Автор: Позняк Ирина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "КМТИ им. Г.П.Вишневской"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Урок-исследование (групповая форма)
Тема: «Проблема ума и безумия в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Раздел: среднее образование
Тема урока: Проблема ума и безумия в комедии А.С.Грибоедова «Горе
от ума»
Класс: 9
Тип урока: Урок-исследование
Цель урока: Разобраться в методологии философского понятия «ума», опираясь на
анализ образов героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Задачи урока:
Образовательные:
1.
завершить изучение комедии, решив в дискуссии проблемный вопрос: «Кто и
как умён в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»?
2.
понять, почему Грибоедов свою «политическую» пьесу называл не трагедией,
а комедией.
Развивающие:
1.
продолжить развитие умений работать в группах, вести дискуссию;
2.
развивать умение точно формулировать и аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
1.
воспитывать критическое отношение к миру;
2.
учить слышать собеседника.
Форма урока: групповая, индивидуальная, фронтальная
Технология: Проблемное обучение
Логика урока
I этап. Мотивация (10 мин.)
1.
Слово учителя
2.
Презентация учащихся «Прототипы А.А.Чацкого»
3.
Формулирование темы и проблемы урока
II этап. Работа в группах (10 мин. +10 мин.)
1.
Задание
2.
Поиск решения проблемы: заполнение таблицы и формулирование вывода
3.
Защита
III этап. Рефлексия (10 мин)
1.
Высказывания «экспертов» на тему: «Различные типы ума, представленные
Грибоедовым в комедии»
2.
Построение конструктора «Различные типы ума»
3.
Какой ум ценнее для Вас? Обоснуйте свой выбор (фронтальная работа; если
получится, то дискуссия)
IV этап. Итог урока: выход на новую проблему комедии: «Какой же ум победил?
Чацкий - победитель или побеждённый?» (5 мин.)
V этап. Домашнее задание. Конспект статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».
Сравнить свое мнение с точкой зрения Гончарова на роль чацких в обществе.
1 группа
Проблема: «Умён ли Чацкий?»
Задание:
1.
Где и как проявляется ум Чацкого?
2.
Почему все так быстро поверили в «безумие» Чацкого? Какие ошибки
допускает умный Чацкий?
3.
Заполните таблицу «Умён ли Чацкий?»
Да
Нет
4. Сделайте вывод: «Всегда ли Чацкий ведёт себя как умный человек?»
2 группа
Проблема: «Глуп ли Молчалин?»
Задание:
1.
Почему только для Чацкого Молчалин – глупец, «жалчайшее созданье»?
2.
Где и как проявляется «ум» Молчалина?
3.
Заполните таблицу «Глуп ли Молчалин?»
Да
Нет
4. Сделайте вывод: «Каким умом «умён» Молчалин?»
3 группа
Проблема: «Умён ли Фамусов?»
Задание:
1.
Где и как проявляется ум Фамусова?
2.
Но умный ли Фамусов-отец? Какие он допускает ошибки? Обратите внимание
на его монолог в д. 4 явл. 13.
3.
Заполните таблицу «Умён ли Фамусов?»
Да
Нет
4. Сделайте вывод: «За что наказан Фамусов? Можно ли сказать, что «горе»
Фамусова от его ума?»
4 группа
Проблема: «Умна ли София?»
Задание:
1.
Какое умозаключение делает София, сравнивая ум Чацкого с умом
Молчалина? (3 д. 1 явл.)
2.
Способна ли София отстаивать свои идеалы, свою любовь? Где и как
проявляется ум Софии?
3.
Заполните таблицу «Умна ли София?»
Да
Нет
4.
Сделайте вывод: «За что наказана София? Можно ли сказать, что «горе»
Софии от её ума?»