Напоминание

Методические аспекты работы концертмейстера в классе хореографии и его роль в деле музыкально- эстетического воспитания учащихся


Автор: Метлева Светлана Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ОГКУ ДО "СДЮСШОР по художественной гимнастике"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Методические аспекты работы концертмейстера в классе хореографии и его роль в деле музыкально- эстетического воспитания учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад





Методические аспекты работы концертмейстера в классе

хореографии и его роль в деле музыкально- эстетического

воспитания учащихся
Т .к. я работаю концертмейстером в классе хореографии, то хотелось бы подробно осветить важные методические аспекты деятельности. Все мы прекрасно знаем о том, что в классе хореографии с детьми работают два педагога- хореограф и концертмейстер, поэтому дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, на сколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит её содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают ученикам услышать музыку и отразить её в танцевальных движениях. Задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений, поэтому он должен подбирать репертуар для занятий, постоянно расширяя муз. багаж и знания о природе танца, его характерных особенностях. Постоянно повышая свой профессиональный уровень, ему нужно изучать опыт работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах. Муз. развитие на уроках осуществляется при помощи определённых методов и приёмов. Первоисточником получения знаний является сама музыка - только она пробуждает муз. чувства человека. В начале идёт работа по накоплению опыта слушания музыки. Вторым источником получения знании - является слово педагога и концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию муз. образа. Трезвим источником является непосредственно музыкально- танцевальная деятельность самих детей. Используются методы: -наглядно - слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом) -практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений) Концертмейстер чётко определяет для себя задачи каждого года обучения, а также проявляет не сухое следование рекомендациям нотно- музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально творчески подходит к подбору муз. оформления урока. Работа концертмейстера заключает в себе и чисто творческую, и педагогическую деятельность.
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально- исполнительских дарований, отличного музыкального слуха. Специфика работы требует особого универсализма, мобильности. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая не приносит внешнего успеха- аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остаётся «в тени», его работа растворяется в общем груде всего коллектива, а труд его по своему предназначению сродни труду педагога. Неприятным момент ом может быть и то, что большинство хореографов уверены: игра на фортепиано не представляет тяжёлого труда, тле. деятельность пианиста, в отличие от хореографов, носит неподвижный, «сидячий» характер. Делая свою, на первый взгляд, спокойную и «невидимую» работу, концертмейстеру необходимо иметь большое терпение, выслушать замечания и пожелания хореографа в течении урока. Не следует забывать, что хореограф и музыкант являются равноправными сотрудниками, воспитывающими учащихся, и крайне важно, чтобы их совместная профессиональная деятельность осуществлялась согласованно. Педагогическая деятельность музыканта так или иначе связана с изучением и анализом муз произведений. Концертмейстеру, решая задачу грамотного отбора, умения переосмыслить и приспособить музыку к хореографическим комбинациям, необходимо владеть обширными знаниями в области муз. литературы, характерных особенностей муз. языка того или иного композитора, выразительных средств и воспитательных возможностей музыки. Аналитическая база концертмейстера способствует профессионально- глубокому переосмыслению и приспособлению самой разнообразной музыки к требованиям образовательного процесса. При этом исключительно теоретические познания не могут гарантировать максимально успешной деятельности. Особенное значение здесь приобретает умение преподнести, подать муз. материал, т.е. вопросы сугубо исполнительского мастерства. Ученики весьма чутки к индивидуальным особенностям исполнительской манеры концертмейстера, к его интерпретации самой разной музыки. Опыт показывает: если исполнение нравится детям, они всегда проявляют более глубокий интерес к самой музыке, часто просят познакомить их с другими сочинениями того или иного автора. У концертмейстера возникает благодатная возможность помочь хореографу расширить муз. кругозор учащихся. Концертмейстеру необходимо стремиться исполнять музыку так, чтобы в процессе постижения основ хореографического искусства, учащиеся выработали потребность в
общении не с безжизненными схемами и «матрицами», а непосредственно с музыкой. В этом и состоит искусство концертмейстера - исполнителя - помочь детям откликнуться на музыку, вызвать у них желание быть причастными к искусству. Яркое исполнение музыки способно увлечь учащихся эмоционально. А ведь именно интенсивные переживания, возникающие при таком естественном эмоциональном подъёме, раскрывают способность самовыражения, артистизм, помогают устранить скованность и усталость в преодолении трудных моментов при освоении упражнений, а стало быть, участвуют в формировании исполнительской воли учениц. Выразительное исполнение музыки способно пробудить желание учащихся выполнять движения не формально, а выражать их художественно - т.е. танцевать. Если пианист стремится к разнообразию в собственном исполнении, он способен пробудить исполнительскую фантазию воспитанниц, которые, в свою очередь, будут искать новые оттенки в своём исполнении. Необходимость донести идейное содержание и худ. образы музыки, заставляет концертмейстера постоянно заботиться о совершенствовании своего исполнительского мастерства. Воспитательное предназначение музыканта состоит в том, что он «учит музыкой», это требует от него постоянного обогащения своего духовного мира и общей культуры. Музыкант является пропагандистом всего лучшего, что создано в муз. искусстве, поэтому он должен быть богатой и разносторонней личностью. Необходимость выявления худ. образа произведения и его убедительной исполнительской передачи подразумевает наличие интеллектуальных способностей, активной работы воображения, развитого ассоциативно - образного мышления. Общение концертмейстера с учащимися через музыку не только обогащает внутренний мир учеников мыслями и чувствами, но и приобщает к своим ценностям, эстетическим и духовным устремлениям. Вовлекая в свою систему миропонимания, музыкант, таким образом, формирует мировоззрение учащихся. Исполнение музыки может убеждать содержательностью и художественностью только в том случае, если музыкант владеет профессиональными техническими навыками, без которых его намерения останутся нереализованными. Для того, чтобы выражать собственные мысли и чувства, пианисту необходимо всё время держать себя в исполнительской форме. Эго также способствует развитию импровизационных навыков, столь
необходимых для работы в хореографии, муз. сопровождение уроков танца становится увлекательным и творческим процессом. Опытные концертмейстеры, проработавшие на хореографии не один десяток лет, приобретают уверенность в своих действиях, безусловно, позитивно сказывающуюся на их психологическом состоянии и качестве игры, поскольку они сконцентрированы не столько на собственном исполнении, сколько на восприятии целого. Лишь спустя многие годы музыкант находит свой индивидуальный почерк: если можно так сказать, личную концертмейстерскую интонацию, с которой сочетаются и педагоги, и ученики. Путь обретения подобного «авторского голоса» чрезвычайно сложен.


В раздел образования