Автор: Назарова Людмила Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кирельская ООШ"
Населённый пункт: с. Кирельское Камско-Устьинского МР РТ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок по литературе в 5 классе "Солдатская шинель"
Раздел: среднее образование
Предмет Литература
Тема Бытовая сказка
«Солдатская шинель»
Класс 5
Аннотация
Технологическая карта удобна для проведения урока литературы, присутствует цель и три задачи, соблюдены
этапы урока, физкультминутка, изучение нового, итог урока, домашнее задание.
Технологическая карта урока
Предмет – литература
Класс - 5
Урок №12
Тема урока – Бытовая сказка «Солдатская шинель»
Тип урока - комбинированный
Цель
Формирование первичных исследовательских умений
у учащихся при работе с художественным произведением
Задачи
Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом;
учить анализировать; наблюдать за развитием сюжета.
Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое
и образное мышление, творческие способности.
Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру
общения друг с другом и с учителем.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Научиться владеть изученной
терминологией по теме,
навыками устной
монологической речи,
понимать мораль
сказки, составлять
пересказы эпизодов
сказки.
Познавательные УУД: уметь выявлять и
формулировать познавательную цель.
Регулятивные УУД: уметь оценивать и формулировать то,
что уже усвоено.
Коммуникативные УУД: уметь моделировать монологическое
высказывание, аргументировать свою позицию и
координировать
ее с позициями партнеров при выработке общего
решения в совместной деятельности.
Формирование навыков
исследования текста с
опорой не
только на информацию,
но и на жанр,
композицию, выразительные
средства.
Ресурсы урока: учебник «Литература. 5 класс» авт. Коровин В.Я. и др; мультимедийная презентация, мультимедийный
проектор, нетбук, листы самооценки, карточки с заданиями, толковые словари С.И.Ожегова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Планируемые результаты
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1 этап.
Организационн
ый
момент,
2
мотивация к
учебной
деятельности
Проверяет готовность класса к уроку, мобилизует
внимание учащихся.
- Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Ждут нас
книжки и тетрадки.
-Всё готово?
-Всё в порядке.
-Улыбнулись мне, друзьям, и садимся по местам.
Осознание
включения
в учебную
деятельность
Определяет свое
эмоциональное
состояние
на уроке.
Личностные:
формировать
положительную мотивацию
Регулятивные УУД
Организовать своё
пространство и внимание
2 этап.
Актуализация
знаний
- С каким жанром мы познакомились на прошлых уроках?
- Сказка.
- Прочитайте высказывание А.С.Пушкина
(“Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.”)
- Как вы его понимаете?
(Сказка – это вымышленное произведение.
То, что происходит в ней, на самом деле не бывает,
но, читая их, можно учиться добрым,
хорошим поступкам.)
- Давайте вспомним, что вы запомнили об этом жанре?
Ска
+
зка — один из жанров устного
народного творчества; прозаическое произведение
волшебного характера, обычно со счастливым концом.
- Кто знает, почему мы называем одни сказки авторские, а
другие – русские народные?
- А почему вы любите слушать и читать сказки?
(Там происходит много чудес. Хорошие люди
добиваются всего, плохие – наказываются.
Добро побеждает зло.)
- На какие три группы можно разделить народные сказки?
Регулятивные:
Уметь слушать
в соответствии с целевой
установкой, принимать
и сохранять учебную задачу
Дидактический материал по формированию и развитию функциональной грамотности учащихся на уроках
Лист самооценки
Определение
темы урока
и цели
(кроссворд)
Словарная
работа
Чтение
сказки
Ответы
в течение
урока
Работа
в парах
Синквейн
(работа
в группах)
Оценка
за урок
Отгадайте кроссворд.
1
2
3
4
5
6
7
СОЛДАТ
(2 прилагательных)
(3 глагола)
БАРИН
(2 прилагательных)
(3 глагола)
1 предложение (фраза,которая показывает
1 предложение (фраза,которая показывает отношение к теме)
(Синоним ключевого слова)
отношение к теме)
(Синоним ключевого слова)
РАБОТА В ГРУППАХ
Барин –
Шинель –
Перина –
Бранить –
Полковник (полковой командир) –
Высокоблагородие-
РАБОТА В ГРУППАХ
Барин –
Шинель –
Перина –
Бранить –
Полковник (полковой командир) –
Высокоблагородие-
Фельдфебель –
Пола
+
-
Фельдфебель –
Пола
+
-
БАРИН
СОЛДАТ
КОМАНДИР
жадность
лень
глупость
зависть
добро
смелость
находчивость
внимательность
справедливость
ум
смекалка
Домашнее задание на выбор
1)Подготовить выразительное
чтение сказки и нарисовать
иллюстрацию к прочитанной
сказке.
2)Подготовить пересказ
данной сказки.
3)Сочинить свою сказку по
готовой концовке из сказки
«Солдатская шинель».
1) Подготовить
выразительное чтение сказки
и нарисовать иллюстрацию к
прочитанной сказке.
2)Подготовить пересказ
данной сказки.
3)Сочинить свою сказку по
готовой концовке из сказки
«Солдатская шинель».
1) Подготовить
выразительное чтение сказки
и нарисовать иллюстрацию к
прочитанной сказке.
2)Подготовить пересказ
данной сказки.
3)Сочинить свою сказку по
готовой концовке из сказки
«Солдатская шинель».