Напоминание

Этнокультурные традиции развития личности


Автор: Кудашкина Валентина Кирилловна
Должность: учитель родного языка и родной литературы
Учебное заведение: МБОУ" Семилейская СОШ"
Населённый пункт: село Семилей Кочкуровский раон
Наименование материала: статья
Тема: Этнокультурные традиции развития личности
Раздел: полное образование





Назад




Кудашкина В.К.

Этнокультурные традиции и развитие личности.

Народная педагогическая тематика всегда актуальна, поскольку она

обращена прежде всего к духовному миру ребенка, к его настоящему и

будущему. И века, и тысячелетия решалась задача осмысления, сохранения и

передачи следующим поколениям испытанной духовной мудрости народной

педагогики.

Во все времена перед педагогами и родителями стояла задача, как

воспитать детей, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то

положительное, что уже опробовано, испытано. Вопрос культуры поведения,

даже рассматриваемой как часть общей культуры детей, очень широкий,

намного

выходящий

за

рамки

проблемы

формирования

данного

нравственного качества. Однако в основе правил культуры поведения

ребенка, или этикета, лежит прежде всего проявление народного обычая,

уважения людей друг к другу. Толерантное отношение всегда считалось

проявлением не только доброты, но и внутренней культуры человека. В

основе его лежит способность к сопереживанию, состраданию, сочувствию.

Этнокультурологический подход к воспитанию, ставший приоритетным в

современных

условиях,

актуализируют

проблемы

изучения

народной

педагогики.

Использование

же

национально-культурных

ценностей

в

воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-

нравственного благополучия любой нации. Воспитание учащихся нуждается

в постоянном совершенствовании и обогащении его методов многовековым

народным опытом. Нельзя забывать, что истоком педагогики является

народное

начало.

Творческое

применение

и

развитие

исторически

сложившихся народных воспитательных традиций должно стать одним из

основных направлений духовно-нравственного развития детей. Истинная

народная культура — это не только народное творчество, а это и история

народа, его язык, обычаи и традиции.

Обращение к духовной культуре народа помогает педагогам в

воспитании

нравственно

устойчивой

личности

в

сложных

условиях

социального бытия. Жизнедеятельность учащихся зачастую протекает в

условиях возрастающего напряжения, связанного с резким изменением

социальной ситуации, необходимостью быстрого принятия важных решений,

изменением разнообразных сфер социальной жизни. В сознании детей

постоянно сталкиваются различные программы и культурные традиции

мордовского народа.

Каждый творчески работающий педагог в состоянии создать свое

проблемное

поле

руководства

духовным

саморазвитием

старших

дошкольников и младших школьников. Сама жизнь выдвигает перед

педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая

искать новые подходы и методы использования национальных культурных

ценностей народа.

Различными народами в процессе своего исторического развития

накоплен

положительный

воспитательный

опыт,

создана

высокая

педагогическая культура. Основу народной педагогики составляют духовная

культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы.

Духовность определяют любовь, доброта, сострадание, честность,

справедливость, милосердие, терпимость.

Важным средством воспитания духовной культуры в народной

педагогике

является

фольклор.

Народное

поэтическое

творчество

величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор

выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его

отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание,

нравственно-этические,

социально-исторические,

политические,

философские и художественно-эстетические взгляды. Устное народное

творчество,

являясь

важнейшим

средством

формирования

личности,

отражало единство труда и познания объективного мира. В фольклоре

опосредованно фиксировались конечные «идеальные» цели народного

воспитания. Произведения фольклора отвечают народным идейным и

эстетическим запросам и служат важной частью духовной культуры народа.

Они тесно связаны с народным бытом и обрядами, отражают в себе

особенности различных периодов истории.

Педагогические функции фольклора многообразны. Во-первых, в нем

выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам,

целям. Во-вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические

рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства

национального воспитания.

Знакомство ребенка с пословицами способствовало освоению речи во

всем ее многообразии. Пословицы — это меткое образное изречение,

обобщающее различные явления жизни и назидательный характер. В

пословицах была сформирована мысль в форме наставлений, поучений,

предупреждений,

морали.

Большое

педагогическое

значение

имеет

приобщение детей к человеческой мудрости.

К пословицам примыкают поговорки. Это широко распространенные

образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление,

дающие ему выразительную эмоциональную оценку. Поговорки в отличие от

пословиц употребляются только в связи с определенными лицами и их

поступками, имеют свое совершенно конкретное содержание, представляют

собой образно-эмоциональную характеристику людей, создают их яркие

внешние портреты, передают внутреннее душевное состояние, т. е. те или

иные качества человека, особенности его характера.

Обширной и разнообразной областью народного творчества являются

исторические песни, воспевающие мужество, силу, терпение человека,

образующие систему художественных воззрений, проникнутых любовью к

родной природе, родине, родной речи, дающие оценку событиям и

деятельности лиц.

Велика педагогическая ценность сказок для разграничения

положительного и отрицательного. Они проникнуты верой в справедливость,

в победу добра над злом, осуждают лень, тунеядство, жадность; воплощают в

себе идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования

личности. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого

народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах

передачи национальной речи, быта, обычаев, в композиции.

Материалы устного народного творчества составляют духовное

наследие мордовского народа. Поэтому обращение к ценностям народной

педагогики,

национальной

культуры,

народным

традициям

является

основной для формирования национального самосознания индивида в

частности, духовно-нравственного воспитания поколений в целом.

Педагогическая ценность народного творчества заключается в том, что

его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми,

способствуют

формированию

у

них

первоначальных

нравственных

представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.

Изучая народную педагогику, трудно отдать предпочтение одному какому-

нибудь жанру устного народного творчества: все они имеют педагогическую

ценность и отражают духовно-нравственную мудрость народных масс —

этот важнейший источник народной педагогики.

Школа как социальный институт общества может внести существенный

вклад в формирование ценностного отношения подрастающего поколения к

духовно - нравственным нормам.

В нашей школе функционирует мордовский кабинет, где есть небольшой

музей. Здесь находится мордовская утварь, собранная по селу детьми. В

рамках подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа

с

народами

Российского

государства

в

нашей

школе

прошли

ряд

мероприятий. С этим большим праздником поздравили наших земляков-

мордвов, которые проживают за пределами республики. Дети выезжали на

экскурсию в Этнокультурный центр с.Подлесная Тавла «Этно-кудо им.В.И.

Ромашкина», посетили музей С.Эрьзи. Вместе с учителями зрзянского языка

записывали фольклорный материал, обычаи и традиции нашего села.

Интересно прошли вечера национальной кухни и обычаев стола, народных

национальных игр в начальном звене, «Обряд гадания» - вечер для

старшеклассников, конкурс рисунков «Мордовские сказки».

Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе этнокультурных

традиций будет эффективным, если:

усвоение учащимися гуманистических ценностей в организуемой

учителем деятельности базируется на принципах национальной идеи и

адекватности общечеловеческим нравственным ценностям;

этнический компонент содержания духовно-нравственного воспитания,

реализуемый

в

учебно-воспитательном

процессе

школы,

стимулирует

развитие

и

становление

представлений

о

своей

принадлежности

к

этнокультуре и о месте этой культуры в ряду других этнических культур;

приобщение учащихся к этнокультурным традициям сочетается с

развитием способности детей понимать себя и другого человека в качестве

субъекта этнокультуры;

включение учащихся в разнообразные виды деятельности становится

отправной точкой для деятельностного освоения пространства народной

культуры.



В раздел образования