Напоминание

Формирование патриотизма обучающихся 6 классов посредством игровых технологии


Автор: Камкина Марина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №53
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская Респубика
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование патриотизма обучающихся 6 классов посредством игровых технологии
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование патриотизма обучающихся 6 классов

посредством игровых технологии

Автор статьи: педагог-психолог МБОУ СОШ № 53, Камкина Марина

Александровна

Ключевые

слова:

патриотизм,

психологические

особенности

подросткового периода, педагогические технологии, игровые технологии.

Актуальность исследования

состоит в том что, в современном

обществе в последние годы отмечается тенденция к снижению значимости

многих общечеловеческих ценностей: отношение к событиям нашей истории,

выдающимся

личностям,

безразличие

к

окружающей

природе,

неуважительное

отношение

к

родному

языку

и

т.

д.

Проблема

патриотического воспитания подростков является одной из приоритетных.

Ведь от того, насколько у подрастающего поколения сформирована

гражданская позиция и гражданское сознание, зависит существование и

развитие государства в целом.

Социальные сети, Интернет и Средства массовой информации также в

некоторой степени навязывают определенное отношение к свой стране, оно

может быть как положительным, так и отрицательным. Подрастающее

поколение - это будущее нашей страны и человечества в целом, и от того

насколько хорошо сформирована эта сфера у учащихся, зависит развитие

нашей страны. Поэтому формирование положительного отношения к Родине

является достаточно острой проблемой с точки зрения нравственно -

патриотического воспитания школьников.

Понятие и аспекты патриотизма

Первое понятие, которое возникает у нас в голове, при слове

патриотизм - это любовь к своей Родине: как к малой, так и к большой, к ее

культуре, к природе и все, что связано с ней. Но для того, чтобы дать

правильное определение слову патриотизм, обратимся к толковому словарю.

Таким образом, в толковом словаре Ожегова патриотизм - это

преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Как мы видим из определения, любовь к своему народу - это тоже один

из критериев патриотизма. А народ - это одна большая семья, в которую

входит и малая, кровная семья, то есть родители, бабушки, дедушки и так

далее. В дальнейшем, под словом патриотизм будет пониматься любовь и

уважение не только к своему месту рождения и проживания, но и к народам,

проживающим там и, конечно же, к своей семье.

Обращаясь к истории, видно, что сущность патриотизма несет в себе

глубокую

теоретическую

традицию.

У Платона

можно

встретить

рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. Позднее понятие

любви

к отечеству,

в виде

высшей

ценности

позднее

встречается

в произведениях мыслителей, например, Макиавелли, Руссо, и др. Из всего

вышесказанного следует, что патриотизм является одной из наиболее

значительных, вечных ценностей, характерных для всех сфер жизни

общества и государства [4].

На

сегодняшний

день

существуют

множество

возможностей,

благодаря которым ученики школ (а также и студенты) могут общаться с

представителями других стран, учиться в другой стране по обмену и тому

подобное, и поэтому одним из компонентов воспитательного процесса

в современной

российской

школе

является

основание

патриотизма

и культуры межнациональных отношений.

Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе

личностного становления человека, указали на многогранное влияние этого

чувства. К примеру, К. Д. Ушинский полагал, что патриотизм представляет

собой не только важную задачу воспитания, но и мощное педагогическое

средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви

к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека

и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными,

семейными

и родовыми

наклонностями». А.

С.

Макаренков «Лекциях

о воспитании детей» писал: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы

он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед

коллективом,

и значит

перед

Родиной,

не ожидая

распоряжения

или

приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей» [5].

Патриотизм состоит из таких компонентов, как:

чувство привязанности к тем местам рождения и взросления

человека;

учтивое отношение к родному языку;

забота об интересах Родины;

понимание

долга

перед

Родиной,

отстаивание

ее чести

и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

проявление

гражданских

чувств

и сохранение

преданности

Родине;

гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

гордость за свою отчизну, за символы государства, за свой народ;

уважительное отношение к историческому прошлому Родины,

своего народа, его обычаям и традициям;

несение ответственности за судьбу Родины и своего народа,

их будущего, выражающееся в тяготении посвящать свой труд, способности

упрочению могущества и расцвету Родины;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [1]

Выделяется несколько уровней патриотизма:

биологический,

по формулировке Л.

Н.

Гумилева и других

сторонников социально-демографической космической теории, основывается

на генно-клеточном

уровне

под

влиянием

космических

излучений

на конкретную территориально-географическую площадь.

психологический уровень патриотизма складывается на основе

второй

сигнальной

системы,

описанной И.

П.

Павловым.

Главные

компоненты

психологического

патриотизма

как

базовая

культура

основываются в процессе национального воспитания в младшем и среднем

детском возрасте.

социальный

уровень

патриотизма

можно

соотнести

с цивилизованными нормами существования индивидуума. Это писаные

и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации

и субординации, исполнения конвенциальных ролей, — человека в социуме,

его внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям

как к «своим».

духовный

уровень

патриотизма

связан

с традиционными

верованиями, выработанным неформальным мировоззрением.

Возрастные особенности учащихся 6 классов

К возрастным особенностям подростков (в данном случае 12-13 лет)

относят

физиологический

и

психологический

компонент.

Затрагивая

физиологический, можно сказать, что подросток претерпевает изменения,

связанные с его внешностью. Но куда более интересные вещи творятся в его

голове. В данном параграфе акцент будет делаться на психологических

изменениях младших подростков, так как в этом возрасте происходит

становление и дальнейшее осознание своего «Я». Именно в этом возрасте

педагогу необходимо говорить о гражданственности, о патриотичном

воспитании, если на выходе из школы должен получиться человек, который

может здраво оценивать себя как патриота своей страны.

Какие трудности могут возникнуть в раннем подростничестве будет

описано далее. В период переходного возраста у детей наблюдается

дисгармония в отношениях с окружающими людьми и всем миром:

отсутствие

взаимопонимания

с

родными,

педагогами,

сверстниками.

Психологические особенности детей 12-13 лет проявляются спонтанными,

неконструктивными,

незрелыми

отношениями

с

окружающим

миром,

отношение к окружающим часто носит негативную окраску. В шестом классе

кризис идентичности испытывают уже почти все учащиеся — примерно 90%.

Стремление к нарушению социальных норм перерастает в негативизм —

сопротивление требованиям взрослых, упрямство, желание сделать все

наоборот. В такой ситуации подросток может негативно реагировать на

просьбы старших, на все отвечать словом «нет». Поэтому педагог должен

быть готов к негативизму со стороны учащихся данного возраста.

Кроме

того,

в

классе

подростки

стремятся

друг

другу

продемонстрировать собственную взрослость, которая видится им прежде

всего

в

непокорности,

непослушании

педагогам.

Поэтому

педагог

сталкивается

с

объективными

трудностями.

С

одной

стороны,

ему

необходимо принимать подростков и демонстрировать им это. С другой —

справляться с собственным внутренним раздражением, гневом, обидой,

вызванные ненормативным поведением учащихся.

Как

следствие

кризиса,

у

подростков

появляется

неустойчивая

самооценка, что побуждает их агрессивно отстаивать собственное мнение,

даже если оно неверное, утверждаться за счет сверстников. Повышается

зависимость от внешней оценки, особенно от оценки друзей и ребят.

Тело становится важным основанием для самооценки. Подростки

внимательно присматриваются к себе, сравнивают себя с окружающими,

беспокоятся, если сильно отличаются от сверстников по росту, фигуре.

Помимо интенсивного личностного развития, в шестом классе у многих

учеников начинается бурное психофизиологическое развитие, появляются

диспропорции в теле: могут сильно вырасти руки или ноги.

В познавательной сфере следует отметить спад показателей внимания,

проявляющийся в низкой способности сосредотачиваться на каком-либо

предмете или деятельности и контролировать ее выполнение. Возможно

проявление неустойчивости внимания: на одном уроке школьник весьма

продолжительное время сконцентрирован на рассказе учителя, на другом —

быстро теряет нить повествования. У многих наблюдается снижение

интереса к учебной деятельности за счет появления новых увлечений,

связанных с общением со сверстниками (дружба, влюбленность).

Мыслительные процессы в этом возрасте осуществляются быстрее, чем

раньше. Для их поддержания требуется хороший уровень развития речи,

умение давать развернутые устные ответы. В противном случае школьники

испытывают трудности при ответах у доски, иногда отказываются от них.

Таким

образом,

необходимо

знать

основные

психологические

особенности младшего подростка:

1.«Чувство взрослости» - особая форма самосознания, возникающая в

переходный

период

и

определяющая

основные

отношения

младших

подростков с миром. Данное чувство появляется в потребности равноправия,

уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного

отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями,

неудовлетворенность

этой

потребности

обостряет

негативные

черты

подросткового кризиса.

2.«Склонность к фантазированию, к планированию своего будущего».

Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает

свой собственный авторский замысел. В этот период у учащихся могут

развиваться творческие способности, поэтому педагогу необходимо заметить

это и направить в нужное русло,

дать возможность проявить свое

творчество.

3.«Стремление экспериментировать», используя свои возможности, -

едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не

предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то

оно реализуется в самой поверхностной и примитивной форме - в

экспериментах со внешностью. Для того что бы удовлетворить данную

потребность необходимо включить в практическую работу задания, которые

учащиеся выполняют по желанию в свободной форме.

Так же не следует забывать о том, что теоретическое мышление

подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего

развития. Поэтому нельзя перезагружать обучающихся новыми понятиями.

Игровые технологии как способ работы с учащимися

Еще с древности игру использовали как метод обучения, передачи

опыта старших поколений младшим. Широкое применение игра находит в

педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Как говорил один

из выдающихся ученных в области педагогики «игра - пространство

«внутренней

социализации»

ребенка,

средство

усвоения

социальных

установок» (Л.С. Выготский). В современной школе игровая деятельность

используется с целью активизации учебного процесса. Игровую деятельность

эффективно применять в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия,

темы и даже раздела учебного предмета;

как один из элементов более обширной технологии;

в качестве урока (занятия) или его части;

как технологии внеклассной работы.

Понятие

«игровые

педагогические

технологии»

включает

достаточно

обширную

группу

методов

и

приемов

организации

педагогического процесса в форме различных педагогических игр [6]. В

отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным

признаком: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей

педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в

явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий на уроках состоит из игровых приемов и ситуаций,

которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к

учебной деятельности. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой

и как учебно-познавательный результат.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых

игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и

социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-

либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут

события,

конкретная

деятельность

людей

(совещание

по

экологии,

обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в

которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет

начальника эко-центра, зал заседаний политических партии страны и т.д.).

Сценарий

имитационной

игры,

кроме

сюжета

события,

содержание,

описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные

игры.

Они

помогают

отрабатывать

выполнение

конкретных

специфических

операций,

например,

методики

написания

сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных

играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа

проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения,

действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для

проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации,

между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение

человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь опыт,

знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять

действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться

в

различных

обстоятельствах,

давать

объективную

оценку

своему

поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними

контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к

формальным

атрибутам

власти,

приказу.

Для

метода

инсценировки

составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и

обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и

«деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в

котором

испытывается

умение

чувствовать

ситуацию

в

коллективе,

оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в

продуктивный контакт.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов. Этап

подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария --

условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входит

учебная

цель

занятия,

описание

изучаемой

проблемы,

обоснование

поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры,

содержание характеристик действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определен

режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается

постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов,

инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация.

При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за

консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками

игры. Но правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли,

выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность

нарушать этику поведения.

В вопросе по воспитанию гражданственности и ответственности за

будущее

немалую

роль

выполняют

игровые

технологии

социально-

культурной

деятельности.

Согласно

определению

«технология

это

средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые

используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются

планируемые результаты обучения и воспитания» [5].

Г. К. Селевко, кандидат педагогических наук, определяет это понятие

так «игровые технологии – это вид деятельности в условиях ситуаций,

направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором

складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [3].

Игровые технологии занимают особое место в процессе воспитания

подрастающего поколения, их задачей является помочь проявить творческий

потенциал учащихся, сформировать у них навыки о культурных ценностях,

патриотизме и т.д. Г.К. Селевко в своей энциклопедии отмечает, что для

младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность

восприятия, легкость вхождения в образы. Учащиеся легко вовлекаются в

любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в

групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не

имитационные игры».

В практической деятельности с аудиторией можно использовать

методику и принципы таких известных игр, как «Своя игра», «Что? Где?

Когда?», «Кто хочет стать миллионером» и другие. Патриотическая

направленность тематики будет определять содержание таких мероприятий,

актуализировать

их

воспитательную

ценность

и

потенциал.

Поэтому

педагогу целесообразно включать в свою профессиональную работу такую

технологию работы как игра.

Литература:

1.

Гаязов А.

С.

Формирование гражданина:

теория,

практика,

проблемы: Монография. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 2015.

2. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной

деятельности: учебное пособие / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов:

2014.

3.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.

Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

4.

Следзевский, И.

В.

Основные направления

гражданско —

патриотического

воспитания

детей

и молодежи

в российском

образовательном пространстве / И. В. Следзевский // Внешкольник. — 2007.

— № 1. — С. 25 — 28.

5. Тоболкина, И. Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт

системно-деятельного

подхода

к реализации

программ

обучения

и воспитания / И. Н. Тоболкина // Одаренный ребенок. — 2009. — № 3. — С.

48 — 59.

6. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении

химии. -М.: Дрофа, 2003 г.



В раздел образования