Авторы: Куликова Мария Андреевна, Лаврова Екатерина Павловна
Должность: начальник Казанского подразделения, преподаватель в системе специального образования
Учебное заведение: Горьковский учебный центр профессиональных квалификаций
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: От читального зала к информационному центру: новые форматы сотрудничества учебного центра повышения профессиональных квалификаций и технической библиотеки
Раздел: среднее профессиональное
УДК 656.2
Куликова М.А.
начальник Казанского подразделения Горьковского учебного центра
профессиональных квалификаций
Лаврова Е.П.,
преподаватель специальных дисциплин Казанского подразделения
Горьковского учебного центра
профессиональных квалификаций
«От читального зала к информационному центру: новые форматы
сотрудничества учебного центра повышения профессиональных
квалификаций и технической библиотеки»
«Возьмемся за руки друзья,
чтоб не пропасть поодиночке»
Б.Окуджава
Аннотация:
Ключевые
слова: учебные
центры,
библиотека,
социальное
партнерство,
формы
взаимодействия,
библиотечный
фонд,
учебная,
воспитательная и проектная деятельность.
Новая образовательная стратегия и объективные предпосылки развития
информационного общества предполагают осознание роли технических
библиотек и учебных центров профессиональных квалификаций, как важного
компонента высокого уровня обучения.
У этих двух подразделений совпадает одна из основных целей
деятельности – воспитание разносторонней, духовно развитой личности,
обогащенной знаниями и умеющей использовать достижения современных
информационных технологий. Подобная общность целей закономерно
приводит к формированию социального партнерства в реализации различных
1
программ и решении актуальных вопросов развития интереса не только
работающих кадров, но молодого поколения к железнодорожной отрасли.
Произошедшие в нашей стране изменения в социальной среде, сфере
интересов, интенсивное внедрение новых информационных технологий
повлекли за собой изменение форматов сотрудничества и взаимодействия в
общем информационно-образовательном пространстве.
Потребность в таком сотрудничестве возникла с первых дней открытия
Казанского
подразделения
Горьковского
учебного
центра
профессиональных квалификаций. Информационные ресурсы технической
библиотеки полностью удовлетворяют потребности учебных занятий в
специальной
литературе
и
помогают
обучающимся
в
освоении
преподаваемых знаний, а информационные библиотечные ресурсы находят
активного пользователя.
Сочетание традиционных форм информирования – книжные выставки,
обзоры
специальной
периодической
печати,
организация
справочной
библиотеки из востребованной литературы и организация Дней информации,
Дней специалиста с применением современных электронных технологий
способствуют оптимальному симбиозу ресурсов двух организаций для
достижения наилучших результатов в достижении общей цели.
Помимо традиционных видов обучения по подготовке, переподготовке,
повышению
квалификации
работников
железнодорожного
транспорта,
сотрудничество вышеупомянутых организаций осуществляется и в рамках
профессиональной ориентации молодого поколения, а также стремительно
развивающегося промышленного туризма в железнодорожной отрасли.
На полигоне Горьковской железной дороги активно внедряется и
реализуется проект Промышленного туризма. Эта программа экскурсий по
предприятиям
железнодорожной
инфраструктуры,
рассчитанная
на
школьников,
призвана
в
первую
очередь
повысить
престиж
железнодорожных профессий. Сотрудники Казанского подразделения и
технической библиотеки активно участвуют в реализации данного проекта.
2
Основной задачей проекта является формирование стойкого интереса
у личности подрастающего поколения к популярным железнодорожным
профессиям, а также повышение имиджа компании ОАО «РЖД» в глазах
общественности.
Библиотекари
проводят
экскурсии
по
предприятиям,
готовят
презентации и раздаточный материал, сценарные планы мероприятий, а
преподаватели
подразделения
учебного
центра
проводят
с
ребятами
практические
занятия
на
железнодорожном
полигоне,
дополняя
теоретическую
информацию
и
знакомя
непосредственно
с
профессиональными
требованиями
и
навыками
работников
железнодорожного транспорта.
Также, в рамках Года железнодорожной славы, имея накопленный
положительный опыт совместной работы с юным поколением и успешного
создания условий для качественной информационной поддержки учащихся,
формирования у них устойчивого интереса к железнодорожной тематике,
работниками Казанского подразделения Горьковского учебного центра
профессиональных квалификаций и технической библиотеки, принято
решение о расширении границ промышленного туризма.
Железнодорожный
транспортный
узел
станции
Юдино,
где
располагаются эти подразделения, внес неоценимый вклад в общую победу
над фашизмом, многие имена железнодорожников-юдинцев вписаны в книгу
вечной памяти и бережно хранятся в Музее комнаты трудовой и боевой
славы железнодорожного узла.
Вклад
железнодорожников
в
разгром
нацистской
Германии
невозможно переоценить. Без железных дорог и самоотверженного труда
железнодорожников не была бы одержана победа в Великой Отечественной
войне.
Достижения
железнодорожников
стали
возможны
благодаря
грамотным административным и техническим решениям – как руководства,
так и линейных служащих, которые в первые же месяцы войны проявили
высокую эффективность в работе.
3
Современное патриотическое воспитание все больше связано с
увеличением значения связи человека с местом, где он вырос. История
родного города, области, школы, колледжа всё больше интересует молодое
поколение. Так история трансформируется в историю событий и судеб
людей, переплетенных с малой Родиной.
Юное поколение должно знать историю родного края, именно такую
задачу поставили перед собой сотрудники Казанского подразделения
Горьковского
учебного
центра
профессиональных
квалификаций
и
технической библиотеки.
Осуществление вышеуказанной задачи направлено, в первую очередь,
на
формирование
у
граждан патриотизма,
развитие
у
них
высокой
социальной
активности,
гражданской
ответственности
и
дисциплинированности, способности проявить себя в укреплении и защите
государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого
развития, а также на создание условий для реализации активности детей и
молодежи
в
направлении патриотического воспитания
и
привлечение
общественного внимания к проблемам их духовного становления.
Главной целью патриотического воспитания является формирование, в
умах молодежи, желания улучшать свою страну, защищать её при
необходимости, гордиться ею. Очень важно прививать ценности патриотизма
с детства, чтобы в последствии у личности имелась активная гражданская
позиция.
Вследствие
этого,
подразделения
перешли
к
реализации
дополнительных задач - воспитание активной, интеллектуально развитой,
творческой личности.
Прекрасно зарекомендовавшие себя наработки были адаптированы к
новой
социальной
цели
–
освещение
героического
прошлого
железнодорожников станции Юдино и воспитание чувства гордости и
патриотизма за свой родной край.
4
В экскурсионную программу было включено обязательное посещение
Музея комнаты трудовой и боевой славы железнодорожного узла станции
Юдино. Одна из экспозиций музея посвящена именно периоду Великой
Отечественной войны, она позволяет не только рассказать, но и показать на
примере
экспонатов
на
сколько
был
самоотверженным
труд
железнодорожников- земляков.
Далее ребята сопровождаются на учебный полигон Казанского
подразделения, где преподаватели дополняют экскурсионную информацию
на примере выполнения рабочих функции той или иной железнодорожной
специальности. И если в начале экскурсии у ребят могли оставаться какие-то
не осознанные и непрочувствованные моменты, после того как они сами
пробуют как и во время войны в ручную перевести стрелки или починить
неисправность пути, наступает полное осознание и погружение в реалии тех
легендарных лет.
Кроме этого на базе Казанского подразделения учащимся предлагается
ознакомится с печатными изданиями по железнодорожной тематике из фонда
библиотеки, такие книги практически невозможно встретить в других
библиотеках города, и они всегда вызывают живой интерес у школьников.
Год, посвященный Великой Победе не закончен, работа продолжается,
но уже сейчас, подводя промежуточные итоги, можно отметить, что
сотрудничество
технической
библиотеки
и
Казанского
подразделения
Горьковского учебного центра профессиональных квалификаций приводит к
образованию
нового
информационно-культурного
и
образовательного
центра, способного участвовать как в образовательной деятельности, так и
выступать в качестве базы для самообразования, площадки для творческой
реализации личности.
Партнерские отношения между библиотеками и учебными центрами
профессиональных квалификаций
- это ключевой элемент успешного
образовательного процесса как работающих кадров, так и молодого
поколения.
5
Регулярное взаимодействие, совместная работа над интеграцией
ресурсов и проектов, а также гибкость в реакции на изменения позволяют
максимально эффективно использовать ресурсы организаций и чутко
реагировать на любые потребности аудитории, будь то улучшение качества
образования
или
сохранение
исторического
наследия
и
воспитание
патриотизма.
Цитируя
президента
Российской
Федерации
Владимира
Владимировича Путина: - «Идеи патриотизма так сильны в России, что
никому и никогда не удавалось и не удастся перекодировать нашу страну».
6