Напоминание

Как разнообразить уроки истории и обществознания с помощью интерактивных платформ


Автор: Фатихов Ильнар Ильгамович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей «Здоровое поколение» с. Усады Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: с. Усады
Наименование материала: статья
Тема: Как разнообразить уроки истории и обществознания с помощью интерактивных платформ
Раздел: среднее образование





Назад




Как разнообразить уроки истории и обществознания с помощью

интерактивных платформ

Использование интерактивных платформ, таких как Learning Apps,

Wordwall, Quizlet и Quizizz, кардинально меняет подход к преподаванию

истории и обществознания, делая уроки более динамичными,

вовлекающими и эффективными.Как именно

можно разнообразить уроки истории и обществознания, используя эти

платформы на разных этапах занятия. Ключ в том, чтобы выйти за

рамки простых викторин и использовать уникальные возможности

каждой платформы.

Общие преимущества использования интерактивных платформ на

уроках истории и обществознания:

1.

Повышение мотивации и вовлеченности: Игровая форма

(геймификация) превращает изучение дат, терминов и сложных понятий

в увлекательное соревнование.

2.

Активизация познавательной деятельности: Ученики не пассивно

слушают, а активно взаимодействуют с материалом, что способствует

лучшему запоминанию.

3.

Оперативная обратная связь: Учитель и ученик сразу видят результат,

что позволяет быстро выявить пробелы в знаниях и скорректировать

работу.

4.

Дифференциация обучения: Можно легко создавать задания разного

уровня сложности для разных групп учащихся.

5.

Экономия времени: Проверка заданий происходит автоматически,

экономя время учителя на рутинной работе.

Развитие мягких навыков (Soft Skills): Работа в команде (например, в

режиме командной игры в Quizizz), стратегическое мышление, скорость

реакции.

Конкретные идеи для разнообразия по этапам урока и темам

1. Этап вызова (начало урока) / "Разогрев"

Цель: активизировать знания, создать интригу, провести быстрый опрос.

Quizizz в режиме "Теста" (без игры): Быстрая викторина на 3-5

вопросов по пройденной теме. Включите опцию "Показывать

правильные ответы сразу", чтобы ученики сразу видели свои

пробелы. Это не для оценки, а для самопроверки.

Wordwall ("Колесо фортуны" или "Рандомные карточки"):

o

На истории: Напишите на секторах колеса имена исторических

деятелей (Иван Грозный, Петр I, Екатерина II). Ученик крутит

колесо и должен назвать 3 ключевых события эпохи этого

правителя.

o

На обществознании: На карточках — понятия ("инфляция",

"безработица", "спрос"). Ученик тянет карточку и дает определение

или приводит пример.

LearningApps ("Угадайка по картине"): Показывайте фрагмент

исторической картины (например, "Утро стрелецкой казни"

Сурикова). Ученики должны предположить, что это за событие, кто

изображен.

2. Изучение нового материала

Цель: представить новую информацию в интерактивной, а не

лекционной форме.

Quizizz или Wordwall ("Викторина") как опорный конспект:

o

Создайте викторину, где вопросы и ответы раскрывают ключевые

аспекты новой темы. Проходите ее всем классом в режиме

"Инструктаж": читаете вопрос, обсуждаете варианты, а затем

объясняете, почему правильный ответ верен. Это заменяет

скучную лекцию.

o

Пример (Обществознание, тема "Рыночная экономика"): Вопрос:

"Что является главным регулятором в рыночной экономике?"

Варианты: а) государственный план; б) спрос и предложение; в)

традиции. Обсуждение -> Объяснение.

LearningApps ("Хронологическая линейка"):

o

На истории: Дайте ученикам набор событий (например, этапы

Великой французской революции) вперемешку. Их задача —

выстроить их в правильной последовательности прямо во время

объяснения учителя.

Quizlet ("Карточки" в режиме урока):

o

Введите новые термины (например, "барщина", "оброк",

"межевание" по аграрной реформе). Показывайте карточки на

экране, сразу давая определения и визуальные примеры.

3. Закрепление и практика (самый богатый этап для разнообразия)

Цель: отработать и углубить полученные знания.

Станционная работа (ротация): Разделите класс на группы. На

каждой "станции" (столе) — задание на разных платформах.

o

Станция 1 (Wordwall): Задание "Найди пару" (соотнести дату и

событие).

o

Станция 2 (LearningApps): Задание "Классификация" (разделить

права и обязанности гражданина РФ).

o

Станция 3 (Quizlet): Набор карточек для запоминания новых

терминов.

o

Станция 4 (бумажная): Работа с историческим документом или

кейсом. Группы меняются каждые 7-10 минут.

Командные турниры:

o

Quizizz в командном режиме: Разделите класс на команды.

Включите режим "Командная игра". Ученики вместе обсуждают

ответ на один компьютер/смартфон. Это развивает коммуникацию

и умение договариваться.

o

"Своя игра" в Wordwall: Создайте сетку из категорий разной

сложности ("Личности X века" - 10 баллов, "Даты - 20 баллов" и

т.д.). Команды по очереди выбирают категорию.

Творческие задания "наоборот": Ученики становятся

создателями.

o

Задание по истории: "Разработайте квиз из 5 вопросов по теме

"Крещение Руси", используя Quizizz. Вопросы должны проверять

понимание причин и последствий".

o

Задание по обществознанию: "Создайте в LearningApps

упражнение "Классификация", разделив приведенные социальные

нормы на правовые, моральные и религиозные".

o

Результат: Ученики делятся ссылками друг с другом и выполняют

задания, созданные одноклассниками. Это требует глубокого

погружения в тему.

4. Проверка знаний и рефлексия (конец урока)

Цель: быстро оценить, что усвоили ученики, и подвести итоги.

Quizizz в режиме "Домашнего задания": Дайте ссылку на

викторину, которую нужно пройти до следующего урока. Можно

установить лимит попыток.

Wordwall ("Групповой сортировщик"): Предложите утверждения

по теме урока и три категории: "Знаю твердо", "Вызвало

затруднение", "Нужно повторить". Ученики мысленно или

физически (если у вас интерактивная доска) распределяют

карточки.

LearningApps ("Обратная связь"): Создайте простой опросник с

открытыми вопросами: "Самым интересным на уроке было...", "Я до

сих пор не понял...".

Сводная таблица для вдохновения

Тема (История)

Платформа

Формат задания

Цель

Причины

Второй

мировой

войны

Wordwall

"Причина или

повод?"

(Сортировка

карточек)

Учить

различать

глубинные

причины и

формальны

е поводы

Тема (История)

Платформа

Формат задания

Цель

Эпоха

дворцовых

переворотов

Quizlet

Набор карточек

"Правитель -

Годы правления

- Опорная

группа"

Быстро

запомнить

хронологию

и ключевых

персонажей

Культура

Древней Руси

LearningApps

Пазл "Угадай

фреску/икону" по

фрагментам

Развитие

визуальной

грамотности

,

запоминани

е

памятников

Реформы

Петра I

Quizizz

Командная игра

с вопросами на

анализ (были ли

реформы

прогрессивными

?)

Формирован

ие

оценочных

суждений,

работа в

команде

Тема

(Общество-

знание)

Платформа

Формат задания

Цель

Правовое

государство

LearningApps

"Найди пару":

принцип

(разделение

властей) -> его

сущность

Закрепление

сложных

теоретическ

их понятий

Налоговая

система

Quizizz

Кейс-задачи:

"Гражданин N

получил доход...

Какой налог он

заплатит?"

Применение

знаний в

практическо

й ситуации

Социальная

стратификация

Wordwall

"Верно/Неверно"

(интерактивная

викторина) с

провокационным

и

Развитие

критического

мышления,

дискуссия

Тема (История)

Платформа

Формат задания

Цель

утверждениями

Конституцион-

ный строй РФ

Ученики

создают в

Quizlet

Каждый ученик

создает по 3

карточки к

главам 1-2

Конституции

Глубокое

чтение и

анализ

основного

закона

Главный совет: Начните с малого. Освойте одну платформу, например,

Quizizz, и используйте ее раз в неделю. Когда привыкнете, добавьте

Wordwall для создания разных форматов. Постепенно ваш арсенал

станет богатым, а уроки — по-настоящему разнообразными и

современными.

Практические советы и предостережения

1.

Не превращайте урок в сплошную игру. Интерактивные задания

должны быть органичной частью урока, а не его единственным

содержанием. Они дополняют, но не заменяют анализ документов,

дискуссии и работу с текстом.

2.

Соответствие содержания целям урока. Четко определяйте, какую

учебную задачу решает то или иное задание. Не стоит использовать

викторину только ради развлечения.

3.

Технические возможности. Убедитесь, что у всех учеников есть

устройства (смартфоны, планшеты, ноутбуки) и стабильный интернет.

4.

Акцент на содержании, а не на форме. Иногда ученики так увлекаются

соревнованием, что перестают вдумываться в суть вопроса. После игры

обязательно проведите краткий разбор ошибок.

5.

Используйте аналитику. Большинство платформ предоставляют

детальную статистику по ответам каждого ученика. Это бесценный

материал для формирования оценок и корректировки учебного

процесса.

Заключение

Интерактивные платформы — это мощный инструмент в арсенале

современного учителя истории и обществознания. Они помогают

"оживить" прошлое, структурировать сложные социальные понятия и

создать на уроке атмосферу сотрудничества и здорового азарта.

Грамотное и дозированное их применение значительно повышает

качество образовательного процесса и готовит учеников к жизни в

цифровом мире.



В раздел образования