Напоминание

"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста: подготовка к успешному письму"


Автор: Игумнова Анастасия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Маленькая страна"
Населённый пункт: Тамбовская область, Тамбовский муниципальный округ, д. Красненькая
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста: подготовка к успешному письму"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПОДГОТОВКА К УСПЕШНОМУ

ПИСЬМУ

Введение:

Графомоторные навыки представляют собой сложный комплекс

психофизиологических процессов, обеспечивающих точность,

плавность и координированность движений руки при письме. Развитие

этих навыков имеет ключевое значение для успешного освоения

письма в школе, являющегося одним из важнейших видов учебной

деятельности. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) происходит

активное формирование графомоторной базы, необходимой для

овладения навыком письма. Недостаточная развитость

графомоторных навыков может приводить к трудностям при письме:

медленному темпу, неразборчивому почерку, повышенной

утомляемости, а также негативно сказываться на самооценке ребенка

и его учебной мотивации. Данная статья посвящена анализу понятия

графомоторных навыков, их компонентов, особенностям развития у

детей старшего дошкольного возраста, а также практическим

рекомендациям по их развитию, включая различные методы, приемы

и упражнения.

Понятие и компоненты графомоторных навыков:

Графомоторные навыки (далее – ГМН) – это комплекс двигательных

умений, обеспечивающих процесс письма. Они включают в себя

координацию движений руки и зрительного анализа, точное

воспроизведение графических образов (букв, цифр), удержание ручки

или карандаша, а также умение регулировать силу нажима.

Основные компоненты ГМН:

1. Мелкая моторика рук: Способность выполнять тонкие и

координированные движения кистей и пальцев рук. Она

включает в себя:

o

Точность движений: способность выполнять движения с

заданной амплитудой и направлением.

o

Координация движений: слаженность работы мышц кисти и

пальцев.

o

Сила движений: умение регулировать мышечное

напряжение при выполнении различных задач.

o

Скорость движений: темп выполнения движений.

2. Зрительно-моторная координация: Согласованная работа

зрения и движений руки. Она позволяет ребенку:

o

Соотносить зрительный образ буквы с движением руки.

o

Контролировать траекторию движения карандаша или

ручки.

o

Регулировать направление и форму написания элементов

букв.

3. Пространственная ориентация: Способность ориентироваться

в пространстве листа бумаги, определять верх, низ, право, лево.

Это необходимо для правильного расположения букв на строке,

соблюдения расстояния между буквами и словами.

4. Контроль за нажимом: Умение регулировать силу нажима на

пишущий предмет для получения четких, аккуратных линий.

5. Владение инструментом письма: Умение правильно держать

ручку или карандаш, что обеспечивает удобство и точность

письма.

Особенности развития графомоторных навыков у детей старшего

дошкольного возраста:

В возрасте 5-7 лет происходит интенсивное развитие всех

компонентов ГМН. Это период, когда дети активно готовятся к школе и

овладению письмом.

1. Мелкая моторика:

o

Улучшается координация движений пальцев рук.

o

Увеличивается скорость и точность движений.

o

Дети становятся способны выполнять более сложные

манипуляции с мелкими предметами (лепка,

конструирование, работа с ножницами).

o

Осваивают различные способы захвата карандаша/ручки

(правильный захват – тремя пальцами).

2. Зрительно-моторная координация:

o

Совершенствуется способность соотносить зрительный

образ с движением руки.

o

Улучшается точность и плавность движений при рисовании

и обведении контуров.

o

Дети становятся способными более точно воспроизводить

формы и контуры букв.

3. Пространственная ориентация:

o

Развивается умение ориентироваться на листе бумаги,

соблюдать направления и расстояния.

o

Дети начинают понимать понятия «вверху», «внизу»,

«справа», «слева».

4. Контроль за нажимом:

o

Дети учатся регулировать силу нажима на карандаш, чтобы

получать линии разной толщины.

5. Владение инструментом письма:

o

Большинство детей к этому возрасту уже осваивают

правильный захват карандаша/ручки.

o

Развивается умение удерживать пишущий предмет в

течение длительного времени.

Факторы, влияющие на развитие графомоторных навыков:

Развитие ГМН зависит от различных факторов:

1. Биологические факторы:

o

Особенности развития нервной системы ребенка.

o

Наследственность.

o

Состояние здоровья (отсутствие неврологических

заболеваний, нарушений зрения).

2. Социальные факторы:

o

Условия жизни в семье.

o

Взаимодействие с родителями и другими взрослыми.

o

Наличие стимулов для развития (достаточное количество

игровых материалов, благоприятная психологическая

обстановка).

3. Педагогические факторы:

o

Качество дошкольного образования.

o

Систематичность и последовательность работы по

развитию ГМН.

o

Использование разнообразных методов и приемов.

o

Индивидуальный подход к ребенку.

Методы и приемы развития графомоторных навыков:

Для эффективного развития ГМН необходимо использовать

комплексный подход, включающий различные методы и приемы,

направленные на развитие всех компонентов:

1. Развитие мелкой моторики рук:

o

Пальчиковая гимнастика: Выполнение специальных

упражнений для пальцев рук (например, «Пальчики

здороваются», «Колечки», «Капуста»).

Пример:

«Мы капусту рубим, рубим, (имитируют рубящие

движения) Мы морковку трем, трем, (трут кулачком о

кулачок) Мы капусту солим, солим, (щепотка соли) Мы

капусту жмем, жмем. (сжимают кулачки)».

o

Игры с мелкими предметами:

Сбор мозаики, конструктора, пазлов.

Нанизывание бусин, пуговиц на нитку.

Перекладывание мелких предметов (фасоль, горох,

камешки) пинцетом или пальцами.

Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок,

молний.

o

Лепка: Лепка из пластилина, глины.

Лепка отдельных предметов, скатывание шариков,

колбасок, раскатывание пластилина.

Лепка по образцу, по заданию.

o

Аппликация:

Выкладывание мозаики из бумаги, семян.

Вырезание деталей из бумаги (вначале простых

геометрических форм, затем более сложных).

Приклеивание мелких деталей.

o

Работа с природным материалом:

Сбор, перебор, сортировка листьев, семян, шишек.

Создание поделок из природного материала.

o

Штриховка и раскрашивание:

Штриховка по контуру, внутри контуров (прямые,

наклонные, волнистые линии).

Раскрашивание раскрасок, соблюдая контуры.

2. Развитие зрительно-моторной координации:

o

Рисование по точкам: Соединение точек линиями для

получения изображения.

o

Обведение контуров: Обведение готовых контуров

предметов, геометрических фигур, букв, цифр.

o

Дорисовывание по образцу: Дорисовывание

недостающих деталей изображения по образцу.

o

Копирование: Копирование простых рисунков,

геометрических фигур.

o

Графические диктанты: Выполнение графических

заданий по инструкции (например, «Поставь точку, отступи

вниз две клетки, вправо три клетки, поставь точку…»).

o

Игры с мячом: Броски и ловля мяча, ведение мяча.

o

Игры с обручем: Броски мяча в обруч, перебрасывание

обруча.

3. Развитие пространственной ориентации:

o

Работа с макетами: Работа с макетами,

демонстрирующими расположение предметов в

пространстве (например, макет комнаты, улицы).

o

Ориентировка на листе бумаги: Определение верха,

низа, середины, углов листа бумаги.

o

Графические диктанты: Использование

пространственных понятий в инструкциях.

o

Упражнения с телом: Выполнение движений в

соответствии с инструкцией (вверх, вниз, вправо, влево).

o

Игры с картами и схемами: Работа с картами и схемами,

поиск объектов, следование по маршруту.

o

Конструирование: Строительство по образцу, по схеме, по

словесной инструкции.

4. Развитие контроля за нажимом:

o

Использование различных материалов: Использование

карандашей разной твердости, фломастеров, восковых

мелков.

o

Штриховка с регулированием нажима: Выполнение

штриховки с различной силой нажима, получение линий

разной толщины.

o

Раскрашивание с учетом силы нажима: Раскрашивание,

передающее силу нажима.

o

Работа с трафаретами: Использование трафаретов и

обведение их с различным нажимом.

5. Формирование правильного захвата:

o

Обучение правильному захвату: Объяснение и

демонстрация правильного захвата ручки или карандаша

тремя пальцами.

o

Использование специальных

приспособлений: Использование треугольных

карандашей, насадок на карандаши, которые помогают

формировать правильный захват.

o

Регулярное напоминание: Постоянное напоминание

ребенку о правильном захвате.

Примеры практических заданий и упражнений:

1. **Пальчиковая гимнастика «Карандаш»: **

Я в руке карандаш держу, (сжимаем карандаш в руке) Им рисую

что хочу: (делаем движения, как будто рисуем) Дом, деревья и

цветы, (рисуем дом, дерево, цветы) Кошки, мышки и коты.

(рисуем кошку, мышку, кота) Карандаш я положу, (кладем

карандаш на стол) Руку я освобожу. (стряхиваем кисть).

2. **Графический диктант «Домик»: **

Поставь точку. Отступи вниз 2 клетки. Вправо 3 клетки, поставь

точку. Вверх 3 клетки, поставь точку. Вправо 3 клетки, поставь

точку. Вниз 3 клетки, поставь точку. Влево 3 клетки, поставь

точку. Вверх 3 клетки, поставь точку. Соедини все точки

линиями.

3. **Упражнение «Штриховка»: **

Заштрихуй квадрат прямыми линиями, стараясь, чтобы они были

параллельными и не выходили за края квадрата. (Сначала

вертикальные, затем горизонтальные, затем наклонные).

4. **Задание «Обведи по контуру»: **

Обведи по контуру геометрические фигуры (круг, квадрат,

треугольник), стараясь, чтобы линия была плавной и ровной.

5. Игра «Что изменилось?»:

Показывают ребенку картинку, где нарисованы предметы.

Ребенок должен запомнить предметы, а затем, когда картинку

уберут, сказать, что изменилось.

6. **Упражнение «По образцу»: **

Ребенку предлагается скопировать простой рисунок, букву или

цифру по образцу.

Организация работы по развитию графомоторных навыков:

1. Систематичность: Занятия должны проводиться регулярно

(например, 2-3 раза в неделю) в течение всего учебного года.

2. Продолжительность: Продолжительность одного занятия не

должна превышать 20-25 минут.

3. Разнообразие: Необходимо использовать разнообразные

методы и приемы, чтобы поддерживать интерес детей.

4. Индивидуальный подход: Учитывать индивидуальные

особенности каждого ребенка, его темп работы, интересы.

5. Положительная обратная связь: Хвалить ребенка за старание,

отмечать его достижения, помогать ему преодолевать трудности.

6. Оборудование:

o

Достаточное количество рабочих мест.

o

Необходимые материалы (бумага, карандаши,

фломастеры, пластилин, ножницы, клей, мелкие

предметы).

o

Наглядные пособия (образцы букв, цифр, геометрических

фигур).

o

Использование компьютерных программ, интерактивных

игр (с соблюдением требований СанПиН).

Роль воспитателя/педагога:

Воспитатель/педагог играет ключевую роль в развитии ГМН. Он

должен:

Обладать знаниями: Иметь представление о компонентах ГМН,

особенностях их развития, методах и приемах.

Планировать работу: Составлять перспективный план работы,

подбирать соответствующие упражнения.

Создавать условия: Организовывать развивающую среду,

подбирать материалы.

Проводить занятия: Проводить занятия, используя

разнообразные методы и приемы.

Оказывать индивидуальную помощь: Помогать детям,

испытывающим трудности, адаптировать задания.

Оценивать результаты: Оценивать прогресс детей,

корректировать работу.

Взаимодействовать с родителями: Информировать родителей

о результатах, давать рекомендации для работы дома.

Взаимодействие с родителями:

Родители играют важную роль в развитии ГМН у детей.

1. Информирование: Педагог информирует родителей о важности

развития ГМН, о том, как происходит этот процесс.

2. Рекомендации: Дает родителям рекомендации по проведению

упражнений дома.

3. Привлечение к совместной деятельности: Организация

совместных мероприятий, направленных на развитие ГМН

(например, мастер-классы для родителей).

4. Обмен опытом: Организация родительских собраний, где

родители могут поделиться своим опытом, задать вопросы.

5. Поощрение самостоятельности: Родители должны поощрять

самостоятельность ребенка при выполнении заданий, но

оказывать необходимую помощь.

Диагностика уровня развития графомоторных навыков:

Для оценки уровня развития ГМН можно использовать различные

методы:

Наблюдение за деятельностью ребенка: Фиксация

особенностей выполнения заданий (темп работы, правильность

захвата, аккуратность линий, соблюдение контуров).

Анализ продуктов деятельности: Анализ рисунков,

аппликаций, выполненных упражнений.

Диагностические задания:

o

Обведение геометрических фигур.

o

Рисование по точкам.

o

Копирование простых рисунков.

o

Штриховка различных фигур.

o

Срисовывание букв и цифр.

o

Графические диктанты.

Анкетирование родителей: Сбор информации о трудностях

ребенка при выполнении заданий.

Заключение:

Развитие графомоторных навыков – это важный этап подготовки

ребенка к школе и успешному освоению письма. Комплексный подход,

включающий различные методы и приемы, систематическая работа,

учет индивидуальных особенностей ребенка, а также тесное

взаимодействие педагогов и родителей, позволяют достичь

положительных результатов. Ранняя диагностика, своевременная

коррекция и создание благоприятной развивающей среды создают

необходимые условия для формирования у детей старшего

дошкольного возраста необходимых навыков, обеспечивая им

уверенность в себе и готовность к дальнейшему обучению.



В раздел образования