Автор: Верник Людмила Васильевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: КГБПОУ "Шушенский сельскохозяйственный колледж"
Населённый пункт: пгт Шушенское
Наименование материала: обобщение опыта работы преподавателя истории в СПО
Тема: Личностно-ориентированное обучение в практике современного образования
Раздел: среднее профессиональное
Верник Л.В.,
преподаватель истории
КГБПОУ «Шушенский сельскохозяйственный колледж»
Личностно-ориентированное обучение в практике современного
образования
Технологию
личностно-ориентированного
обучения
образно
можно
представить
формулой:
«Индивидом
рождаются.
Личностью
становятся.
Индивидуальность отстаивают». Эта технология позволяет воспитывать такие
необходимые профессиональные качества, как мобильность, коммуникабельность,
самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и
нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями.
Личностно-ориентированное обучение – это методика, нацеленная на развитие
личности обучающегося с учётом её индивидуальных способностей, особенностей
развития, при которых преподаватель подбирает стиль и методы обучения,
отвечающие познавательным способностям, возможностям студента.
Технология ЛОО хорошо сочетается с развитием профессиональных качеств
обучающихся.
К
выпускникам
среднего
профессионального
образования
при
поступлении
в
высшее
учебное
заведение
или
при
устройстве
на
работу
предъявляются высокие требования: уметь адаптироваться в сложном современном
мире, ощущать себя компетентными людьми в любой области. Получить высокие
результаты можно только путём повышения интереса к своей дисциплине. Для этого
большое значение придаю умениям студентов самостоятельно получать знания в
процессе
активной
познавательной
деятельности.
Так,
при
изучении
темы
«Начальный период Великой Отечественной войны» студенты получают задание на
анализ разных теоретических положений по поводу одного события: о внезапном
нападении
фашистской
Германии
на
Советский
Союз;
И.В.Сталин
знал
о
готовящейся войне; И.В.Сталин готов был нанести превентивный удар по Германии.
Работа организуется по группам, каждой группе необходимо аргументированно
доказать одну из точек зрения. Такое задание формирует необходимые общие
компетенции, такие как ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа
и интерпретации информации; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в
коллективе и команде.
Выстраивая
свою
педагогическую
концепцию,
ориентируюсь
на
учёт
профессиональной
направленности
обучаемых.
Так,
в
рабочие
программы
дисциплины История включены темы профессионального модуля: на специальности
43.02.15 Поварское и кондитерское дело тема «История древнейшей профессии
повар» ;на специальности
35.02.05 Агрономия
тема «Организация селекционной
работы в СССР в 1920-1930 гг., «Выдающиеся учёные селекционеры Н.И. Вавилов,
И.В.
Мичурин
и
др».;
на
специальности 35.02.16
Эксплуатация
и
ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования тема «Развитие сельскохозяйственной
техники в СССР». Темы профессионального модуля изучаются с использованием
опережающих заданий: студенты готовят мини-проекты, которые защищают на
уроках. Приоритетным в своей педагогической деятельности считаю развитие
личностных
универсальных
качеств,
направленных
на
профессиональное
самоопределение студентов. Так, при изучении темы Красноярский край в 1945-1991
гг. студенты узнают не только об исторических событиях края, но и о предприятиях
АПК, национальных проектах, реализующихся в крае. Личностно-ориентированное
обучение позволяет развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивать
обучающихся
необходимой
информацией,
развивает
умения
анализировать,
синтезировать, ставить цель. Большое внимание уделяю работе с текстовой
информацией
как
необходимому
профессиональному
качеству
по
всем
специальностям, например, при изучении темы «СССР в середине 1960-х – начале
1980-х гг.» студенты получают текст-выдержку из Конституции 1977 года. На
основании текста необходимо дать ответы на вопросы: какие противоречия
содержатся в Конституции? Почему многие положения данной Конституции
существовали только на словах?, Определите роль КПСС в общественной жизни
страны. Поиск нужной информации по заданной теме формирует общие и
профессиональные компетенции обучающихся. В преподавании активно применяю
методы работы с текстом: извлечение информации из источников, создание
информации из различных знаковых систем ( текст, таблица, график), отделение
основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности
полученной информации, перевод информации из одной знаковой системы в другую.
К примеру, задание по теме «Политика «перестройки»: изучить карту «Национальная
политика в СССР»; выявить города, в которых проходили массовые забастовки;
определить республики, в которых произошли межнациональные столкновения-
полученную информацию представить в виде сжатого текста.