СТУДЕНТОВ
Валеева С.Х
ГАОУ СПО «Кукморский аграрный колледж»
Развивающемуся
обществу
нужны
современно
образованные,
нравственные,
предприимчивые
люди,
которые
могут
самостоятельно
принимать
ответственные
решения
в
ситуации
выбора,
прогнозируя
их
возможные
последствия,
способны
к
сотрудничеству,
отличаются
мобильностью,
динамизмом,
конструктивностью,
обладают
развитым
чувством
ответственности
за
судьбу
страны.
В
этом
контексте
актуализируется
наиболее
значимая
проблема
современной
методики
обучения
-
ориентация
учебного
процесса
на
активную
творческую
мыслительную
работу
обучаемых
в
контексте
развития
их
аналитико-
конструктивных
умений,
что
в
плане
формирования
методической
компетенции студентов осуществляется с помощью ситуативного или кейс-
метода.
Надо отметить, что идеи этого метода довольно просты, и в то же время
продуктивно способствуют формированию общих компетенций студентов.
Во-первых, метод предназначен для получения знания по тем дисциплинам,
истина
в
которых
плюралистична.
Т.е.
нет
однозначного
ответа
на
познавательный
вопрос,
а
есть
несколько
ответов,
которые
могут
соперничать по степени истинности, поэтому с успехом можно использовать
на занятиях гуманитарного цикла.
Во-вторых,
акцент
образования
здесь
переносится
не
на
овладение
готовым
знанием,
а
на
его
выработку,
на
сотворчество
студента
и
преподавателя.
В-третьих, результатом применения метода являются не только знания,
но и навыки профессиональной деятельности.
В-четвертых,
технология
метода
довольно
проста.
По
определенным
правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в
реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков,
которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст
объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют
"кейсом". Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая
к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники
информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом
преподаватель
выступает
в
роли
ведущего,
генерирующего
вопросы,
фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера
процесса сотворчества.
В-пятых,
несомненным
достоинством
метода
является
не
только
получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие
системы
ценностей
студентов,
профессиональных
позиций,
жизненных
установок,
своеобразного
профессионального
мироощущения
и
миропреобразования.
Наконец,
в-шестых,
здесь
преодолевается
классический
дефект
традиционного
обучения,
связанный
с
сухостью,
неэмоциональностью
изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы здесь
так
много,
что
хорошо
организованное
обсуждение
кейса
напоминает
театральный спектакль.
Наличие
в
структуре
кейс-метода
споров,
дискуссий,
аргументации
довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и
правил
общения,
а
следовательно
способствует
формированию
общих
компетенций.
При
всём
многообразии
видов
кейсов,
все
они
имеют
типовую
структуру.
Как правило, кейс включает в себя:
• Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни
• Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места,
особенности действия или участников ситуации.
• Комментарий ситуации, представленный автором
• Вопросы или задания для работы с кейсом.
• Приложения
Максимально
обобщённая
модель
занятия,
по
которой
может
быть
организована работа выглядит следующим образом:
1.
Этап погружения в совместную деятельность.
Основная задача этого этапа:
формирование мотивации к совместной
деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе
возможны следующие варианты работы:
Текст КС может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного
изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется
знание
слушателями
материала
КС
и
заинтересованность
в
обсуждении.
Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с
соответствующим разделом курса.
2.
Этап организации совместной деятельности.
Основная
задача
этого
этапа
–
организация
деятельности
по
решению
проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или
индивидуально. Слушатели распределяются по временным малым группам
для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного
преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других
групп)
идет
сопоставление
индивидуальных
ответов,
их
доработка,
выработка единой позиции, которая оформляется для презентации.
В
каждой
группе
выбирается
или
назначается
«спикер»,
который
будет
представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не
должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на
вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием
соответствующих
методов
из
теоретического
курса;
оценивается
как
содержательная
сторона
решения,
так
и
техника
презентации
и
эффективность
использования
технических
средств).
Преподаватель
организует и направляет общую дискуссию.
3.
Этап анализа и рефлексии совместной деятельности.
Основная
задача
этого
этапа
–
проявить
образовательные
и
учебные
результаты
работы
с
кейсом.
Кроме
того,
на
этом
этапе
анализируется
эффективность
организации
занятия,
проявляются
проблемы
организации
совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия
преподавателя
могут
быть
следующими:
Преподаватель
завершает
дискуссию,
анализируя
процесс
обсуждения
КС
и
работы
всех
групп,
рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит
итоги.
Уроки литературы – это уроки жизни, на которых мы говорим о любви и
верности, о чести и достоинстве, о силе духа и малодушии. Использование
кейс-метода
позволяет
студентам
самостоятельно
прийти
к
решению
неоднозначных
жизненных
ситуаций,
сравнивая
или
сопоставляя
их
с
сюжетными переплетениями изучаемых произведений.
Таким образом, использование метода анализа ситуаций значительно
расширяет
арсенал
используемых
в
учебном
процессе
активных
форм
обучения и в значительной мере актуализирует изучение русской литературы,
воспринимаемой студентами не в виде застывшего нежизненного предмета, а
в образе живого источника многообразных реальных ситуаций, разрешение
которых
позитивно
отражается
как
на
накоплении
знаний,
так
и
на
формировании коммуникативных умений, способствующих их социализации,
на
развитии
творческих,
лидерских,
аналитических,
исследовательских
способностей участников диалогов-дискуссий, на развитии востребованных в
профессиональной деятельности компетенций.