Автор: Камкина Марина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №53
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская Респубика
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование патриотизма обучающихся 6 классов посредством игровых технологии
Раздел: среднее образование
Формирование патриотизма обучающихся 6 классов
посредством игровых технологии
Автор статьи: педагог-психолог МБОУ СОШ № 53, Камкина Марина
Александровна
Ключевые
слова:
патриотизм,
психологические
особенности
подросткового периода, педагогические технологии, игровые технологии.
Актуальность исследования
состоит в том что, в современном
обществе в последние годы отмечается тенденция к снижению значимости
многих общечеловеческих ценностей: отношение к событиям нашей истории,
выдающимся
личностям,
безразличие
к
окружающей
природе,
неуважительное
отношение
к
родному
языку
и
т.
д.
Проблема
патриотического воспитания подростков является одной из приоритетных.
Ведь от того, насколько у подрастающего поколения сформирована
гражданская позиция и гражданское сознание, зависит существование и
развитие государства в целом.
Социальные сети, Интернет и Средства массовой информации также в
некоторой степени навязывают определенное отношение к свой стране, оно
может быть как положительным, так и отрицательным. Подрастающее
поколение - это будущее нашей страны и человечества в целом, и от того
насколько хорошо сформирована эта сфера у учащихся, зависит развитие
нашей страны. Поэтому формирование положительного отношения к Родине
является достаточно острой проблемой с точки зрения нравственно -
патриотического воспитания школьников.
Понятие и аспекты патриотизма
Первое понятие, которое возникает у нас в голове, при слове
патриотизм - это любовь к своей Родине: как к малой, так и к большой, к ее
культуре, к природе и все, что связано с ней. Но для того, чтобы дать
правильное определение слову патриотизм, обратимся к толковому словарю.
Таким образом, в толковом словаре Ожегова патриотизм - это
преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Как мы видим из определения, любовь к своему народу - это тоже один
из критериев патриотизма. А народ - это одна большая семья, в которую
входит и малая, кровная семья, то есть родители, бабушки, дедушки и так
далее. В дальнейшем, под словом патриотизм будет пониматься любовь и
уважение не только к своему месту рождения и проживания, но и к народам,
проживающим там и, конечно же, к своей семье.
Обращаясь к истории, видно, что сущность патриотизма несет в себе
глубокую
теоретическую
традицию.
У Платона
можно
встретить
рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. Позднее понятие
любви
к отечеству,
в виде
высшей
ценности
позднее
встречается
в произведениях мыслителей, например, Макиавелли, Руссо, и др. Из всего
вышесказанного следует, что патриотизм является одной из наиболее
значительных, вечных ценностей, характерных для всех сфер жизни
общества и государства [4].
На
сегодняшний
день
существуют
множество
возможностей,
благодаря которым ученики школ (а также и студенты) могут общаться с
представителями других стран, учиться в другой стране по обмену и тому
подобное, и поэтому одним из компонентов воспитательного процесса
в современной
российской
школе
является
основание
патриотизма
и культуры межнациональных отношений.
Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе
личностного становления человека, указали на многогранное влияние этого
чувства. К примеру, К. Д. Ушинский полагал, что патриотизм представляет
собой не только важную задачу воспитания, но и мощное педагогическое
средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви
к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека
и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными,
семейными
и родовыми
наклонностями». А.
С.
Макаренков «Лекциях
о воспитании детей» писал: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы
он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед
коллективом,
и значит
перед
Родиной,
не ожидая
распоряжения
или
приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей» [5].
Патриотизм состоит из таких компонентов, как:
чувство привязанности к тем местам рождения и взросления
человека;
учтивое отношение к родному языку;
забота об интересах Родины;
понимание
долга
перед
Родиной,
отстаивание
ее чести
и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление
гражданских
чувств
и сохранение
преданности
Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свою отчизну, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины,
своего народа, его обычаям и традициям;
несение ответственности за судьбу Родины и своего народа,
их будущего, выражающееся в тяготении посвящать свой труд, способности
упрочению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [1]
Выделяется несколько уровней патриотизма:
биологический,
по формулировке Л.
Н.
Гумилева и других
сторонников социально-демографической космической теории, основывается
на генно-клеточном
уровне
под
влиянием
космических
излучений
на конкретную территориально-географическую площадь.
психологический уровень патриотизма складывается на основе
второй
сигнальной
системы,
описанной И.
П.
Павловым.
Главные
компоненты
психологического
патриотизма
как
базовая
культура
основываются в процессе национального воспитания в младшем и среднем
детском возрасте.
социальный
уровень
патриотизма
можно
соотнести
с цивилизованными нормами существования индивидуума. Это писаные
и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации
и субординации, исполнения конвенциальных ролей, — человека в социуме,
его внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям
как к «своим».
духовный
уровень
патриотизма
связан
с традиционными
верованиями, выработанным неформальным мировоззрением.
Возрастные особенности учащихся 6 классов
К возрастным особенностям подростков (в данном случае 12-13 лет)
относят
физиологический
и
психологический
компонент.
Затрагивая
физиологический, можно сказать, что подросток претерпевает изменения,
связанные с его внешностью. Но куда более интересные вещи творятся в его
голове. В данном параграфе акцент будет делаться на психологических
изменениях младших подростков, так как в этом возрасте происходит
становление и дальнейшее осознание своего «Я». Именно в этом возрасте
педагогу необходимо говорить о гражданственности, о патриотичном
воспитании, если на выходе из школы должен получиться человек, который
может здраво оценивать себя как патриота своей страны.
Какие трудности могут возникнуть в раннем подростничестве будет
описано далее. В период переходного возраста у детей наблюдается
дисгармония в отношениях с окружающими людьми и всем миром:
отсутствие
взаимопонимания
с
родными,
педагогами,
сверстниками.
Психологические особенности детей 12-13 лет проявляются спонтанными,
неконструктивными,
незрелыми
отношениями
с
окружающим
миром,
отношение к окружающим часто носит негативную окраску. В шестом классе
кризис идентичности испытывают уже почти все учащиеся — примерно 90%.
Стремление к нарушению социальных норм перерастает в негативизм —
сопротивление требованиям взрослых, упрямство, желание сделать все
наоборот. В такой ситуации подросток может негативно реагировать на
просьбы старших, на все отвечать словом «нет». Поэтому педагог должен
быть готов к негативизму со стороны учащихся данного возраста.
Кроме
того,
в
классе
подростки
стремятся
друг
другу
продемонстрировать собственную взрослость, которая видится им прежде
всего
в
непокорности,
непослушании
педагогам.
Поэтому
педагог
сталкивается
с
объективными
трудностями.
С
одной
стороны,
ему
необходимо принимать подростков и демонстрировать им это. С другой —
справляться с собственным внутренним раздражением, гневом, обидой,
вызванные ненормативным поведением учащихся.
Как
следствие
кризиса,
у
подростков
появляется
неустойчивая
самооценка, что побуждает их агрессивно отстаивать собственное мнение,
даже если оно неверное, утверждаться за счет сверстников. Повышается
зависимость от внешней оценки, особенно от оценки друзей и ребят.
Тело становится важным основанием для самооценки. Подростки
внимательно присматриваются к себе, сравнивают себя с окружающими,
беспокоятся, если сильно отличаются от сверстников по росту, фигуре.
Помимо интенсивного личностного развития, в шестом классе у многих
учеников начинается бурное психофизиологическое развитие, появляются
диспропорции в теле: могут сильно вырасти руки или ноги.
В познавательной сфере следует отметить спад показателей внимания,
проявляющийся в низкой способности сосредотачиваться на каком-либо
предмете или деятельности и контролировать ее выполнение. Возможно
проявление неустойчивости внимания: на одном уроке школьник весьма
продолжительное время сконцентрирован на рассказе учителя, на другом —
быстро теряет нить повествования. У многих наблюдается снижение
интереса к учебной деятельности за счет появления новых увлечений,
связанных с общением со сверстниками (дружба, влюбленность).
Мыслительные процессы в этом возрасте осуществляются быстрее, чем
раньше. Для их поддержания требуется хороший уровень развития речи,
умение давать развернутые устные ответы. В противном случае школьники
испытывают трудности при ответах у доски, иногда отказываются от них.
Таким
образом,
необходимо
знать
основные
психологические
особенности младшего подростка:
1.«Чувство взрослости» - особая форма самосознания, возникающая в
переходный
период
и
определяющая
основные
отношения
младших
подростков с миром. Данное чувство появляется в потребности равноправия,
уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного
отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями,
неудовлетворенность
этой
потребности
обостряет
негативные
черты
подросткового кризиса.
2.«Склонность к фантазированию, к планированию своего будущего».
Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает
свой собственный авторский замысел. В этот период у учащихся могут
развиваться творческие способности, поэтому педагогу необходимо заметить
это и направить в нужное русло,
дать возможность проявить свое
творчество.
3.«Стремление экспериментировать», используя свои возможности, -
едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не
предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то
оно реализуется в самой поверхностной и примитивной форме - в
экспериментах со внешностью. Для того что бы удовлетворить данную
потребность необходимо включить в практическую работу задания, которые
учащиеся выполняют по желанию в свободной форме.
Так же не следует забывать о том, что теоретическое мышление
подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего
развития. Поэтому нельзя перезагружать обучающихся новыми понятиями.
Игровые технологии как способ работы с учащимися
Еще с древности игру использовали как метод обучения, передачи
опыта старших поколений младшим. Широкое применение игра находит в
педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Как говорил один
из выдающихся ученных в области педагогики «игра - пространство
«внутренней
социализации»
ребенка,
средство
усвоения
социальных
установок» (Л.С. Выготский). В современной школе игровая деятельность
используется с целью активизации учебного процесса. Игровую деятельность
эффективно применять в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия,
темы и даже раздела учебного предмета;
как один из элементов более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части;
как технологии внеклассной работы.
Понятие
«игровые
педагогические
технологии»
включает
достаточно
обширную
группу
методов
и
приемов
организации
педагогического процесса в форме различных педагогических игр [6]. В
отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в
явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий на уроках состоит из игровых приемов и ситуаций,
которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к
учебной деятельности. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой
и как учебно-познавательный результат.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых
игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и
социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-
либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут
события,
конкретная
деятельность
людей
(совещание
по
экологии,
обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в
которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет
начальника эко-центра, зал заседаний политических партии страны и т.д.).
Сценарий
имитационной
игры,
кроме
сюжета
события,
содержание,
описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные
игры.
Они
помогают
отрабатывать
выполнение
конкретных
специфических
операций,
например,
методики
написания
сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных
играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа
проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения,
действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для
проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации,
между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение
человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь опыт,
знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять
действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.
Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться
в
различных
обстоятельствах,
давать
объективную
оценку
своему
поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними
контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к
формальным
атрибутам
власти,
приказу.
Для
метода
инсценировки
составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и
обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и
«деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в
котором
испытывается
умение
чувствовать
ситуацию
в
коллективе,
оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в
продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов. Этап
подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария --
условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входит
учебная
цель
занятия,
описание
изучаемой
проблемы,
обоснование
поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры,
содержание характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определен
режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается
постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов,
инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация.
При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за
консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками
игры. Но правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли,
выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность
нарушать этику поведения.
В вопросе по воспитанию гражданственности и ответственности за
будущее
немалую
роль
выполняют
игровые
технологии
социально-
культурной
деятельности.
Согласно
определению
«технология
–
это
средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые
используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются
планируемые результаты обучения и воспитания» [5].
Г. К. Селевко, кандидат педагогических наук, определяет это понятие
так «игровые технологии – это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [3].
Игровые технологии занимают особое место в процессе воспитания
подрастающего поколения, их задачей является помочь проявить творческий
потенциал учащихся, сформировать у них навыки о культурных ценностях,
патриотизме и т.д. Г.К. Селевко в своей энциклопедии отмечает, что для
младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность
восприятия, легкость вхождения в образы. Учащиеся легко вовлекаются в
любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в
групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не
имитационные игры».
В практической деятельности с аудиторией можно использовать
методику и принципы таких известных игр, как «Своя игра», «Что? Где?
Когда?», «Кто хочет стать миллионером» и другие. Патриотическая
направленность тематики будет определять содержание таких мероприятий,
актуализировать
их
воспитательную
ценность
и
потенциал.
Поэтому
педагогу целесообразно включать в свою профессиональную работу такую
технологию работы как игра.
Литература:
1.
Гаязов А.
С.
Формирование гражданина:
теория,
практика,
проблемы: Монография. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 2015.
2. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной
деятельности: учебное пособие / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов:
2014.
3.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.
Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
4.
Следзевский, И.
В.
Основные направления
гражданско —
патриотического
воспитания
детей
и молодежи
в российском
образовательном пространстве / И. В. Следзевский // Внешкольник. — 2007.
— № 1. — С. 25 — 28.
5. Тоболкина, И. Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт
системно-деятельного
подхода
к реализации
программ
обучения
и воспитания / И. Н. Тоболкина // Одаренный ребенок. — 2009. — № 3. — С.
48 — 59.
6. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении
химии. -М.: Дрофа, 2003 г.