Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСОВОЙ МЕТОДИКИ (CASE STUDY)


Автор: Валеева София Хурматулловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Кукморский аграрный колледж"
Населённый пункт: с.Яныль
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСОВОЙ МЕТОДИКИ (CASE STUDY)
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСОВОЙ МЕТОДИКИ (CASE STUDY)

КАК СРЕДСТВО МОНИТОРИНГА ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СТУДЕНТОВ
Валеева С.Х ГАОУ СПО «Кукморский аграрный колледж» Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В этом контексте актуализируется наиболее значимая проблема современной методики обучения - ориентация учебного процесса на активную творческую мыслительную работу обучаемых в контексте развития их аналитико- конструктивных умений, что в плане формирования методической компетенции студентов осуществляется с помощью ситуативного или кейс- метода. Надо отметить, что идеи этого метода довольно просты, и в то же время продуктивно способствуют формированию общих компетенций студентов. Во-первых, метод предназначен для получения знания по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична. Т.е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности, поэтому с успехом можно использовать на занятиях гуманитарного цикла. Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
В-четвертых, технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества. В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования. Наконец, в-шестых, здесь преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы здесь так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения, а следовательно способствует формированию общих компетенций. При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя: • Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни
• Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. • Комментарий ситуации, представленный автором • Вопросы или задания для работы с кейсом. • Приложения Максимально обобщённая модель занятия, по которой может быть организована работа выглядит следующим образом: 1. Этап погружения в совместную деятельность. Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы: Текст КС может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса. 2. Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально. Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и
эффективность использования технических средств). Преподаватель организует и направляет общую дискуссию. 3. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги. Уроки литературы – это уроки жизни, на которых мы говорим о любви и верности, о чести и достоинстве, о силе духа и малодушии. Использование кейс-метода позволяет студентам самостоятельно прийти к решению неоднозначных жизненных ситуаций, сравнивая или сопоставляя их с сюжетными переплетениями изучаемых произведений. Таким образом, использование метода анализа ситуаций значительно расширяет арсенал используемых в учебном процессе активных форм обучения и в значительной мере актуализирует изучение русской литературы, воспринимаемой студентами не в виде застывшего нежизненного предмета, а в образе живого источника многообразных реальных ситуаций, разрешение которых позитивно отражается как на накоплении знаний, так и на формировании коммуникативных умений, способствующих их социализации, на развитии творческих, лидерских, аналитических, исследовательских способностей участников диалогов-дискуссий, на развитии востребованных в профессиональной деятельности компетенций.


В раздел образования