Автор: Кудашкина Валентина Кирилловна
Должность: учитель родного языка и родной литературы
Учебное заведение: МБОУ" Семилейская СОШ"
Населённый пункт: село Семилей Кочкуровский раон
Наименование материала: статья
Тема: Этнокультурные традиции развития личности
Раздел: полное образование
Кудашкина В.К.
Этнокультурные традиции и развитие личности.
Народная педагогическая тематика всегда актуальна, поскольку она
обращена прежде всего к духовному миру ребенка, к его настоящему и
будущему. И века, и тысячелетия решалась задача осмысления, сохранения и
передачи следующим поколениям испытанной духовной мудрости народной
педагогики.
Во все времена перед педагогами и родителями стояла задача, как
воспитать детей, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то
положительное, что уже опробовано, испытано. Вопрос культуры поведения,
даже рассматриваемой как часть общей культуры детей, очень широкий,
намного
выходящий
за
рамки
проблемы
формирования
данного
нравственного качества. Однако в основе правил культуры поведения
ребенка, или этикета, лежит прежде всего проявление народного обычая,
уважения людей друг к другу. Толерантное отношение всегда считалось
проявлением не только доброты, но и внутренней культуры человека. В
основе его лежит способность к сопереживанию, состраданию, сочувствию.
Этнокультурологический подход к воспитанию, ставший приоритетным в
современных
условиях,
актуализируют
проблемы
изучения
народной
педагогики.
Использование
же
национально-культурных
ценностей
в
воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-
нравственного благополучия любой нации. Воспитание учащихся нуждается
в постоянном совершенствовании и обогащении его методов многовековым
народным опытом. Нельзя забывать, что истоком педагогики является
народное
начало.
Творческое
применение
и
развитие
исторически
сложившихся народных воспитательных традиций должно стать одним из
основных направлений духовно-нравственного развития детей. Истинная
народная культура — это не только народное творчество, а это и история
народа, его язык, обычаи и традиции.
Обращение к духовной культуре народа помогает педагогам в
воспитании
нравственно
устойчивой
личности
в
сложных
условиях
социального бытия. Жизнедеятельность учащихся зачастую протекает в
условиях возрастающего напряжения, связанного с резким изменением
социальной ситуации, необходимостью быстрого принятия важных решений,
изменением разнообразных сфер социальной жизни. В сознании детей
постоянно сталкиваются различные программы и культурные традиции
мордовского народа.
Каждый творчески работающий педагог в состоянии создать свое
проблемное
поле
руководства
духовным
саморазвитием
старших
дошкольников и младших школьников. Сама жизнь выдвигает перед
педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая
искать новые подходы и методы использования национальных культурных
ценностей народа.
Различными народами в процессе своего исторического развития
накоплен
положительный
воспитательный
опыт,
создана
высокая
педагогическая культура. Основу народной педагогики составляют духовная
культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы.
Духовность определяют любовь, доброта, сострадание, честность,
справедливость, милосердие, терпимость.
Важным средством воспитания духовной культуры в народной
педагогике
является
фольклор.
Народное
поэтическое
творчество
—
величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор
выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его
отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание,
нравственно-этические,
социально-исторические,
политические,
философские и художественно-эстетические взгляды. Устное народное
творчество,
являясь
важнейшим
средством
формирования
личности,
отражало единство труда и познания объективного мира. В фольклоре
опосредованно фиксировались конечные «идеальные» цели народного
воспитания. Произведения фольклора отвечают народным идейным и
эстетическим запросам и служат важной частью духовной культуры народа.
Они тесно связаны с народным бытом и обрядами, отражают в себе
особенности различных периодов истории.
Педагогические функции фольклора многообразны. Во-первых, в нем
выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам,
целям. Во-вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические
рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства
национального воспитания.
Знакомство ребенка с пословицами способствовало освоению речи во
всем ее многообразии. Пословицы — это меткое образное изречение,
обобщающее различные явления жизни и назидательный характер. В
пословицах была сформирована мысль в форме наставлений, поучений,
предупреждений,
морали.
Большое
педагогическое
значение
имеет
приобщение детей к человеческой мудрости.
К пословицам примыкают поговорки. Это широко распространенные
образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление,
дающие ему выразительную эмоциональную оценку. Поговорки в отличие от
пословиц употребляются только в связи с определенными лицами и их
поступками, имеют свое совершенно конкретное содержание, представляют
собой образно-эмоциональную характеристику людей, создают их яркие
внешние портреты, передают внутреннее душевное состояние, т. е. те или
иные качества человека, особенности его характера.
Обширной и разнообразной областью народного творчества являются
исторические песни, воспевающие мужество, силу, терпение человека,
образующие систему художественных воззрений, проникнутых любовью к
родной природе, родине, родной речи, дающие оценку событиям и
деятельности лиц.
Велика педагогическая ценность сказок для разграничения
положительного и отрицательного. Они проникнуты верой в справедливость,
в победу добра над злом, осуждают лень, тунеядство, жадность; воплощают в
себе идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования
личности. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого
народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах
передачи национальной речи, быта, обычаев, в композиции.
Материалы устного народного творчества составляют духовное
наследие мордовского народа. Поэтому обращение к ценностям народной
педагогики,
национальной
культуры,
народным
традициям
является
основной для формирования национального самосознания индивида в
частности, духовно-нравственного воспитания поколений в целом.
Педагогическая ценность народного творчества заключается в том, что
его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми,
способствуют
формированию
у
них
первоначальных
нравственных
представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.
Изучая народную педагогику, трудно отдать предпочтение одному какому-
нибудь жанру устного народного творчества: все они имеют педагогическую
ценность и отражают духовно-нравственную мудрость народных масс —
этот важнейший источник народной педагогики.
Школа как социальный институт общества может внести существенный
вклад в формирование ценностного отношения подрастающего поколения к
духовно - нравственным нормам.
В нашей школе функционирует мордовский кабинет, где есть небольшой
музей. Здесь находится мордовская утварь, собранная по селу детьми. В
рамках подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа
с
народами
Российского
государства
в
нашей
школе
прошли
ряд
мероприятий. С этим большим праздником поздравили наших земляков-
мордвов, которые проживают за пределами республики. Дети выезжали на
экскурсию в Этнокультурный центр с.Подлесная Тавла «Этно-кудо им.В.И.
Ромашкина», посетили музей С.Эрьзи. Вместе с учителями зрзянского языка
записывали фольклорный материал, обычаи и традиции нашего села.
Интересно прошли вечера национальной кухни и обычаев стола, народных
национальных игр в начальном звене, «Обряд гадания» - вечер для
старшеклассников, конкурс рисунков «Мордовские сказки».
Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе этнокультурных
традиций будет эффективным, если:
усвоение учащимися гуманистических ценностей в организуемой
учителем деятельности базируется на принципах национальной идеи и
адекватности общечеловеческим нравственным ценностям;
этнический компонент содержания духовно-нравственного воспитания,
реализуемый
в
учебно-воспитательном
процессе
школы,
стимулирует
развитие
и
становление
представлений
о
своей
принадлежности
к
этнокультуре и о месте этой культуры в ряду других этнических культур;
приобщение учащихся к этнокультурным традициям сочетается с
развитием способности детей понимать себя и другого человека в качестве
субъекта этнокультуры;
включение учащихся в разнообразные виды деятельности становится
отправной точкой для деятельностного освоения пространства народной
культуры.