Напоминание

Интеллектуальные игры в дошкольном образовании


Автор: Санакулова Наталия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 113 "Гулливер"
Населённый пункт: г.Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Интеллектуальные игры в дошкольном образовании
Раздел: дошкольное образование





Назад




В современном мире как никогда очень важно активно и целенаправленно формировать интересы и потребности личности ребенка. Большую роль в развитии личности, несомненно, играет детский сад. Многообразны пути целенаправленного воздействия на дошкольника, на формирование его нравственных чувств, творческих способностей. При этом большое значение приобретает широкое применение и использование игр, без которых воспитание полноценной личности практически невозможно. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию дошкольников, содействуют в укреплении их здоровья, помогают выработать необходимые в учебе и жизни полезные навыки и качества. Существуют разнообразные игры для детей. Но прежде всего хотелось бы обратить внимание на те из них, которые специально предназначены для развития интеллектуальных способностей дошкольников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению знаний, полученных на занятиях, пробуждению интереса у ребенка узнавать что-то новое. Наблюдения в процессе работы с детьми показали, что дошкольники с большим интересом обращаются к интеллектуальным играм, головоломкам. Здесь следует отметить, что педагогу очень важно подбирать такую игру соответственно возрасту ребенка – игра обязательно должна быть доступна детям. Но что считать критерием доступности? Если какая-то игра предназначена для старшего дошкольного возраста, то это не значит, что каждый ребенок данной возрастной группы обязан с ней справиться. Индивидуальные различия между детьми, их способности и уровень развития бывают значительно большими, чем различия возрастные. При выборе игры нужно учитывать возможности дошкольника. Кому-то она может показаться сложной, а кому-то – доступной. Это относится ко всем играм, которые основаны на сообразительности, памяти, пространственном воображении. Конечно же, любая интеллектуальная игра начинается для ребенка с проб и ошибок, поэтому в этот период очень важна помощь и поддержка воспитателя, его пояснения и рекомендации. Интерес к интеллектуальным играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не у всех детей сразу. Поэтому предлагать эти игры дошкольникам нужно постепенно, не оказывая давления на ребенка. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя. Особую осторожность нужно проявлять при выборе развивающих игр. Здесь особенно важно соблюдать принцип «от простого к сложному». Трудные, малопонятные задачи могут ребенка отпугнуть. Когда же ребенку удается справиться с заданием, осилить первые трудности, он испытывает большую радость и готов преодолевать более сложные задачи. У ребенка появляется так называемый «умственный аппетит»,и, значит, цель этой игры достигнута. При организации и проведении интеллектуальных игр важно помнить, что они предназначены не только для заполнения досуга дошкольников, они помогают воспитателю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. Содержание познавательных, дидактических игр содействует закреплению и расширению предусмотренных программой знаний и умений, поэтому подбирать игры следует осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности. Но воспитатель должен чувствовать тонкую грань, чтобы не превратить радость познания в преднамеренный процесс обучения, т.к. это могло бы разрушить саму сущность игры. В своей совокупности интеллектуальные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания. творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, конструктивных умений и творчества.


В раздел образования