Напоминание

«Проблема ума и безумия в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»


Автор: Позняк Ирина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "КМТИ им. Г.П.Вишневской"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Урок-исследование (групповая форма)
Тема: «Проблема ума и безумия в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: Проблема ума и безумия в комедии А.С.Грибоедова «Горе

от ума»

Класс: 9

Тип урока: Урок-исследование

Цель урока: Разобраться в методологии философского понятия «ума», опираясь на

анализ образов героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Задачи урока:

Образовательные:

1.

завершить изучение комедии, решив в дискуссии проблемный вопрос: «Кто и

как умён в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»?

2.

понять, почему Грибоедов свою «политическую» пьесу называл не трагедией,

а комедией.

Развивающие:

1.

продолжить развитие умений работать в группах, вести дискуссию;

2.

развивать умение точно формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

1.

воспитывать критическое отношение к миру;

2.

учить слышать собеседника.

Форма урока: групповая, индивидуальная, фронтальная

Технология: Проблемное обучение

Логика урока

I этап. Мотивация (10 мин.)

1.

Слово учителя

2.

Презентация учащихся «Прототипы А.А.Чацкого»

3.

Формулирование темы и проблемы урока

II этап. Работа в группах (10 мин. +10 мин.)

1.

Задание

2.

Поиск решения проблемы: заполнение таблицы и формулирование вывода

3.

Защита

III этап. Рефлексия (10 мин)

1.

Высказывания «экспертов» на тему: «Различные типы ума, представленные

Грибоедовым в комедии»

2.

Построение конструктора «Различные типы ума»

3.

Какой ум ценнее для Вас? Обоснуйте свой выбор (фронтальная работа; если

получится, то дискуссия)

IV этап. Итог урока: выход на новую проблему комедии: «Какой же ум победил?

Чацкий - победитель или побеждённый?» (5 мин.)

V этап. Домашнее задание. Конспект статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

Сравнить свое мнение с точкой зрения Гончарова на роль чацких в обществе.

1 группа

Проблема: «Умён ли Чацкий?»

Задание:

1.

Где и как проявляется ум Чацкого?

2.

Почему все так быстро поверили в «безумие» Чацкого? Какие ошибки

допускает умный Чацкий?

3.

Заполните таблицу «Умён ли Чацкий?»

Да

Нет

4. Сделайте вывод: «Всегда ли Чацкий ведёт себя как умный человек?»

2 группа

Проблема: «Глуп ли Молчалин?»

Задание:

1.

Почему только для Чацкого Молчалин – глупец, «жалчайшее созданье»?

2.

Где и как проявляется «ум» Молчалина?

3.

Заполните таблицу «Глуп ли Молчалин?»

Да

Нет

4. Сделайте вывод: «Каким умом «умён» Молчалин?»

3 группа

Проблема: «Умён ли Фамусов?»

Задание:

1.

Где и как проявляется ум Фамусова?

2.

Но умный ли Фамусов-отец? Какие он допускает ошибки? Обратите внимание

на его монолог в д. 4 явл. 13.

3.

Заполните таблицу «Умён ли Фамусов?»

Да

Нет

4. Сделайте вывод: «За что наказан Фамусов? Можно ли сказать, что «горе»

Фамусова от его ума?»

4 группа

Проблема: «Умна ли София?»

Задание:

1.

Какое умозаключение делает София, сравнивая ум Чацкого с умом

Молчалина? (3 д. 1 явл.)

2.

Способна ли София отстаивать свои идеалы, свою любовь? Где и как

проявляется ум Софии?

3.

Заполните таблицу «Умна ли София?»

Да

Нет

4.

Сделайте вывод: «За что наказана София? Можно ли сказать, что «горе»

Софии от её ума?»



В раздел образования