Напоминание

Продлёнка для пятиклассников: Как заинтересовать, занять и заслужить авторитет?


Автор: Антропова Елена Александровна
Должность: Педагог организатор
Учебное заведение: МАОУ гимназия 8
Населённый пункт: Город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Продлёнка для пятиклассников: Как заинтересовать, занять и заслужить авторитет?
Раздел: среднее образование





Назад




Продлёнка для пятиклассников: Как

заинтересовать, занять и заслужить

авторитет

Пятый класс — переломный момент. Дети перешли из младшей школы в среднее звено,

где всё устроено иначе: разные кабинеты, учителя-предметники, возросшая нагрузка.

Продлёнка для них становится не просто местом, где ждут родителей, а важной зоной

психологической разгрузки, общения и развития. Задача руководителя группы

продлённого дня — превратить это время из скучного ожидания в яркий и полезный досуг.

Часть 1: Чем занять? От домашнего задания к приключению

Ключевой принцип — смена деятельности. После 6-7 уроков сидеть за учебниками ещё час

— пытка. Предложите им "меню" активностей, где будет баланс между движением,

творчеством, интеллектом и отдыхом.

1. Активный блок (Выплеск энергии)

· Спортивные челленджи: Не просто "погонять мяч", а устроить эстафеты с заданиями

(пробежать змейкой, пронести теннисный мячик на ракетке), турнир по пионерболу или

доджболу.

· Твистер и гигантские Jenga: Эти игры отлично развивают координацию и вызывают море

смеха.

· Танцевальные баттлы: Включите короткие, зажигательные видео с простыми

движениями из TikTok или же старй добрый just dance (конечно, отобранные вами заранее)

и устройте конкурс на лучшего исполнителя.

2. Интеллектуальный и научный блок (Развиваем любознательность)

· Настольные игры нового уровня: Время простого "Лудо" прошло. Предложите

"Каркассон", "Дженгу", "Уно", "Имаджинариум", "Экивоки". Эти игры развивают

стратегическое мышление, логику и креативность.

· Научные эксперименты: Простые, но эффектные опыты. Сделать "лавовую лампу" из

масла, воды и шипучей таблетки, вырастить кристаллы, надуть шарик с помощью соды и

уксуса. Это всегда производит вау-эффект.

· Квизы и викторины: Тематические викторины по мотивам популярных фильмов ("Гарри

Поттер", "Мстители"), по географии, истории в формате "Своей игры". Делитесь на

команды для азарта.

3. Творческий блок (Самовыражение без границ)

· Современные рукоделия: Браслеты из резинок или паракорда, рисование в стиле

зентангл, создание слаймов (только с безопасными ингредиентами и в проветриваемом

помещении!), простые схемы вышивки или вязания.

· Командный арт-проект: Нарисовать на ватмане общую картину (например, "Город

будущего" или "Плакат для фильма"). Каждый отвечает за свой участок.

· Театральные миниатюры: Разделите детей на группы, дайте им известную сказку, но в

новом жанре (детектив, фантастика, комедия). Подготовка и показ займут 2-3 дня.

4. Социальный блок (Учимся общаться)

· Клуб дебатов: Выберите лёгкую, провокационную тему ("Согласны ли вы, что интернет

заменил книги?", "Что лучше: город или деревня?"). Учите детей аргументировать свою

позицию и уважать мнение оппонента.

· Проектная деятельность: Небольшой групповой проект. Например, создать стенгазету о

жизни класса, снять на телефон короткий мультфильм в технике stop-motion.

Часть 2: Как заинтересовать? Магия вовлечения

Десятилеткам уже не скажешь "так надо". Их нужно увлечь.

· Давайте выбор. Вместо "сейчас будем рисовать" спросите: "Предлагаю на выбор:

настольные игры в кабинете или эстафета во дворе? Голосуем!" Чувство контроля

мотивирует.

· Будьте на одной волне. Интересуйтесь тем, что им нравится: видеоигры, ютуб-блогеры,

музыка, сериалы. Используйте это в своих активностях (челлендж из игры, танец под

популярный трек).

· Превращайте рутину в игру. Уборку после творчества можно провести на скорость под

музыку. Того, кто быстрее всех и аккуратнее соберёт свои вещи, можно поощрить

маленьким призом (например, право выбрать игру на завтра).

· Покажите искренний интерес. Когда ребёнок показывает вам свой рисунок или

рассказывает идею, не отмахивайтесь формальным "молодец", задайте вопрос: "А кто это у

тебя здесь нарисован? Расскажи!", "И что будет дальше по твоей задумке?".

Часть 3: Как получить авторитет? Быть лидером, а не

надзирателем

Авторитет в 10-11 лет не зарабатывается строгостью и приказами. Он строится на

уважении.

1. Будьте последовательны и справедливы.

Чётко озвучьте несколько простых и понятных правил для всех (например, "не мешаем

другим", "убираем за собой", "говорим уважительно"). Главное — соблюдайте их сами и

требуйте исполнения от всех без исключения. Если что-то пообещали — выполните. Если

запретили — не должно быть "любимчиков", для которых сделано исключение.

2. Уважайте их личность и мнение.

· Разговаривайте с ними на равных, без сюсюканья.

· Принимайте их чувства. Фразы "Я понимаю, ты расстроен" или "Вижу, что ты злишься"

показывают, что вы его слышите.

· Иногда советуйтесь: "Как вы думаете, как нам лучше организовать...?", "Что бы вам было

интереснее?".

3. Будьте примером.

Если вы требуете не использовать телефон, сами не "сидите" в нем постоянно. Если

просите не перебивать — выслушивайте детей до конца. Ваши действия говорят громче

слов.

4. Умейте посмеяться и признать ошибку.

Не бойтесь выглядеть смешно в весёлой игре. Если ошиблись — например, несправедливо

кого-то отчитали — найдите в себе силы извиниться. Фраза "Прости, я был не прав" не

уронит ваш авторитет, а, наоборот, поднимет его в разы. Она покажет, что вы живой и

адекватный человек.

5. Будьте "в доступе".

Не сидите в углу с документами. Участвуйте в играх, иногда садитесь за общий стол,

чтобы просто поговорить. Дети должны видеть в вас не контролёра, а интересного,

взрослого друга-наставника.

Заключение

Работа с пятиклассниками на продлёнке — это уникальная возможность помочь им мягко

адаптироваться к новой школьной жизни, раскрыть свои таланты и научиться общаться.

Ваша главная задача — создать безопасное, интересное и доверительное пространство.

Когда дети видят, что их понимают, уважают и с ними не скучно, авторитет и взаимная

симпатия приходят сами собой. Удачи вам в этом важном и творческом деле.



В раздел образования