Автор: Родионов Андрей Михайлович
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ «СОШ №1»
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: Современные подходы к календарно-тематическому планированию
Раздел: среднее образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА»
Введение
Календарно-тематическое планирование (КТП) представляет собой
фундаментальный компонент педагогического проектирования,
выступая в роли оперативного документа, который детализирует и
конкретизирует годовую рабочую программу по учебному предмету. В
контексте преподавания русского языка в 6 классе значение КТП
многократно возрастает ввиду сложности и многокомпонентности
самого предмета, находящегося на стыке лингвистики, филологии и
развития коммуникативных компетенций. Данная программа нацелена
на формирование у педагогов системного подхода к созданию КТП,
который бы не только формально соответствовал нормативным
требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), но и являлся
действенным инструментом организации эффективного учебного
процесса, обеспечивающего достижение планируемых
метапредметных, предметных и личностных результатов.
Актуальность программы обусловлена необходимостью преодоления
формализма в планировании, перехода от простого перечисления тем
к проектированию целостной образовательной деятельности,
учитывающей возрастные психолого-педагогические особенности
шестиклассников и современные образовательные технологии.
Раздел 1. Нормативно-методологические основы календарно-
тематического планирования
Календарно-тематический план является производным документом от
основной образовательной программы образовательной организации
и рабочей программы по русскому языку для 6 класса. Его разработка
базируется на строгом соблюдении нормативной базы. Ключевым
документом выступает ФГОС ООО, который определяет цели, задачи
и планируемые результаты обучения. В рамках предмета «Русский
язык» эти результаты структурированы по содержательным линиям:
«Речь. Речевая деятельность», «Общие сведения о языке»,
«Фонетика, орфоэпия, графика», «Морфемика и словообразование»,
«Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис»,
«Орфография», «Пунктуация», «Культура речи».
При проектировании КТП педагог обязан руководствоваться
Примерной основной образовательной программой основного общего
образования, а также авторскими программами, входящими в
федеральный перечень учебников. Однако важнейшим принципом
является вариативность: КТП отражает специфику конкретного
класса, ресурсные возможности образовательного учреждения и
профессиональный почерк учителя. Таким образом, план становится
не копией авторской программы, а ее творческой адаптацией и
конкретизацией.
Методологической основой КТП выступает системно-деятельностный
подход, который предполагает, что планирование строится не вокруг
передачи суммы знаний, а вокруг организации разнообразных видов
учебной деятельности. Это означает, что в плане должны быть
заложены не только темы уроков, но и виды работ, которые будут
выполнять учащиеся для усвоения материала: анализ языковых
единиц, трансформация текстов, проектная деятельность,
коммуникативные практики и др.
Логика построения КТП в 6 классе традиционно следует за
концентрическим принципом изучения языка, при котором происходит
углубление и расширение знаний, полученных в 5 классе.
Центральной темой года, вокруг которой выстраивается большинство
других, является «Морфология». Изучение самостоятельных и
служебных частей речи требует постоянного обращения к ранее
изученным разделам – фонетике, морфемике, лексике, синтаксису,
что должно находить прямое отражение в планировании через
систему межтематических связей.
Раздел 2. Структура и содержание календарно-тематического
плана: от общего к частному
Структура КТП, несмотря на возможные вариации, должна включать
ряд обязательных элементов, обеспечивающих его полноту и
функциональность. Каждый из этих элементов несет смысловую
нагрузку и является звеном в общей логической цепи планирования.
Первым структурным блоком является пояснительная записка. В ней
учитель формулирует цели и задачи курса русского языка в 6 классе
на текущий учебный год, дает краткую характеристику контингента
учащихся (например, уровень подготовленности, особенности
психофизического развития), указывает, на основе какой авторской
программы разработан план, и каким учебником обеспечен учебный
процесс. Также здесь обосновываются внесенные изменения в
авторскую программу, если таковые имеются, например,
перераспределение количества часов на изучение отдельных тем в
связи с выявленными дефицитами знаний у учащихся.
Второй, основной блок – это собственно календарно-тематический
план, представленный в виде последовательного перечня уроков.
Каждая позиция этого плана должна содержать следующие данные:
1. Номер урока по порядку. Это позволяет легко ориентироваться в
документе и отслеживать прохождение материала.
2. Тема урока. Формулировка темы должна быть точной, лаконичной и
отражать суть изучаемого материала. Например, не «Имя
существительное», а «Разряды имен существительных по значению:
собственные и нарицательные». Это способствует целеполаганию как
для учителя, так и для учащихся.
3. Количество часов, отводимое на тему. Сложные темы, такие как
«Глагол» или «Причастие», требуют большего количества учебного
времени, что должно быть адекватно отражено в плане.
4. Планируемые результаты (предметные). Это ключевой элемент,
связывающий план со стандартом. Здесь необходимо конкретно
указать, какие знания и умения должны быть сформированы у
учащихся. Например: «Учащиеся должны уметь различать
собственные и нарицательные имена существительные; правильно
употреблять прописную букву в написании собственных имен;
группировать имена существительные по разрядам».
5. Виды деятельности и формы работы. Данный элемент реализует
принцип деятельностного подхода. Учитель планирует, какие именно
действия будут совершать ученики: составление алгоритма,
морфемный разбор, лингвистический эксперимент, составление
обобщающей таблицы, редактирование текста, устное сообщение на
лингвистическую тему, работа в парах, групповая дискуссия и т.д.
6. Виды контроля и диагностики. В этом пункте определяется, каким
образом будет проверяться уровень достижения планируемых
результатов. Это могут быть фронтальный опрос, терминологический
диктант, проверочная работа по карточкам, самостоятельная работа,
тестирование, сочинение-миниатюра, проектная работа. План должен
предусматривать все виды контроля: входной, текущий, тематический
и итоговый.
7. Дата проведения (план/факт). Это собственно «календарная» часть
плана, которая позволяет синхронизировать прохождение программы
с учебным годом, учитывать праздничные дни, периоды карантина и
другие форс-мажорные обстоятельства.
Третьим структурным блоком является планируемое ресурсное и
материально-техническое обеспечение. Учитель указывает, какие
средства обучения необходимы для реализации плана: учебник,
рабочие тетради, дидактические материалы, таблицы, раздаточный
материал, мультимедийные презентации, образовательные
платформы и др.
Четвертый блок – система оценки достижения планируемых
результатов. Здесь описываются критерии и нормы выставления
отметок за различные виды работ, что обеспечивает прозрачность и
объективность оценивания.
Раздел 3. Содержательные аспекты планирования курса русского
языка в 6 классе
Содержание КТП для 6 класса определяется последовательностью
изучения языковых разделов с акцентом на морфологию. Рассмотрим
ключевые содержательные блоки с точки зрения их планирования.
На начало учебного года традиционно отводится время
на повторение изученного в 5 классе. Этот этап нельзя сводить к
механическому воспроизведению правил. В планировании
необходимо заложить комплексную работу, интегрирующую фонетику,
орфографию, морфемику и синтаксис. Например, диктант «с
языковым заданием», где требуется не просто записать текст, но и
выполнить фонетический, морфемный и синтаксический разбор
указанных слов и предложений. Это позволяет провести эффективную
диагностику остаточных знаний и скорректировать дальнейшее
планирование.
Центральным и наиболее объемным разделом
является «Морфология». Планирование изучения частей речи
требует соблюдения единого алгоритма, обеспечивающего
системность знаний:
Общее грамматическое значение. Уроки должны быть
спроектированы так, чтобы учащиеся самостоятельно выявляли
значение части речи через анализ языковых примеров.
Морфологические признаки (постоянные и непостоянные).
Планируется последовательная отработка каждого признака через
систему упражнений.
Синтаксическая роль. Изучение каждой части речи обязательно
завершается анализом ее функции в предложении, что укрепляет
межпредметные связи морфологии и синтаксиса.
Особого внимания при планировании требуют темы, традиционно
считающиеся сложными для шестиклассников.
Изучение причастия и деепричастия как особых форм глагола
должно быть тщательно детализировано. Недостаточно просто
выделить на них определенное количество часов. Необходимо
планировать «мостиковые» уроки, которые покажут связь причастия с
именем прилагательным (по грамматическому значению и
синтаксической роли), а деепричастия – с наречием. Планирование
должно включать многочисленные тренировочные упражнения на
различение однокоренных причастий и прилагательных, отглагольных
существительных, на правильное построение оборотов с причастиями
и деепричастиями.
Параллельно с изучением морфологии продолжается
систематическая работа по лексикологии и фразеологии. В КТП
необходимо заложить уроки или фрагменты уроков, посвященные
работе с толковыми, этимологическими, фразеологическими
словарями, что формирует культуру работы со справочной
литературой и обогащает словарный запас учащихся.
Раздел «Культура речи» не является изолированным. Его элементы
должны быть органично вплетены в изучение каждой части речи. При
планировании темы «Имя существительное» включается аспект
правильного образования падежных форм; в теме «Глагол» – аспект
употребления соответствующих форм и т.д. Это способствует
формированию норм литературного языка в устной и письменной
речи.
Раздел 4. Проектирование учебной деятельности и системы
контроля в КТП
Одной из распространенных ошибок при составлении КТП является
перечисление тем без проектирования деятельности по их освоению.
Чтобы план стал рабочим инструментом, учитель должен четко
прописать, какими методами и приемами будет достигаться цель
каждого урока.
Так, при изучении темы «Словообразование имен существительных»
можно запланировать не просто «объяснение нового материала», а
конкретные виды деятельности: анализ словообразовательных гнезд,
составление алгоритма словообразовательного разбора,
лингвистическую игру «Образуй слово», работу с
словообразовательным словарем, мини-исследование на тему «Какие
способы словообразования наиболее продуктивны в современном
русском языке и почему?».
Система контроля в КТП должна быть разноуровневой и
разнообразной. Помимо стандартных контрольных диктантов и тестов,
в план необходимо включать:
Творческие работы: сочинения-рассуждения на лингвистическую
тему, создание текстов определенного стиля и типа речи с
использованием изучаемых грамматических явлений.
Проекты: например, «Составление словаря самых древних слов в
русском языке» (связь с этимологией) или «Создание памятки «Говори
правильно» для шестиклассника».
Устные зачеты по ключевым темам (например, «Склонение
числительных»).
Взаимоконтроль и самоконтроль: планирование уроков, на которых
учащиеся проверяют работы друг друга по разработанным критериям
или самостоятельно анализируют свои ошибки.
Особое место в планировании занимает дифференцированный
подход. КТП должен содержать указания на задания разного уровня
сложности: репродуктивные для группы учащихся, испытывающих
трудности, и задания повышенной сложности, творческие или
исследовательские, для мотивированных школьников. Это может быть
отражено в графе «Виды деятельности».
Раздел 5. Интеграция метапредметных и личностных результатов
в КТП
Современное образование ориентировано не только на предметные,
но и на метапредметные результаты. КТП по русскому языку является
идеальным полем для их формирования. Планируя уроки, учитель
должен целенаправленно создавать ситуации, способствующие
развитию универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД формируются, когда в план включаются этапы
целеполагания (формулировка учащимися цели урока), планирования
(составление алгоритма выполнения разбора), прогнозирования
(какой результат должен получиться) и коррекции (работа над
ошибками).
Познавательные УУД развиваются практически на каждом уроке.
Однако учитель может планировать специальные задания: сравнение
языковых явлений и составление сравнительных таблиц (логические
УУД), выдвижение гипотез о происхождении слова (знаково-
символические УУД), работа с информацией, представленной в
учебнике, словаре или электронном ресурсе (общеучебные УУД).
Коммуникативные УУД являются стержневыми для предмета
«Русский язык». Планирование должно включать достаточное
количество заданий, требующих диалога, дискуссии, умения
аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, совместно
решать лингвистические задачи в группе.
Личностные результаты формируются через содержание учебного
материала. Изучение русского языка воспитывает уважение к родному
слову, патриотизм, культурную идентичность. В КТП это может быть
отражено через подбор текстов для анализа: отрывки из произведений
русской классической и современной литературы, тексты,
посвященные истории и культуре России, что способствует духовно-
нравственному развитию школьников.
Раздел 6. Оперативная корректировка КТП и рефлексия
педагогической деятельности
Календарно-тематический план – это не догма, а динамичный
документ. Жизнеспособность плана проверяется в процессе его
реализации. Учитель должен быть готов к его оперативной
корректировке. Если диагностика (например, результаты
самостоятельной работы) показывает, что большая часть класса не
усвоила материал, педагог обязан запланировать и провести урок
коррекции знаний, возможно, за счет резервного времени или
уплотнения последующего материала. Эта гибкость является
признаком высокого профессионализма.
Ведение графы «фактическая дата» позволяет анализировать темп
прохождения программы и причины отставания или опережения. По
итогам учебного года проводится содержательный анализ КТП: какие
темы вызвали наибольшие трудности, какие методы работы оказались
наиболее эффективными, насколько реалистично было распределено
учебное время. Этот анализ является основой для
совершенствования планирования на следующий учебный год,
обеспечивая непрерывный профессиональный рост педагога.
Заключение
Таким образом, календарно-тематическое планирование по русскому
языку для 6 класса представляет собой сложный, многогранный
процесс педагогического проектирования, требующий от учителя
глубоких предметных знаний, методической грамотности и
прогностических способностей. Качественно составленный КТП – это
не формальная отчетность, а стратегическая карта, ведущая к
гарантированному достижению образовательных результатов. Он
синтезирует в себе требования стандарта, особенности ученического
коллектива и творческий потенциал педагога, превращаясь в
основной инструмент управления учебным процессом. Освоение
современных подходов к его созданию позволяет перейти от
традиционного «прохождения программы» к целенаправленному
проектированию образовательной среды, в которой каждый
шестиклассник имеет возможность развить свою языковую личность,
овладеть богатством русского языка и сформировать ключевые
компетенции, необходимые для успеха в жизни.