Напоминание

От читального зала к информационному центру: новые форматы сотрудничества учебного центра повышения профессиональных квалификаций и технической библиотеки


Авторы: Куликова Мария Андреевна, Лаврова Екатерина Павловна
Должность: начальник Казанского подразделения, преподаватель в системе специального образования
Учебное заведение: Горьковский учебный центр профессиональных квалификаций
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: От читального зала к информационному центру: новые форматы сотрудничества учебного центра повышения профессиональных квалификаций и технической библиотеки
Раздел: среднее профессиональное





Назад




УДК 656.2

Куликова М.А.

начальник Казанского подразделения Горьковского учебного центра

профессиональных квалификаций

Лаврова Е.П.,

преподаватель специальных дисциплин Казанского подразделения

Горьковского учебного центра

профессиональных квалификаций

«От читального зала к информационному центру: новые форматы

сотрудничества учебного центра повышения профессиональных

квалификаций и технической библиотеки»

«Возьмемся за руки друзья,

чтоб не пропасть поодиночке»

Б.Окуджава

Аннотация:

Ключевые

слова: учебные

центры,

библиотека,

социальное

партнерство,

формы

взаимодействия,

библиотечный

фонд,

учебная,

воспитательная и проектная деятельность.

Новая образовательная стратегия и объективные предпосылки развития

информационного общества предполагают осознание роли технических

библиотек и учебных центров профессиональных квалификаций, как важного

компонента высокого уровня обучения.

У этих двух подразделений совпадает одна из основных целей

деятельности – воспитание разносторонней, духовно развитой личности,

обогащенной знаниями и умеющей использовать достижения современных

информационных технологий. Подобная общность целей закономерно

приводит к формированию социального партнерства в реализации различных

1

программ и решении актуальных вопросов развития интереса не только

работающих кадров, но молодого поколения к железнодорожной отрасли.

Произошедшие в нашей стране изменения в социальной среде, сфере

интересов, интенсивное внедрение новых информационных технологий

повлекли за собой изменение форматов сотрудничества и взаимодействия в

общем информационно-образовательном пространстве.

Потребность в таком сотрудничестве возникла с первых дней открытия

Казанского

подразделения

Горьковского

учебного

центра

профессиональных квалификаций. Информационные ресурсы технической

библиотеки полностью удовлетворяют потребности учебных занятий в

специальной

литературе

и

помогают

обучающимся

в

освоении

преподаваемых знаний, а информационные библиотечные ресурсы находят

активного пользователя.

Сочетание традиционных форм информирования – книжные выставки,

обзоры

специальной

периодической

печати,

организация

справочной

библиотеки из востребованной литературы и организация Дней информации,

Дней специалиста с применением современных электронных технологий

способствуют оптимальному симбиозу ресурсов двух организаций для

достижения наилучших результатов в достижении общей цели.

Помимо традиционных видов обучения по подготовке, переподготовке,

повышению

квалификации

работников

железнодорожного

транспорта,

сотрудничество вышеупомянутых организаций осуществляется и в рамках

профессиональной ориентации молодого поколения, а также стремительно

развивающегося промышленного туризма в железнодорожной отрасли.

На полигоне Горьковской железной дороги активно внедряется и

реализуется проект Промышленного туризма. Эта программа экскурсий по

предприятиям

железнодорожной

инфраструктуры,

рассчитанная

на

школьников,

призвана

в

первую

очередь

повысить

престиж

железнодорожных профессий. Сотрудники Казанского подразделения и

технической библиотеки активно участвуют в реализации данного проекта.

2

Основной задачей проекта является формирование стойкого интереса

у личности подрастающего поколения к популярным железнодорожным

профессиям, а также повышение имиджа компании ОАО «РЖД» в глазах

общественности.

Библиотекари

проводят

экскурсии

по

предприятиям,

готовят

презентации и раздаточный материал, сценарные планы мероприятий, а

преподаватели

подразделения

учебного

центра

проводят

с

ребятами

практические

занятия

на

железнодорожном

полигоне,

дополняя

теоретическую

информацию

и

знакомя

непосредственно

с

профессиональными

требованиями

и

навыками

работников

железнодорожного транспорта.

Также, в рамках Года железнодорожной славы, имея накопленный

положительный опыт совместной работы с юным поколением и успешного

создания условий для качественной информационной поддержки учащихся,

формирования у них устойчивого интереса к железнодорожной тематике,

работниками Казанского подразделения Горьковского учебного центра

профессиональных квалификаций и технической библиотеки, принято

решение о расширении границ промышленного туризма.

Железнодорожный

транспортный

узел

станции

Юдино,

где

располагаются эти подразделения, внес неоценимый вклад в общую победу

над фашизмом, многие имена железнодорожников-юдинцев вписаны в книгу

вечной памяти и бережно хранятся в Музее комнаты трудовой и боевой

славы железнодорожного узла.

Вклад

железнодорожников

в

разгром

нацистской

Германии

невозможно переоценить. Без железных дорог и самоотверженного труда

железнодорожников не была бы одержана победа в Великой Отечественной

войне.

Достижения

железнодорожников

стали

возможны

благодаря

грамотным административным и техническим решениям – как руководства,

так и линейных служащих, которые в первые же месяцы войны проявили

высокую эффективность в работе.

3

Современное патриотическое воспитание все больше связано с

увеличением значения связи человека с местом, где он вырос. История

родного города, области, школы, колледжа всё больше интересует молодое

поколение. Так история трансформируется в историю событий и судеб

людей, переплетенных с малой Родиной.

Юное поколение должно знать историю родного края, именно такую

задачу поставили перед собой сотрудники Казанского подразделения

Горьковского

учебного

центра

профессиональных

квалификаций

и

технической библиотеки.

Осуществление вышеуказанной задачи направлено, в первую очередь,

на

формирование

у

граждан патриотизма,

развитие

у

них

высокой

социальной

активности,

гражданской

ответственности

и

дисциплинированности, способности проявить себя в укреплении и защите

государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого

развития, а также на создание условий для реализации активности детей и

молодежи

в

направлении патриотического воспитания

и

привлечение

общественного внимания к проблемам их духовного становления.

Главной целью патриотического воспитания является формирование, в

умах молодежи, желания улучшать свою страну, защищать её при

необходимости, гордиться ею. Очень важно прививать ценности патриотизма

с детства, чтобы в последствии у личности имелась активная гражданская

позиция.

Вследствие

этого,

подразделения

перешли

к

реализации

дополнительных задач - воспитание активной, интеллектуально развитой,

творческой личности.

Прекрасно зарекомендовавшие себя наработки были адаптированы к

новой

социальной

цели

освещение

героического

прошлого

железнодорожников станции Юдино и воспитание чувства гордости и

патриотизма за свой родной край.

4

В экскурсионную программу было включено обязательное посещение

Музея комнаты трудовой и боевой славы железнодорожного узла станции

Юдино. Одна из экспозиций музея посвящена именно периоду Великой

Отечественной войны, она позволяет не только рассказать, но и показать на

примере

экспонатов

на

сколько

был

самоотверженным

труд

железнодорожников- земляков.

Далее ребята сопровождаются на учебный полигон Казанского

подразделения, где преподаватели дополняют экскурсионную информацию

на примере выполнения рабочих функции той или иной железнодорожной

специальности. И если в начале экскурсии у ребят могли оставаться какие-то

не осознанные и непрочувствованные моменты, после того как они сами

пробуют как и во время войны в ручную перевести стрелки или починить

неисправность пути, наступает полное осознание и погружение в реалии тех

легендарных лет.

Кроме этого на базе Казанского подразделения учащимся предлагается

ознакомится с печатными изданиями по железнодорожной тематике из фонда

библиотеки, такие книги практически невозможно встретить в других

библиотеках города, и они всегда вызывают живой интерес у школьников.

Год, посвященный Великой Победе не закончен, работа продолжается,

но уже сейчас, подводя промежуточные итоги, можно отметить, что

сотрудничество

технической

библиотеки

и

Казанского

подразделения

Горьковского учебного центра профессиональных квалификаций приводит к

образованию

нового

информационно-культурного

и

образовательного

центра, способного участвовать как в образовательной деятельности, так и

выступать в качестве базы для самообразования, площадки для творческой

реализации личности.

Партнерские отношения между библиотеками и учебными центрами

профессиональных квалификаций

- это ключевой элемент успешного

образовательного процесса как работающих кадров, так и молодого

поколения.

5

Регулярное взаимодействие, совместная работа над интеграцией

ресурсов и проектов, а также гибкость в реакции на изменения позволяют

максимально эффективно использовать ресурсы организаций и чутко

реагировать на любые потребности аудитории, будь то улучшение качества

образования

или

сохранение

исторического

наследия

и

воспитание

патриотизма.

Цитируя

президента

Российской

Федерации

Владимира

Владимировича Путина: - «Идеи патриотизма так сильны в России, что

никому и никогда не удавалось и не удастся перекодировать нашу страну».

6



В раздел образования