь из неблагополучных семей может быть менее

склонна к проявлению социально активного поведения из-за различных

жизненных обстоятельств. Важно понимать, что для каждой группы

следует находить индивидуальные подходы и методы, которые учитывают

её особенности.

Особое внимание стоит уделить влиянию цифровых технологий.

Хотя они предоставляют новые возможности для социализации, они же

могут способствовать изоляции. Увлечение виртуальным общением и

активность в социальных сетях порой заменяют реальное взаимодействие,

что снижает уровень социальной ответственности и участия. Таким

образом, интеграция цифровых технологий в процесс воспитания требует

осознанного подхода, чтобы не потерять ту живую связь, которая

формируется в реальных взаимодействиях.

Данные аспекты определяют многообразие методов и подходов к

воспитанию социальной активности. Важно, чтобы образовательные

учреждения и семьи работали совместно в создании поддерживающей

среды,

которая

будет

способствовать

реализации

индивидуального

потенциала

каждого

человека.

Это

требует

гибкости

подходов

и

готовности к постоянному самообучению и адаптации в меняющемся

обществе.

18

Только с учетом всех вышеперечисленных проблем можно говорить

о создании эффективных условий для воспитания социальной активности

у молодежи. Интеграция образовательных практик с учетом психолого-

педагогических аспектов, поддержку со стороны сообщества и семьи, а

также

создание

благоприятной

среды

для

самовыражения

могут

значительно улучшить ситуацию.

Существует

ряд

условий,

которые

способствуют

успешному

становлению социально активной личности. Эти условия охватывают как

внутренние,

так

и

внешние

аспекты,

важные

для

формирования

необходимых качеств у индивида.

Во-первых, важное место занимает эмоциональная поддержка со

стороны окружающих. Создание безопасной и комфортной социальной

среды, где индивид чувствует себя принятым и ценным, мотивирует его на

активные

действия.

Позитивное

взаимодействие

с

родственниками,

сверстниками и педагогами формирует уверенность в себе и стимулы к

активному участию в социальной жизни. Эмоциональная поддержка не

только

способствует

развитию

личности,

но

и

способствует

формированию социальных навыков.

Во-вторых, необходимо обеспечить доступ к средствам социального

взаимодействия. Широкая возможность включения в различные формы

общественной деятельности, таких как волонтерство, участие в клубах по

интересам

или

социальных

проектах,

позволяет

развивать

навыки

коммуникации и сотрудничества. Участие в таких мероприятиях помогает

индивиду осознать свою роль и значимость в обществе, углубляя его

понимание социальной ответственности.

Третий аспект касается образовательной среды. Учебные заведения

могут рассматриваться как важные площадки для формирования активной

жизненной позиции. Актуальность методик, которые ориентированы на

практическую

деятельность,

критическое

мышление

и

решение

19

социальных задач, возрастает. Педагогические подходы, предполагающие

интеграцию знаний с реальным опытом, создают условия для активного

участия каждого ученика в обсуждениях, проектах и командных заданиях.

Это помогает формировать у студентов не только теоретические знания,

но и практические навыки, способствующие их социальной активности.

Развитие критического мышления и навыков саморегуляции также

являются важными условиями для формирования социально активной

личности. Способность анализировать свои действия, ставить цели и

оценивать результаты дает возможность каждому индивиду стать более

независимым и готовым к активному участию в различных сферах жизни.

Психологическая готовность к действиям, способность к саморефлексии и

адаптации к новым условиям являются неотъемлемыми частями этого

процесса.

К тому же следует помнить о существовании различных социальных

групп,

которые

могут

оказывать

влияние

на

личность.

Наличие

положительных ролевых моделей в окружении может стать значимым

фактором в формировании активной жизненной позиции. Приобретение

опыта через взаимодействие с лидерами мнений или активистами

формирует у молодежи представление о том, как можно и нужно

действовать в обществе.

Нельзя забывать и о значении культурного контекста. Открытость и

разнообразие культурных ценностей формирует толерантность и уважение

к другим группам, что становится основой для социальной активности.

Интеграция разных культур в образовательный процесс и в повседневную

жизнь

обогащает

опыт,

необходимый

для

успешного

становления

социально активной личности.

Подводя

итог,

можно

выделить,

что

успешное

становление

социально активной личности обусловлено эмоциональной поддержкой,

доступом к социальным взаимодействиям, качественной образовательной

20

средой, развитием критического мышления, влиянием социальных групп и

культурным

контекстом.

Взаимодействие

этих

факторов

создает

целостную

систему,

необходимую

для

формирования

активной

и

ответственной гражданской позиции.

Во втором параграфе первой главы «Характеристика социальной

активности студентов колледжа»

представляет

социальную активность

студентов колледжа как многогранное явление, которое охватывает

широкий спектр действий и взаимодействий, направленных на улучшение

как личной жизни студентов, так и жизни их окружения.

Социальная активность студентов колледжа представляет собой

многогранный процесс, в который вовлечены разные аспекты их жизни и

обучения. Это явление затрагивает не только инициативы и действия,

направленные на благо общества, но и на уровень взаимодействия с

различными сообществами, что несомненно влияет на их личностное

развитие. В этом контексте важно рассмотреть различные факторы,

способствующие становлению активной гражданской позиции среди

молодежи.

Студенческий возраст характеризуется поиском собственного «я» и

желанием выражать свои взгляды. В этот период многие молодые люди

начинают осознанно подходить к вопросам социальной ответственности,

принимать участие в жизни колледжа и сообщества. Социальные

инициативы часто становятся для студентов не только сферой проявления

собственных интересов, но и возможностью реализовать творческий

потенциал

и

навыки

работы

в

команде.

Важно

отметить,

что

результативность этих инициатив во многом зависит от государственной

поддержки,

наличия

ресурсов

и

инфраструктуры,

а

также

от

институциональных условий, создаваемых самим колледжем.

Сложность социального взаимодействия студентов в колледже

обуславливается

множеством

факторов:

культурными

различиями,

21

уровнем

подготовки,

мотивацией,

социальной

ситуацией

и

психологическим климатом в группе. Эффективное участие в социальных

проектах и мероприятиях зависит от осознания студентов своей роли в

сообществе и понимания значимости коллективных действий. Это также

подчеркивает

необходимость

активного

вовлечения

в

организацию

общественной

жизни

учебного

заведения,

что

укрепляет

чувство

принадлежности и формирует навыки лидерства.

Необходимо учитывать и внутренние аспекты, которые влияют на

уровень социальной активности студентов. В этом контексте важные

моменты связаны с психологией молодежи, их интересами и увлечениями,

а также уровнем эмоционального интеллекта. Участие в социальных

проектах может служить источником удовлетворения и счастья, что в

свою очередь влияет на общее состояние студентов и их академическую

успеваемость.

Следует отметить, что внешние факторы также играют важную роль.

Они могут включать в себя как стабильность в экономической и

социальной сфере, так и уровень доступности образования и возможности

для самореализации. К примеру, студенты, живущие в регионах с

развитыми общественными инициативами, могут иметь больший доступ к

ресурсам и информации для реализации своих идей.

Кроме того, взаимодействие с социумом через волонтерство,

участие

в

спортивных

мероприятиях,

культурных

проектах

или

социальных

акциях

способствуют

формированию

новой

культуры

взаимодействия. Это обогащает студентами личный опыт, расширяет

горизонты и развивает навыки, которые будут полезны в их дальнейшей

жизни.

Подобная активность в сообществе формирует у студентов не

только чувство ответственности, но и предоставляет возможности для

сетевого взаимодействия, что другим немаловажно в профессиональной

22

сфере. Осознание значимости своего вклада в общее дело укрепляет

внутреннюю

самооценку

и

помогает

молодым

людям

лучше

ориентироваться в реальном мире, что является важным аспектом для их

будущей профессиональной деятельности и социализации. Социальная

активность студентов становится важным элементом их интеграции в

общественную жизнь, что подтверждает значимость изучения данного

явления.

Социальная активность студентов проявляется в различных формах,

отражающих интересы и потребности молодежи. Эти формы могут быть

разделены на несколько ключевых категорий.

Во-первых, волонтерская деятельность занимает важное место в

жизни студентов. Молодежь охотно участвует в проектах, направленных

на помощь другим. Это может быть работа в благотворительных

организациях, участие в акциях по сбору средств или раздача еды

нуждающимся.

Волонтерство

не

только

способствует

развитию

социальных навыков, но и помогает молодым людям осознать важность

сообщества и взаимопомощи.

Во-вторых, культурные инициативы становятся платформой для

самовыражения и обмена опытом. Студенты организуют выставки,

театральные постановки, музыкальные фестивали, создавая пространство

для

творчества.

Эти

мероприятия

часто

объединяют

различные

факультеты

и

учебные

заведения,

обеспечивая

возможность

взаимодействия и сотрудничества в культурной сфере.

Общественная деятельность представляет собой еще одну важную

форму

социальной

активности.

Студенты

активно

участвуют

в

организованных дебатах, круглых столах и семинарах, касающихся

социальных и экономических проблем. Эти мероприятия способствуют

формированию

критического

мышления

и

развивают

навыки

аргументации. Обсуждение актуальных вопросов не только помогает

23

молодежи понять окружающий мир, но и формирует гражданскую

позицию.

Политическая активность среди студентов также заметна. Участие в

выборах,

протестных

акциях

и

социальных

кампаниях

позволяет

молодежи выразить свое мнение о происходящем в стране. Этот вид

активности способствует формированию гражданской ответственности и

осознанию важности вовлечения в политическую жизнь.

Спортивные мероприятия выступают в роли важного инструмента

для создания командного духа и укрепления здоровья. Участие в

соревнованиях, организация спортивных праздников и клубов социально

ориентировано, способствует взаимопониманию и уважению. Эти формы

активности формируют не только физические навыки, но и укрепляют

социальные связи между студентами.

Технологическая активность в цифровую эпоху становится все более

актуальной. Студенты создают блоги, участвуют в онлайн-демонстрациях,

разрабатывают приложения и программы, которые помогают решать

различные социальные проблемы. Интернет-платформы предоставляют

возможность для обмена опытом и привлечения внимания к важным

вопросам. Данная форма активности расширяет границы взаимодействия и

содействует инновационному подходу к решению социальных задач.

Каждая из форм социальной активности студентов имеет свои

особенности и цели. Участие в них позволяет молодежи найти свое место

в обществе, развивать необходимые навыки и формировать активную

жизненную позицию. Такие взаимодействия, как правило, влияют на

общую атмосферу в коллективе, способствуют налаживанию связей между

различными группами и укреплению социальной ткани.

В ситуации постоянного изменения социального окружения важно

осознавать, что форма социальной активности может эволюционировать и

адаптироваться

к

новым

вызовам

времени.

Студенты,

обладая

24

креативностью и инициативностью, часто становятся инициаторами новых

форм участия, что в свою очередь помогает не только им самим, но и

обществу в целом.

Социальная активность студентов колледжа можно разделить на

несколько категорий, каждая из которых отражает различные аспекты

вовлеченности молодых людей в общественную жизнь. Эти категории

помогают понять, как студенты проявляют свою активность, а также какие

факторы влияют на эти проявления.

Первая категория — это добровольческая деятельность. Студенты

участвуют в различных волонтерских проектах, которые могут быть

направлены на помощь малоимущим, защиту окружающей среды или

поддержку детей из неблагополучных семей. Этот вид активности

способствует формированию чувства ответственности и солидарности в

рамках сообщества, что положительно сказывается на личностном

развитии участников.

Вторая категория охватывает культурную активность. Это могут

быть мероприятия, связанные с театром, музыкой, литературой или

изобразительным искусством. Участие в таких событиях помогает

студентам развивать свои творческие способности и обмениваться опытом

с единомышленниками. Культурные мероприятия также способствуют

укреплению межличностных связей и расширению круга общения.

Еще одной важной категорией является спортивная активность.

Студенты, занимающиеся спортом, не только развивают физическую

форму, но и учатся командной работе, преодолению трудностей и

достижению

поставленных

целей.

Спортивные

мероприятия

могут

объединять студентов и создавать позитивную атмосферу в колледже,

способствуя взаимодействию между различными группами.

Образовательная активность представляет собой еще одну важную

область. Здесь речь идет не только о традиционном обучении, но и о

25

дополнительном

образовании,

семинарах,

конференциях

и

курсах.

Участие в этих мероприятиях позволяет студентам расширять свои знания,

развивать критическое мышление и готовиться к профессиональной

деятельности.

Политическая активность тоже играет значимую роль. Студенты

могут участвовать в выборах, обсуждениях и акциях, затрагивающих

социальные и политические вопросы. Эта форма активности помогает

молодым людям осознавать свою гражданскую ответственность, а также

формирует у них активную позицию по важным для общества темам.

Каждая из указанных категорий социальной активности студентов

имеет свои уникальные черты и требует разных уровней вовлеченности.

Они взаимосвязаны и могут дополнять друг друга, создавая целостную

картину участия студентов в общественной жизни. По мере роста

социальной активности студентов меняется и их восприятие себя как

членов общества, что в конечном итоге влияет на их будущую

профессиональную жизнь и позиции в обществе. Углубление в эти

категории поможет более полно понять, как студенты реализуют себя в

различных сферах и как их активность может способствовать развитию

благоприятной социальной среды в колледже.

Социальная активность студентов колледжа может существенно

обогатить их образовательный опыт и сформировать положительные

личностные качества. Развитие социальной активности требует внедрения

разнообразных методов, которые могут охватывать как индивидуальные,

так и групповые практики. Одним из наиболее эффективных способов

является организация волонтерских проектов, способствующих не только

практике социальных навыков, но и созданию чувства ответственности

перед обществом.

Важным

методом

является

интеграция

студенческого

самоуправления. Участие в таких структурах развивает лидерские

26

качества, умение работать в команде и осуществлять коллективные

решения. Реализация проектов на уровне студенческого самоуправления

обеспечивает платформу для обмена мнениями и опытом, формируя

атмосферу взаимопомощи и доверия.

Работа над конкретными социальными инициативами способствует

не только решению локальных проблем, но и сплочению коллектива. Это

может

быть,

как

организация

культурных

мероприятий,

так

и

экологические акции, которые позволяют студентам применить свои

знания на практике. Также стоит учитывать влияние внешней среды,

например, взаимодействие с местными сообществами и организациями,

которое открывает дополнительные возможности для участников.

Кроме того, важно развивать и внутренние ресурсы студентов. Сюда

могут входить тренинги личностного роста, курсы, направленные на

развитие ораторского мастерства и навыков решения конфликтов. Эти

занятия не только передают знания, но и формируют уверенность в своих

силах, что является ключевым аспектом в активной социальной жизни.

Регулярные обсуждения актуальных социальных проблем в рамках

семинаров и круглых столов мотивируют студентов к участию в значимых

общественных дискуссиях. Вместе с учеными и активистами студенты

могут изучать сложные вопросы и предлагать свои решения. Это не только

развивает критическое мышление, но и создает пространство для

реализации собственных идей и инициатив.

Использование цифровых технологий также играет важную роль в

развитии социальной активности. Платформы социальных сетей могут

служить эффективным инструментом для формирования сообществ и

распространения информации о мероприятиях и акциях. Создание онлайн-

групп для обсуждения инициатив или обмена опытом позволяет студентам

взаимодействовать и организовывать совместные действия, независимо от

физического местоположения.

27

Не следует забывать о важности обратной связи. Регулярные

анкетирования и обсуждения с участниками мероприятий помогают

выявить потребности и интересы студентов, что, в свою очередь,

позволяет адаптировать методы и формы активностей. Внимание к

мнению студентов укрепляет их вовлеченность и желание принимать

активное участие.

Развивая социальную активность студентов, необходимо сочетание

разных подходов и методов, учитывающих как их личные интересы, так и

потребности общества. Главное - создать такую среду, в которой каждый

студент сможет найти свое место, реализовать свои идеи и стать активным

членом общества.

Внутренние аспекты социальной активности студентов колледжа

представляют собой важную составляющую, влияющую на формирование

активной

социальной

позиции.

Эти

аспекты

охватывают

психоэмоциональные и социальные аспекты, которые обуславливают

индивидуальное участие студентов в различных формах социальной

активности.

Первый внутренний аспект – это мотивация. У студентов могут быть

разные причины для участия в социальных проектах: желание помочь

другим, стремление к саморазвитию, потребность в самовыражении или

желание найти единомышленников. Важно учитывать, что уровень

мотивации

напрямую

влияет

на

качество

участия

в

социальных

инициативах.

Высокая

мотивация

зачастую

ведет

к

активному

вовлечению, тогда как отсутствие интереса может привести к пассивности.

Второй аспект касается ценностных ориентаций. Формирование

ценностей и установок, связанных с социальной активностью, происходит

в процессе общения, обучения и личного опыта. Студенты, которые ценят

сотрудничество,

взаимопомощь

и

общественную

значимость

своих

действий,

чаще

становятся

активными

участниками

социальных

28

мероприятий. В той среде, где поддерживаются моральные категории,

такие как уважение, терпимость и эмпатия, студенты более склонны

проявлять инициативу.

Третий аспект связан с личной идентичностью. Студенты в этот

период жизни активно формируют своё "я", и социальная активность

может стать инструментом для поиска своего места в обществе. Участие в

социальных проектах помогает им интегрироваться в группу, повысить

самосознание и найти социальную идентичность. Этот процесс может

быть, как положительным, так и отрицательным, в зависимости от того,

насколько студент удовлетворен своей ролью.

Общение с другими участниками социальных инициатив также

влияет на развитие социальной активности. Партнёрство, взаимодействие

и обмен опытом с более опытными ребятами или наставниками могут

вдохновить студентов на новые достижения. Постоянная коммуникация в

рамках социальной активности способствует созданию сильной сети

поддержки, что делает студентов более готовыми к новым вызовам.

Эмоциональный фон, который студенты испытывают во время

участия в проектах, тоже играет решающую роль. Положительные эмоции,

связанные

с

успешным

завершением

проектов

или

получением

результатов, могут значительно поднять уровень активности. В то же

время, страх неудачи или негативный опыт общения с другими

участниками может вызвать обратный эффект и снизить желание

участвовать в будущих инициативах.

Важным элементом внутренней активности является самооценка и

чувство ответственности. Студенты, верящие в свои силы и способные к

самоанализу, скорее всего, будут рисковать и брать на себя более

значимые задачи. Внутреннее стремление к самосовершенствованию

позволяет им активно включаться в социальные процессы и служить

примером для своих сверстников.

29

Таким

образом,

внутренние

аспекты

социальной

активности

студентов колледжа являются сложным переплетением мотивационных,

ценностных, идентификационных, коммуникационных и эмоциональных

факторов. Они создают уникальную среду для формирования активной

социальной позиции, способствуя развитию как личностных качеств, так и

навыков взаимодействия в группе.

Внешние аспекты взаимодействия студентов колледжа включают в

себя различные формы сотрудничества, которые расширяют горизонты

социальной активности и развивают личные качества. Одним из самых

значимых

аспектов

является

взаимодействие

с

общественными

организациями.

Такие

связи

позволяют

студентам

включаться

в

социальные проекты, инициируемые как местными, так и национальными

НКО. Участие в таких проектах обогащает студентов новым опытом,

позволяет получить дополнительные навыки и принципы работы в

команде.

Важную роль играют мероприятия, организуемые на уровне

колледжа, такие как вечеринки, экскурсии и конференции. Несмотря на их

развлекательный характер, они способствуют формированию связей и

укреплению духа сообщества. Через активное участие в подобных

событиях студенты имеют возможность наладить взаимоотношения,

которые могут оказаться полезными в будущем. Не менее ценной является

роль саморегулируемых групп, где молодежь может обмениваться опытом

и идеями. Такие встречи зачастую становятся инкубаторами для новых

проектов и инициатив.

Работа с волонтерскими программами позволяет студентам активно

погружаться в жизнь общества, знакомиться с его потребностями.

Магнитом для многих студентов становятся практические занятия,

позволяющие не только обучаться, но и делиться своими знаниями с

другими. Продвижение социально значимых инициатив, таких как сбор

30

средств для детских домов или участие в акциях по охране окружающей

среды, обеспечивает платформу для самореализации. Участие в подобных

мероприятиях

способствует

не

только

личностному

росту,

но

и

формированию чувства ответственности за окружающий мир.

Обмен опытом с другими колледжами и университетами также

является важным аспектом взаимодействия. Соревнования, симпозиумы и

фестивали создают уникальную среду для многостороннего общения, где

студенты могут не только выиграть призы, но и завести ценные

знакомства. Такие события стимулируют конкуренцию и в то же время

способствуют обмену лучшими практиками, что, в свою очередь,

обогащает образовательный процесс.

Следует

отметить

и

роль

средств

массовой

информации

в

поддержании социальной активности студентов. Разные платформы, такие

как социальные сети, активно используются для продвижения идей и

инициатив, что расширяет аудиторию и дает возможность получать

обратную связь. Публикации и блоги, созданные студентами, становятся

не только каналом самовыражения, но и мощным инструментом для

привлечения единомышленников к важным социальным вопросам.

Таким образом, внешние аспекты социального взаимодействия

студентов колледжа способствуют не только развитию профессиональных

и личных навыков, но и формированию активной гражданской позиции.

Студенты,

участвующие

в

этих

процессах,

становятся

более

сознательными членами общества, готовыми к новым вызовам и

способными к положительным изменениям в своей среде.

Социальная активность студентов колледжа может являться важным

индикатором их интеграции в общественную жизнь и выполнения роли

будущих специалистов. Взаимосвязь теории и практики в данном

контексте

представляет

собой

важный

аспект

развития

навыков,

необходимых

для

активного

участия

в

социуме.

Студенты

часто

31

сталкиваются

с

необходимостью

применять

полученные

знания

в

реальных жизненных ситуациях, что содействует формированию не

только профессиональной, но и социальной идентичности.

Образовательные учреждения создают условия для практического

применения теоретических знаний через различные инициативы, такие как

студенческие организации, волонтерские проекты, научные конференции

и мероприятия, направленные на решение актуальных социальных

проблем. В этом процессе важно поддерживать взаимодействие между

преподавателями и студентами, что позволяет последним не только

понять, как применять свои знания, но и развивать лидерские качества,

критическое мышление и умение работать в команде.

Интеграция теории и практики также включает в себя возможность

работы в междисциплинарных командах, где студенты из разных

специальностей объединяют свои знания для решения комплексных задач.

Такой опыт не только способствует мгновенному применению теории, но

и формирует у студентов понимание важности различных точек зрения,

что

является

основой

для

дальнейшего

сотрудничества

в

профессиональной деятельности.

Развитие социальной активности также связано с вовлечением

студентов в различные конкурсы и студенческие инициативы, которые

могут варьироваться от культурных до научных. Участие в таких

мероприятиях предоставляет возможность не только продемонстрировать

свои навыки, но и получить новые знания, а также расширить круг

знакомств, что в дальнейшем может оказать влияние на карьерный путь.

На этих платформах студенты могут обмениваться опытом и идеями, что

помогает в формировании активной социальной позиции.

Организация мероприятий, направленных на поддержку социальной

активности, требует также рефлексии со стороны студентов: умения

оценивать,

анализировать

и

адаптировать

полученные

результаты.

32

Студенты, вовлеченные в такие процессы, лучше осознают собственную

социальную ответственность и значимость своего участия в общественной

жизни.

Не меньшую роль в процессе интеграции теории и практики играют

внешние факторы, такие как потребности рынка труда и требования

общества. В условиях быстроменяющегося мира, колледжи должны

ориентироваться на актуальные тренды и готовить студентов к вызовам,

которые возникнут в их будущей профессиональной деятельности. Это

предполагает гибкость в учебных планах и активное сотрудничество с

бизнесом и общественными организациями, что дополнительно обогащает

образовательный процесс.

Следовательно, интеграция теории и практики в процессе развития

социальной

активности

студентов

колледжа

является

важным

компонентом, способствующим не только формированию социально-

активной личности, но и подготовке квалифицированного специалиста,

готового к взаимодействию в различных сферах жизни. Создание

необходимых условий для такой интеграции позволит колледжам не

только повысить уровень социальной активности студентов, но и сделать

их более востребованными на рынке труда.

В третьем параграфе первой главы «Модель формирования

социально активной личности студентов колледжа во внеаудиторной

деятельности»

обусловлена

необходимостью

поиска

эффективных

моделей формирования социально активной личности, которые могут

быть внедрены в образовательный процесс.

Формирование социально активной личности студента колледжа

предполагает комплексный подход, который включает в себя различные

аспекты восприятия, осознания и взаимодействия с окружающей средой.

Когда речь идет о внеаудиторной деятельности, важно учитывать, что она

играет важную роль в интеграции теоретических знаний и практических

33

навыков.

Внеаудиторная

деятельность

способствует

социализации,

формирует идентичность студентов и развивает их личностные качества,

такие как ответственность, инициативность и креативность.

Основное внимание в данной модели уделяется взаимодействию

студентов

в

условиях

реальных

социальных

практик.

Человек,

вовлеченный в проекты и инициативы, не просто обучается, но и осознает

свою значимость в обществе. Это понимание ведет к повышению уровня

социальной ответственности и формирует активную позицию, которая

проявляется

в

желании

участвовать

в

общественной

жизни.

Внеаудиторные мероприятия могут быть организованы как на уровне

колледжа, так и за его пределами. Включение студентов в волонтерство,

участие в конкурсах, участие в культурных и спортивных мероприятиях

предоставляет

площадку

для

самовыражения

и

развития

коммуникационных навыков.

Важным элементом этой модели является создание условий для

обратной связи. Студенты должны иметь возможность анализировать

собственные

действия

и

получать

оценку

от

сверстников

и

преподавателей.

Этот

процесс

саморефлексии

позволяет

углубить

понимание собственных сильных и слабых сторон, развивает критическое

мышление и готовность к конструктивной критике. К тому же, активные

обсуждения в группах помогают укрепить командный дух и создать

атмосферу доверия, что способствует более глубокому взаимодействию.

Также следует обратить внимание на роль наставничества в модели

формирования. Наставники могут не только предоставлять знания и

навыки, но и вдохновлять студентов на активные действия, делиться

личным опытом и примерами успеха. Это создает дополнительные

возможности для формирования новых навыков в реальных условиях, а

также положительно сказывается на мотивации студентов.

34

Параллельно с развитием личностных качеств происходит и

формирование профессиональных навыков. Участие в различных проектах

позволяет студентам получить практический опыт, который они могут

применять

в

будущем.

Это

создает

взаимосвязь

между

учебной

деятельностью и реальной практикой, что является важным шагом для

успешной адаптации в профессиональной среде.

Одним из главных требований к подобной модели является её

гибкость и адаптивность, что позволяет учитывать индивидуальные

особенности студентов и их интересы. Важно, чтобы каждый студент мог

найти свою нишу, в которой он сможет проявить себя и реализовать свои

идеи.

Это

будет

способствовать

созданию

более

гармоничного

и

интегрированного

образовательного

процесса,

где

внеаудиторная

деятельность рассматривается не как дополнительная, а как необходимая

часть образования.

Мониторинг и оценка эффективности внедряемых моделей, на

основании полученных результатов, позволят не только корректировать

подходы, но и развивать новые направления в формировании социально

активной личности студента колледжа. Результаты в виде успешных

кейсов

могут

служить

основой

для

дальнейших

исследований

и

практических

рекомендаций,

что

обеспечит

движущую

силу

для

преобразования системы образования и повышения его значимости в

современном обществе.

Разработка модели формирования социально активной личности

студента колледжа во внеаудиторной деятельности требует четкого

определения принципов, которые обеспечивают ее эффективность и

адаптивность к различным условиям. Важно учитывать специфику

образовательной среды, а также потребности и интересы студентов.

Первый принцип – интегративный подход. Он заключается в

сочетании различных форм внеаудиторной деятельности, таких как клубы

35

по интересам, волонтерство, культурные мероприятия. Так, различные

виды активностей объединяются, создавая многогранное пространство для

самовыражения и социальной активности. Благодаря этому студенты

могут выбирать наиболее подходящие для себя направления, осваивать

новые навыки и формировать социальные связи.

Второй принцип – ориентированность на практические результаты.

Модель

должна

побуждать

студентов

не

только

к

участию

в

мероприятиях, но и к активной рефлексии полученного опыта. Осознание

значимости участия в таких активностях формирует у студентов более

глубокое понимание своего влияния на социальное окружение. Это

включает в себя работу над конкретными проектами, которые могут иметь

положительное влияние на общество, что повышает уровень социальной

ответственности студентов.

Третий принцип – вовлечение студентов в процесс управления

внеаудиторной

деятельностью.

Поддержка

студенческих

инициатив

создает у ребят возможности для самореализации и участия в принятии

решений. Это позволяет формировать чувство принадлежности к группе,

развивает лидерские качества и управленческие навыки. Важно, чтобы

студенты не только участвовали в мероприятиях, но и имели возможность

влиять на их организацию, что создает у них ощущение ответственности

за конечный результат.

Четвертый принцип – поддержка со стороны образовательного

учреждения. Администрация должна активно содействовать развитию

внеаудиторной деятельности, предоставляя необходимые ресурсы и

стимулы.

Это

может

включать

в

себя

финансирование

проектов,

организацию обучающих семинаров для студентов в области управления

проектами и повышения социальной активности. Принцип поддержки

создает единую базу для успешной реализации мероприятий.

36

Пятый принцип – гибкость и адаптивность модели. Учитывая

динамику социальных изменений и потребности студентов, важно, чтобы

модель могла быстро реагировать на вызовы и трансформироваться. Это

обеспечит актуальность предлагаемых мероприятий и позволит оказывать

поддержку современным трендам в образовании и социальной жизни.

Шестой

принцип

включение

в

модель

системы

оценки

результативности.

Переход

к

оцениванию

не

только

конечных

результатов, но и процесса социального взаимодействия помогает

выявлять сильные и слабые стороны. Применение различных методов,

таких как анкетирование, фокус-группы или наблюдение, позволит

собрать

ценные

данные

для

дальнейшей

оптимизации

отдельных

элементов модели.

Таким образом, принципы разработки модели формируют основу

для создания системы, способствующей развитию социально активной

личности

студента.

Их

совместная

реализация

в

внеаудиторной

деятельности обеспечит не только активное участие студентов в жизни

колледжа, но и их индивидуальный рост и социальное развитие.

Внеурочная деятельность представляется важным инструментом для

формирования социально активной личности студента колледжа. Она

предоставляет

уникальные

возможности

для

взаимодействия,

самовыражения и развития социальных навыков. В этом контексте

необходимо рассмотреть различные виды внеурочной деятельности,

которые могут быть использованы для достижения поставленных целей.

Во-первых, проектная работа побуждает студентов к инициативе и

креативному подходу. Участие в проектах позволяет молодым людям не

только развивать исследовательские навыки, но и взаимодействовать с

различными

группами,

включая

однокурсников,

преподавателей

и

представителей внешних организаций. Совместная работа над проектами

формирует чувство ответственности и учит навыкам командообразования.

37

Во-вторых, участие в волонтерских инициативах является еще

одним

эффективным

способом

развития

социальной

активности.

Студенты, принимающие участие в волонтерских программах, не только

помогают другим, но и получают возможность лучше понять социальные

проблемы, развивать эмпатию и приобретать практический опыт в

решении реальных задач. Это взаимодействие с обществом способствует

формированию активной гражданской позиции.

Кроме того, культурные и спортивные мероприятия также вносят

значимый вклад в развитие социально активной личности. Такие

мероприятия помогают студентам раскрыть свои таланты, установить

новые знакомства и научиться работать в команде. Культурные практики,

такие как участие в театральных постановках или музыкальных конкурсах,

позволяют развивать креативность и эстетическое восприятие. Спорт, в

свою очередь, прививает навыки соперничества и сотрудничества.

Ключевую роль в деятельности вне аудиторной формы играет

наставничество. Поддержка со стороны более опытных преподавателей

или старших студентов создает условия для индивидуального роста и

помогает

в

преодолении

трудностей.

Наставники

могут

делиться

уникальными методами и подходами, что способствует развитию у

студентов лидерских качеств.

Не

менее

важным

является

формирование

системы

оценки

результатов внеурочной деятельности. Обратная связь от преподавателей

и самих студентов позволяет корректировать и улучшать программы. Это

создает цикл непрерывного совершенствования, в котором каждый

студент становится не только участником, но и критиком в процессе

своего собственного формирования.

Внеаудиторная деятельность не просто дополняет учебный процесс.

Она становится ареной, где студенты могут опробовать свои идеи, развить

критическое мышление и оформить личную точку зрения на мир.

38

Активное вовлечение в различные формы жизни колледжа накладывает

отпечаток на формирование социально активной личности, которая в

дальнейшем будет готова не только применять свои знания, но и

участвовать в общественной жизни, способствовать благосостоянию

общества и работать на его благо.

Таким

образом,

внеаудиторная

деятельность

в

колледже

представляет собой мощный инструмент для формирования полноценной

социальной активности среди студентов, что в итоге создает предпосылки

для их успешной интеграции в общество как активных участников

социальной жизни.

Вторая

глава

диссертации

«Опытно-экспериментальное

исследование формирования социально активной личности студента

колледжа во внеаудиторной деятельности» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе второй главы «Уровни и критерии развития

социально активной личности студента. Группы студентов по уровню

сформированности социальной активности.» рассматриваются уровни и

критерии

развития

социально-значимых

качеств

личности

студента

колледжа во внеаудиторной деятельности.

К основным критериям развития социально-значимых качеств

личности можно отнести:

- самостоятельность;

- социальную активность;

- ответственность;

- направленность на самореализацию в деятельности.

В каждом из перечисленных критериев можно выделить три уровня

сформированности: низкий, средний и высокий.

Низкий

уровень

самостоятельности

студент

не

проявляет

достаточной самостоятельности в учебной и внеаудиторной деятельности.

39

Средний

уровень

самостоятельности

студент

использует

полученные

знания

на

практике.

Является

членом

студенческого

объединения.

Высокий уровень самостоятельности – студент самостоятельно

приобретает

дополнительные

знания

по

предметам.

Является

организатором студенческих объединений. Работает по специальности.

Низкий уровень социальной активности – студент участвует во

внеаудиторной деятельности от случая к случаю. Занимает позицию

наблюдателя или участника.

Средний уровень социальной активности – студент выполняет

общественные поручения. Является участником общих дел.

Высокий уровень социальной активности – студент проявляет

инициативу при организации внеаудиторной деятельности. Активно

участвует во внеаудиторной деятельности. Является участником органов

самоуправления.

Низкий

уровень

ответственности

студент

безответственно

относится к общественным поручениям.

Средний уровень ответственности – студент ответственно относится

к выполнению общественных поручений.

Высокий

уровень

ответственности

студент

осознает

ответственность за начатое дело. Реально оценивает свои возможности.

Берет на себя ответственность не только за себя, но и за других.

Низкий уровень направленности на самореализацию в деятельности

– студент не видит смысла профессионального совершенствования,

развития и реализации всех своих способностей и возможностей.

Средний

уровень

направленности

на

самореализацию

в

деятельности – студент осознает необходимость профессионального

образования. Ведущая направленность на общение и деятельность.

Проявляет готовность к общественно-полезной деятельности.

40

Высокий

уровень

направленности

на

самореализацию

в

деятельности

студент

имеет

устойчивую

профессиональную

направленность и направленность на самореализацию в деятельности.

Преобладают мотивы на достижение успеха. Участвует в общественно-

полезной деятельности.

Опираясь

на

определение

уровня

каждого

критерия,

можно

выделить четыре группы студентов по уровню социально активной

личности:

1

группа

студенты

являются

активными

участниками

общественной

жизни,

демонстрируют

позитивное

отношение

к

общественным обязанностям, выделяются среди других студентов. Для

них

характерны

развитая

социальная

зрелость,

сильное

чувство

ответственности, осознание долга и добросовестный подход к любой

задаче.

2 группа – студенты, которые признают важность социальной

активности, и могли бы внести свой вклад в общественную жизнь, однако

по ряду обстоятельств не делают этого постоянно или участвуют лишь

время от времени. Причины такой незаинтересованности они объясняют

нехваткой времени из-за учебы, домашних забот и других факторов.

3 группа – студенты, входящие в эту группу, демонстрируют

апатичное отношение к общественной деятельности и ее значимости,

выполняя задания лишь эпизодически, под давлением обстоятельств. Их

пассивная социальная позиция часто объясняется тем, что им якобы не

предлагают общественные поручения, что, в свою очередь, является

следствием недостатка личной инициативы.

Такие студенты не проявляют заинтересованности в общественной

жизни колледжа, что отражается в их редком участии в мероприятиях и

проектах. Отсутствие внутреннего стремления к деятельности в ожидание

внешних

стимулов

характеризует

их

как

группу,

требующую

41

дополнительной

мотивации

и

поддержки

в

развитии

социальной

активности.

4 группа – студенты демонстрируют негативное отношение к

участию

в

общественной

деятельности

и

выполнению

каких-либо

поручений. Они придерживаются мнения, что подобная дополнительная

нагрузка способна ухудшить их академическую успеваемость и не играет

существенной роли в их профессиональном развитии, как будущих

специалистов.

Низкая вовлеченность студентов в общественную жизнь может быть

обусловлена рядом факторов, как внешних, так и внутренних. К

объективным причинам можно отнести недостатки в организации и

стимулировании общественной деятельности со стороны колледжа.

Во

втором

параграфе

второй

главы

«Анализ

итогов

эксперимента реализации развития социально активной личности

студента» сделаны следующие выводы.

Экспериментальное

исследование

было

проведено

на

базе

государственного

бюджетного

профессионального

образовательного

учреждения Московской области «Московский областной медицинский

колледж». В ходе эксперимента изучалось влияние внеаудиторной

деятельности на формирование социально активной личности студентов.

В

ходе

исследования

была

конкретизирована

суть

процесса

формирования социально значимых качеств у студентов в контексте

внеаудиторной

работы,

выявлены

возможности

внеаудиторной

деятельности

для

формирования

таких

качеств.

Теоретически

апробирована

модель

данного

процесса,

разработан

комплекс

организационных форм для развития самостоятельности, ответственности,

социальной активности и стремления к самореализации.

Реализация разработанной модели развития социально активной

личности студента колледжа позволила достичь желаемых изменений.

42

Отмечается, что к третьему курсу студенты проявляют повышенную

активность, ответственность и самостоятельность. Это подтверждается

результатами тестирования и анкетирования. Эти методы актуальны тем,

что участники эксперимента отвечают на предполагаемые вопросы,

выражая свое мнение или выбирая заранее подготовленный вариант

ответа.

Анкетирование было направлено на определение приоритетного

вида внеаудиторной деятельности, а также на оценку значимости каждого

конкретного направления. С помощью тестирования была проведена

оценка

степени

достижения

определенного

уровня

социальной

активности. Также студентам было предложено в свободной форме

описать личное мнение о ценностях социума.

На основе полученных результатов было установлено, что студенты

старших курсов обладают более высокими показателями в отношении

степени формирования социально активной личности, по сравнению со

студентами-первокурсниками.

Благодаря

этому

были

сформированы

контрольные и экспериментальные группы численностью по 50 человек в

каждой.

В

целом

сегодня

можно

говорить

о

том,

что

уровень

заинтересованности студентов в участие во внеаудиторной деятельности

достаточно высок, особенно это касается различных волонтерских

движение. Наибольшую степень участия у студентов ГБПОУ МО

«Московский областной медицинский колледж» занимает Всероссийское

общественное движение «Волонтеры-медики», 72 % от иных видов

участия.

Полученные результаты позволяют сформулировать следующие

выводы:

1.

Под личностью понимается уникальный способ существования индивида

как части социума. Социально важные характеристики формируются в

43

обществе. Их становление начинается в раннем возрасте, однако

личностной зрелости человек достигает во взрослой жизни. Каждый

период жизни вносит свой вклад в развитие личности. В студенческие

годы у молодежи формируются такие важные качества, как стремление к

самореализации,

независимость,

ответственность

и

социальная

активность.

2.

Выявлены потенциалы внеаудиторной деятельности. Она способствует

вовлечению

студентов

в

разновозрастное,

полипрофессиональное

общение, развивая коммуникативные навыки. Студенты познают жизнь и

деятельность взрослых. Участвуя в различных видах внеаудиторной

деятельности, студенты становятся членами малых групп, которые

оказывают

положительное

влияние

на

развитие

личностных

и

профессиональных качеств, формирование профессиональной ориентации.

Внеаудиторная

деятельность

предоставляет

студентам

возможность

выбора содержания, форм, степени участия и позиции, что создает

условия для индивидуального развития, включая самостоятельность,

ответственность и активность.

3.

Для

формирования

социально-значимых

качеств

необходимо:

осуществление взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной деятельности;

создание целостной системы внеаудиторной деятельности; использование

форм

внеаудиторной

деятельности,

предполагающих

вариативность,

самоорганизацию

студентов,

развитие

самоуправления;

обеспечение

свободы выбора студента и уменьшение управляющего воздействия на

основе

сотрудничества

преподавателей

и

студентов;

организация

рефлексивного осмысления опыта внеаудиторной деятельности.

4.

Модель

формирования

социально-значимых

качеств

личности

во

внеаудиторной деятельности вуза включает цели, принципы, условия,

этапы, организационные формы деятельности.

44

5.

Целесообразно

дальнейшее

рассмотрение

проблемы

в

аспектах:

определения

соотношения

коллективного

и

индивидуального

в

формировании

социально-значимых

качеств;

выявления

специфики

формирования социально значимых качеств на разных факультетах.

Заключение

В педагогике социальная активность сопряжена с понятием

«общественная активность», то есть с отношением человека к жизни

общества. Социальная активность предполагает формирование интереса к

общественной работе.

Анализ научной литературы изучаемого явления (позволил

выделить общие характеристики категории «социальная активность»:

- взаимодействие с социальной средой;

- изменение социальной среды;

- изучение законов общества;

- изучение общественной культуры;

- изучение социального опыта и его практическое применение;

- деятельное отношение к жизни общества;

- наличие мотиваций, основанных на общественно значимых

потребностях.

Социальная активность студента может рассматриваться как

целая система социальных знаний, оценочных суждений и переживаний,

мировоззренческих установок, поступков.

Важным условием формирования социальной активности

студента является социально-педагогическая компетентность педагогов

образовательного учреждения. Социально-педагогическая компетентность

включает в себя совокупность систематизированных знаний, умений и

навыков, личностных качеств, взглядов и убеждений.

45

Необходимым

условием

формирования

социальной

активности является вовлечение студентов в многофункциональную

социально-ориентированную внеаудиторную деятельность.

Важной особенностью внеаудиторной деятельности является

ее четко выраженная воспитательная и социальная направленность.

Внеаудиторная деятельность направлена на использование возможностей

социальной

среды

как

дополнительного

педагогического

средства

воздействия на личность студента, обеспечение условий эффективного

социального воспитания. Творческой самореализации, формирования

активности и успешного социального развития личности.

Как правило, внеаудиторная деятельность осуществляется в

трех взаимосвязанных процессах:

1)

организация

социального

опыта,

связанного

с

формированием

социально-воспитательного

пространства

образовательного учреждения и направленного на активное освоение его

студентами;

2)

образование

студентов

(систематическое

социальное

обучение);

3) индивидуальная помощь (способность принимать решения,

адекватные конкретным ситуациям).

Процесс

формирования

социально-активной

личности

студентов

колледжа

во

внеаудиторной

деятельности

предполагает

определение потенциала внеаудиторной деятельности образовательного

учреждения. Эта деятельность реализуется в следующих направлениях:

-

раскрытие,

развитие

и

использование

социальных

потребностей студентов;

-

формирование

индивидуальных

практических

знаний,

умений

и

навыков,

необходимых

для

выполнения

конкретной

профессиональной трудовой деятельности;

46

- активное использование социального опыта и культуры.

Данные

направления

обеспечивают

более

интенсивную

социализацию

студентов,

ведущую

к

глубокому

развитию

профессиональных и личностных качеств будущего специалиста.

В

качестве

одного

из

педагогических

условий

может

выступать обеспечение поэтапного формирования социальной активности

студентов

во

внеаудиторной

деятельности.

Поэтапное

вовлечение

студентов во внеаудиторную деятельность осуществляется с учетом целей

профессионального образования, воспитания и формирования личности

будущего специалиста, гражданина, свободной личности; предполагает

направленность на формирование структурных признаков социальной

активности:

когнитивного,

оценочно-эмоционального,

мировоззренческого, поведенческого.

В приложении к диссертационной работе размещены опросники

тестов и бланки анкетирования.

Положения диссертационного исследования отражены в следующих

публикациях:

1.

Маханькова Н. И., Налетова Н.Ю. Активность и вовлеченность студентов

колледжа во внеурочную деятельность с целью развития социальной

активности

Вестник

Костромского

государственного

университета.

Серия:

Педагогика. Психология. Социокинетика. Т.30, № 1, 2024 год.

2.

Коробцова Е. В., Маханькова Н. И., Налетова Н.Ю.

Педагогическое

сопровождение развития социокультурной идентичности обучающихся.

Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф.

Лесгафта», №12 (204) – 2022 год.

3.

Маханькова

Н.

И.,

Налетова

Н.Ю

Волонтерство

как

средство

социализации и нравственного становления студентов колледжа. Научно-

47

теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф.

Лесгафта», № 2 (204) – 2022 год.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Александрова И.Ю. Психологические характеристики социально

активной личности // Психология и образование. – 2020. – № 3. – С.

15–22.

2.

Баранов А.И. Формирование социальной активности у школьников в

процессе обучения // Вестник педагогики. – 2019. – № 4. – С. 34–40.

3.

Громова Т.В. Социальная активность как фактор личностного

развития // Педагогические исследования. – 2021. – № 2. – С. 50–58.

4.

Зимняя И.А. Психолого-педагогические аспекты формирования

активности личности // Современная психология. – 2018. – № 1. – С.

12–19.

5.

Карпенко В.С. Влияние социальной среды на развитие активной

личности // Журнал общей педагогики. – 2022. – № 7. – С. 22–29.

6.

Коваленко О.С. Социальные инициативы студентов колледжей:

анализ и перспективы // Журнал социологии. – 2021. – № 8. – С. 44–

50.

48

7.

Лебедев Р.В. Психологические аспекты социальной активности

студентов // Психология и образование. – 2019. – № 5. – С. 15–21.

8.

Лебедева

М.Н.

Социально

активная

личность:

проблемы

и

решения // Научные труды по психологии. – 2020. – № 6. – С. 44–51.

9.

Морозова

Е.А.

Роль

педагогической

среды

в

формировании

социальной активности // Образование и наука. – 2019. – № 5. – С.

60–68.

10.. Орлова В.П. Функции внеаудиторной деятельности в процессе

становления активной личности // Актуальные вопросы современной

педагогики. – 2020. – № 9. – С. 18–24.

11.Прохоров

А.Г.

Модели

социальной

активности

студенческой

молодежи // Вопросы педагогики и психологии. – 2018. – № 4. – С.

9–14.

12.Петрова А.В. Методические подходы к изучению социально

активной личности // Вестник психологии. – 2021. – № 8. – С. 31–38.

13.Смирнова Н.P. Психологические аспекты мотивации социальной

активности // Психология и общество. – 2022. – № 3. – С. 29–36.

14.Тихомирова

Н.А.

Социальная

активность

как

фактор

профессионального самоопределения студентов // Научный вестник.

– 2020. – № 6. – С. 22–28.

15.Федорова И.А. Роль волонтерства в формировании социально

активной личности студента // Социальная педагогика. – 2021. – №

7. – С. 28–33.

16.Фролов А.Е. Социальная активность и личностное развитие в

школе // Научный вестник. – 2018. – № 4. – С. 55–63.

17.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.:

Педагогика, 1971.- 221с.

18.Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения

человека. - М.:, 1966 – 317с.

49

19.Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной

деятельности. - Челябинск: ЧПИ, 2000. - 128 с.

20.Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к

творческому решению воспитательных задач: Автореф. дис...д-ра

пед. наук. - Челябинск, 1992. - 37

50

51

52

53



В раздел образования